Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:04, контрольная работа
Сократа обвиняли в том, что он использовал красноречие, чтобы смутить и провести граждан, а также испортить молодое поколение. Обвиняли в том, что Сократ преступает закон, «тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, и выдает ложь за правду и других учит тому же», т.е. занимается натурфилософией или астрономией, хотя в самой науке Сократ не находит ничего плохого. Обвиняли его в поклонении новым Богам, обвиняли в том, что Сократ берется обучать людей и зарабатывает этим деньги.
Тема 1. Мировоззрение и философия
Вопрос 1. Философия и мудрость в учении Сократа (470 – 399 г.г. до н.э.)
1. Какие обвинения были предъявлены Сократу?................................................3
2. В чем видел Сократ пределы мудрости государственных людей, поэтов, ремесленников?.......................................................................................................3
3. Объяснимте связь мудрости и нравственности в учении Сократа………..5
4. Выделить в тексте элементы диалога Сократа (ирония, майевтика). Вопросы какого типа задавал Сократ своим обвинителям? …………………5
Вопрос 2. Размышления Аристотеля о мудрости
1. Выявить связь знания, мудрости и опыта в размышлениях Аристотеля…8
2. Какие оценки Аристотель давал общепринятым представлениям о мудрости?................................................................................................................9
3. Какой тип знания Аристотель относил к сфере мудрости?..........................9
4. Почему «знание ради пользы не ведет к мудрости»?...................................10
5. Какое состояние человека открывает путь познания?..................................10
Тема 2. Проблема человека.
1. Сравнить основы учения о человеке Фейербаха и философии рационализма……………………………………………………………………11
2. В чем проявляет себя сущность человека и как он ее осознает?..................13
3. Каковы природные основы человеческого существования?.........................13
4. Что делает возможным самопознание человека?...........................................14
5. В чем Фейербах видит назначение и смысл жизни человека?......................14
Тема 3.Бытие, природа и познание.
1. Выделить основные подходы древнегреческой философии в объяснении структуры материи и законов природы……………………………………….16
2. какие проблемы оказались в центре дискуссий античных мыслителей и современного естествознания?.............................................................................18
3. выявите различие методов познания античной философии и современного естествознания…………………………………………………………………..21
4. Какому из подходов античной философии отдает предпочтение В. Гейзенберг?............................................................................................................23
Тема 4. Социальная философия.
1. В чем причины распада нравственных традиций?........................................24
2. Особенности морального состояния русской интеллигенции……………26
3. Цель и субъективные интересы нигилистического морализма…………..26
4. Почему стало неизбежным морализирование революционной интеллигенции?.....................................................................................................27
5. В чем проявляется революционность умонастроения русской интеллигенции?.....................................................................................................28
6. Каковы основы механико-рационалистической теории счастья………...29
7. Симптомы проявления кризиса «интеллигентского « сознания»……….30
8. Что общее можно найти в самосознании революционной интеллигенции России начала ХХ века и либерально-реформаторской элиты начала ХХ1 века?........................................................................................................................32
Тема 5. Философия истории.
1.Какие типы культур в истории общества выделял П.Сорокин?....................33
2. Какое духовное начало определяло смысл каждой из культур?.................33
3.Что менялось в истории общества в периоды смены культур?....................34
4.Возможен ли синтез разных культур в условиях современного общества?34
5. Означает ли кризис духовных основ современного типа культуры конец цивилизации? ……………………………………………………………………35
Литература……………………………………………………………………….36
Материализм Фейербаха не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого «Я». Духовное начало в человеке не может быть отдельно от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом: преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.
Самопознание в философии означает, прежде всего, определение человеком собственной сущности исходя из контекста общих представлений о мире, обществе, а так же месте человека в них, т.е. оно выступает в качестве знания объективирующего.
Человек самого себя познает из объекта: сознание объекта есть самосознание человека. По объекту мы можем узнать человека и его сущность. В объекте обнаруживается сущность человека, его истинное объективное "Я". Это относится не только к умственным, но и к чувственным объектам. Наиболее отдаленные от человека объекты являются откровениями его человеческой сущности, поскольку и потому что они являются его объектами. Луна, солнце и звезды взывают к человеку: ...познай самого себя. То, что он их видит, и видит так, а не иначе, свидетельствует о его собственной сущности. Только человеку доступны чистые, интеллектуальные, бескорыстные радости и аффекты; только человеческие глаза знают духовные пиршества.
Фейербах о назначении и смысле жизни говорил: «Человеку следует отказаться от христианства – лишь тогда он выполнит и достигнет своего назначения, лишь тогда он станет человеком, ибо христианин не человек, а «полуживотное-полуангел».
Лишь когда человек осознает себя человеком, когда он не хочет быть чем-то большим, чем он есть, когда он уже не ставит себе цель, противоречащую его назначению, цель недостижимую, фантастическую — цель стать богом, лишь тогда он станет законченным человеком, в котором не будет места потустороннему миру.
И к этой законченности человека Фейербах относит также саму смерть, так как смерть относится к природе человека. Поэтому умереть по-человечески, умереть в сознании, что ты в умирании исполняешь свое последнее человеческое назначение - будет твоим последним желанием, твоей последней целью, говорил Фейербах.
«Особым назначением — таким, которое сначала вводит человека в противоречие с самим собой и повергает его в сомнение,— сможет ли он достигнуть этого назначения или нет,— человек обладает лишь как существо моральное, то есть как социальное, гражданское, политическое существо. Это назначение, однако, никакое иное, чем то, которое человек в нормальном и счастливом случае избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений. Тот, кто сам не знает, в чем его назначение, тот и не имеет особого назначения.»
Основное содержание этой работы Фейербаха шло вразрез с догматикой ортодоксального христианства и было направлено на примирение прежнего разногласия «между потусторонним и посюсторонним, чтобы человечество единодушно, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своем мире и на своем настоящей; ведь только эта безраздельная сосредоточенность на действительном мире дает новую жизнь, даст великих людей, вызовет великие идеи и дела».
Философ отрицал личное бессмертие, доказывая, что жизнь отдельного человека временна, преходяща, человек смертен. Вера в загробную жизнь таит в себе большой вред, так как она снижает в глазах человека ценность его реальной жизни. Религиозные догматы о бессмертии и жизни на небесах разоружает человека в его борьбе за настоящую жизнь. Здоровье имеет большие ценности, чем проповедуемое церковью бессмертие. Здоровое сердце может найти на земле все, что требуется человеку, и поэтому не надо отсылать людей к другой жизни, обрекая их на Земле на страдания и лишения.
Тема 3.Бытие, природа и познание.
1.Выделить основные
подходы древнегреческой
В начале греческой философии стоит дилемма «единого» и «многого». Нашим чувствам открывается многообразный, постоянный изменяющийся мир явлений. Пытаясь понять явления, мы замечаем, что всякое понимание начинается с восприятия их сходных черт и закономерных связей – основополагающий принцип. Этот принцип связывают с некой «первосубстанций». Так как внимание направлено в первую очередь на материю, на материальную причину вещей, естественным следствием оказывается понятие мельчайших частиц материи. Кусок вещества можно делить до бесконечности, однако довольно трудно представить себе процесс деления до бесконечности. Греческая философия то же осознавала эту трудность, и атомистическую гипотезу можно считать первым и естественным выходом из подобных затруднений.
Основатели древнегреческой атомистики были Левкипп и Демокрит. Они считали, что в мире существует «бытие» — атомы и «небытие» — пустота, причем пустота столь же реально существует, как и атомы. Атомы—неделимые, непроницаемые, однородные по качеству, но бесконечно разнообразные по форме частицы. Они вечны, не созданы никем и не могут быть уничтожены ни богом, ни людьми; их соединение и разъединение, разнообразные по порядку и положению сочетания приводят к образованию всего бесконечного многообразия существующих вещей и их свойств.
В основе многообразия явлений и вещей мира лежат первоначальные отличия атомов. Атомы различаются формой, порядком и положением в пространстве. Эти основные отличия являются причинами всех других свойств. Кроме того, они отличаются по величине и тяжести, но величина предполагается уже в свойстве формы, а тяжесть присуща всему телесному, в том числе и атомам. Величина и тяжесть — это свойства, производные от основных, существенных.
Атомы у Демокрита мыслятся как неизменные объекты, лишенные внутренних источников движения. Движение атомов происходит от их отталкивания; движение представляет неотъемлемое, внутреннее свойство материи в целом, т. е. совокупности атомов, и не подлежит объяснению. Условием движения является наличие пустоты («небытия»), которая также существует объективно, как и атомы. «Средними ступенями» между вещами и атомами являются четыре элемента Эмпедокла — земля, вода, воздух и огонь.
Будучи последовательным
атомистом, Демокрит все явления
неживой и живой природы
Мир бесконечен и, несмотря на все его многообразие, един; единство всех явлений. И предметов мира, по Демокриту, в том, что они состоят из материальных частиц — атомов, т. е. единство мира — в его материальности.
Гениальная догадка древних об атомном строении материи была важным вкладом в доказательство материальности мира и тем самым имела большое значение в развитии категории материи.
Когда Платон занялся проблемами,
выдвинутыми Левкиппом и
Платон, в отличие от прежних ученых, ввел в атомистику понятия геометрической симметрии. Конкретно, у Платона атомы четырех стихий – это четыре элементарных многогранника. Куб – мельчайшая частица земли, тетраэдр – мельчайшая частица огненной стихии, икосаэдр, представляет собой подвижную водную стихию. Таким образом, правильные тела могли служить символами определенных особенностей физических характеристик материи.
Но по сути дела, это были уже не атомы, не неделимые первичные единицы в смысле материалистической философии. Платон считал их составленными из треугольников, образующих поверхности соответствующих элементарных тел. Путем перестройки треугольников эти мельчайшие частицы могли поэтому превращаться друг в друга. Например, два атома воздуха и один атом огня могли составить один атом воды. Так Платону удалось обойти проблему бесконечной делимости материи; ведь треугольники, двумерные поверхности — уже не тела, не материя, и можно было поэтому считать, что материя не делится до бесконечности. Это значило, что понятие материи на нижнем пределе, т. е. в сфере наименьших измерений пространства, трансформируется в понятие математической формы. Эта форма имеет решающее значение для характеристики прежде всего мельчайших частиц материи, а затем и материи как таковой.
Все это довольно точно
соответствует главным
Значение
этого шага в философском
На греческую философию произвело сильное впечатление убедительность логических и математических аргументов. Она была просто подавлена силой этой убедительности.
2. какие проблемы
оказались в центре дискуссий
античных мыслителей и
В наше время развитие атомной физики радикально изменило наши представления о природе и структуре материи, представленные древнегреческими философами. Некоторые древние проблемы в недавнее время нашли ясное и окончательное решение.
Начиная с XVI! века по мере становления естественных наук Нового времени философия материализма, развитая к древности Левкиппом и Демокритом, оказалась центральным пунктом множества дискуссий.
В центре научных дискуссий
в естествознании конца XIX — начала
XX в. оказались философские
В начале греческой философии стоит дилемма «единого» и «многого». Древнегреческая философия сводит многообразный, постоянно изменяющийся мир явлений, к единому принципу. Пытаясь понять явления, ученые замечают, что всякое понимание начинается с восприятия их сходных черт и закономерных связей. Таким образом, всякое стремление понять изменчивое многообразие явлений с необходимостью приводит к поискам основополагающего принципа.
Внимание же современного естествознания сосредоточивается не столько на основополагающих законах, сколько на частных закономерностях. Естествознание развивается начиная не с общих законов, а с отдельных групп явлений.
Характерной особенностью древнегреческого мышления было то, что первые философы искали «материальную причину» всех вещей.
Так как все внимание направлено в первую очередь на материю, на материальную причину вещей, естественным следствием стремления к простоте оказывается понятие мельчайших частиц материи. А это приводит к известным трудностям, связанным с понятием бесконечности.
Основатели атомистического учения Левкипп и Демокрит попытались избежать этой трудности, допустив, что атом вечен и неразрушим, т. е. что он есть подлинно сущее.
Данная часть учения Левкиппа и Демокрита составляет одновременно его силу и его слабость. С одной стороны, здесь дается прямое объяснение различных агрегатных состояний материи, а с другой стороны, атом оказывается в конце концов всего лишь составной частью материи. А так как атом обладает пространственными характеристиками, то почему, собственно, его нельзя разделить? В таком случае можно вновь поставить вопрос о структуре атома, рискуя при этом утратить ту самую простоту, которую надеялись обрести ученые с помощью понятия мельчайших частиц материи. Создается впечатление, что атомистическая гипотеза - в ее первоначальной форме — еще недостаточно тонка, чтобы объяснить то, что в действительности стремились понять философы: простое начало в явлениях и материальных структурах.
Эти трудности, присущие материалистическому учению об атомах, в античных дискуссиях о мельчайших частицах материи, проявились со всей определенностью и в развитии физики нашего столетия. Главным образом, они связаны так же с проблемой бесконечной делимости материи. Так называемые атомы химиков оказались составленными из ядра и электронов. Атомное ядро было расщеплено на протоны и нейтроны. Неизбежно встает вопрос, а нельзя ли подвергнуть дальнейшему делению и элементарные частицы, а так же представляют ли собою мельчайшие единицы обыкновенные физические объекты, существуют ли они в том же смысле, что и камни или цветы?