Религия и её роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:49, контрольная работа

Описание работы

Что неизбежно приводит к социально-политической нестабильности в обществе. В советские времена в условиях централизованного управления экономикой, органы государственного регулирования переводили инфляцию в подавленное состояние, и это позволяло гарантировать трудящимся минимум материальных благ и приемлемый уровень жизни. Тогда эти проблемы с инфляцией интересовали только специалистов-экономистов. Сейчас же этими вопросами стали интересоваться и различные круги общества. Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инфляции и мер практической реализации антиинфляционной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………3
1.Сущность, причины и механизмы инфляции………………………..….4
1.1 Сущность инфляции…………………………………………………..……..4
1.2 Причины инфляции…………………………………………………..………5
1.3 Виды и механизмы инфляции…………………………………………..….6
1.4 Социально-экономические последствия инфляции…………………..…..18
2. Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования………....12
2.1 Виды антиинфляционной политики……………………………………….12
2.2 Антиинфляционная стратегия………………………………………….…..17
2.3 Антиинфляционная тактика…………………………………………….….19
3.Антиинфляционная политика России на современном этапе………..22
Заключение……………………………………………………………………27
Список используемых источников …………………………………………….29

Файлы: 1 файл

makro na otpravky.docx

— 52.13 Кб (Скачать файл)

Инфляция спроса возникает  в результате увеличения совокупного  спроса в условиях полной загрузки производственных мощностей, а значит, и невозможности отреагировать  увеличением выпуска продукции. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: "Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров".

Условия инфляции спроса:

Рост спроса со стороны  населения, факторами которого выступают  рост заработной платы и рост занятости;

Увеличение инвестиций и  рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

Рост государственных  расходов (рост военных и социальных заказов).

Инфляция предложения (издержек) означает рост цен, спровоцированный увеличением  издержек производства в условиях недоиспользования  производственных ресурсов. Причинами  роста издержек могут быть – увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое  или олигополистическое ценообразование  на ресурсы и др.

При инфляции издержек количество денег с учетом скорости их обращения "подтягивается" к возросшему уровню цен, к которому привело воздействие  не денежных факторов со стороны производства и предложения товара. Если масса  денег быстро не адаптируется к возросшему уровню цен, начинаются проблемы в денежном обороте: дефицит платежных средств, неплатежи, а вслед за этим и спад, остановка производства, сокращение товарной массы.

Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль "цена – заработная плата". В условиях инфляции спроса экономические  агенты постепенно корректируют свое поведение: ставки номинальной  заработной платы повышаются в новых  трудовых соглашениях в соответствии с  возросшими инфляционными ожиданиями. Повышение ставок номинальной заработной платы вызывает рост средних издержек производства, что является основой  для развертывания инфляции издержек .

 

2.Стратегия и тактика антиинфляционного   регулирования

2.1 Виды  антиинфляционной политики

Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная политика

2. Кредитно-денежная политика.

3. Гипотеза естественного  уровня

4. Фискальная политика, ориентированная  на предложение.

Рассмотрим каждый из них  подробнее.

Фискальная политика –  это манипулированием государственным  бюджетом (правительственными расходами  и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые  считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы  компенсировать разнообразные погрешности  рыночной системы рекомендуют ограничение  совокупных расходов в период роста  инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне  раздут и неэффективен, могут выступать  за сокращение совокупных расходов в  период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться  как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный  сектор.

 

 

Методы фискальной политики:

Изменения реального объема производства. Увеличение реального  объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая  подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы  правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает  безработицу.

Изменения уровня цен. Повышение  уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета  – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные  государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение  уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем  дефицита государственного бюджета, а  в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов  государственных органов от повышения  норм процента и банковских учетных  ставок. Так что в целом повышение  номинальных процентных ставок увеличивает  как реальный, так и номинальный  бюджетный дефицит.

Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической  системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица  сокращается. Каждое из этих явлений  приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть  к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессам одновременно. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня  цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения  денег, для того чтобы понизить расходы  и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении  резервов коммерческих банков.

На краткосрочных временных  интервалах последствия ограничительных  действий в рамках денежно-кредитной  политики состоят в следующем:

  1. Повышение нормы процента.
  2. Уменьшение уровня реального объема производства.
  3. Понижение уровня цен.

Однако политика дорогих  денег  для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Это  означает рост торгового дефицита. Происходит это следующим образом: инфляция à политика дорогих денег  – более высокая процентная ставка à возросший спрос на национальную валюту за границей à стоимость национальной валюты повышается à чистый экспорт  сокращается à сокращается совокупный спрос. Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.

Гипотеза естественного  уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы.

Гипотеза  естественного уровня имеет два  варианта:

1. Теория адаптивных ожиданий. Наиболее упрощенный вариант  теории адаптивных ожиданий сводится  к тому, что люди представляют  себе будущее подобно недавнему  прошлому, отталкиваясь от которого  они формируют свои планы, то  есть фирмы ожидает в настоящем  году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. В более  сложных экономических моделях,  нередко предполагается, что ожидания  основаны на некоем средневзвешенном  значении темпов инфляции за  несколько предыдущих лет. Таким  образом, теория адаптивных ожиданий  создает основу для вполне  удовлетворительной интерпретации  процесса инфляции. Однако по  ряду причин эта теория не  удовлетворяет многих экономистов.

 

2. Теория рациональных  ожиданий. Основным положением этой  теории является идея о том,  что рынки товаров и факторов  производства высококонкурентными   и поэтому ставки заработной  платы и цены на товары и  факторы производства гибко реагируют  на изменения в сфере производства  и обмена. Под влиянием новой  рыночной ситуации потребители  и предприниматели принимают  адекватные экономические решения  и в результате цены на товары  и ресурсы изменяются. Подобная  реакция потребителей, предпринимателей  и собственников факторов производства  сводит на нет результаты стабилизационной  политики.

 

Фискальная политика, ориентированная  на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может  изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может  вызвать в соотношении уровень  цен – реальное производство. Более  низкие налоги увеличат размеры доходов  после уплаты налогов и, таким  образом увеличат сбережения домашних хозяйств. Сниженные подоходные индивидуальные налоги  увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимул к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых  ставок вызовет сокращение налоговых  поступлений и увеличит дефицит  бюджета, подход экономики предложения  предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит  рост налоговых поступлений и  сокращение дефицитов.

Среди отдельных методов  борьбы с инфляцией можно выделить индексацию и так называемый «валютный  коридор».

Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и  многое другое становятся нечувствительными  к инфляции, если в ответ на изменения  цен осуществляется корректировка  номинальных денежных платежей. В  течение инфляционного периода  все долгосрочные контракты —  договоры с профсоюзами о заработной плате, соглашения о поставках промышленной продукции, контракты о предоставлении ссуд и т. д. — должны предусматривать  защиту от роста цен. Если это делается просто за счет установления более  высоких ставок номинальной заработной платы, цен и процентных ставок, упомянутые контракты будут продолжать действовать  в сторону повышения издержек даже после того, как в тех или  иных частях экономической системы  инфляция замедлилась. Однако если заработная плата, цены и процентные ставки в  долгосрочных контрактах связаны с  темпом инфляции, их движение будет синхронизировано с изменением общего уровня цен. Следовательно, если индексация распространится повсеместно, вероятно, что темп инфляции быстрее среагирует на замедление роста совокупного спроса и, в свою очередь, также замедлится. Однако если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.

«Валютный коридор»  является способом принудительного ограничения  курса доллара с целью преодоления  инфляции. Однако заниженный курс неизбежно  приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта  при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении «валютного коридора» экономика  выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные  долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и  не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная  политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

 

2.2 Антиинфляционная стратегия

Стратегия гашения  адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение  психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и  до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:

  1. всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;
  2. существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население.

Стратегия ограничения  денежной массы основана на жестких лимитах  ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного  рынка: M'n = Y+Pe

где:M’n – среднегодовой  темп роста предложения денег  за определенный период времени;Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период; Ре – предполагаемый темп роста цен.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов  и уменьшением расходов государства.

Рост налогов, формирующих  доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается  снижением инвестиций и замедлением  экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение  налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам.

Совершенствование налоговой  системы можно превратить в элемент  антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную  стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному  процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных  доходов и сокращение дефицита.

Главный принцип сокращения бюджетных  расходов состоит в  следующем: постепенное  уменьшение финансирования тех видов  деятельности государства, которые  можно передать рынку. Речь идет о  прекращении чрезмерного  вмешательства  государства в  инвестиционный процесс  и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и  субсидий, частичной приватизации здравоохранения  и образования и т.д.

Информация о работе Религия и её роль в обществе