Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"
Вопрос №10 Философия эллинистическо-римской эпохи.
В эпоху эллинизма философия
отчасти сохраняет наследие, накопленное
на протяжении двух предыдущих этапов,
отчасти меняет содержание и направленность
своих теоретических
Вопрос № 11 Ранняя средневековая философия. Патристика.
Средневековая философия
формировалась в феодальном обществе
3-15 веков. Духовные условия для возникновения
и развития философии связаны
с существованием христианского
богословия. Философия считалась
его "служанкой". Однако она имела
и реализовывала свои специфические
функции, связанные с критической
оценкой истинности догматов веры и
свойств разума, преодолевающего
сомнения. Дело в том, что в религиозном
мировоззрении удерживаются философские
идеи, поэтому достоянием философии
средневековья стали философские
принципы, развитые на основе новых
духовных условий. Наиболее важной чертой
философии Средневековья был те
Вопрос № 12 Средневековая схоластика. Номинализм и реализм.
Схоластика (11-13 век) систематически
разрабатывала философию
Философская мысль эпохи Возрождения определяется спецификой её культуры, становлением цивилизации нового общества и упадком цивилизации традиционного общества. Такое положение дает право считать философию Возрождения специфически самостоятельным периодом в развитии философии, так и присоединить философию Возрождения или к Средневековью, или к Новому времени. Обращение к человеку определяется кризисом корпорационно-сословной культуры. Обоснование ценностей индивида и индивидуальности, самотворчества человека - это содержание гуманистической философии эпохи Возрождения. Человек, считает М. Фичино, подобный в творчестве Богу. Он реализует свои способности в технике, политике, искусстве. На первом плане - искусство человека, его красота. Пропагандируется тип культурного индивида. Укрепляется приоритет личных достоинств над сословными. Гуманистический идеал человека имел как положительные, так и отрицательные черты, потому что отрицал любые абсолюты, а значит, и самого человека.Одна из основных черт философии Возрождения - это восстановление, ренессанс античной философии, особенно Платона и неоплатоников. На этой основе образовалось пантеистическое направление в философии. Николай Кузанский, Джордано Бруно,Николай Коперник представляют натурфилософию эпохи Возрождения. Бог, по Н. Кузанскому, содержит в себе все противоречивости - и единого и многого, и максимума и минимума. В любой вещи заключается весь космос. Креацианизм здесь заменяется натурфилософским учением о несозданности и бесконечности мира. Природа бесконечно движется. Из бесконечности и неизменчивости мира следует и бесконечность его познания. Дж. Бруно отвергает теорию двух истин, считает действительной только одну истину - научную. Выводы: - Философия эпохи Возрождения характеризуется гуманистической направленностью – антропоцентризмом и натурфилософией как пантеистической традицией. - В духовной жизни этого периода происходят два наиболее значимых мировоззренческих сдвига, выражаемые в философии:
Вопрос № 14 Учения Николая Кузанского, Н. Коперника и Дж. Бруно о Вселенной. Натурфилософия и пантеизм.
Первым натурфилософом эпохи
Возрождения был немецко-
Вопрос № 15 Взаимообусловленность становления капитализма, естествознания и проблема метода в философии Нового времени.
Вопрос № 16 Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт.Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц).
Основы рационалистической традиции новоевропейской классики заложены французским философом Р. Декартом. Декарт стремился найти черты достоверности знаний в них самих. Примером таких знаний является математика. Математические доказательства показывают предельно простые и ясные, непосредственные аксиомы - очевидные истины. Пример математики нужно сделать универсальным. Отсюда 4 правила метода: очевидности, анализа, синтеза, контроля. В учение о методе Декарт вводит методическое сомнение, находя очевидность знания в самом мышлении. «Я мыслю, значит, существую». Содержание имеющихся знаний - это прирожденные идеи, которые заложены в нас Богом. Значит, Бог есть гарант объективности и достоверности знаний.Декарт считает, что любые вещи имеют основой две независимые субстанции - мыслительную и протяженную, душу и тело. Природа тел описывается концепцией механизма. Душа и тело человека - это также механизм.Рационализм получил продолжение у выдающихся мыслителей 17 в Б.Спинозы и Г.Лейбница.
Выводы: - Философия 17 в. - наукоцентрическая.
Познающий субъект, мыслящий, деятельный
человек - исходный принцип философии.
- Эмпиризм обосновывает достоверность
знаний индуктивным методом
Вопрос № 17 Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли)
Основатель эмпиризма - английский ученый Ф. Бэкон. От науки он требует решения задач, важных для человечества. Старое, традиционное познание критикуется, создается новый метод - «Новый Органон». Старые методы изучения негодны, так как там господствуют идолы - «рода, пещерырынка и театра». Это различные суеверия и предрассудки, связанные с природой самого человека и его отношениями. Новый метод, свободный от идолов, это метод индукции, связанный с опытом и чувственным познанием. Правильная научная позиция - это позиция пчелы, а не паука или муравья. Разум в познании нужен для вывода истины из опыта. Эмпирическая традиция научного познания развивалась в творчестве Дж.Локка, Т.Гобса, Дж.Беркли, французских просветителей 18 века. Достоянием эмпиризма стала разработка опытного познания, материалистическое и субъективно-идеалистическое объяснение возможностей чувственных способностей и форм знаний.
В18. Философия Просвещения,
ее принципы и идеалы.
Просвещение началось в Англии. Расцвета
достигло во Франции в 18 в.
Термин был предложен Мильтоном. Крупнейшие
деятели Просвещения:Вальтер, Дидро, Руссо,
Ламетри. Организационным принципом философии
Посвещения был атеизм. Вальтер: «Раздавите
гадину!», Руссо: «Мы заставим быт свободными»,Ламетри:
«Человек-машина».Механицизм-
В19.Философия И.Канта.
Родоначальником классической немецкой
философии явился Иммануил Кант
(1724-1804).
Философское творчество Канта принято
делить на два периода: до и после
1770 года. Первый из них «докритический»,
второй – «критический». В «докритический»
период философ стоит на позициях естественнонаучного
материализма.
В 1755 г. он написал трактат «Всеобщая естественная
история и теория неба», в котором выдвинул
гипотезу о возникновении солнечной системы
из газопылевой туманности, частички которой
консолидируясь и завихряясь вели к образованию
небесных тел.
В «критический» период (с 1770 г.) Кант свои
главные работы назвал так: «Критика чистого
разума», «Критика практического разума»,
«Критика способности суждения». В них
с позиций материализма он переходит на
позиции субъективного идеализма.
Так, пространство и время теперь трактуются
Кантом не как объективные формы внешнего
мира, а как априорные, т.е. доопытные, присущие
сознанию формы чувственного созерцания.
Процесс познания, по Канту, проходит три
ступени: 1) чувственное познание; 2) рассудок;
3) разум. Кант делит находящееся вне нас
на мир феноменов (явлений), воспринимаемых
чувствами, и мир ноуменов (сущностей),
которые никак не познаваемы. Четыре антиномии
Канта таковы: 1) Мир имеет начало во времени
и ограничен в пространстве. – Мир не имеет
начала и бесконечен в пространстве. 2)
Всякая сложная субстанция состоит из
неделимых простых частей. – Ни одна вещь
не состоит из простых частей и вообще
в мире нет ничего простого; он делим до
бесконечности. 3) Все в мире свободно;
нет никакой причинности. – Все в мире
имеет свою причину, нет никакой спонтанности,
нет никакой свободы; все детерминировано.
4) Бог есть. – Бога нет. Любую из частей
антиномии нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
В20. Философская концепция
Г. В. Ф. Гегеля.
Крупнейшим философом, представителем
и разработчиком системы объективного
идеализма, явился Георг Вильгельм
Фридрих Гегель (1770-1831).
Основные труды: «Наука логики: В трех
томах» (1812-1816) – это так называемая «Большая
логика» наряду с «малой логикой» как
первой частью «Энциклопедии философских
наук» (1817); «Феноменология духа» (1807); «Лекции
по истории философии», «Лекции по эстетике»,
«Философия истории», «Лекции по философии
религии». Наиболее ценной в философии
Гегеля стала разработанная им в систематической,
целостной форме диалектика. Ко всему
в мире он применяет принцип всеобщей
связи и принцип развития. Наиболее полно
диалектика изложена Гегелем в «Науке
логики». Философ выявил во всей полноте
роль и значение диалектического метода
в познании и других формах социальной
деятельности, подверг критике метафизический
метод мышления. Центральной, исходной
категорией гегелевской философии является
абсолютная идея, которая в духе историзма
проходит ряд ступеней к конечной своей
цели – к самопознанию (именно в гегелевской
философии). Метаморфозы абсолютной идеи
изложены в «Феноменологии духа». Основные
ступени таковы: логика (бытие, сущность,
понятие) – природа (физика, химия, органика)
– дух (субъективный дух, объективный
дух, абсолютный дух).
Философию Гегель ставит выше всякого
другого знания, изображает ее как «науку
наук».Гегель выдвигает противоречивую
формулу: «Все действительное разумно;
все разумное действительно». Первую часть
формулы можно понимать как оправдание
любой действительности (по Гегелю, все
существующее имеет свою разумную основу);
вторая часть по существу революционна:
все разумное рано или поздно должно обрести
состояние действительности.