Проблема человека в философии и науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

17) Природа и сущность человека: основные стратегии осмысления. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.
18) Основные проекции человеческой реальности: «индивид», «личность», «индивидуальность». Их соотношение и взаимосвязь. Личность и история.
19) Проблема смысла жизни и смысла смерти в духовном опыте человека и человечества.
17) Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации. Проблема постчеловека.

Файлы: 1 файл

Печать философия.docx

— 104.21 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

  1. 17) Природа и сущность человека: основные стратегии осмысления. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.
  2. 18) Основные проекции человеческой реальности: «индивид», «личность», «индивидуальность». Их соотношение и взаимосвязь. Личность и история.
  3. 19)  Проблема смысла жизни и смысла смерти в духовном опыте человека и человечества.
  4. 17) Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации. Проблема постчеловека.

 

1. Природа и сущность человека: основные стратегии осмысления. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.

 «Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной,

ибо хочу быть человеком»

Ф.М. Достоевский

И.Кант считал, что три самых главных философских вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» можно свести к четвертому вопросу – «Что такое человек?» Этот вопрос является самым фундаментальным. Ответ находится в рамках философской антропологии.

Антропология – специальная наука, изучающая происхождение человека и его биологические особенности.


Тема человека в истории философской мысли – старая и вечно новая проблема. Старая – потому что столь же древняя как и сам человек. Вечно новая, потому что постоянно изменяются условия жизни, научные знания, сам человек. Каждый раз эта проблема является проблемой иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, иначе мыслящего, чувствующего, понимающего мир. Человек – наиболее уникальное и одновременно универсальное существо, что предопределяет «вечность» его проблемы в динамике культуры и философии.

Понятие природы человека – предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека – это «стартовые условия», ситуация, в которой находится каждый человек. Традиционно решение вопроса о природе и сущности человека видится на пути дуализма души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божественного и земного. В современной антропологии существуют как минимум три стратегии смысления природы человека:

– Одномерная, представленная социологизаторской и биологизаторской программами. Человек исключительно социальное или биологическое существо. Согласно первой программе, природа человека всецело социальна – человек не может стать человеком (личностью) вне общества. Сторонники второй ссылаются на данные современной социобиологии – ключ к пониманию поведения человека в генетических характеристиках;

 – Двумерная, в которой человек трактуется как биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием и природы и общества. Существование и развитие человека определено двумя типами программ – генетической и социокультурной. Дуальность человека проявляется в основных оппозициях его бытия: тело – дух, природа – свобода, разум – интуиция.

 – Триединая (трехмерная) – человек представлен как сложное взаимодействие трёх начал – биологического, социального и духовного. Как неделимое единство тела, души и духа. Идея тела в философии отсылает к природным основаниям человеческого бытия. С феноменом души (как особой жизненной энергии) философия традиционно соотносила проблематику жизни и смерти, свободы и творчества. Понятие дух обращено к описанию не столько индивидуального, сколько всеобщего в человеке.

 

Проблематичность человека коренится уже в самой тайне его происхождения.

Проблема антропогенеза

  Еще И.Кант отмечал, что проще объяснить происхождение и развитие Вселенной, чем бабочки или гусеницы, тем более, человека. Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек – это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т.е. существом социальным. Встает вопрос о том, каким образом происходило формирование человека как разумного, социального и деятельного существа.

На сегодняшний день наличествует около тридцати теорий и гипотез антропогенеза.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis - происхождение) – процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида.


Тенденции интерпретации антропогенеза в философии могут быть разделены на две основ. группы:

  1. Креационистские

Креационизм (от лат. creatio - творение) рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Основное отличие креационизма от других моделей определяется пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования.

В качестве современных модификаций креационизма выступают популярные сегодня, и не безосновательно, космические (или уфологические) концепции антропогенеза, объясняющие возникновение человека участием внеземного разума.

Вглядываясь в руины древних храмовых комплексов и сооружений, которым не одна тысяча лет, каждый обыватель вольно или невольно ловит себя на мысли о высочайшем уровне развития технологий древних зодчих. Например, технологий в обработке сверхтвердых пород камня не имеющих аналогов даже в современности. А познания древних цивилизаций в области астрономии, математики, инженерии, архитектуре, ирригации просто поражают.


Без утвердительного ответа остается и вопрос о сверхвозможностях человеческого мозга. По мнению известного физиолога Н.П.Бехтеревой – требования, которые предъявляют земные условия к мозгу, во много раз ниже, чем его потенциальные возможности (средний человек использует лишь 3% возможностей мозга, «гений» – 5%), поэтому она склоняется к инопланетной версии происхождения человека. Однако, несмотря на смелые предположения еще русских космистов К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, Н.Ф.Федорова мы не знаем той планеты, где бы исходные требования к мозгу были на много порядков выше, чем на Земле. Как считал В.И.Вернадский, жизнь во Вселенной вечна так же, как и сама Вселенная. Живое вещество привнесено  из глубин космоса, но не в виде молекул, а в виде постоянно действующих во Вселенной биологических полей.

2. Эволюционные

Эволюционизм отстаивает идею естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт общеприродной эволюции. Оформление эволюционной концепции связывают с именем Ч.Дарвина, который первым научно обосновал наличие единого животного предка у человека и обезьяны и указал на естественный отбор как движущий фактор эволюции.

Трудовая теория Ф.Энгельса утверждает, что именно труд способствовал развитию и закреплению основных признаков и определил возникновение у человека особой формы адаптации к внешней среде. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. «Труд явился силой, которая сформировала человеческое сознание. Благодаря ему человек стал человеком» (Энгельс Ф. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»)

Очевидно, следует говорить о комплексном характере факторов антропосоциогенеза. Говоря о происхождении человека следует иметь ввиду не только длительный процесс эволюции, но и то, что это была качественно иная ветвь, отличная от обезьяноподобных. На этом фоне можно выделить ряд факторов, сыгравших комплексную роль: труд, членораздельная речь, климатические изменения, сплочение в коллективы, мышление, солнечная и урановая радиация, ослабившие физические свойства проточеловека, сексуальная революция.

2. Основные проекции человеческой реальности: «индивид», «личность», «индивидуальность». Специфика личностного бытия человека. Личность и история.

«Я была всегда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был»

Анна Ахматова

Понятие личности относится к числу сложнейших в философии и человекознании в целом. Проблема личности – это вопрос о том, в чем сущность человека, каково его место в мире и в истории. Анализ любого общества невозможен без обращения к личности. При изучении данного вопроса следует прежде всего уяснить (и различать) близкие по значению понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

В понятии индивид, отдельный человек, подчеркивается принадлежность к человеческому роду. Неделимая частица какого-то целого, «социальный атом». Это самая простая характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов.

Индивид – термин, обозначающий отдельного человека.


Таким образом, индивид – скорее, абстракция, чем реальность, скорее, понятие, нежели существо из плоти и крови, оболочка человека, лишенная живой конкретности. Об индивиде говорят лишь тогда, когда его отличительные личностные и психологические свойства не важны. В истории философии известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социального коллектива. Так становление современной западноевропейской культуры при переходе от традиционного общества к обществу модерна шло по линии постоянного возвышения индивидуального начала, пока оно не встало во главе всех остальных ценностей.

Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность». Несмотря на сходство в названиях, дистанция между индивидом и индивидуальностью огромна. Индивидуальность – это специфическая уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств. Она определяет его внутренний мир, его экзистенциальный опыт. Индивидуальность – это то, чем Ты, Он, Я отличаемся друг от друга и остальных людей.

    Индивидуальность – понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека.


В каждом конкретном обществе, в каждой стране люди живут в более или менее одинаковых условиях – в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка, но люди всё равно все разные, не похожие друг на друга. Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях. Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

Во-первых, особенности психического склада человека: темперамент, скорость психических реакций, особенности памяти, сообразительность – все это наследственные факторы.

Во-вторых, опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого человека свой опыт детства, свои переживания, каждому по-своему открывался мир, каждый по-своему переживал свои детские страхи, неудачи и радости. Опыт детства накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

В-третьих, особенности индивидуальной биографии – каждый живет свою жизнь, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, - совершенно не похоже на жизнь других людей.

В-четвертых, противоречивость жизненных ролей. Каждый человек в жизни играет одновременно несколько ролей. Например, когда студент разговаривает с преподавателем – это один человек. В компании друзей он становится совершенно другим – это его вторая роль – друга. Дома, разговаривая с родителями, он уже в третьей роли – сына.

Все эти четыре момента делают каждого человека неповторимым и уникальным.

Социальную сущность человека выражает понятие личности. Личность – это целостный человек в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций, ролей. Личность выражает самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа социодуховного. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку духовно-нравственных и гражданских чертах: что он любит и ценит, как относится к другим людям, способен ли на помощь, есть ли у него своё личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, до конца отвечать за свои действия.

Таким образом, человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а становится ею. В начале личности всегда стоит акт самосознания, призывающий личность к исполнению своего предназначения в жизни, культуре, истории.

    Личность – понятие, обозначающее совокупность социально значимых черт, характеризующих человека как члена того или иного общества.


В современной социологии личность рассматривается как продукт социализации индивида, процесс усвоения им необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта. Однако личность – это не набор отдельных изолированных качеств, а система взаимосвязанных свойств.

 

3. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человека и человечества.

Есть лишь один фундаментальный вопрос философии,

 вопрос о том,стоит ли жизнь того, чтобы её прожить

А. Камю

Сущность человека определяет смысл человеческого существования. Предворяя рассуждения по этому вопросу следует оговориться, что философия не занимается конструированием смысла жизни и смысла смерти, но она обнаруживает эту проблему.

В рамках данной проблемы можно выделить два основных вопроса, на которые мы и попытаемся последовательно ответить:

  1. В чём истоки смысла жизни, какова его природа, существует ли он вообще?
  2. Каково конкретное содержание этой категории – для чего жить?

 Ответ на первый вопрос  логично будет начать с примера. Не так давно, в конце 90-ых годов, полиция и работники лондонского  метрополитена с тревогой обнаружили, что возросло количество самоубийств, совершаемых в метро. С этими  данными были ознакомлены психологи. В конце концов они вынесли заключение. Оказалось, что на людей мучительно тяжело воздействовала повторяемая на всех станциях надпись: «Выхода нет». Она усиливала ощущение бессмысленности жизни, которое временами возникает у каждого из нас. Тогда со всех стен убрали надпись и всюду, где это было возможно, повесили другую: «Выход есть». Это ли подействовало, но с тех пор самоубийства в лондонской подземке стали редкостью.

Информация о работе Проблема человека в философии и науке