«Процесс Сократа» гражданская позиция в контексте становления античной личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 04:04, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить степень значимости Сократа и его идеологии в развитии античного общества.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать исторические источники, историческую и культурологическую литературу , повествующую о жизни Сократа, интерпретацию поведенческих моделей античного общества и позиционирование Сократа в исследованиях современных ученых.
2. Выявить основные мысли и идеи Сократа, сыгравшие роль в становлении античного общества.

Содержание работы

Глава I. Античная модель личности и гражданская позиция в культуре античного полиса…………………………………………………..
1.1 Феномен античной цивилизации……………………………..
1.2 Античная цивилизация– это полисная цивилизация……….
1.3 Античная философия – шаг вперед человеческой мысли….
Глава II. Сократ - деятель и мыслитель в публичном пространстве
гражданской общины. ………………………………………………
1.1 Сократ – воплощение эллинской мудрости……………………
1.2 Жизнь как проблема……………………………………………..
1.3 Философия Сократа, как идея оптимистического гуманизма..
1.4 Аристократия о Сократе……………………………………………………………
Глава III. «Процесс Сократа» в интеллектуальной традиции гражданского осмысления…………………………………………………………..
1.1 Что есть человек, высвечивается в глазах того, кто его любит, ибо подлинная любовь ясна, а не слепа……………………………………………….
1.2 Философы о философе……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………….
Историография……………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………….
Приложения……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 431.77 Кб (Скачать файл)

                                               

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

ВПО  «ПЕРМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра всеобщей истории 

 

Тема: «Процесс Сократа» гражданская позиция в контексте  становления античной личности.

 

                                                              Выпускная квалификационная  работа

по предмету «история»

студента 5-го курса

заочной формы обучения

(профиль «История»)

Кобелева Ивана Александровича

              ___________________________

                   (подпись)     

                                     

« ВКР допущен к защите в ГАК »

Зав. кафедрой

_______________________

                      (подпись)

«____» __________________ 2013 г.

Научный руководитель:

 

__________________________

                  (подпись)                                     


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава I. Античная модель личности и гражданская позиция в культуре античного полиса…………………………………………………..

 

    1. Феномен античной цивилизации……………………………..

1.2  Античная цивилизация–   это полисная цивилизация……….

1.3    Античная философия  – шаг вперед человеческой мысли….

 

Глава II. Сократ - деятель  и мыслитель в публичном пространстве

гражданской общины. ………………………………………………

    1. Сократ – воплощение эллинской мудрости……………………
    2. Жизнь как проблема……………………………………………..
    3. Философия Сократа, как идея оптимистического гуманизма..
    4. Аристократия о Сократе……………………………………………………………

Глава III. «Процесс Сократа» в интеллектуальной традиции гражданского осмысления…………………………………………………………..

    1. Что есть человек, высвечивается в глазах того, кто его любит, ибо подлинная любовь ясна, а не слепа……………………………………………….
    2. Философы о философе……………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………….

Историография……………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………….

Приложения……………………………………………………………….

                                            

                                                   Введение

 

Актуальность: Сократ – великий античный мудрец,  « олицетворение философии», как назвал его К.Маркс,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Он создал переворот в греческой культуре, недаром греческая философия делится на два периода: досократовский и последующий. В центре Сократовской мысли всегда  тема человека, проблемы жизни и смерти, зла и добра, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Достижения античного общества легли в основу современной европейской цивилизации и во многом предопределили пути ее развития. Полисная цивилизация выработала многие институты и категории, ставшие основополагающими для современного общества.

Это не может быть неактуальным и в наше современное время, вопросы морали, общества и личности, а также самопознания стали слишком размыты в нашем обществе. Учения и мысли Сократа наводят на глубокие размышления о своем собственном Я, также ставят под сомнение, что в нашей жизни хорошо, а что плохо. Все относительно, и сам Сократ в своих речах не раз говорил «я знаю, что ничего не знаю», бесконечная плеяда неразрешимых, казалось бы, вопросов все-таки распутывается в его суждениях и его беседы – поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.1

 

Проблема: В наше время утратилось значение морали в обществе, обращаясь к нашей теме, мы обращаемся к нашему прошлому. До Сократа философы свою истину провозглашали, а после Сократа, вынуждены были доказывать свои истины. Истина, по словам Сократа, не может быть окончательной, она имеет диалогичный характер и постоянно нуждается в уточнении. Необходимость  дать формулировку понятия, максимально близкую к истине, также лежит в основе философии Сократа. Наше общество слишком эгоцентрично, и в большей степени преобладает цинизм, Сократ раскрывает суть добродетели и порока. Если раньше, в досократовском времени не было возможности быть индивидом и личностью, раскрывая духовную культуру, то сейчас это сошло до маразма, и в наш век человек напротив чрезмерно сосредоточен на себе, пытаясь самовыражаться, он бросается из крайности в крайность, не имея знаний и способности рассуждать на высшем уровне, опускается до абсурда. Учения Сократа направляют на золотую середину развития и восприятия самого себя и окружающего общества. Именно поэтому эта тема не может быть утеряна в истории.

Объект: Идея Сократа и философия в античном обществе.

Предмет: Влияние философии и идеи Сократа на становление античного общества.

Цель:  Выявить степень значимости Сократа и его идеологии в развитии античного общества.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

  1. Проанализировать исторические источники, историческую и культурологическую литературу , повествующую о жизни Сократа, интерпретацию поведенческих моделей античного общества и позиционирование Сократа в исследованиях современных ученых.
  2. Выявить основные мысли и идеи Сократа, сыгравшие роль в становлении античного общества.
  3. Обобщить полученные результаты и предложить некоторые выводы, относительно полученных знаний на базе указанной литературы.

В качестве рабочей гипотезы послужило предположение о том, что философия Сократа и его представления о духовной культуре человека послужили развитию, осознанию самого себя человеком как личность, и становлению нового строя в будущем государстве.

Выбранные нами методы исследования – общенаучные методы работы с теоретическими источниками (Б. С. Ляпустин/Древняя Греция., В.С.Нерсесянц «Сократ»/ Сократ / В. С. Нерсесянц, 305,[1] с. ил. 21 см, М. Изд. группа "ИНФРА-М" : Норма 1996,  Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М: Проспект, 2001., Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: "Правда", 1989. Розин, Вадим Маркович 
Человек культурный : Введ. в антропологию : Учеб.-метод. пособие / В. М. Розин ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т . – Москва; Воронеж : б. и., 2003 . – 302, 1 с. – (Библиотека студента) . - Библиогр.: с. 293-296 . – На рус. яз. - ISBN 5-89502-488-2 . - ISBN 5-89395-527-7 : 70.40 . Ксенофонт. Сократические сочинения: [перевод с древнегреческого] / Ксенофонт; [вступ. ст. и примеч. С. Соболевского]. — М.: Мир книги : Литература, 2007. Зарубежное философское антиковедение : Критич. анализ / [Кулиев Г. Г., Курбанов Р. О., Драч Г. В. и др.]; Отв. ред. Д. В. Джохадзе; АН СССР, Ин-т философии. — М.: Наука, 1990. — 236, [2] с. ISBN 5-02-008066-7 . Антипенко З. Г. Проблема Сократа у Ницше // Зарубежное философское антиковедение … — М., 1990. — С.156 — 163. 
Вдовина И. С. Сократовское учение о человеке в интерпретации французского персонализма // Зарубежное философское антиковедение … — М., 1990. — С.163-179. 
Васильева Т. В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида // Культура и искусство античного мира. — М., 1980. 
Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. — М., 2004. — № 1. — С. 276—290. 
Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. — М., 2005. — № 5. — С.109-117; № 6. — С.128-134. Габдуллин Б. Несколько слов о критике Абаем этических идей Сократа // Философские науки. — 1960. — № 2. Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы IX Платоновской конференции 23-24 июня 2001 г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвященного 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. — СПб., 2001. Дёмин Р. Н. Сократ о диалектике и учение о разделении по родам в древнем Китае //Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … — СПб., 2001. — С. 265—270. 
Косых М. П. Тот человек — Сократ // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … — СПб., 2001. 
Лебедев С. П. Место учения о логическом определении в философии Сократа //

         
         

 

 

 

Глава I. Античная модель личности и гражданская позиция  в культуре античного полиса.

 

                        1.1   Феномен античной цивилизации.

Древняя Греция занимает уникальное место в истории человечества. Именно здесь, в восточной части Средиземноморья, в тесном контакте с древнейшими цивилизациями Востока, несколько тысяч лет назад зародилась европейская цивилизация. Античную Грецию характеризует небывало высокое развитие всех сторон существования общества – социальной, экономической, политической и культурной жизни. И эти удивительные достижения античного мира во многом определили ход всей истории человечества.

Термин «античность» (лат. antiquus– древний) означает не просто далекую древность, но особую эпоху в развитии греко-римского мира. Греки и римляне принадлежали к одной южно-европейской, средиземноморской расе, к одной индоевропейской языковой семье. Их характеризовала историческая близость. Они создали сходные общественные институты, обладали близкими культурными традициями и оставили во многом похожие памятники материальной и духовной культуры. Но, конечно, все это не исключало и различия путей и форм конкретно-исторического развития древних греков и римлян. Таким образом, история Древней Греции является первым этапом истории античной цивилизации.

Античная цивилизация возникла в Древней Греции, где достигла своего расцвета. Затем достижения Греции продолжил развивать Древний  Рим, и с падением Римской империи  завершила свое развитие и античная цивилизация.

Основным феноменом, отличавшим цивилизацию  античного мира от других древних  цивилизаций, является возникновение городской гражданской общины как основной социально-экономической, политической и социокультурной структуры.

           

 

  

 

 

            1.2  Античная цивилизация–   это полисная цивилизация.

 В античной Греции государство,  существовавшее в рамках гражданской  общины, получило название полис. Полисный тип государства отличался рядом особенностей. Важнейшей из них было появление понятия «гражданин». Это был свободный, независимый член общества, пользовавшийся всей полнотой гражданских и политических прав, которые рассматривались в неразрывном единстве с его обязанностями. Государство-полис в лице гражданского коллектива гарантировало соблюдение всех политических прав и свобод, а также социально-экономические и духовные условия достойного существования каждого своего члена.

Система ценностей в гражданском  коллективе имела гуманистическую  направленность. На первое место выдвигались  интересы общины, гражданского коллектива. Это означало, что коллективное, общественное благо превалировало  над индивидуальным, частным. Но при  этом в период расцвета античной цивилизации  гражданину были созданы все условия  для всестороннего развития своей  личности, проявления всех способностей. Это обеспечивало гармоничную и  нерасторжимую связь личности и  коллектива.

Именно гражданин полиса, который  выступал одновременно как мелкий свободный  производитель (прежде всего крестьянин – собственник и труженик), как  носитель высшей государственной власти и как воин, защитник полисных институтов и ценностей, был олицетворением и носителем античной цивилизации.

Но помимо полноправных граждан, которых  было запрещено порабощать, в античном полисе существовал и антипод  свободного гражданина – стоящие  вне гражданского коллектива подневольные работники. Античное общество породило наиболее полную и развитую форму зависимости и принуждения иноплеменников – классическое рабство. Раб не признавался человеком, а считался говорящим «орудием труда». Но именно благодаря использованию рабского труда стали возможны многие достижения античной цивилизации.

Таким образом, античная цивилизация–   это полисная цивилизация. С историей полиса и его гражданского коллектива связаны все взлеты и падения этой уникальной цивилизации Древнего мира.2

 

Культура - часть  общества, одно из социальных качеств  человека, и с этой точки зрения мы не можем найти общества или  человека без той или иной культуры. Вместе с обществом и человеком  происходит становление и развитие их культуры.

Долгое время  процесс возникновения культуры, её функционирования происходил стихийно, неосознанно, неорганизованно.

Развитие теоретического мышления и становление философии  представляют длительный процесс, предпосылки  которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти  ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились  же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.

У философии - свой особый подход к предмету, отличающий философское мышление как от житейски - практического, так и от естественнонаучного. Подобно тому, как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает довольно-таки сложное определение этого, казалось бы, простейшего понятия, - так и философ с глубокой древности задается проблемой: что такое бытие? Что значит - быть?

Естественно, однако, возникает вопрос: какая общественная ситуация, какие сдвиги в культуре способствуют появлению философии? В античной Греции философия формируется  в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок  оказываются под угрозой. И не только возникновение, но и расцвет  философии в те или иные исторические периоды, как правило, обусловлен глубоким социальным кризисом, когда человеку становится трудно, а подчас и невозможно жить по старым образцам, когда прежние  ценности теряют свое значение и остро  встает вопрос: как быть дальше?

Информация о работе «Процесс Сократа» гражданская позиция в контексте становления античной личности