52.Взаимосвязь
чувственного и рационального
познания
Философия выделяет два различных
вида: чувственное и рациональное.
Первый вид связан с деятельностью
наших органов чувств (зрение, слух,
осязание). Второй подразумевает работу
разума – абстрактно-понятийное мышление
человека.
Основные формы чувственного
познания: ощущения, восприятия, представления:
1. ощущение – элементарный психический
процесс, состоящий в запечатлении
отдельных свойств предметов
и явлений материального мира
в момент их непосредственного воздействия
на наши органы чувств.2. восприятие –
целостное отражение в сознании
предметов и явлений при их
непосредственном воздействии на органы
чувств. Наиб важные особенности восприятия:
предметность, целостность и структурность.
3. представление – сохраненные
памятью образы предметов, когда-то
воздействовавших на органы чувств. В
отличие от ощущений и восприятий
для представлений не нужно непосредственного
контакта органов чувств с предметом.Рациональное
познание в основном сводится к понятийному
абстрактному мышлению. Абстрактное
мышление представляет собой целенаправленное
и обобщенное воспроизведение в
идеальной форме существенных и
закономерных свойств, связей и отношения
вещей. Основные формы рационального
познания: понятия, умозаключения, гипотезы,
теории: 1. понятие – мысленное
образование, вкот обобщаются предметы
некоторого класса по определению совокупности
признаков. Обобщение осуществляется
за счет абстрагирования, т.е отвлечения
от несущественных, специфических особенностей
предметов. В отличие от ощущений
и восприятий понятия лишены чувственного,
наглядного своеобразия.2. умозаключение
– рассуждение, в ходе которого из
одного или нескольких суждений выводится
новое суждение, логически следующее
из первых.3. гипотеза – выраженное
в понятиях предположение, имеющее
целью дать предварительное объяснение
какому-либо факту или группе фактов.
Подтвержденная опытом теория трансформируется
в теорию.
4. теория – высшая форма
организации научного знания, дающая
целостное представление о закономерностях
и существенных связях определенной
области действительности.Т.о., в
процессе познания выделяются
две человеческие познавательные
способности: чувственная и рациональная.
Конечный результат – истина
– достигается только совместными
усилиями этих двух составляющих.
53.Познание и
творчество. Интуиция и ее роль
в познании.Интуиция как явление не может
быть объяснено научно. Оно ненаучно, нерационально.
Интуиция является чем-то, что находиться
за пределами интеллекта. Рациональное
познание и интуиция, вещи несовместимые.
Интуиция исходит из такого места, о котором
интеллекту ничего не известно. Интеллект
может ощутить интуицию, а вот объяснить
ее он вряд ли сможет.
Рассматривая такой вопрос,
как познание и интуиция следует
понимать, что высшая реальность способна
проникать в низшую реальность, а
вот низшей реальности не дано проникнуть
в высшую. И рассуждая о роли
интуиции в познании, следует заметить,
что интуиция может проникать
в интеллект, а вот интеллект
не сможет этого сделать, поскольку
он ниже ее.Роль интуиции в познании
нами мира была бы велика, если бы не одно
« Но». Это « но», заключено
в социальной обусловленности, а
также в формальном образовании,
которые учат нас игнорировать свои
инстинкты, вместо того, чтобы мы распознавали
их и познавали, для того чтобы
использовать для собственного роста,
для того, чтобы развивались наши
познание и интуиция. Это процесс
подрывает корни нашей мудрости,
которая была дана нам с рождения.В
том случае, если вы чувствуете что
того, чего вы не можете объяснить словами,
не существует, то вы будете продолжать
жить на низшем уровне развития интеллекта.
Познание и творчество – это два
понятия, которые неразрывно связаны
между собой. Они представляют собой
гармоничное взаимодействие объекта
и субъекта, в результате которого
человечество получает существенные знания
об окружающем мире. Цивилизованных людей
во все времена интересовало, какое
значение творчество имеет в жизни
человека. Есть исторические свидетельства,
что этот вопрос люди поднимали еще
в античный период. Именно тогда
впервые появились такие определения,
как познание и творчество. Философия
появилась позже и подтвердила
истину о том, что человек непрерывно
изучает окружающий мир и благодаря
этому развивается. По мере того как
росло сознание людей, их все более
интересовали не просто проблемы бытия,
а происхождение мира и то, какую
роль в этом процессе играет познание
и творчество. Знаменитые мыслители
того времени делали интереснейшие
попытки дать определение сути эти
понятий и их связи с постижением
тайн бытия. Диалектико-материалистическая
философия понимала познание не как
зеркальное отражение или пассивное
созерцание, а как процесс активного
и творческого отражения действительности.
Здесь человек выступает как
общественный субъект, который реально
влияет на ход исторической действительности.В
настоящее время в связи с
беспрерывным потоком новейшей информации
и инноваций в науке и общественных
отношениях возникает потребность
творчески подходить к решению
научных и технических проблем.
Познание и творчество в этом аспекте
являются наиболее важными факторами,
активизирующими личность и заставляющими
ее раскрыться более полно. В целом
это способствует достижению конечной
цели.
54.проблема истины
в теории познания. Проблема понимания
в философской герменевтике.Учение об истине.В современной
философии существует три концепции истины:
соответствия, когеренции, прагматичности.
Концепция соответствия основана на согласии
мысли с реальными фактами. Высказывание
«S есть Р» истина, если S есть Р.Концепция
когерентной истины связана с последовательностью,
связностью высказываний. Здесь речь идет
о многочисленных логических конструкциях
. Если А=В, а В=С , то А=С.В прагматической
концепции истины критерием выступает
практический успех; истинно то, что выгодно
в способе нашего мышления. Марксисты
используют критерий практики для развития
концепции соответствия. Все три концепции
истины дополняют друг друга. Истина в
сжатом и преобразованном виде включает
в себя весь путь познания и его этапы.
Она есть процесс и результат процесса
познания. Истина есть результирующий
процесс (Г. Гегель).Наряду с истиной
в познании имеет место заблуждения, т.е.
знания, которые не совпадают с предметом.
Заблуждение - это искаженное отражение
действительности. Оно возникает в силу
абсолютизации знания об отдельных сторонах
предмета, а также в силу субъективных
причин. Заблуждения следует отличать
от лжи - преднамеренного искажения истины,
обмана. Ложь ведет к дезинформации. Развитие
познания показывает, что те или иные заблуждения
преодолеваются: либо сходят со сцены,
либо превращаются в истинные знания.Важнейшей
характеристикой истины является ее объективность,
поскольку она есть отражение объективного
мира в сознании, мышлении. Будучи объективной
по содержанию, истина субъективна по
форме, т.к. она содержится в голове субъекта.
Для истины характерны также конкретность и абстрактность.Конкретность
истины определяется условиями места,
времени и другими обстоятельствами, которые
необходимо учитывать как можно точнее.
Абстрактная истина несет не полные, а
фрагментарные, относительные, односторонние
знания, выражается в нечетких понятиях.Для
характеристики истины как процесса применяются
понятия абсолютного и относительного.
Абсолютная истина - абсолютно полное,
точное, верное отражение действительности.
Это знание , которое никогда не может
быть опровергнуто в будущем. Относительная
истина - относительно полное, верное,
точное отражение действительности. Она
выражает изменчивость знания, его углубление,
уточнение. При этом старые знания либо
заменяются новыми, либо опровергаются.
В ходе познания относительная истина
изменяется и приближается к абсолютной
истине. Абсолютная истина складывается
из суммы относительных, но не путем механического
соединения готовых истин, а в процессе
развития познания и синтеза его результатов.
В понимании абсолютного и относительного
в истине существуют две крайние позиции:
догматизм преувеличивает значение
устойчивого момента, релятивизм - изменчивой
стороны истины.Вопрос о проверке истинности
знаний есть вопрос о критерии истины.
Часть философов (агностики) отрицали
такой критерий, другие считали таким
критерием ясность и отчетливость знаний
(Р. Декарт), третьи - чувственные
данные, четвертые - общезначимость
и т.д. В каждой из точек зрения содержались
отдельные рациональнее идеи. Однако они
не смогли решить проблему критерия истины,
т.к. не выходили за пределы самого знания.В
диалектико-материалистической философии
в теорию познания была введена социально-историческая
практика, которая и выступает решающим
критерием истины. Истинными считаются
те знания, которые, будучи реализованными
на практике, подтверждаются. Приложенная
к практике любая теория становится предметной
и нужной. Практика как критерий истины
одновременно абсолютна и относительна.
Абсолютна в том смысле, что только практика
может окончательно подтвердить или опровергнуть
те или иные идеи. Относительность практики
связана с её развитием, совершенствованием,
углублением, и поэтому она не может в
данный момент полностью доказать те или
иные выводы.Кроме практики существуют
и другие дополнительные критерии истины.
Таковыми считают принцип простоты, красоты,
внутреннего совершенства теории, которые
не отменяют и не заменяют практический
критерий. В получении истины и в её проверке
необходимо единство теории и практики.Философская герменевтика.
В современной гуманитарной культуре
большое значение принадлежит герменевтической
философии. Герменевтика считает предметом
философии не просто человека или мир,
а понимание человеком
мира. С одной стороны, проблема понимания
имеет давнюю традицию в гуманитарной
и научной культуре. Гермес - один из греческих
богов, вестник Зевса, разъясняет людям
его послания, обеспечивая их понимание.
В средние века развивается теологическая
герменевтика - экзегетика, аллегорическое
или историческое толкование Библии, нахождение
подлинного смысла Писания. Особую значимость
имела филологическая герменевтика XVIII-XIX
веков, сформировавшаяся как основная
функция языка (В. Гумбольт), «органа внутреннего
бытия человека». Философский и эстетический
статус общая теория понимания приобрела
у немецкого романтика Ф. Шлейермахера.
Им же разработан метод вживания в понимание
другого Я, представления о герменевтическом
круге как процессе цикличного уточнения
смыслов. Например, для понимания целого
нужно понять часть и наоборот - для понимания
части нужно понимать целое.С другой стороны,
современная герменевтика - это реакция
на философию Нового времени и немецкой
классики с их культом теоретического
объяснения, противопоставления человека
внешнему миру. Философско-методологическое
учение о герменевтике создаётся В.Дильтеем, немецким
мыслителем первой половины XX века – неокантианцем.
Неокантианцы делили знания на науки о
природе и науки о культуре. Понимание
- это метод постижения жизни человека,
сопереживание, вчувствование в Другого,
противоположный обобщающему, генерализующему
методу естествознания.Философская герменевтика
как онтология развивается
в немецкой философии XX века. М. Хайдеггер применяет
герменевтику для раскрытия смысла бытия
человека. Бытие человека понимающе
относится к своему бытию, которое предстаёт
как бытие-в-мире. Понимание не просто
феномен сознания, оно укоренено в бытии
человека, а домом этого бытия является
язык.Герменевтика как философия о бытии
человека в мире и понимании мира через
язык и переживания наиболее полно представлено
в работах Г.Гадамера. Ученик
М. Хайдеггера, он развил онтологию
понимания как сохранение целостного
человеческого опыта и жизненной практики.
Герменевтический круг понимания содержит
позитивную возможность познания изначального,
предыстолкованного бытия. Интерпретация
бытия человека оказывается интерпретацией
текста. Между текстом и его истолкованием,
текстом и интерпретатором текста происходит
образование смысла. Но смысл образуется
и раскрывается через вкусы, талант, традиционность
интерпретатора. Нет смысла в сознании
создателя текста, как нет его вне интерпретации. Понимание - слияние
горизонтов текста ичеловека. Гадамер
говорит о предрассудке - предпонимании
текста как историческом явлении. Горизонты
понимания и само понимание историчны,
проходящи. Каждое поколение интерпретирует
по-своему. Истина движется, она - процесс.
Возможность конфликта интерпретаций
разрабатывает П. Рикёр. Онтология
понимания дополняется эпистемологией,
теорией познания, лингвистической философией.
Задачей философской герменевтики становится
чёткое очерчивание сфер применимости
разных методов интерпретации.
55. Понятие и
структура практики, ее роль в
познании мира. Основной формой проявления
жизни чел. является деятельность - чувственно
предметная, практаческая, и духовная,
теоретическая. Чел - активное существо.
Он активно воздействует на окруж его
вещи, придает им форму и св-ва, необход
для удовлетворения его обществ и личных
потребностей. Именно в преобразов мира
челов придает определенностьсвоему бытию.Практика
- это материальная, чувствнно предметная
целенаправленная деятельность людей,
имеющая своим содержанием освоение и
преобразовприр и социальных объектов
и составляющая всеобщую основу, движ
силу развития челов общества и познания.
Под пр прежде всего разумеют не только
и не столько деят отдельного чел, сколько
совокупную деят, опыт всего человечества
в его истор. развитии.. Как по содерж так
и по форме практика носит общ характер.
Совр практика есть р-т всемирной истории.
Практика включает в себя такие моменты
как цель, потребность, мотив, отдельные
действия, движения, акты, предмет, накот
направлена деятельность, средства достиж
цели и р-т деятельности.Общ практика находится
в диалект единстве с познавательной деятельностью,
с теорией. По отнош к познанию она выполн.
троякую роль. Во-первых, явл источником,
основой познанияч, его движ силой, дает
ему необход фактический материал. Во-вторых,
практявл способом приложения знаний,
и в этом смысле она цель познания. Конечной
целью познан являются незнания сами по
себе, а практ преобразование действит
для удовлетворения матер и духовных потребностей
общества. В-третьих, практ служит критерием
истинности рез познания.Основными видами
практявл материально-произвдеят людей
и социально-преобразующая деятельность
масс. (социальная, духовная, политическая
сферы). Естественнонаучный эксперимент
- это особый вид практики. Н. теория и практсоставл
такое единство противопол, вкот практике
изначально принадлежит реш. роль. Но теория
не ограничивается простым обобщением
практики, а перераб эмпирический материал
и тем самым открывает новые перспективы
для развив практики. По отнош к ней теория
играет програмирующую роль. Если практ
предшествует теор в плане происхождения
познания, то на уровне уже развитого н.
мышления в знач степени возрастает возможность
и необходвнутритеоретического, содержательного
оперирования идеальными моделями вещей,
их свойств и отношеий, не обращаясь непосредственно
к практике., что открывает путь выходу
теорет мышления из под власти непосредств
опыта.История познания свидетельствует
о том, что вслед за применением какого-либо
открытия начинается бурное развитие
соотв области теории. Естеств и обществ
науки, выходя на арену практ применения,
создают механизм обратной связи между
теорией и практикой. Этот мех позволяет
осущвзаимокорректировкутеорет и практдеятельноси,
кот и обеспечивает практике ее функцию
быть критерием истины. Тесноевзаимоувязываниетеор
и практ, четкость действия мех обратной
связи особенно ощутимы на соврем этапе
развития общества.Пон практики в истории
фил трактовалось по разному. Идеализм
трактовал ее как деятельность духа. Гегель
- практ есть волевая деятельность идеи”.
Субъект идеалисты поним под пр. деятельность
обусловленную волей, интуицией или подсозн
началом., например “религиозный опыт”.Поскольку
практ деятельность носит осознанный
хар-р, постольку дух начало, безусловно,
составл ее необходимый момент. И нельзя
разрывать единую целостную деятельность
на 2 ипостаси и тем более противопоставлять
их.Структура: эл-ты процесса труда по
Марксу: ч-к с его целями, знаниями и навыками,
осуществл. ч-ком операции целесообр. деят-сти;
объекты, включенные в ходе этих операций
в опред. взаимодействия. Объекты расчленяются
посвоим ф-ям на предмет труда, средства
труда и продукты труда. Труд как преобр.
ч-ком в-ва природы предполагает взаимодействие
всех этих эл-тов. Формы: матер.производств.
деят-сть, практически-преобразовательн.
деят-сть, социальн. практич. деятельность
(социальн., классовая борьба, революции
и т.п.), технич. деят-сть (наука, НТР и т.п.).
56.понятие науки.
Специфика научного познания. Возможности
и границы науки.Наука - это форма познавательной
деятельности человека (наряду с искусством,
религией и т.д.), специфической функцией
которой выступает выработка и совершенствование
объективно-истинных знаний. Понятие науки
включает в себя как деятельность по получению
нового знания - научное исследование,
так и результат этой деятельности - научные
знания. Далеко не любое знание является
научным.
Специфика научного познания
выражается несколькими факторами:
1) Основная цель науки – выяснение
объективных законов реальности,
но это невозможно без ряда абстракций,
поскольку именно абстрагирование
дает возможность не ограничивать широту
мышления для определения правдивости
тех или иных умозаключений.
2) Научное знание должно
быть прежде всего достоверным,
поэтому объективность становится
его главной характеристикой,
ибо без нее невозможно говорить
о чем либо с определенной
точностью. Объективность основывается
на исследовании активного объекта
зрительными и экспериментальными
методами.3) Специфика научного познания
заключается и в том, что
любая наука нацелена на практическое
применение. Поэтому она должна
объяснять причины, следствия
и связи между теми или иными
процессами.
4) Сюда же относят и
возможность постоянного дополнения
и самообновления науки с помощью
очередных открытий, которые могут
как опровергать, так и подтверждать
уже имеющиеся законы, выводы
и так далее.5) Научное познание
совершается посредством использования
как специальных высокоточных
приборов, так и с использованием
логики, математических вычислений
и прочих элементов умственной
и духовной деятельности человека.6)
Любое знание должно быть строго
доказуемо – это также специфика
научного познания. Информация, которая
может быть использована в
дальнейшем, обязаны быть точной
и обоснованной. Однако, в различных
областях все же не обходится
без некоторых допущений, теорий
и ограничений. Научное познание
– это прежде всего процесс,
протекающий на эмпирическом
и теоретическом уровнях, каждый
из которых также имеет свою
специфику. Несмотря на различия,
оба уровня взаимосвязаны и
граница между ними достаточно
подвижна. Специфика научного познания
каждого из этих уровней основана
на применении экспериментов
и приборов, либо теоретических
законов и методов объяснения
к каждому конкретному случаю.
Поэтому говоря о практике, невозможно
обойтись без теории.