Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:04, контрольная работа
Сократа обвиняли в том, что он использовал красноречие, чтобы смутить и провести граждан, а также испортить молодое поколение. Обвиняли в том, что Сократ преступает закон, «тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, и выдает ложь за правду и других учит тому же», т.е. занимается натурфилософией или астрономией, хотя в самой науке Сократ не находит ничего плохого. Обвиняли его в поклонении новым Богам, обвиняли в том, что Сократ берется обучать людей и зарабатывает этим деньги.
Тема 1. Мировоззрение и философия
Вопрос 1. Философия и мудрость в учении Сократа (470 – 399 г.г. до н.э.)
1. Какие обвинения были предъявлены Сократу?................................................3
2. В чем видел Сократ пределы мудрости государственных людей, поэтов, ремесленников?.......................................................................................................3
3. Объяснимте связь мудрости и нравственности в учении Сократа………..5
4. Выделить в тексте элементы диалога Сократа (ирония, майевтика). Вопросы какого типа задавал Сократ своим обвинителям? …………………5
Вопрос 2. Размышления Аристотеля о мудрости
1. Выявить связь знания, мудрости и опыта в размышлениях Аристотеля…8
2. Какие оценки Аристотель давал общепринятым представлениям о мудрости?................................................................................................................9
3. Какой тип знания Аристотель относил к сфере мудрости?..........................9
4. Почему «знание ради пользы не ведет к мудрости»?...................................10
5. Какое состояние человека открывает путь познания?..................................10
Тема 2. Проблема человека.
1. Сравнить основы учения о человеке Фейербаха и философии рационализма……………………………………………………………………11
2. В чем проявляет себя сущность человека и как он ее осознает?..................13
3. Каковы природные основы человеческого существования?.........................13
4. Что делает возможным самопознание человека?...........................................14
5. В чем Фейербах видит назначение и смысл жизни человека?......................14
Тема 3.Бытие, природа и познание.
1. Выделить основные подходы древнегреческой философии в объяснении структуры материи и законов природы……………………………………….16
2. какие проблемы оказались в центре дискуссий античных мыслителей и современного естествознания?.............................................................................18
3. выявите различие методов познания античной философии и современного естествознания…………………………………………………………………..21
4. Какому из подходов античной философии отдает предпочтение В. Гейзенберг?............................................................................................................23
Тема 4. Социальная философия.
1. В чем причины распада нравственных традиций?........................................24
2. Особенности морального состояния русской интеллигенции……………26
3. Цель и субъективные интересы нигилистического морализма…………..26
4. Почему стало неизбежным морализирование революционной интеллигенции?.....................................................................................................27
5. В чем проявляется революционность умонастроения русской интеллигенции?.....................................................................................................28
6. Каковы основы механико-рационалистической теории счастья………...29
7. Симптомы проявления кризиса «интеллигентского « сознания»……….30
8. Что общее можно найти в самосознании революционной интеллигенции России начала ХХ века и либерально-реформаторской элиты начала ХХ1 века?........................................................................................................................32
Тема 5. Философия истории.
1.Какие типы культур в истории общества выделял П.Сорокин?....................33
2. Какое духовное начало определяло смысл каждой из культур?.................33
3.Что менялось в истории общества в периоды смены культур?....................34
4.Возможен ли синтез разных культур в условиях современного общества?34
5. Означает ли кризис духовных основ современного типа культуры конец цивилизации? ……………………………………………………………………35
Литература……………………………………………………………………….36
Начало 20 века ознаменовалось
для большей части российской
интеллигенции духовными
Тема 5. Философия истории.
1.Какие
типы культур в истории
Сорокин выделял три типа культуры:, идеациональная (средневековая), идеалистическая (переходная культура 13 – 14 столетия) и чувственная (современная культура, начинается приблизительно с 16 века),
2. Какое
духовное начало определяло
Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей частью ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) — все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры.
В идеациональном типе культуры главным принципом или главной истиной был Бог. Все важнейшие разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность. Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы и линии в цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер. Философия была практически идентична религии. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз, выражала все ту же фундаментальную ценность. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям.
Таким образом, интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувствительность, сверхразумность Бога. Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, абсолютно справедливого, прекрасного, создателя мира и человека.
Идеалистический – это тип культуры, представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, а вера – наукой, эмпирическое восприятие – интуицией, т.е по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума».
В чувственном типе культуры преобладает эмпирически – чувственное восприятие мира. Этот тип культуры основывается и объединяется вокруг этого нового принципа: объективная действительность и смысл ее сенсоры. Именно этот принцип провозглашается нашей современной чувственной культурой во всех ее основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей.
3. Что менялось в истории общества в периоды смены культур?
В истории человечества одна форма культуры и общества исчезает, а другая форма появляется. Эти переходы сопровождаются взрывом войн, революций, анархии и кровопролитий; социальным, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом; возрождением отвратительной жестокости, временным разрушением больших и малых ценностей человечества; нищетой и страданием миллионов.
4.Возможен
ли синтез разных культур в
условиях современного
В отличие от Гегеля, который рассматривал исторический процесс, как прямое поступательное движение, Сорокин трактовал его как «циклическую флуктуацию», т.е. идущую законченными циклами смену, перетекающих друг в друга типовых культурных общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания.
5. Означает
ли кризис духовных основ
Кризис не есть предсмертная агония культуры и общества, т.е. кризис не означает ни разрушения, ни конца их исторического существования.
Тщательное изучение ситуации показывает, что кризис представляет собой лишь разрушение чувственной формы западного общества и культуры, за которым последует новая интеграция, столь же достойная внимания, каковой была чувственная форма в дни своей славы и расцвета. Точно так же как замена одного образа жизни у человека на другой вовсе не означает его смерти, так и замена фундаментальной формы культуры на другую не ведет к гибели того общества и его культуры, которые подвергаются трансформации.
После хаоса переходного
периода в конце средних веков
западная культура и общество демонстрировали
в течение пяти веков все великолепие
своих созидательных
Во время любой политической компании мы часто слышим, как малозначительный политик грозит своим слушателям «концом цивилизации» в случае, если его не выберут. Почти ежедневно мы слышим известные вариации на эту тему от людей высокоинтеллектуальных и от толпы со слабым интеллектуальным потенциалом, искателей чего то совершенно незначительного и подчас эгоистичного. Если мы поверим этим псевдопророкам, то цивилизация и культура должны были погибнуть давным - давно или вот – вот исчезнуть. К счастью культура и цивилизация бесконечно прочнее, чем заверяют нас клоуны политического цирка. Политические, да и не только политические партии, группировки, фракции и армии приходят и уходят, а культура остается вопреки их похоронным речам. Вопреки всему цивилизация продолжает существовать и развиваться.
Литература:
1.Сорокин П.А. Человек.
Цивилизация. Общество. – М.: Знание,
1992- 478
2.Сорокин П.А. Социологические теории
современности. - М.: Знание, 1992 -423
3. Г. Хафнер Выдающиеся портреты античности:
337 портретов в слове и образе. - М.,1984 г.
4. Б. Рассел История западной философии. - М.,1993 г.
5. М. Вальяно Основы философской культуры. - М.,1994 г.
6. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. — 576 c.
7. Библиотека «Вѣхи» http://www.vehi.net/
8. Из глубины. Сборник статей о русской революции С.А. Котляровский[1]
9.Из книги М. Гаспарова "Записки и выписки"[2]
Платон Афинский Апология Сократа. Критон (сократические). ок. 399-387 до н.э.1990 - 1990
10.Интернет источники:
http://www.yabloko.ru/Themes/
http://www.imp.uran.ru/KTM_
http://wklim.ru/content/
h http://filo-edu.ru/filoedu_