47.Проблема антропосоциогенеза.
Дискуссии о происхождении и
сущности человека.
Понять сущность человека
невозможно без обращения к первоистокам
его бытия, иначе говоря, к проблеме
антропогенеза. Поскольку человек
рождается, развивается, реализует
себя в окружении и с помощью
других людей, в обществе, в более
общем плане речь должна идти о
совместном происхождении человека
и общества, проблеме антропосоциогенеза.Различают
несколько основных подходов к решению
проблемы зарождения человека и общества.
Исторически первым можно считать
мифологический подход, связанный с
представлениями о сотворении людей
мифологическими божествами.На базе
мифологии развивался теологический,
религиозный подход, в соответствии
с которым человек появился на
свет посредством акта Божественного
творения. Он подчиняется законам
Божественного мироздания, существует
внутри созданной Богом живой
природы по ее закономерностям. В
то же время он способен осознать социально-нравственные
требования Создателя и на этой основе
выработать юридические законы, выполнение
которых гарантируется авторитетом
государственной власти.Существуют
и собственно философские концепции,
рассматривающие человека, его происхождение,
жизнь, будущее с позиций проявления
неких рационально обоснованных
первосущностей. С позиций идеалистической
философии Г. В. Ф. Гегеля происхождение
человека явилось следствием саморазвития
абсолютного разума, пронизывающего
природу и определяющего все
многообразие существующих в ней
форм. Человек выступает как носитель
абсолютного разума, действующий
в соответствии с заложенной в
нем необходимостью.Материалистическая
философская мысль (К. Маркс, В. И. Ленин)
развивает идеи естественно-природного
происхождения человека и общества
вследствие саморазвития природы, в
основе которого лежит развитие материи.Современная
антропология рассматривает множество
различных проблем, в частности
процесс происхождения человека
от высших приматов. Процесс возникновения
и развития человека был подготовлен
переходом австралопитеков к
наземному образу существования, всеядному
питанию и употреблению естественных
предметов в качестве орудий, затем
— их подправке и все более
частым случаям изготовления. Это
привело к систематическому изготовлению
каменных, костяных и деревянных орудий,
а следовательно, зачатков общественного
производства. В результате появлялись
первобытные стада ранних формировавшихся
людей — питекантропов и синантропов,
которые сообща охотились на животных,
умели пользоваться огнем. Их потомки
— палеоантропы, или неандертальцы,
изготавливали уже более сложные
по форме и назначению орудия, первые
искусственные сооружения, умели
добывать огонь. Возникшее общественное
производство обусловило появление
сознания и речи, сформировало тело
человека. Процесс становления общества
и человека продолжался сотни
тысяч лет и завершился превращением
первобытного стада в первобытное
общество, а неандертальца — в
человека современного типа примерно
35-40 тыс. лет назад.Считать проблему
антропогенеза окончательно разрешенной
не следует, по мере развития науки
возникают новые вопросы. Например,
продолжается поиск непосредственных
биологических предшественников человека,
ждет объяснения «избыточность» человеческого
мозга, рассматриваются глубинные
связи сознания и орудийной деятельности
и т. п. Не отбрасывается полностью
гипотеза «занесения» жизни и
разума с других планет. Нуждаются
в более детальной проработке
вопросы зарождения и развития интеллектуальной
и духовной жизни человека и общества.
Одним из фундаментальных вопросов
выступает соотношение биологического
и социального в человеке.
48.Понятие личности
в философии. Личность и свобода. Проблема личности в философии
- это вопрос о том, в чём сущность человека
как личности, каково её место в мире и
в истории. Личность - это понятие весьма
богатое по содержанию, включающее не
только общие и особенные признаки, но
и единичные, уникальные свойства человека.
Человека делает личностью его социальная
индивидуальность, т.е. совокупность характерных
для человека социальных качеств, его
социальная самобытность. В понятие личности
обычно не включают природно-индивидуальные
характеристики индивида. Но при этом
следует иметь в виду, что природная индивидуальность
оказывает своё влияние на развитие личности
и её восприятие в той мере, в какой биологическое
вообще влияет на социальное в человеке.
Социальная индивидуальность человека
возникает не на пустом месте или только
на основе биологических предпосылок.
Человек формируется в конкретном историческом
пространстве и времени, в процессе практической
деятельности и воспитания. Поэтому личность
как социальная индивидуальность - это
всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие
очень разнообразных факторов. Личность
имеет сложную структуру. Так, в психологии
под личностью обычно подразумевается
некоторое интегрирующее начало, связывающее
воедино различные психические процессы
индивида и сообщающее его поведению необходимую
устойчивость. Исходный момент социологических
личности состоит в анализе не индивидуальных
особенностей человека, а тех социальных
ролей или функций, которые человек выполняет.
Эти роли определяются социальной структурой
общества, различными социальными группами,
в которые включён индивид. На этой основе
строится ролевая концепция личности.Деятельность
человека является той основой, на которой
и благодаря которой происходит развитие
личности и выполнение ею различных социальных
ролей в обществе. Только в деятельности
индивид выступает и самоутверждается
как личность, иначе он остаётся “вещью
в себе”. Сам человек может думать о себе
что угодно, но то, чем он является в действительности,
обнаруживается только в деле.Другими
словами, социально-деятельностная сущность
человека прежде всего лежит в основе
социализации индивида, в процессе которой
и происходит формирование личности. Социализация
- это процесс усвоения индивидом определённой
системы знаний, норм и ценностей, позволяющих
ему осуществлять свою жизнедеятельность
адекватным для данного общества способом.
Она происходит по мере усвоения человеком
социального опыта, но осуществляется
прежде всего через его включенность в
определённые общественные отношения,
формы общения и виды деятельности. При
этом социализация осуществляется и в
филогенезе ( формирование родовых свойств
и качеств человечества), и в онтогенезе
(формирование конкретной личности). Поскольку
социализация носит динамический характер,
то личность - это всегда процесс, постоянное
становление. Личность, застывшая в своём
формировании, в своих устремлениях, -
это уже деградирующая личность.В содержание
личности и её оценку в качестве важнейшего
компонента включается направленность
её сознания, личностные ориентации, обусловленные
уровнем её сознания, мировоззрением,
нравственностью и ответственностью.
Безусловно, социальная среда оказывает
существенное влияние на формирование
и поведение личности. Но в не меньшей
степени личностные ориентации и поведение
обусловлены и внутренним, духовным миром
человека. Чем ярче у человека выражены
интеллектуально-нравственные и волевые
качества, чем больше его жизненные ориентации
совпадают с общечеловеческими ценностями,
чем в большей степени он положительно
влияет на развитие и утверждение этих
ценностей, тем ярче и значительней сама
личность. Бердяев был во многом прав,
когда рассматривал личность, в отличие
от индивида, как духовную сущность и качествочеловека.
49.Проблема смысла
жизни. Жизнь, смерть, бессмертие
в духовном опыте человечестваКаждый человек раньше или позже
задумывается о конечности своего индивидуального
существования. Человек - единственное
существо, который осознаёт свою смертность
и делает её предметом размышления. Высшая
ценность для человека - это жизнь, но жизнь
заканчивается смертью. Поэтому часто
говорят, что человек рождается и живёт,
чтобы умереть, что жизнь есть подготовка
к смерти, что философия есть учение о
том, как наилучшим образом подготовиться
к смерти.Осознание человеком своей смертности
вынуждает его задуматься над тем, как
построить свою земную жизнь и что нас
ожидает после смерти. А это и есть проблема
смысла жизни человека.На вопрос о смысле
жизни нет единого ответа. Эти ответы зависят
от нашей духовности или бездуховности.
Духовность человека - это его трудолюбие,
приверженность доброте, любви, милосердию,
совести, красоте, свободе, чести, стремление
к познанию, к истине.Бездуховность - это
невежество, злоба, низменные побуждения,
цинизм, агрессивность, жестокость, одичание,
низведение себя до уровня животного состояния.
В соответствии с этим один из ответов
на вопрос состоит в следующем. Жизнь человека
заканчивается смертью, смерть есть переход
в небытие, в ничто. Но человек может обеспечить
себе бессмертие. Бессмертие биологическое
- в детях, внуках, в продолжение рода, и
пока человека помнят, он жив в памяти
потомков. Говорят, что жизнь прожита не
напрасно, если родил сына. Бессмертие
социальное - это тот вклад, который внёс
человек в развитие духовной или материальной
культуры, а такой вклад может внести каждый
человек: кто выращивает хлеб, кто создаёт
машины, кто развивает науку, искусство,
учит детей и т.д. Способности людей не
одинаковы, поэтому их вклад не будет равноценным.
Некоторые выдающиеся люди своим трудом
обессмертили своё имя в веках. Но говорят,
что жизнь прожита не напрасно, если посадил
дерево или построил дом. Таким образом,
смысл жизни, ценность жизни находится
в самой жизни. Такое понимание смысла
жизни требует высокой духовности.Содержание
другого ответа на наш вопрос можно изложить
так. Жизнь человека заканчивается смертью,
но смерть - это не уход в небытие, это начало
новой жизни, потому что человек состоит
из смертного тела и бессмертной души,
разума. После смерти человека душа его
перемещается в сверхъестественный мир,
разум соединяется с «абсолютным разумом».
Земная жизнь человека есть подготовка
к вечной жизни, человек бессмертен как
личность. Но для достижения такого бессмертия
человек в земной жизни должен стремиться
также к высокой духовности и, прежде всего,
быть добродетельным, творить добро себе,
людям, обществу.Но есть и такое понимание
смысла жизни: он состоит в том, чтобы как
можно больше получить удовольствий в
этой жизни любой ценой, потому что другой
жизни не будет; в этом случае теряют смысл
различия между добром и злом, правдой
и ложью, справедливостью и несправедливостью;
всё, чего хочется, то позволено. Есть и
такое мнение: поскольку впереди смерть,
то жизнь смысла не имеет. Такие ответы
слышим от бездуховных людей. Прогресс
человечества требует гуманного понимания
смысла жизни. Оно содержится в первых
двух ответах на этот вопрос. В целом это
убеждение, что жизнь нужно посвятить
созданию условий для нормального воспроизводства
поколений, служению людям, наслаждению
общением с ними, наслаждению природой,
здоровьем, дружбой, любовью, разумом,
творчеством.
50.Познавательная
деятельность как предмет философского
анализа. Многообразие форм познания
(мифологическое, художественное, религиозное,
философское, обыденное, научное).Проблемы познания тайн природы,
развития мироздания относятся к самым
древним проблемам философии. Воздействуя
в своей деятельности на природу, повседневно
взаимодействуя с ней, человек рано обнаружил,
что знания – великая сила, источник его
могущества, величия и процветания.Современное
развитие исторического процесса убедительно
свидетельствует о принципиальной познаваемости
действительности. Изучению и анализу
данного вопроса посвящен такой раздел
философии, как «гносеология».Сам термин
происходит от греческих слов «gnosis» –
познание и «logos» – учение, понятие. Таким
образом, гносеология представляет собой
раздел философии, который изучает проблемы
природы и возможностей познания мира
человеком, отношение знания и реальности,
исследует всеобщие предпосылки познания,
выявляет условия его достоверности и
критерии истинности знания. В гносеологии,
как теории познания, существуют различные
взгляды и подходы к вопросу о познаваемости
мира, природе и сущности познавательного
процесса и пр.В современной философской
литературе они группируются следующим
образом:1. Признается, что человек способен
понять как сущность вещей, так и их выражения.
Данный подход является доминирующим.2.
Утверждается, что познание распространяется
только на явления, а достоверное сущностное
знание невозможно.3. Отрицается самопознание,
возможность познания человеком собственного
духовного бытия («души», «Я»).4. Формулируется
релятивистская концепция, отрицающая
объективность познания мира.Большинство
философов считает, что мир в своей сущности
познаваем, но наряду с этим подходом в
теории познания сложились философские
концепции скептицизма и агностицизма,
которые отстаивают иную точку зрения
по вопросу о познаваемости мира.Скептицизм
– учение, подвергающее сомнению возможность
познания объективного мира. Оно основывается
на следующих принципах:1) сомнение в существовании
внешнего мира;2) сомнение в возможности
познания мира;3) сомнение – принцип познания;4)
сомнение – всеобщий метод.В современной
философии взгляды и суждения скептиков
нашли свое продолжение в теориях позитивистов
и неопозитивистов, которые считают бессмысленным
любые обобщения и гипотезы, недоступные
прямой проверке опытом.
Агностицизм – учение, отрицающее
частично или полностью познание
мира. Основные принципы агностицизма:1)
отрицание познаваемости мира;2)
отрицание абсолютной истины;3) роль
науки ограничивается познанием
явлений;4) отрицается познание сущности
предметов и закономерностей
развития объективной действительности.Современный
агностицизм нашел свое продолжение
у представителей прагматизма, неопозитивизма,
которые пытаются доказать невозможность
познания мира, так как он существует
сам по себе. Они стремятся отказаться
от объективных законов развития
природы и общества. В современной
философии теория познания оформилась
как относительно самостоятельное
учение, в основе которого лежат
следующие принципы.
1. Тождество мышления и
бытия.2. Диалектика процесса познания.3.
Общественная практика – основа,
движущая сила, цель, критерий истинности
познания.На основе вышеизложенных
принципов, можно представить
следующую структуру процесса
познания.Субъект познания –
человек, индивид, социальный
слой, социальная группа, общество
в целом.Объект познания –
явления, процессы, на которые
направлена познавательная деятельность
субъекта.Предмет познания –
часть объекта, социально выделенная
для его более глубокого
изучения.Средства познания –
использование моделей, технических
средств, приборов.Результат познания
– знания об объекте (предмете).
51.Основные проблемы
теории познания и их интерпретация
в различных философских системах.Основные концепции теории познания
и истории философии (эмпиризм, рационализм,
иррационализм). В познавательном
процессе, цель которого истина, достижение
проходит через ряд ступеней: 1. Эмпиризм
(основатели Беккон, Локк, Гобс). Такая
философия - это методологическая ориентация
познания, которая признает основным по
источникам и критериям чувственный опыт,
интегрируемый в материалистический эмпиризм
как результат воздействия связей и предметов
внешнего мира на человеческие чувства,
в результате чего они выступают образами
этого мира. А в идеологическом эмпиризме
- это достояние внутреннего мира человека,
его ничем необусловленные переживания.
2. Рационализм - это идейно - теоретическая
и методологическая ориентация, сторонники
которой основным источником истинного
знания и основой поведения людей признают
разум, абсолютизируя его значение и недооценивая
или игнорируя роль чувственного опыта
и практической деятельности человека.
Представители: Декард, Лейбниц, Спиноза
(XVI век). 3. Иррационализм - это направление
философской мысли, которое признает основой
процесса познания и преобразования мира
- внерациональные аспекты духовной жизни
человека: интуиция, вера, воля, ограничивая
или отрицая возможности разума в этом
процессе. 4. Сенсуализм - многообразная
философская позиция, представители которой
в полной мере признавали чувства единственным
источником и фактором достижения истины
всем ее содержанием и единственной существенной
реальностью, абсолютизируя их значение,
недооценивая или игнорируя другие познавательные
особенности человека.Проблема получения
истинного знания о мире, т.е. вопрос о
познаваемости мира, является центральной
проблемой гносеологии. В истории философии
сложились три основных подхода, по-разному
отвечающие на вопрос о познаваемости
действительности: 1) познавательный оптимизм;
2) скептицизм; 3) агностицизм (познавательный
пессимизм). Познавательные оптимисты
(к ним относятся преимущественно материалисты
и объективные идеалисты) считают, что
явления действительности в сущности
познаваемы, хотя мир - в силу своей бесконечности
- до конца не познаваем. Сторонники скептицизма
(от греч. «скептикос» - ищущий, рассматривающий,
исследующий) сомневаются в возможности
получения достоверных знаний о мире,
абсолютизируя момент относительности
в истинном знании, указывая на его формальную
недоказуемость. Представители агностицизма
(это в основном субъективные идеалисты)
отрицают возможность познания сущности
явлений. Абсолютизируя несовершенство
чувственного восприятия действительности,
агностики в своих крайних выводах даже
отрицают существование объективной реальности.
Все эти подходы имеют определённое теоретическое
обоснование. Но решающими аргументами
в пользу познавательного оптимизма являются:
развитие общественной практики и материального
производства, успехи экспериментального
естествознания, подтверждающие истинность
знания. Теоретико-познавательная ситуация
имеет свою структуру, включающую субъект
и объект познания, а также «посредника»,
связывающего их в единый процесс.