Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"
В21. Антропологический
материализм Л. Фейербаха.
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) – единственный представитель
материализма среди философов-классиков
Германии. Основные труды Людвига Фейербаха:
«История новой философии от Бэкона до
Спинозы», монографии о Лейбнице, Бейле,
«К критике философии Гегеля», «Сущность
христианства» (1841, это – триумф творчества
философа), «Предварительные тезисы к
реформе философии», «Основные положения
философии будущего», «Сущность религии»,
«Эвдемонизм». В центре учения Фейербаха
– человек как «… единственный, универсальный
и высший предмет философии». В связи с
этим философское учение Фейербаха именуют
антропологическим материализмом. Человек,
по Фейербаху, есть материальный объект
и одновременно мыслящий субъект. С этой
позиции философ отвергал вульгарный
и механистический материализм. Фейербах
вел непримиримую борьбу против религии.
Философия и религия, по его мнению, взаимно
исключают друг друга. Сила разума порождает
философию, а слепая вера и бессилие человека
порождают религию. Критика религии у
Фейербаха перерастает в критику философии
идеализма, т.к. последнюю он рассматривает
как рационализированный вариант религии.
В основе философии Фейербаха лежит принцип:
«Бытие – субъект, мышление - предикат».
В теории познания философ продолжал линию
материалистического сенсуализма. Антропологизм
Фейербаха основывается на биологической
трактовке человека. Система общественных
отношений подменяется понятиями «рода»
и межиндивидуального общения.
В22. Иррационалистические тенденции в философии XIX века (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). В широком смысле иррационализмом называют идеалистические течения в философии, которые в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в организации общественной жизни и в познании мира. На первый план иррационалисты выдвигают чувства, волю, интуицию, «бессознательное», а также негативные стороны человеческого бытия (предрассудки, войны, нищету, смертность и т.п.).
Основоположником современной
европейского иррационализма выступил Артур
Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ,
заявивший, что в основе мира – не разум,
а Воля, которая подчиняет себе интеллект.
Основной труд мыслителя – «Мир как воля
и представление».Не разум, а чувства руководят
поступками людей. Шопенгауэр полагает,
что «наш мир – наихудший из всех возможных
миров». Шопенгауэра называют в связи
с таким миропониманием «философом мировой
скорби». Саму философию он рассматривал
как один из видов искусства, а высшим
из искусств считал музыку. Один из моральных
афоризмов мыслителя гласит: «Принуждая
себя ничего не делать из того, что хочется,
следует делать все то, что не хочется».
предшественник современного экзистенциализма
датский философ-мистик Сёрен
Кьеркегор (1813-1855). Его главные труды:
«Страх и трепет», «Или - или», «Наслаждение
и долг», «О понятии долга».
В противовес гегелевской эссенс-диалектике
(т.е. диалектике сущности) он выдвигает
качественную диалектику – экзистенц-диалектику
(диалектику существования).Кьеркегор
выделяет три типа людей (по степени из
развитости). Низший уровень – это эстетический
человек (делает то, что ему нравится, наслаждается,
живет переживаниями момента). Более высокий
уровень представлен этическим человеком
(действует по долгу, добр к другим; живет
нередко в памяти о нем как о добром человеке
даже после смерти). А высшую ступень представляет
собой человек религиозный (он живет переживанием
Вечности). Фридрих
Ницше (1844-1900)Наиболее
известны такие его труды, как «Так говорил
Заратустра», «По ту сторону добра и зла»,
«Человеческое, слишком человеческое»,
«Несвоевременные размышления», «Утренняя
заря», «Веселая наука» и др. Следует принимать
во внимание его душевную болезнь (последние
11 лет своей жизни он периодические пребывал
в психолечебнице). Ницше в отличие от
религиозно-фанатического отношения к
миру провозглашает атеистические и антицерковные
идеи («Бог умер», - говорит он). Он решительно
выступил против религии, морали, принятых
норм в современном ему обществе и в широком
плане против культуры. Разум, по Ницше,
не познает мир, а лишь схематизирует его
для практических потребностей. Ницше
выступил с антидемократическими лозунгами
против «инстинкта толпы», провозгласил
культ «белокурой бестии», которой все
дозволено, за переоценку ценностей в
пользу «высшей касты», «сверхчеловека»,
а также против стремления людей к свободе
и равенству. По убеждению Ницше, к морали
и идеям свободы прибегают слабые, сильные
же попирают мораль и путем насилия идут
к власти.
В23. Философия марксизма,
ее истоки, сущность и основные этапы
развития.
Марксистская философия, как
и марксизм в целом, возникла в 40-х годах
XIХ в. Ее создателями стали - Карл Маркс и Фридрих
Энгельс.
Философия марксизма именуется диалектическим и
историческим материализмом. Её возникновению
способствовали предпосылки троякого
рода:
- социально-экономические;
- естественнонаучные;
- теоретические.
В 1825 году в Англии впервые
в истории проявил себя кризис
в промышленности. Европа была накануне
буржуазно-демократической
успехи естествознания:открытие
закона сохранения и превращения энергии;
открытие клеточной структуры живых организмов,
создание эволюционного учения-дарвинизма.
Теоретические источники: Классики диалектического и исторического материализма критически переработали на основе материализма диалектические идеи Гегеля, освободив ее от мистики и идеализма. Они также развили основные положения материализма Фейербаха, соединив материализм с диалектикой.
Свое философское учение
Маркс и Энгельс назвали
Одна из основных идей марксистской
философии – революционное
В24. Социально-философские и гуманистические
идеи в белорусской мысли ХVI–ХVII вв. (Ф.
Скорина, С. Будный, К. Лыщинский, С. Полоцкий)
Начало распространение идей ренессанского
гуманизма связано с деятельностью Франциска
Скорины. В Библии Скорина
видел важнейший источник просвещения
народа. Возможности улучшения жизни людей
он связывал с распространением духа человеколюбия.
Главным принципом мировоззрения Скорины
является возрожденческий
антропоцентризм, т.е. выделение на
первый план проблемы земного предназначения
человека, но в то же время не снимается
проблема замогильной расплаты. (ок.1490-1541).
Мыслитель ставит и решает одну из важнейших
философско-этических проблем – проблему
соотношения индивидуального
и общего блага. Скорина рассматривает
человека как существо общественное и
для его воззрений характерно утверждение
примата общего над индивидуальным. Самая
характерная особенность гуманистического
мировоззрения Ф.Скорины – патриотизм.
Видным идеологом одного из течений Реформации
– антитринитаризмабыл Симон
Будный (1533-1593). Он издал на белорусский
язык «Катехизис» и свои переводы библейских
текстов с предисловиями и комментариями.
Он отверг догмат о божественной природе
Христа. Христос, по его мнению, – выдающийся
пророк, но всё же смертный человек.
Василий Тяпинский(1540-1604).отстаивал
позицию, что владение землей и поместьями,
а также участие в справедливых войнах
не противоречат Библии. Его подход к религии
был рационалистическим. Религиозное
образование он связывал с просвещением
вообще.
В мировоззрении СимеонаПолоцкого
Он полагал, что мир создан Богом и
основан на двух началах – материальном
(земля, вода, воздух и огонь) и духовном.
Человек причастен к обоим началам. В вопросах
познания был близок к сенсуализму:
ум новорожденного подобен чистой доске,
врожденные идеи отсутствуют, познание
начинается с ощущений. Природа подобна
книге, которую человеку следует изучать;
бытие Бога недоступно чувственному восприятию,
значит, Бога нельзя познать. СимеонПолоцкий
высоко оценивал роль философии в жизни
людей, полагая, что она лечит людские
нравы, учит справедливой жизни, помогает
правителям мудро управлять державой.
25. Философская мысль Беларуси 18-20 в. Для периода Возрождения и Реформации характерна философия на основе лучших достижений европейской духовной культуры. На протяжении XVII-XVIII веков в развитии философии в Беларуси обнаруживаются новые тенденции, свидетельствующие о влиянии католицизма. Возникают идейные комплексы схоластики и эклектики. Схоластическая, «школьная», философия получила распространение через систему иезуитского образования и представлена серьёзными трёхлетними учебными курсами, воспитавшими десятки профессиональных философов. Эклектика - это идейный комплекс, синтез схоластики и наукоцентристской новой философии. Представляли это направление профессора Виленского университета А. Скарульский, С. Шадурский, Б. Добшевич, К. Нарбут и др. Они активно вовлекали в философский процесс идеи Коперника, Декарта, Ньютона, Локка, Лейбница. Эклектики осуществляют поворот от теологически-метафизической картины природы к естественнонаучной. Природа трактуется как результат саморазвития, а человек - как часть природного мира. Эклектика во многом подготовила просветительский этап в развитии философии. Деятельность М. Пачобута, Я. Снядзецкого и др. основана на идеях научного разума, распространении науки как «лекарства» от болезней человека и общества. Я. Снядзецкий критикует Канта за ограничения научного познания и априоризм. Важной темой философии просвещения была проблема отношений человека и общества, человека и государства. Просветительские тенденции характерны и для первой половины XIX века, когда белорусские земли находились в составе Российской империи. Под сильным имперским влиянием культурно-просветительские идеи дополняются национально-освободительными. В свою очередь идеи национального освобождения вызвали к жизни потребность их философского обоснования. В студенческих обществах филоматов и филаретов, в «Демократическом обществе» Ф. Савича, исследованиях этнографии белорусского края, публицистике (Виленский университет закрыт царским указом) осуществляется философская работа по освоению достижений немецкой классики, философии революционного демократизма - поиск философских основ национальной идеи, возможности национальной философии. Период со 2-ой половины XIX века и XX век можно условно определить как период формирования философии национальной идеи. Большое влияние на развитие философии оказали белорусские революционные демократы: К. Калиновский, Ф. Богушевич, Я. Купала, Я. Колас и др. Национальное освобождение они связывали с освобождением социальным и, самое главное, с нравственной свободой человека. Социальное, классовое освобождение человека труда, крестьянина оказалось созвучным идеям марксистской философии. В 20-30-х годах XX века оформляются две тенденции в развитии философии на Беларуси: 1)советская, официальная, диалектико-материалистическая философия; 2)философия белорусской национальной идеи. Для первой тенденции характерен идеологизированный классовый подход и постепенное его преодоление с учетом мировой философской и научной мысли (С. Вольфсон, Б. Быховский, К. Буслов, Д. Широканов, Ю. Харин, В. Степин и др.). Другому направлению свойственен философский поиск Беларуси и беларуса в контексте мировой культуры и философии культуры (М. Горецкий, И. Абдиралович, К. Чорный, А. Розанов, В. Акудович и др.) В последнее десятилетие XX века наиболее характерны для философии Беларуси тенденции современной философии: философии и методологии науки, культурологии, философской антропологии, герменевтики, цивилизационной динамики и др.
26. Роль философских
традиций Беларуси в
Формирование белорусской идеи как систематизированного
обобщения национального самосознания,
имеет глубинные корни и представлено,
как в рационализированной, социально-философской
и общественно-политической форме, так
и в образно-типизационном, художественно-литературном
выражении. Суть ее заключается в осмыслении
бытия белорусского этноса, исторического
наследия и борьбы белорусского народа,
его национальной идентичности и самости,
генетических истоках исторического предназначения,
идей сосуществования, основаниях уникальности,
особенностях национального характера,
геополитического положения и роли в глобализационных
процессах современности. Становлению
белорусской идеи способствовали ассимиляция
духовного опыта западноевропейской и
русской традиций в культуре Беларуси,
социально-философские и гуманистические
идеи в белорусской философии (Ф. Скорина,
С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского
самосознания в ХХ в. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский
и др.), философско-публицистические выступления
и произведения (К. Калиновский, Я. Колас,
М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала,
В. Ластовский).Национальная идея формируется
лишь в контексте традиций национальной
культуры, ибо традиция (от лат. — передача,
предание) – это способ бытия и воспроизводства
элементов социального и культурного
наследия, норм поведения, мировоззренческих
установок, форм сознания и человеческого
общения.
27 Общая характеристика русской философии
§ Русская философия —
одно из направлений в мировой
философии. Русская философия, как
и другие национальные философии, выражает
самосознание и менталитет народа,
его историю, его культуру и духовные
искания.§ Основой духовного
§ Формирование русской философской
мысли было обусловлено двумя
традициями: славянской философско-мифологической
традицией и греко-византийской
религиозно-философской
§ Русская философия прошла
длительный путь своего развития, в
котором различают ряд этапов:
1) становление русской философской мысли
(XI — XVII вв.);
2) русская философская мысль эпохи Просвещения
(философские и социологические идеи русских
просветителей XVIII в.);
3) становление русской философии (философия
революционных демократов, славянофилы
и западники, народничество — начало и
середина XIX в.);
4) русский духовный ренессанс, «серебряный
век» русской философии (последняя треть
XIX – начало XX в.), которые в совокупности
сформировали русскую классическую философию.
Особенности русской философии
Философская мысль в России
зарождается в XI в. под влиянием процесса
христианизации. Киевский митрополит
Илларион создает «Слово о законе
и благодати», в котором приветствует
включенность «русской земли» в общемировой
процесс торжества
Дальнейшее развитие русской
философии проходило в
Русская философия на протяжении XVI-XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. Первая акцентировала на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция стремилась вписать Россию в процесс развития европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем.
Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую — западники. Идею западников поддерживали в XIX в. В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен. Работы «западников», в большей мере, воспроизводят идеи; Чернышевский — Фейербаха. Белинский — Гегеля, Герцен — французских материалистов и т.д.
Славянофилов представляли И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы — самобытные русские философы.
Особенности русский философии:
1. Не занималась процессами познания мира.
Эти вопросы стояли только по отношению
к человеку.
2. Антропоцентризм. Проблемы доказательства
Бога сводились к вопросу «зачем это нужно
человеку».
3. Обращение к проблемам нравственности.
4. Обращение к социальной проблеме «Как
сделать человека лучше?»
5. Практическая направленность.
6. Связь с отечественной культурой.
Проблемы русской философской
мысли:
1. Проблемы свободы.
2. Религиозный космологизм.
3. Проблемы гуманизма.
4. Проблемы жизни и смерти (Иван Ильич
у Толстого).
5. Проблемы творчества.
6. Проблемы добра и зла.
7. Проблемы власти и революции.