Проблема человека в философии и науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

17) Природа и сущность человека: основные стратегии осмысления. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.
18) Основные проекции человеческой реальности: «индивид», «личность», «индивидуальность». Их соотношение и взаимосвязь. Личность и история.
19) Проблема смысла жизни и смысла смерти в духовном опыте человека и человечества.
17) Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации. Проблема постчеловека.

Файлы: 1 файл

Печать философия.docx

— 104.21 Кб (Скачать файл)

Рационалисты, такие, как Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и др., напротив, полагали, что чувства наши слабы и недостоверны. Чувствам не дана сущность вещей, не дано прошлое, не дано будущее. Зато всё это доступно разуму. Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию и  отделять в ней существенное от несущественного. Лозунг рационалистов: чтобы видеть – надо знать!

Основными формами рационального познания являются формы нашей мысли:

Понятие – логический образ предмета, совокупность значимых свойств.

Суждение – мысль, которая устанавливает связь между понятиями и является высказыванием о чем-либо. Например, «все люди смертны».

Умозаключение – несколько связанных между собой суждений, вывод нового суждения. Например, «все люди смертны – Сократ человек – следовательно Сократ смертен».

Однако чувствами и разумом не исчерпываются все познавательные возможности человека. Большую роль в познании мира играет интуиция. Она представляет собой непосредственное, но не основанное на органах чувств восприятие действительности (внезапное озарение, понимание, видение истины). Иногда интуицию относят к мистической сфере, что не всегда оправданно. В философии говорится об интеллектуальной интуиции как непосредственном видении идеи. Её, например, признавали Платон и Декарт, отрицали Кант и Гегель. Интуиция представляет собой способность непосредственного (прямого) постижения истины, минуя логические доказательства. Она относится скорее к сфере бессознательного, чем мистического. Например, открытие периодической системы химических элементов Д.Менделеевым во сне.

 

3)                                                                                                           «Стой за правду горой и Бог будет с тобой»

                                                                                                                                             русская народная поговорка.

Цель всякого познания – достижение истины. Это центральная проблема гносеологии. И трудно найти проблему, которая бы обладала такой же притягательностью, как истина. Но путь к истине труден и противоречив. Не случайно, истина как ценность на протяжении столетий была не только регулятором мысли, но и жизни. «Платон мне друг, но истина дороже» (Аристотель). Гибель Джордано Бруно на костре – тоже жертва во имя истины. История человеческой культуры полна примерами бескорыстного поиска истины и служения ей, ибо, как говорили древние, не может быть апостолом истины тот, кто не имеет смелости быть её мучеником.

С самого своего возникновения философия по-разному решала этот вопрос. Так, родоначальниками древнейшей, классической концепции истины являются древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их трактовке, истина есть соответствие знаний действительности.

При всей простоте и очевидности классической концепции истины возникло немало вопросов при ее ближайшем рассмотрении. Например, тот факт, что в процессе познания человек имеет дело не с объективным миром непосредственно, а с продуктами собственного чувственного восприятия, которые сугубо субъективны. Они зависят от самого воспринимающего индивида: состояния его нервной системы, настроения, степени подготовки, и т.п. Именно это дало основание Ф. Бэкону сказать: «Истина – дочь времени». Попытка преодолеть эти проблемы привела к тому, что возник целый ряд других, альтернативных концепций истины.

- Прагматическая концепция: «Истинно то, что полезно и выгодно».

- Конвенциональная концепция: «Истинное суждение – продукт согласия (конвенции) между учеными».

- Статистическая концепция: «Истинно то, что признается большинством, что соответствует мнению большинства».

Названные концепции в той или иной мере противопоставляют свои положения классической теории истины. В то же время можно выделить еще один подход – диалектико-материалистический. Он рассматривает объективную истину в связи с практикой.

Общественно-историческая практика выступает главным критерием истины. Хотя помимо практики можно назвать и другие критерии, например, логический, чувственный, эстетический. Однако практике все же отводится главенствующая роль. Она показывает, что объективная истина не есть нечто застывшее, а находится в развитии; не одномоментный акт познания, а долгий мучительный процесс.

Главное свойство истины – её объективный характер. Истина одна, её не может быть много. У древних греков было слово для обозначения истины – алатейя, что означает нескрытость, непотаённость. Истина не прячется, она лежит на виду, надо только уметь её увидеть, открыть для себя и нести людям.

Истина – это процесс и с этим связано понимание абсолютного и относительного в истине.

Относительная истина – это правильное в своей основе положение, но которое является неполным, неточным и которое может уточняться в ходе развития познания.

Абсолютная истина – которую можно понимать, как минимум, в двух значениях:

Во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом;

Во-вторых, как знание, которое никогда не может быть опровергнуто в будущем (например, «земля – планета солнечной системы», «люди – смертны» и т.д.).

Также при ответе необходимо указать, что у истины есть постоянный и неизменный спутник. Это – заблуждение. Заблуждение – непреднамеренное искажение истины. Заблуждение вполне естественный этап в освоении неизведанных сфер бытия, всякое знание с неизбежностью сталкивается с границами своей применимости. В то же время заблуждение следует отличать от лжи. Ложь – преднамеренное искажение истины в корыстных целях.

Близким по смыслу, но не совпадающим с понятием «истина» является понятие «правда». Правда представляет собой субъективную интерпретацию истины. Соотносится с личной убежденностью. Часто выступает как фрагментарная, неполная истина, промежуточное состояние между истиной и ложью.

4)                                          «Страна становится колонией, если перестает поддерживать науку»

                                                                                                                    Жюльен Кюри, французский физик

Наука – наиболее значимая для современного общества форма познания. Современный белорусский ученый Ю.А. Харин дает такое определение науки: Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний о действительности.

Наука – один из самых динамичных факторов развития современного общества. Уровень благосостояния народа, богатство государства и его конкурентноспособность на мировой арене зависит от развитости интеллектуального потенциала. Без преувеличения можно сказать, что роль науки огромна. Так, выдающийся российский ученый Владимир Вернадский считал, что наука и техника столь существенно повлияли на деятельность человека, что превратили ее в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлияв при этом на биосферу. Наука и техника изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека.

С момента своего возникновения наука выполняла различные функции в обществе. Главной и ведущей функцией науки является приращение нового знания. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на производство и систематизацию знаний о действительности (бытии, универсуме). Современная наука это не только систематизированное знание, это еще и сложноорганизованный социальный институт, т.е. определенная организация науки (Академия Наук, вузовская наука, отраслевая, прикладная и т.д.)

По сей день ведутся споры о том, когда возникла наука. Основные подходы:

        1. Наука возникает вместе с человеческим сознанием 4-3 тысячи лет назад. Изобретение колеса, гончарного круга, ткачества – первые «технические революции».
        2. Наука возникает в Древней Греции, когда происходит «интеллектуальная революция» – отделение интеллектуальной деятельности от трудовой.
        3. Наиболее обоснованный характер имеет позиция, согласно которой современная наука как целостный феномен возникает в Европе в XVI-XVIIвеках. Это время развития естествознания и технических наук. Европейская культура на первый план выдвигает науку, как главный механизм социального прогресса. Складывается научная рациональность. Девизом эпохи становится фраза «Путь к благу идёт через науку». «Знание - сила» (Ф.Бэкон).

Можно выделить следующие специфические признаки научного знания:

- истинность;

- обоснованность;

- системность;

- наличие научной терминологии  – специфического языка науки;

- наличие специфических средств (микроскоп, телескоп и т.д.);

- наличие профессионального, компетентного  субъекта познания – учёного.

В целом научное знание характеризуется тремя фундаментальными принципами: доказательностью, всеобщностью и объективностью.

Научное познание представляет собой систему деятельности, в которой выделяются два уровня: эмпирическое (чувственное) и теоретическое (рациональное) познание.

  1. Эмпирический уровень (от греч. «empeiria» – «опыт») характеризуется преобладанием живого созерцания предметов и явлений. Объект исследуется со стороны его внешних связей и проявлений. Происходит сбор фактов, их первичное обобщение и классификация.

2. Теоретический уровень связан с раскрытием существенных сторон объективной реальности. Результаты исследований формулируются в гипотезах и теориях. Эмпирические данные подвергаются рациональной обработке. Главное – постижение внутренней сути объекта.

Эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны.                                                                            

Давайте зададимся вполне конкретным вопросом. Наука всесильна и с течением времени все проблемы решаемы или возможности научного познания ограничены? И выяснится, что такие границы научного знания существуют. И.Кант ещё в XVIII веке в работе «Критика чистого разума» попытался установить пределы и возможности человеческого познания, дать ему классификацию. По его мнению, всякое познание начинается благодаря чувствам, переходит к рассудку и заканчивается в разуме как высшей способности познания. Без разума невозможно построить целостное мировоззрение. Но разум, как и наука, не всесильны. Возникает проблема ограниченности науки. Границы науки задаются самим миром и обстоятельствами жизни людей.

Параметры ограниченности науки:

1. Наличие в мире  в принципе непознаваемых объектов («чёрные дыры» в космосе, загадка  «шаровой молнии» и т.п.).

2. Наука не способна  разрешить метафизические проблемы (проблема человеческой души, проблема  бытия Бога, проблема свободы  и воли человека, проблема мира  как целого).

3. Наука не в состоянии  постичь (онаучить) личностный мир человека, главные экзистенциалы его бытия (феномены личностного уровня: совесть, любовь, вина, страх, вера).

Наука, будучи мощным инструментом воздействия человека на природу, долгое время не в полной мере осознавала всю ответственность и важность этого факта. С момента формирования индустриального общества и возникновения науки, человек свою интеллектуальную мощь интерпретировал односторонне. Природа стала восприниматься лишь как мастерская, из которой, благодаря науке, человек может черпать материал для удовлетворения своих потребностей. Наука ориентировалась на покорение, переделку, преобразование природы. Стоит отметить, что на каком-то этапе ей это вполне удалось. Жизненный мир человека существенно изменился. Возникла вторая, искусственная природа, которая стала основным местом обитания человека. Эта искусственная природа несоизмеримо более комфортна, удобна для человека. Однако она оказалась губительной для самой природы. И, может быть, факт гибельности природы так никогда бы и не заставил задуматься современных ученых и человечество в целом над этой проблемой, если бы не оказалось, что сам человек может погибнуть вместе с природой.

 

         25. Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества (натуралистическая, идеалистическая, материалистическая, многофакторная).

Общество является объектом изучения целого ряда наук, входящих в комплекс «наук о духе»: истории, социологии, политологии, этнографии, культурологии и т.д. Оно же выступает особым предметом социально-философской рефлексии. Но что перепадает философии? Дело в том, что все эти науки концентрируют внимание на своем частном предмете изучения: история на поэтапности исторических событий, этнография – этнических и национальных особенностях, культурология – культурных особенностях.

Постижение общества в рамках социальной философии имеет свою специфику, определяемую ее философским статусом. Социальная философия формирует целостный (интегральный) взгляд на общество и его историю, то, что не могут предложить частные науки. Обобщающее мышление – специфика социальной философии. Углубляя эту мысль, можно утверждать, что основная задача социальной философии заключается в том, чтобы показать различие между социальным и несоциальным. Предметом философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная система.

Важнейшим понятием социальной философии, определяющим предметное поле ее исследований, является общество. На эмпирическом уровне общество можно рассматривать как совокупность составляющих его людей. Однако, в обществе присутствуют социальные связи и отношения, которые характеризуют совместное существование людей отличное от природного мира, что превращают общество в социальный организм.

Информация о работе Проблема человека в философии и науке