Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"
- онтологич. (мир иррационален,
неразумен и явл-ся царством
хаоса, случайности, анархии,
индетерминизм – поведение
чел-а представляет собой ничем
не ограниченный.бессмысленный
этический (нравств.) релятивизм – «не обязательно следовать принятым в общ-ве нормам. У каждого чел-а своя мораль, т.е. чел. ведет себя нравственно, если он готов нести ответственность за свои поступки, даже если они безнравственны или даже противозаконны с т. зр-я общества»
крайний индивидуализм – выход из полит.и дух. кризиса закл. в бегстве (духовном) от общества.
пессимизм в оценке будущего
Значение экзистенц-ма:
заставил людей задуматься над проблемами, кот.классич. фил-ия почти не обсуждала:
- проблема уникальности каждой лич-ти;
- проблема смысла ж-ни
явился протестом против пороков 20-го в.: мировые войны, тоталит. режим.
Под влиянием экз-ма в 1948 г. была принята Декларация прав чел-а, по кот.жизнь и неприкосновенность лич-ти были объявлены высшими ценностями.
32 Экзистенциализм – это
фил-ое учение 20-го в., в центре
внимания ко-го нах-ся
Экзист-ты заявили, что прежняя фил-ия была обесчеловечена и представляла собой либо фил-ия вещей (материализм), либо фил-ию идей (идеализм).
Специфику сущ-ия чел-а они
видели в своеобразии эмоц. переживаний,связанных
с поиском смысла жизни и не
обращали внимания на своеобразие мыслей,
поступков и результатов деят-
Соответственно призмой, через кот.у них рассматриваеся мир, явл-ся эмоции, а не ощущения, как это было в предшествуюшемсубъектизном идеализме.
Эмоции они называли смотровыми окошечками, через кот.диден мир.
Поскльку эмоции не контролир-ся разумом, то это учение явл-сяиррационал-ким вариантом суб-го идеал-ма.
У истоков экзист-ма нах-ся русские религиозные философы: Лев Шестов и Николай Бердяев.
Учение разрабатывалось накануне 1-ой мир.войны. Во время 1-ой М.В. экзист-м формир-ся в Германии (предст-ли:М.Хайдеггер, К.Ясперс)
Во время 2-й М.В. и после нее экзист-м формир-ся во Франции (Г.О.Марсель, А.Камю, Ж.П.Сартр)
В экзист-ме выдел. 2 разновид-ти:
-- религиозный (Шестов, Бердяев, Ясперс, Марсель)
-- атеистический (Хайдеггер, Сартр)
Экз-ты рассм. жизн. путь чел-а с т. зрения антологической триады:
Мир --- Бытие в мире (экзистенция) --- Бытие (Бог, Ничто, транстенденция)
Мир – повседневная жизнь чел-а; самый худший вид бытия, т.к. чел. при общении с др. людьми поступает стереотипно и не имеет возможности проявить свою индивидуальность. Большинство людей так и живут этой бездумной жизнью, не задумываясь над тем, зачем они пришли в этот мир. Небольшой круг духовной аристократии задумывается над смыслом жизни; им доступен переход в состояние экзистенции.
Чтобы погрузиться в экзистенцию, нужно отрешиться от повседневных забот и погрузиться в эмоциональные переживания, связ-е с поиском смысла ж-ни.
Состояние экзистенции не отвечает на ? о смысле жизни, поэтому чел. с надеждой смотрит на 3-ий вид бытия – потустороннее Бытие, в кот.чел. оказ-ся после смерти.
3-ий вид бытия – засасывающая в себя бездна (у Хайдеггера), свалка студенистой слизи (у Сартра).
Приблизиться к 3-му виду бытия чел-у помогает пограничная ситуация (между экзистенцией и потусторонним Бытием) – когда чел. оказ-ся на грани между жизнью и смертью и испытывает сильнейший эмоц. стресс (отриц-е эмоции), проявл-ся в экзистенциальном страхе, в отвращении к жизни, скуке, тошноте, чувстве вины.
Вывод: жизнь абсурдна и не имеет смысла, но таковой ее сделал 20-й в с его пороками.
Осн. черты экзист-ма:
экз-м – суб. идеализм, т.к. первичны эмоции
иррационализм, кот.встречается в 2-х видах:
- гноссеологич. ( мир познается не логич. сред-ми, а посредством описания эмоций)
- онтологич. (мир иррационален,
неразумен и явл-ся царством
хаоса, случайности, анархии,
индетерминизм – поведение
чел-а представляет собой ничем
не ограниченный.бессмысленный
этический (нравств.) релятивизм – «не обязательно следовать принятым в общ-ве нормам. У каждого чел-а своя мораль, т.е. чел. ведет себя нравственно, если он готов нести ответственность за свои поступки, даже если они безнравственны или даже противозаконны с т. зр-я общества»
крайний индивидуализм – выход из полит.и дух. кризиса закл. в бегстве (духовном) от общества.
пессимизм в оценке будущего
Значение экзистенц-ма:
заставил людей задуматься над проблемами, кот.классич. фил-ия почти не обсуждала:
- проблема уникальности каждой лич-ти;
- проблема смысла ж-ни
явился протестом против пороков 20-го в.: мировые войны, тоталит. режим.
Под влиянием экз-ма в 1948 г. была принята Декларация прав чел-а, по кот.жизнь и неприкосновенность лич-ти были объявлены высшими ценностями.
33. Проблемы и
поняти философской
В идущих от В. Дильтея, виднейшего
после Ф.Шлейермахера теоретика, философских
течениях конца 19 века - начала 20 века герменевтика
трактуется как учение о «понимании»
(целостном духовно-душевном переживании
- comprendre), как методологическая основа
гуманитарных наук в отличие от «объяснения»
(expliquer) в естественных науках. В ту
эпоху в филологии стала
Современная герменевтика (М.
Хайдеггер, Э. Бетти, Х. Гадамер, П. Рикер,
Г. Кун, А. Аппель и др.) имеет глубинные
истоки. В древнегреческой философии
герменевтикой называли искусство
толкования мифов и иносказаний,
у неоплатоников – это
В дальнейшим герменевтику как
метод исторической интерпретации
разрабатывали представители
Итальянский ученый Э.Бетти («Герменевтический манифест», «Общая теория понимания», 1954-1955) и немецкий философ Х.Гадамер («Истина и метод», 1960) предложили рассматривать герменевтику расширительно – не только как метод изучения, но как учение о бытии, как онтологию. Смысл такого подхода состоит в том, что познавая язык, знаковые системы, люди познают сам мир.
Теоретический интерес к герменевтике, как к основному среди всех до сих пор существовавших методов осмысления текста, особенно возрос в последнее время в связи с бурным развитием нового, когнитивного направления в изучении языка. Считается, что феномен герменевтики помогает вскрыть сложный процесс взаимодействия языка и мышления
34 Западная религиозная фил-я 20 в.
Неотомизм – официальная фил-иякатолич. церкви с конца 19 в.; был разработан на базе учения Фомы Аквинского. Предст-ли: М.Шильсон (Фр.), Махейнаский(Герм.)
Неотомисты не признавали себя идеалистами и объявили, что их философия – 3-я линия; называли свое учение реализмом из-за того, что у них речь идет о законах видов реальности:
1 – природное бытие (неживая, живая природа)
2 – сверхприродное бытие (чел., общ-во)
3 – чистое бытие (Бог)
Бог – высшая реальность => их учение – объективный идеализм
Проблемы:
Соотношение материи и формы
Док-во гармонии, веры и разума
Религ-е истолкование чел-а и общ-ва
В неотомизме материя – материал, сырье для творчества. Материя сущ. только в возмож-ти. Она пассивна и не имеет конкретного облика. Дух.форма создает из пассивной материи все предметы и организмы.
Выдел. 4 вида форм:
формы предметов
души людей
ангелы
Бог – высшая творч-я дух.форма. (Все формы духовны)
Неотомисты заявили, что вера и разум имеют общий предмет – познание Бога. Разум не противоречит вере, а укрепляет ее. Источником веры является божественный разум, а источником разума – сознание чел-а. В науке вера – божеств.подсказка.
Чел. и общ-вонеотомисты рассматривали не исторически. Чел. и общ. – продукты творения Бога и потому они не нуждаются в развитии.
Чел-арассм. как двойственное сущ-во, имеющее греховное смертное тело и бессмертную душу. Чел. неизменен на протяжении всей истории.
Неотомисты отрицали ценность
земной жизни чел-а и земных благ.
Смысл жизни – служение Богу.
Жизненный путь чел-а – затянувшееся
путешествие в Землю
Неотомисты отрицали общий прогресс и рассматривали историю как совок-ть событий, в кот.воплащен божественный план.
Тейяр де Шарден жил в 1-ой половине 20 в во Франции. Он решил обновить католическое вероучение и внёс элементы эвалюц.теории в религио-е объяснение.
Адам не был сотворён самим Богом, он появился в ходе эволюции Вселенной и вмешательство Бога заключалось в следующем: Бог запланировал цель эволюции, Бог был регулятором данного процесса т он явл-ся конечным пунктом эволюции чел-а. И поэтому она назвал Бога-точка Омега.
Эволюция Вселенной вкл в себя 4 стадии:
1)преджизнь-на ней появл-ся неживая природа-литосфера.
2)жизнь- возникает живой покров Земли- биосфера.
3)мысль-появл-ся чел-к. Ноосфера- сфера разума.
4)сверхжизнь- единение душ людей в космич. Христе после завершения земной истории.
Учения его сочетают в себе мистич. пантеизм и объект.идеализм. Об.идеализм-Бог находится на небе. Пантеизм-Бог присутствует на Земле в виде психич. дух. энергии- радикальная энергия.
Сущ-ть радикальной энергии сост. в понятии «любовь». Самым слабым проявл-ем любви явл. притяжение.
Тейяр де Шарден был лишён религиозного сана и его выслали из Франции. Он уехал в Китай и занялся археологией.
Что не устраивало катол. церковь?
1)элементы теор. эволюции при объяснении происх-иячел-а
2)пантеизм
3)признание ценности земной жизни чел-а и земных благ.
4)вера Тейяра де Шардена
в возм-ть обществ-го процесса,
вера в то, что наука обеспечит
обществ. прогресс и в
35. Фил-я структурализма и феномен постмодернизма. Постмодернизм (от лат. post = после и франц. moderne = новый, современный) — понятие, применявшееся в 60–70-е годы XX века в теории литературы и архитектуры, а затем (особенно после появления работы Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», 1979) вошедшее в философский лексикон. Это понятие обозначает новый образ мысли и деятельности, проявившийся в XX веке во всех областях человеческой культуры.
Лиотар определил
Ведущие представители постмодернизма: Р. Барт, Ж. Батай, М. Бланшо, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Джеймисон, П. Клоссовски, Ю. Кристева, Ж. Лиотар, М. Фуко, И. Хассан и др. Постмодернизм не представляет собой философскую школу или направление. Нередко философы, называемые «постмодернистами», скептически относятся к этому названию.
Этапами становления постмодернизма
являются структурализм и
Постструктурализм, сформировавшийся в 1970–80-е годы, пришел на смену структурализму и явился его самокритикой, продолжением и развитием его тенденций. Постструктурализм так же ориентирован на семиотическое истолкование реальности («мир как текст»), но выдвигает на передний план «изнанку» структуры, «хаосмос».
Если «модерном» вообще называют Новое время с его тенденцией теоретически и практически подчинять все многообразие жизни и мира какой-либо господствующей идее, парадигме, монологическому мышлению, научно-технической рациональности, то постмодернизм, напротив, приветствует возможность разнообразия образов мысли и жизни, культурных миров. При этом философско-метафизические традиции, в том числе рационалистические системы Нового времени с их претензиями на единственную истинность разоблачаются и ограничиваются как не универсальные, но обусловленные чьими-то потребностями и интересами, чьей-то «волей к власти». Характерные формулы постмодернизма: плюрализм, партикулярность, различие, сосуществование, конкуренция, дискурс, диалог и т. д. Основным убеждением постмодернизма является то, что действительность структурирована не гомогенно, а гетерогенно, не гармонично, а драматично, не единообразно, а разнообразно.