Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:04, контрольная работа
Сократа обвиняли в том, что он использовал красноречие, чтобы смутить и провести граждан, а также испортить молодое поколение. Обвиняли в том, что Сократ преступает закон, «тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, и выдает ложь за правду и других учит тому же», т.е. занимается натурфилософией или астрономией, хотя в самой науке Сократ не находит ничего плохого. Обвиняли его в поклонении новым Богам, обвиняли в том, что Сократ берется обучать людей и зарабатывает этим деньги.
Тема 1. Мировоззрение и философия
Вопрос 1. Философия и мудрость в учении Сократа (470 – 399 г.г. до н.э.)
1. Какие обвинения были предъявлены Сократу?................................................3
2. В чем видел Сократ пределы мудрости государственных людей, поэтов, ремесленников?.......................................................................................................3
3. Объяснимте связь мудрости и нравственности в учении Сократа………..5
4. Выделить в тексте элементы диалога Сократа (ирония, майевтика). Вопросы какого типа задавал Сократ своим обвинителям? …………………5
Вопрос 2. Размышления Аристотеля о мудрости
1. Выявить связь знания, мудрости и опыта в размышлениях Аристотеля…8
2. Какие оценки Аристотель давал общепринятым представлениям о мудрости?................................................................................................................9
3. Какой тип знания Аристотель относил к сфере мудрости?..........................9
4. Почему «знание ради пользы не ведет к мудрости»?...................................10
5. Какое состояние человека открывает путь познания?..................................10
Тема 2. Проблема человека.
1. Сравнить основы учения о человеке Фейербаха и философии рационализма……………………………………………………………………11
2. В чем проявляет себя сущность человека и как он ее осознает?..................13
3. Каковы природные основы человеческого существования?.........................13
4. Что делает возможным самопознание человека?...........................................14
5. В чем Фейербах видит назначение и смысл жизни человека?......................14
Тема 3.Бытие, природа и познание.
1. Выделить основные подходы древнегреческой философии в объяснении структуры материи и законов природы……………………………………….16
2. какие проблемы оказались в центре дискуссий античных мыслителей и современного естествознания?.............................................................................18
3. выявите различие методов познания античной философии и современного естествознания…………………………………………………………………..21
4. Какому из подходов античной философии отдает предпочтение В. Гейзенберг?............................................................................................................23
Тема 4. Социальная философия.
1. В чем причины распада нравственных традиций?........................................24
2. Особенности морального состояния русской интеллигенции……………26
3. Цель и субъективные интересы нигилистического морализма…………..26
4. Почему стало неизбежным морализирование революционной интеллигенции?.....................................................................................................27
5. В чем проявляется революционность умонастроения русской интеллигенции?.....................................................................................................28
6. Каковы основы механико-рационалистической теории счастья………...29
7. Симптомы проявления кризиса «интеллигентского « сознания»……….30
8. Что общее можно найти в самосознании революционной интеллигенции России начала ХХ века и либерально-реформаторской элиты начала ХХ1 века?........................................................................................................................32
Тема 5. Философия истории.
1.Какие типы культур в истории общества выделял П.Сорокин?....................33
2. Какое духовное начало определяло смысл каждой из культур?.................33
3.Что менялось в истории общества в периоды смены культур?....................34
4.Возможен ли синтез разных культур в условиях современного общества?34
5. Означает ли кризис духовных основ современного типа культуры конец цивилизации? ……………………………………………………………………35
Литература……………………………………………………………………….36
План:
Тема 1. Мировоззрение и философия
Вопрос 1. Философия и мудрость в учении Сократа (470 – 399 г.г. до н.э.)
1. Какие обвинения были
предъявлены Сократу?..........
2. В чем видел Сократ пределы
мудрости государственных людей, поэтов,
ремесленников?................
3. Объяснимте связь мудрости и нравственности в учении Сократа………..5
4. Выделить в тексте элементы диалога Сократа (ирония, майевтика). Вопросы какого типа задавал Сократ своим обвинителям? …………………5
Вопрос 2. Размышления Аристотеля о мудрости
1. Выявить связь знания, мудрости и опыта в размышлениях Аристотеля…8
2. Какие оценки Аристотель
давал общепринятым представлениям о
мудрости?.....................
3. Какой тип знания
Аристотель относил к сфере
мудрости?.....................
4. Почему «знание ради пользы
не ведет к мудрости»?....................
5. Какое состояние человека
открывает путь познания?.....................
Тема 2. Проблема человека.
1. Сравнить основы учения о
человеке Фейербаха и философии рационализма………………………………………………
2. В чем проявляет себя сущность человека и как он ее осознает?..................13
3. Каковы природные основы человеческого
существования?................
4. Что делает возможным самопознание
человека?.....................
5. В чем Фейербах видит назначение
и смысл жизни человека?.....................
Тема 3.Бытие, природа и познание.
1. Выделить основные подходы древнегреческой философии в объяснении структуры материи и законов природы……………………………………….16
2. какие проблемы оказались
в центре дискуссий античных
мыслителей и современного
3. выявите различие методов
познания античной философии
и современного естествознания…
4. Какому из подходов
античной философии отдает
Тема 4. Социальная философия.
1. В чем причины распада
нравственных традиций?........
2. Особенности морального
состояния русской
3. Цель и субъективные интересы нигилистического морализма…………..26
4. Почему стало неизбежным
морализирование революционной
интеллигенции?................
5. В чем проявляется
революционность умонастроения
русской интеллигенции?.......
6. Каковы основы механико-
7. Симптомы проявления кризиса «интеллигентского « сознания»……….30
8. Что общее можно найти
в самосознании революционной
интеллигенции России начала
ХХ века и либерально-реформаторской
элиты начала ХХ1 века?.........................
Тема 5. Философия истории.
1.Какие типы культур
в истории общества выделял
П.Сорокин?....................
2. Какое духовное начало определяло смысл каждой из культур?.................33
3.Что менялось в истории общества в периоды смены культур?....................34
4.Возможен ли синтез разных культур в условиях современного общества?34
5. Означает ли кризис духовных основ современного типа культуры конец цивилизации? ……………………………………………………………………35
Литература……………………………………………………
Тема 1. Мировоззрение и философия.
Вопрос 1. Философия и мудрость в учении Сократа (470 – 399 г.г. до н.э.)
Сократа обвиняли в том, что он использовал красноречие, чтобы смутить и провести граждан, а также испортить молодое поколение. Обвиняли в том, что Сократ преступает закон, «тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, и выдает ложь за правду и других учит тому же», т.е. занимается натурфилософией или астрономией, хотя в самой науке Сократ не находит ничего плохого. Обвиняли его в поклонении новым Богам, обвиняли в том, что Сократ берется обучать людей и зарабатывает этим деньги.
Сократ никогда никого ничему не учил, он лишь не препятствовал ни другим в том, чтобы они задавали ему вопросы, ни себе самому – в том, чтобы задавать такие же вопросы другим или отвечать на них.
Обвиняли в том, будто Сократ
считает себя обладателем какой-то особой
мудрости, хотя дельфийский бог и объявил
Сократа мудрейшим из людей, но эта его
мудрость, как он сам убедился, расспрашивая
людей, признаваемых мудрыми, заключается
только в том, что он признает отсутствие
у себя какой бы то ни было мудрости. За
это и озлобились на него все, кого считают
мудрым и кто сам себя считает таковым.
По-видимому, однажды у дельфийского оракула спросили, имеется ли человек более мудрый, чем Сократ, и оракул ответил, что не имеется. Сократ заявляет, что он был в полном недоумении, поскольку вовсе не признавал себя мудрым, хотя бог не может лгать. Поэтому он отправился к людям, считавшимся мудрыми, чтобы посмотреть, не может ли он убедить бога в его ошибке. Прежде всего, Сократ отправился к одному государственному деятелю, который “...кажется мудрым многим другим, а в особенности себе самому...” Сократ скоро обнаружил, что этот человек не был мудрым, и вежливо, но твердо объяснил ему это. Из-за этого и сам он и многие из присутствующих возненавидели Сократа. Рассуждая после этой встречи, Сократ сделал вывод, что он мудрее этого человека, так как они оба ничего хорошего и дельного не знают, но он, не зная, воображает. Обойдя многих, кто считает себя знающим, кто пользуется самой большой славой, оказываются лишенным чуть ли всякого разума, а другие, те, что считают себя похуже, напротив, оказываются более одаренными.
После этого Сократ обратился к поэтам, и попросил их объяснить ему отдельные места в их произведениях, но они были не в состоянии это сделать. Таким образом, Сократ узнал то, что они сочиняют, не мудростью своей, а благодаря некой природной способности, в состоянии вдохновения. Из за своего поэтического дарования поэты считают себя мудрейшими из людей, а на самом деле это не так.
Затем Сократ пошел к ремесленникам, но они также разочаровали его. Ремесленники на самом деле умели делать то, что не умел делать Сократ, они были мастерами в своем деле. Но их беда состояла, в том, что и у поэтов, каждый из них считал себя самым мудрым не только в их ремесле, но и в других, даже самых важных вопросах. Это заблуждение заслоняло собою ту мудрость, какая у них была.
В процессе этого занятия у Сократа появилось много опасных врагов. Наконец он пришел к выводу, что “мудрым оказывается бог и прорицанием своим он указывает на то, что человеческая мудрость дешево стоит, ничего не стоит. И, кажется, он не имеет в виду тут Сократа, а только воспользовался его именем для примера, все равно как если бы он сказал: “О люди, тот из вас мудрее, кто, подобно Сократу, познал, что он поистине ничего не стоит в смысле мудрости”.
Однако Сократ не утверждает, что мудрость - нечто принципиально непостижимое. И его знаменитый постулат: ”Я знаю только то, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого”, означает только, что афинский мыслитель стремится знать больше и глубже. Русский философ конца 19 в. расшифровывает сократовские слова так: ”Кто познал свое незнание, тот уже нечто знает и может знать больше; ты не знаешь - так узнавай; не обладаешь правдой - так ищи ее; когда ищешь, она уже при тебе, только с закрытым лицом, и от твоего умственного труда зависит, чтобы она открылась”.
Испытывая на мудрость других людей, сам Сократ не претендовал на звание мудреца. Он говорил: «Какой я мудрец, я только люблю и ищу мудрость, я - философ». Звание мудреца, по мнению Сократа, приличествовало лишь богу. Философ считал: если человек самодовольно возомнит о себе, что на каждый вопрос он знает единственно верный ответ, он не может быть философом, потому что ему незачем предаваться поискам наиболее верных понятий и блуждать по бесконечным лабиринтам мысли.
Излюбленным выражением Сократа, отражавшим его философскую позицию, было: «Я знаю только то, что ничего не знаю». «Ничего не знаю» означало, что, насколько бы далеко человек ни продвинулся в своем познании, он не должен останавливаться на достигнутом.
Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его... Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость".
Норма нравственности по Сократу
- автономна и индивидуальна. Настоящий
нравственно положительный
Сократ разработал собственный метод познания. В основе его лежат такие понятия как "ирония" и "майевтика", а строится он на системе вопросов и ответов (диалектика). Сократ был мастером выяснять суть вопросов и ответов в непринужденной беседе, предполагающей столкновение мыслей, отбрасывание ложных путей, выбор наводящих вопросов и, как следствие, постепенное приближение к истине. Именно в этой связи говорят о сократовской иронии, методе Сократа. Суть его в стремлении достичь правильного знания, обнаруживая противоречия в утверждениях собеседника, и как следствие, к признанию собственного невежества.
И вслед за ней сразу
же идёт "майевтика" (или, как говорил
Сократ, "повивальное искусство")
- искусство преодоления
Ирония – отличительная
черта диалектического метода Сократа,
его способа ведения диалога
и поиска общих определений. Об этом
свидетельствуют диалоги
Таким образом, ирония Сократа
— это скрытая насмешка над
самоуверенностью тех, кто мнит себя
«многознающим». Прикидываясь простаком
и задавая вопросы, Сократ лишал
самонадеянности «
На суде Сократ произнес речь в свою защиту, содержание которой с необычайной художественной силой передал Платон в первом философском сочинении «Апология Сократа».
Философ с присущей ему иронией заметил: «По заслугам моим я бы себе назначил вместо всякого наказания обед в Пританее». В Пританее афиняне устраивали пиры, на которых чествовали почетных гостей.
«Как подействовали на вас мой обвинители, афиняне, я не знаю, а я из-за них, право чуть было и сам себя не забыл: так убедительно они говорили. Впрочем, верного- то они, собственно говоря, ничего и не сказали» - пример иронии.