Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 04:04, дипломная работа
Цель: Выявить степень значимости Сократа и его идеологии в развитии античного общества.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать исторические источники, историческую и культурологическую литературу , повествующую о жизни Сократа, интерпретацию поведенческих моделей античного общества и позиционирование Сократа в исследованиях современных ученых.
2. Выявить основные мысли и идеи Сократа, сыгравшие роль в становлении античного общества.
Глава I. Античная модель личности и гражданская позиция в культуре античного полиса…………………………………………………..
1.1 Феномен античной цивилизации……………………………..
1.2 Античная цивилизация– это полисная цивилизация……….
1.3 Античная философия – шаг вперед человеческой мысли….
Глава II. Сократ - деятель и мыслитель в публичном пространстве
гражданской общины. ………………………………………………
1.1 Сократ – воплощение эллинской мудрости……………………
1.2 Жизнь как проблема……………………………………………..
1.3 Философия Сократа, как идея оптимистического гуманизма..
1.4 Аристократия о Сократе……………………………………………………………
Глава III. «Процесс Сократа» в интеллектуальной традиции гражданского осмысления…………………………………………………………..
1.1 Что есть человек, высвечивается в глазах того, кто его любит, ибо подлинная любовь ясна, а не слепа……………………………………………….
1.2 Философы о философе……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………….
Историография……………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………….
Приложения……………………………………………………………….
На наш взгляд, проблема де-интеллектуализации
общества и общественного управления
актуальна и сегодня, не меньше, чем
во времена Сократа. В какой же
ситуации относительно реальной действенности
и эффективности
Разумеется, механизмы «советского
Просвещения» имели множество недостатков,
которые хорошо известны. Однако, вполне
правомерным представляется вопрос: а
что мы имеем сегодня? Насколько представители
нашего общества стали лучше образованны,
стали ближе к пониманию своего реального
места в социальной иерархии, своих целей
и задач, насколько механизмы управления
стали более «рефлексивными» и интеллектуально
оснащенными?
И сегодня интеллектуалы, как и
во времена Сократа, все более
отчетливо распределяются на 2 группы:
1) интеллектуальные «технологи», обслуживающие
технические потребности
На этом фоне развиваются системные
анти-интеллектуальные процессы. Большинству
населения навязываются иррациональные
массовые стратегии «успеха», «потребления»,
«удовольствия», в своей основе деконструирующие
сами человеческие и рациональные основания
сознания и психики людей (в современных
понятиях - превращение в «быдло»).
В этой связи можно сказать, что
широко разрекламированный самими интеллектуалами
«Кризис Просвещения», это конечно
не столько кризис самой «стратегии
Просвещения», сколько кризис самих
интеллектуалов. И разве эта ситуация,
характерная для нашей
1.2 Жизнь как проблема.
Жизнь как проблема. Чего хотел этот странный человек, и почему его деятельность есть поворотный пункт во всей истории греческого духа? Этот человек хотел понять и оценить жизнь. Вот, по-видимому, его роковая миссия, то назначение, без которого немыслима была бы ни дальнейшая античная жизнь, ни века последующей культуры. Кто дал право понимать и оценивать жизнь? И не есть ли это просто даже противоречие — понимать и оценивать жизнь?
О Сократе
и софистах сказано уже бесконечно
много, однако эта тема имеет такое
количество аспектов и нюансов, что
исчерпать их пока не представляется
возможным. Мне бы хотелось здесь
вкратце обсудить ту новую культурную
ситуацию, которую выявила полемика
Сократа с софистами. Смыслом
этой полемики было, на мой взгляд, столкновение
двух противоположных мировоззрений
и производных от них ценностных
систем. Внешне же это выражалось в
дискуссиях по различным вопросам,
но в ходе полемики всякий раз проблематизировалась
и сама интеллектуальная деятельность
как таковая, ее возможности, задачи
и цели. В результате были выявлены
две противоположные позиции, которые
раз и навсегда поставили вопрос
о самоопределении
Досократовская философия не могла и не хотела обнимать жизнь логикой. Тем более она не хотела исправлять ее логикой. Но Сократ ~ поставил проблему жизни, набросился на жизнь как на проблeму. И вот померк старинный дионисийский трагизм, прекратилась эта безысходная, но прекрасная музыка космоса, на дне которого лежит слепое противоречие и страстная, хотя и бессознательная музыка экстаза. Сократ захотел перевести жизнь в царство самосознания Он хотел силами духа исправить жизнь, свободу духа он противопоставил самостоятельным проявлениям бытия, и отсюда это странное, так несовместимое со всем предыдущим, почти что негреческое, неантичное учение о том, что добродетель есть знание, что всякий желает только собственного блага, что стоит только научить человека, и он будет добродетельным. Кто храбрый, кто благочестивый, кто справедливый? Храбр тот, кто знает, что такое храбрость и как нужно вести себя среди опасностей; благочестив тот, кто знает, как нужно относиться к богам; справедлив тот, кто знает, что он должен делать людям; и пр. Это на первый взгляд чудовищное учение таит в себе превращение жизни в самосознание, живого бытия в логику, и античность пошла за Сократом. Тут не было чего-нибудь негреческого или антигреческого, как мог бы иной подумать. Но это не было тем наивным и безысходным трагизмом, когда в преступлениях Эдипа, оказывалось, некого было винить и когда на душевный вопль о том, почему страдал Эдип и почему ему суждены самые преступления, не было ровно никакого ответа, и бездна судьбы величественно и сурово безмолвствовала. Сократ первый захотел понять жизнь. Музыкально-трагическую безысходность бытия он захотел расчленить, разложить по понятиям, и с этим полуфилософским, полусатировским методом он наскочил на самые темные бездны.
Сущность сократовской эстетики, если ее формулировать попросту и притом в максимально-обнаженной форме — это то, перед чем остановился бы всякий Гомер, всякий Пиндар и Эсхил, даже всякий Софокл: прекрасное то, что разумно, что имеет смысл. Это какой-то необычайно трезвый греческий ум Сократ производит впечатление какого-то первого трезвого среди всех, которые были поголовно пьяны. Прекрасную аполлоновскую явь трагического эллинского мира, под которым бушевала дионисийская оргийность, этот безобразный Сатир, этот вечно веселый и мудрый, легкомысленный и прозорливый Марсий превратил не во что иное, как в теоретическое исследование, в логический схематизм И разве не затрещало здесь самое последнее основание трагизма? Разве есть трагедия у того, кто ошибается только по незнанию, а если бы знал, то и не ошибался бы? Разве трагично те ощущение, где страдание дается в меру провинности и где логикой можно заменить тяжелую и нерасчлененную музыку жизни?
В этом смысле Сократ превзошел всех софистов. Ведь софисты тоже относятся к антропологическому периоду греческой классики, они равным образом немыслимы без проблем человека, без проблем сознания и разума. Но софисты были слишком погружены в от крывшийся им бесконечный мир чувственных ощущений играли в эти ощущения и этим, собственно говоря, и ограничивались все горизонты их самосознания духа. Однако самосознание духа вовсе не есть только одни чувственные ощущения и только жажда пестрых переживаний. Еще более глубокой формой духовного самосознания является проблема жизни в целом. Эта проблема невозможна без живого и острого сенсуализма жизненных ощущений, и потому Сократ невозможен без софистики Но Сократ идет гораздо дальше. Он не только впервые открывает пестроту жизненных переживаний, но он старается все единичное обязательно возвести при помощи рассудка во всеобщее и тем самым уже перейти от пестрой смены жизненных переживаний к их обобщенной проблематике. Вот почему в плане декаданса Сократ идет гораздо дальше, чем шли софисты.
3. Красота разума —
неизбежный императив
4. Красота сознания и
красота вещей. Нужно, однако,
иметь в виду, что учение Сократа
о красоте как сознании вовсе
не обязательно понимать
Так возник сократовский метод мысли, с тех пор уже не умиравший в истории. 10
Мудрецом его объявил сам дельфийский оракул. Был задан вопрос: "Кто из эллинов самый мудрый?" Оракул ответил: "Мудр Софокл, мудрей Еврипид, а мудрее всех Сократ". Но Сократ отказался признать себя мудрецом: "Я-то знаю, что я ничего не знаю"... Любимым его изречением была надпись на дельфийском храме: "Познай себя самого"*. Иногда он замолкал среди разговора, переставал двигаться, ничего не видел и не слышал - погружался в себя. Однажды он простоял так в одном хитоне целую холодную ночь с вечера до утра. Когда потом его спрашивали, что с ним, он отвечал: "Слушал внутренний голос". Он не мог объяснить, что это такое; он называл его "демоний" - "божество" и рассказывал, что этот голос то и дело говорит ему: "не делай того-то" - никогда: "делай то-то".
Иногда речь идет о большом и важном, а иногда о пустяках. Например, шел он с учениками к рынку, и демоний ему сказал: "Не иди по этой улице"; он пошел по другой, а ученики не захотели и потом пожалели: в узком месте на них выскочило стадо свиней, кого сбило с ног, а кого забрызгало грязью. Вот такой внутренний голос, полагал Сократ, есть у каждого, хоть и не каждый умеет его слышать. Этим голосом и говорит тот неписаный закон, который сильнее писаных. Оттого и Горгий, как бы он там ни рассуждал, никогда старика не убьет и не съест. А это главное - не то, что мы думаем, а то, что мы делаем. Ведь о столяре мы судим не по тому, как он рассуждает о столах и стульях, а по тому, хорошо ли он их сколачивает.
Философ может очень красиво
описывать, как из атомов слагаются
и земля, и небо, и звезды, но пусть
попробует он в доказательство сделать
хотя бы самую маленькую звезду!
Нет? Так не будем говорить о мироздании,
а будем говорить о человеческих
поступках: здесь мы можем не только
рассуждать, что такое хорошо и
что такое плохо, а и делать
хорошо и не делать плохо. Этому тоже
надо учиться - как всему на свете.
Есть ремесло плотника, есть ремесло
скульптора; быть хорошим человеком
- такое же ремесло, только гораздо
более нужное. Ради него-то и бросил
Сократ все другие ремесла и зажил
бедняком и чудаком. Ремесло это
- в том, чтобы знать, что такое
справедливость, благочестие, храбрость,
дружба, любовь к родителям, любовь
к родине и тому подобное. Именно
знать: если человек знает, что такое
справедливость, он и поступать будет
только справедливо... Надо постараться
перебрать все возможные
Автором этого изречения, начертанного на храме Аполлона в Дельфах, по традиции считался спартанец Хилон, один из семи греческих мудрецов. Приведу любопытное стихотворение неизвестного поэта, в котором обыгрываются известные всей Греции афоризмы этой "великолепной семерки":
Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.
"Мера важнее всего!" - Клеобул говаривал Линдский;
В Спарте - "познай себя самого!" - проповедовал Хилон;
"Сдерживай гнев", - увещал Периандр, уроженец Коринфа;
"Лишку ни в чем",
- поговорка была митиленца
"Жизни конец наблюдай", - повторялось Солоном Афинским;
"Худших везде большинство", - говорилось Биантом Приенским;
"Ни за кого не ручайся", - Фалеса Милетско
Мудрецы эти были уважаемы в древности, как уважаемы античностью более всего были красота и мудрость (София), отчего и появилось название науки - "философия", т.е. "любовь к мудрости". А знаете, что сказали все мудрецы, когда их спросили, что на свете труднее всего? "Труднее всего, - ответили они, - познать самого себя, а легче всего - давать советы другим". Так что Сократ всю жизнь занимался самым трудным делом - познанием себя. Примечание М.Л. Гаспарова.)
Информация о работе «Процесс Сократа» гражданская позиция в контексте становления античной личности