Проблема человека в философии и науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

17) Природа и сущность человека: основные стратегии осмысления. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.
18) Основные проекции человеческой реальности: «индивид», «личность», «индивидуальность». Их соотношение и взаимосвязь. Личность и история.
19) Проблема смысла жизни и смысла смерти в духовном опыте человека и человечества.
17) Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации. Проблема постчеловека.

Файлы: 1 файл

Печать философия.docx

— 104.21 Кб (Скачать файл)

Выходит веру в будущее можно эксплуатировать, ею можно спекулировать. Но прогнозы могут и должны выполнять совершенно иные функции. Подлинная, гуманистически оправданная задача прогноза состоит в том, чтобы не только показать варианты возможного развития личности и общества, но и в том, чтобы пробудить творческую энергию людей ради достижения действительно высоких и благородных целей. Человек никогда не должен быть рабом обстоятельств или заранее запрограммированного будущего; согласно Ясперсу, он сам должен участвовать в борьбе за будущее, создавать («конструировать») новые возможности, которых без него не было бы. Здесь уместно напомнить, что прошлое никогда не превращалось в будущее плавным течением; будущее, как и все живое, рождается в муках.

 

3) Особенность современного социального прогресса – возрастание его темпов (ускорение ритмов истории), которое придает особую динамичность и стремительность развитию человечества. Специфика современности заключается в том, что в единицу времени происходит в десятки раз больше изменений, чем в предыдущие эпохи. Мир стал стремительно меняться. То, что казалось незыблемым, складывалось десятилетиями и столетиями, вдруг радикально меняется в течение нескольких месяцев или дней. Американский футуролог Олвин Тоффлер еще 30 лет тому назад в своей книге «Столкновение с будущим» подчеркивал, что в те немногие десятилетия, что отделяют его современников от XXI-го века, миллионы обычных, психически вполне нормальных людей придут в резкое столкновение с будущим. Многие жители самых богатых и технически развитых стран мира обнаружат, что характерный для нашей эпохи нескончаемый поток перемен предъявляет к ним все более высокие требования, что им мучительно трудно угнаться за своим временем. Будущее наступает для них слишком рано. Оно буквально врывается в жизнь людей.

Мало того, что ускорение темпа перемен преобразует целые отрасли промышленности или страны, - оно являет собой конкретную силу, которая вторгается в нашу личную жизнь, проникая в сокровенные ее глубины: угрожает сделать нас жертвами новой опасной психологической болезни. Эту новую болезнь Тоффлер назвал «шоком от столкновения с будущим». Футурошок – это состояние потери ориентации в реальности.

Сегодня эти тенденции только нарастают. Современный мир вступил в полосу глобального беспорядка, в ситуацию нарастающих кризисов и хаоса. А это в свою очередь, ведет к неизбежным конфликтам и войнам. Поэтому понятными становятся такие определения современности как «общество риска», «цивилизация риска».

Непоследнюю роль в проецировании «нового мира» играет научно-техническая революция (НТР), развернувшаяся во вт. пол. XX века. Современная НТР – третья по счету (ей предшествовали аграрная революция в период неолита и промышленная революция кон.XVIII в.). Как и предыдущие две современная НТР явилась радикальным технологическим переворотом в развитии общества. Эта революция связана в первую очередь с тем, что наука стала непосредственной производительной силой, чего никогда не было раньше. Она основывается на принципиально новых, неизвестных ранее видах энергии, техники и технологий. Приоритетными направлениями стали микроэлектроника, информатика, биотехнологии, генная инженерия.

Современная НТР проявляется в 3 основных параметрах:

1. Информационно-компьютерная революция. Без персональных компьютеров  трудно представить в настоящее  время развитие какой-либо отрасли  промышленности, науки, культуры и  т. д.

2. Биотехнологическая революция. Связана с исследованием генома человека. Возможно создание генномодифицированных людей с активизацией определенных генов (ловкости, гениальности, долголетия).

3.  Нанотехнологический переворот. Создание технологий производства вещей, выращивания органов на атомном (нано)уровне с помощью микророботов.

Современная НТР носит противоречивый характер:

С одной стороны, происходит повышение производительности труда и благосостояния общества. С другой – усиливается обезличивание и бездуховность людей. Человек становится зависимым от техники. Это чревато созданием тоталитарного технологического строя, манипулированием массовым сознанием.

Все эти революционные изменения создадут мир совершенно нового типа уже к середине XXI века, но, кто им воспользуется? Не мировая ли финансовая олигархия?

Напрашиваются и другие вопросы: как долго может продолжаться ускорение социального прогресса? Существуют ли пределы для роста населения и экономического развития, для промышленного производства и т.д.? Многие ученые склонны утверждать, что такие пределы существуют.

Индустриальная цивилизация в своем развитии подошла к критической черте. Большинство современных проблем приняло глобальный характер: экологическая, демографическая, экономичес., антропологическая.

Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 70-е годы XX в. Был создан Римский клуб – неформальная организация ученых, впервые применивших методики моделирования будущего. Президентом клуба стал итальянский бизнесмен Аурелио Печчеи. Первый доклад клубу носил название «Пределы роста». С помощью ЭВМ была построена математическая модель мира, куда в качестве исходных данных включили численность населения планеты, промышленное производство, использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. Модель охватывала большой период времени: сто лет в прошлое и сто лет в будущее. Прогноз стал своего рода шоком: при сохранении существующих темпов развития экономики и роста населения человечество неминуемо придет к глобальной экологич. катастрофе уже в конце XXI в. Проступали контуры гибели человечества. Чтобы избежать этой катастрофы представители Рим. клуба предложили перейти к «нулевому росту» (прекращение всякого развития). По сути выступили с концепцией свертывания научно-технического развития.

Есть и альтернативные решения. Некоторые исследователи считают, что поставленные проблемы могут быть решены в рамках формирования духовно-экологической цивилизации. Необходимым условием продолжения человеческой истории есть переориентация с сугубо потребительского пути развития на путь, определяемый мерой разумного удовлетворения потребностей при сохранении пригодной для обитания человека окружающей среды. Иногда ее сравнивают с «глобальной деревней».

 

4) Мощнейшим фактором формирования будущего выступают современные глобализационные процессы, радикально меняющие облик социальной реальности XXI века. При этом следует отметить, что процесс глобализации и глобальные проблемы, вставшие перед человечеством, хотя и тесно связаны между собой, но это далеко не одно и то же. Если глобальные проблемы порождены противоречием между обществом и природой (например, глобальный экологический кризис), то процесс глобализации касается прежде всего внутреннего состояния общества, его постоянного движения по пути единства во всемирном масштабе, как процесс слома и демонтажа всяческих границ – национальных, экономических, государственных, культурных. Это единство продемонстрировала уже война 1914-1918 годов, а затем и Вторая мировая. Но глобализация как некое не локальное, а поистине всепланетарное явление начинает развиваться лишь со второй половины XX в., а если быть точным – после распада СССР, т.е. последние 20 лет. Устранение конкурента в лице Советского Союза позволило Западу беспрепятственно начать процесс формирования «нового миропорядка».

Как и любой сложный общественный процесс, глобализация представляет собой единство объективного и субъективного факторов социальной динамики. С одной стороны, глобализация – процесс объективный и закономерный, коренящийся в самой природе социального организма, который растет, развивается и совершенствуется. Объективными предпосылками процесса глобализации являются:

а) Общедоступная возможность мгновенного перевода любой суммы денег из любой точки мира, а также столь же мгновенного получения любой информации по любому поводу (Интернет).

б) Одной из значимых тенденций развития современного мира является унификация образа жизни, стилей поведения, взглядов, вкусов. Во всех уголках планеты люди сегодня имеют возможность носить одинаковую одежду, потреблять одинаковую пищу. Чуть ли не весь мир потребляет продукцию Голливуда, читает одни и те же книги, слушает англоязычную поп- и рок-музыку и т.п.

в) Наиболее рельефно объективная составляющая глобализации предстает в виде тенденции к формированию глобальной экономики, единого всепланетарного рынка, находящее свое выражение в деятельности транснациональных корпораций (ТНК), экономическая мощь которых вполне сопоставима с возможностями целых государств. Так, в течение нескольких послед. десятилетий возникла совокупность 37.000 ТНК (такие как SHELL, BP, General Motors, Газпром). Они образуют единую сеть, охватывающую всю планету.

Однако наряду с объективной стороной глобализационные процессы имеют и субъективную составляющую, во многом являются рукотворной, сконструированной реальностью. Глобализацию инициируют, направляют и проводят в жизнь вполне определенные силы, а точнее сказать, транснациональные круги США, Западной Европы и Японии, реализующие в этом процессе свои экономические и геополитические интересы. США, страны «золотого миллиарда» и их международные институты – МВФ, Всемирный банк, ВТО исходят из того, что процесс глобализации мира должен осуществляться путем распространения и насаждения порядков Запада во все регионы и на все народы мира, невзирая на их региональные и исторические особенности.

Таким образом, глобальный мир, не «формируется» исключительно сам собой, стихийно, спонтанно, а создается силой и нуждается в ней для своей самореализации (разве не об этом свидетельствуют войны в Ираке и Афганистане, давление на Иран и шантаж других стран!). В сущности, этот мир, если чем и отличается от сколоченных в прошлом мечом империй, так это своими масштабами, но не внутренним принципом. Еще в 1989г., когда мировой порядок, основанный на равновесии социализма и капитализма, зашатался, амер. философ Сэмюэль Хантингтон выступил с предостережением: «Конец «холодной войны» – не означает окончания борьбы за мощь и влияние… Это может означать лишь конец Долгого мира». Развалив СССР, сегодня США стремятся преодолеть сопротивление мусульманского мира и затем «обложить» со всех сторон Китай и Индию.

Таким образом современные глобализационные процессы нуждаются в глубинной трансформации своих сущностных оснований. Противодействие разрушительным тенденциям уже сегодня разворачивается в материальной и духовной плоскостях. Можно предположить, что мировая история в XXI в. будет развиваться по одному из следующих альтернативных сценариев:

  1. Глобализация по модели Pax Amerikana с диктатом одной сверхдержавы;
  2. Столкновение цивилизаций, нарастание волн терроризма, наркобизнеса и «малых войн»;
  3. Распад мирового сообщества на изолированные центры силы, новое Средневековье;
  4. Экологическая катастрофа – сначала региональная, а затем и глобальная;
  5. Глобализация по модели партнёрства локальных цивилизаций в решении общемировых проблем.

Очевидно, что уже к сегодняш. дню реальный ход мировой истории отверг первый сценарий. Современное человечество неуклонно движется от фантома «однополярности» к полицентрическому мироустройству. И только последний из пяти сценариев выступает как конструктивный и не тупиковый, способный обеспечить выживание чел-ва в XXI в. Процессы экономич. и полит. интеграции вполне успешно сегодня осуществляются прежде всего в рамках локальных цивилизаций, т.е. в географ. регионах, населенных родственными народами.

Исходя из этого, есть все основания утверждать, что в настоящее время противостоять хищной глобализации можно только путем формирования самодостаточных региональных центров развития и силы, объединяющих в себе целую группу государств, путем создания независимой от стран-лидеров глобализации коалиции. Такими государствами могут стать, хотя и не очень богатые, но имеющие мощный военный потенциал, длительную историю и глубокие культурные традиции страны. Пальма первенства среди этих стран, безусловно, принадлежит Китаю, масштабы территории, численность населения и темпы роста которого просто беспрецедентны. В эту группу государств, наряду с Китаем, чаще всего относят Индию, Бразилию и Россию. Появилась даже особая аббревиатура, состоящая из начальных букв в названии данных государств: БРИК – Бразилия, Россия, Индия, Китай. Эти страны никогда не смогут смириться с постулатом заведомого неравенства, с униженностью в мировой иерархии и непременно найдут способ своей консолидации. Это просто несовместимо с их генетическим кодом исторического самосознания.

 


Информация о работе Проблема человека в философии и науке