Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"

Файлы: 1 файл

shporki.docx

— 162.88 Кб (Скачать файл)

37. Проблема субстанции  в философии.В истории философии понятие материи пытались дать еще античные мыслители. Они отождествляли ее с веществом, понимали как первоматерию (первооснову  всего). Фалес видел начало мира в воде, Анаксимен связывал его с воздухом, Гераклит – с огнем. В V в до н. э. возникает атомистическая концепция Демокрита, в которой за первоначало принимается атом как мельчайшая и неделимая частица мира.  Однако эти воззрения выражали попытку свести все бесконечное многообразие реальной действительности к одному исходному источнику. Наивность этого понимания стала ясной в эпоху развитой науки. Материя связана с веществом, но не тождественна никакому конкретному виду вещества. Материя связана с атомом, но не тождественна ему. В дальнейшем наука и философия определяли материю по принадлежащим ей свойствам. (Декарт - по протяженности, Гольбах - по познаваемости нашими чувствами). Однако перечень свойств изменчив, в силу чего определение материи оказывалось неполным. Современная философия рассматривает материю как субстанцию, благодаря которой существуют все отношения и явления в мире, в том числе и сознание. В определение материи, предложенное В.И. Лениным, включены следующие признаки: «Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

38.Категория материи.  Развитие представлений о материи  в истории философии

материя - объективная  реальность, то есть существует по своим собственным, не зависящим от человека законам, наоборот, сам человек воплощает эти законы и зависит от них. Человек должен считаться с законами природы, своей собственной биологической основой. Материя первична по отношению к сознанию, но доступна для человеческого познания и практического освоения. Материя реализует себя через бесконечную совокупность конкретных явлений, процессов, вещей, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами.Свойства материи - объективность, познаваемость, вечность во времени и бесконечность в пространстве, движение и развитие, системно-структурная организация. Частные науки дополняют эти свойства и исходят из философского понимания материи как из более общего методологического и мировоззренческого представления.

39. Движение, пространство  и время. Реляционная и субстанциальная  концепция пространства и времени.Движение неотделимо от материи, оно ей внутренне присуще. Ни материя без движения, ни движение без материи не существуют. Движение противоречиво, оно есть единство изменчивости и покоя. Покой - это не отсутствие изменений, а гармония, уравновешенность процессов изменчивости. Покой представлен состояниями целостности, самотождественности, определённости, устойчивости процессов и явлений. Движение носит абсолютный характер, покой - относительный. Это противоположности, не взаимоисключающие, а обуславливающие друг друга. Движение проявляется не иначе как через состояния покоя, а покой снимается всеобщностью движения. В философии принято деление движения  на ряд основных форм. Механическая форма движения - это пространственное перемещение объектов.Движение молекул как целостных образований, взаимодействие атомов и элементарных частиц, полей порождают физическую форму движения материи.Взаимодействие молекул порождает химизм вещества, изменение строения молекул, их качеств.Биологическая форма движения реализуется через обмен веществ, который лежит в основе жизни, определяет особенность биосферы как целостной системы. Социальная форма движения материи - это процесс и результат деятельности людей, осознанный и целенаправленный.Наряду с формами движения выделяют ещё типы движения: физический, биологический и социальный соответственно принятому делению материи на три сферы (неживую, живую и социально организованную).В философии исторически сложились три основных подхода к рассмотрению природы пространства и времени: концептуальный (Кант), перцептуальный (Мах), объективный (Ньютон). Кант истолковывал пространство и время как врождённые человеку, независимые от опыта формы познавательной деятельности. Мах считал пространство и время порождаемыми человеческим восприятием, ощущениями.Субстанциальная концепция считает пространство и время не зависящими от материи и существующими наряду с ней субстанциями мира. Наряду с реальным пространством и временем как характеристиками материальных явлений Ньютон допускал абсолютное пространство и время, никак не связанные с материей. Реляционная концепция понимает природу пространства и времени в качестве всеобщих, объективных форм материи. Они не самостоятельные сущности, а универсальные структуры явлений и процессов. Пространство выражает рядо-положенность явлений, их структуру, объём и т. д. Время - форма бытия материи, выражающая скорость изменений, смену событий, последовательность процессов и их длительность. Как две разные формы бытия, пространство и время имеют следующие свойства:

Пространство: трёхмерно, симметрично, изотропно;Время: одномерно, однонаправленно, асимметрично, необратимо, анизотропно.Общие свойства пространства и времени: объективность, вечность, безграничность,абсолютность, относительность,непрерывность.

40 Исторические  формы диалектики.В структуре диалектики выделяют объективную диалектику - развитие реального мира - и субъективную диалектику - диалектическое мышление (диалектика понятий) и теорию диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления. В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики: 1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит); 2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель); 3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.); 4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин). 
41. Основные принципы,законы и категории диалектики.Принцип - это фундаментальное теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики действительности и являющееся одновременно способом ее познания и преобразования. Важнейшими принципами являются: объективность, всесторонность, конкретность, развитие, детерминизм, противоречие. Эти и другие фундаментальные идеи выступают в качестве регулятивов, норм деятельности. Закон есть выражение существенной связи между объектами. Законы диалектики, выражающие развитие, называются основными. Самое основное в развитии - его источник - вскрывает закон единства иборьбы противоположностей. Противоположности - это такие стороны, моменты предмета, которые предполагают, взаимопроникают и взаимоисключают друг друга. Единство конкретных противоположностей образует противоречие. Суть данного закона может быть выражена так: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития. Основные категории закона: качество, количество, мера, скачок. Качество - это категория, выражающая внутреннюю определенность предмета, его устойчивость и прерывность. Качество характеризуется составом, структурой и функцией предмета. Количество выражает величину элементов предмета, интенсивность развития его свойств, темпы протекания процессов, скорость изменения предметов.Закон отрицания отрицания выражает направленность, поступательность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является отрицание, выражающее процесс уничтожения предмета (деструкция); самоотрицание, как внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицания (снятие). Новое, возникшее как отрицание старого, само со временем подвергается отрицанию - происходит отрицание отрицания. Суть закона состоит в развитии любых явлений через отрицание. Основными чертами закона являются преемственность в процессе развития от одной ступени к другой и поступательность, прогрессивная направленность развития, а также спиралеобразная форма. Форма развития - триада: тезис - антитезис - синтез.Категории диалектики - это понятия, обладающие всеобщностью, мировоззренческой значимостью и рефлексивностью. Трем характеристикам категорий соответствуют их основные функции: 1)Всеобщность категорий выражается в их онтологической функции.Они отражают всеобщие стороны, отношения объектов любой природы, а их онтологическая система образует атрибутивную модель мира и всеобщий «каркас» любого объекта.2. Мировоззренческая значимость обусловливает аксиологическую

функцию: показывает, каким  образом разное понимание категорий  влияет на понимание места и роли человека в мире и ориентирует  его в жизни.3. Рефлексивность категорий  проявляется в их методологическойфункции: категории представляют собой ступеньки  познания, способ движения от незнания к знанию, а их система образует  всеобщие «маршруты» познания от мелькающих явлений до самого глубокого и  всестороннего познания предмета.Поскольку  в мире все явления взаимодействуют, изменяются, то и категории неразрывно связаны между собой. Взаимосвязь  между парными категориями представляет собой неосновные законы диалектики. Вместе с тем категории историчны, они развиваются, переходят одна в другую. Все категории диалектики образуют целостную динамичную систему.

42. Понятие природы.  Эволюция отношений общества  к природе. Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, тенденций в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся — понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество», под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано. 
Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, вкотором находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество,  несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением природы. Общество неразрывно с нею связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы и прежде всего без окружающей человека среды. Природа — естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует.Достаточно очевидная зависимость человека от природы и признание ее как естественной основы существования и развития общества привели ученых к необходимости изучения соотношения биологического и социального в человеке и обществе.

43.Проблема сознания  и основные подходы к её  философскому анализуСознание есть высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения: 1) описание способов данности вещей в сознании (описание феномена  сознания); 2) объяснение возможности самого сознания, т.е. самого феномена. В истории философии сложилось несколько подхода к философскому анализу феномена сознания: субстанциональный, натуралистически-функциональный, социокультурный, экзистенциально-феноменологический и др. – Исторически первой трактовкой сознания является субстанциональный подход[69] (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Г. Лейбниц, Р. Декарт и др.). Еще на заре человеческого общества люди задумывались над характером психических процессов, над природой собственной душевной деятельности. Таким возникло представление о “душе” как сверхъестественном двойнике человеческого тела. Считалось, что душа бессмертна и способна покидать тленное, смертное тело, путешествовать и перемещаться в пространстве, по ту сторону видимого мира. Представление о том, что каждой конкретной вещи, которая чувственно воспринимается, приписывается наличие души, называется анимизмом (от лат. anima – душа).–  Наряду с субстанциональным, распространение в истории философии получил так же натуралистически-функциональный подход к анализу сущности сознания. Развитие подобных идей связано с представителями английского и  французского материализма XVII-XVIIIвеков (Д.Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций, Гоббс, Декарт, Спиноза и др.), которые освободили философию от  схоластики и повернули ее лицом к науке[71]. Основой философского познания для них стала не слепая вера, а разум, опирающийся на логику и факты. Сознание понималось ими как функция мозга и отражение действительности, а также отстаивалась идея реальности сознания как активного фактора жизнедеятельности человека. – Одним из наиболее авторитетных неклассических подходов к пониманию сознания в современной философии становится экзистенциально-феноменологический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Э.Гуссерль и др.) Здесь предлагается в трактовке сознания исходить из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Важным становится не мышление о бытии, а бытие мышления. Наряду с вышеназванными основными подходами к трактовке сознания, можно выделить так же психоаналитический. Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) выявила существование проблемы бессознательного, т. е. скрытых составляющих сознания, не представленных в нем самом. Феномен бессознательного, по мнению авторов различных ветвей психоаналитической теории, представлен в персональном и коллективном виде, последний символизирует наследие опыта предшествующих поколений в индивидуальной психике человека.

44. Проблема генезиса  сознания. Соотношение природных  и социокультурныхфакторов в  Генезисе сознания.Сознание является фундаментальным понятием философии. Его содержание составляет духовная активность человека, для понимания и обоснования которой принципиальное значение имеет вопрос о происхождении сознания. При его решении философия опирается как на естественнонаучные данные физиологии и психологии, так и на полученные в последние годы интересные материалы археологии, антропологии, этнографии, лингвистики и т.п. Смыслдоисторического периода развития человечества заключался в выработке механизмов такого приспособительного поведения людей в природной среде обитания и социальном окружении, которое бы позволяло им выживать, существовать, продолжать род, поддерживать и изменять свою жизнь. Орудийность, язык, развивающиеся социальные формы общности, хозяйственный уклад и другие социокультурные факторы сыграли решающую роль в становлении сознания человека. Они были стержневыми в первобытной эволюции человека и определили своеобразие естественного рубежа, отделившего человека от остальных живых существ. Обсуждение различий животных и человека считается основным содержанием философской проблемы антропогенеза. 
Поведение животных находится в зависимости от действия биогенетических факторов и условий окружающей среды. Оно ситуативно и инстинктивно. Благодаря длительной эволюции человека происходит необратимая перестройка и усложнение его поведения за счет: а) появления новых свойств тела (прямохождение, освобождение рук и их новые функции, усложнение структур и функций мозга при одновременном возрастании объема его массы); б) применения, а затем и изготовления орудий труда; в) формирования новых способов общения (функций тела и его органов, устной и письменной речи). Общность действия биоэволюционных закономерностей по отношению к животным и человеку заметно сказалась на сходстве характеров их поведения. В частности, таково сходство в использовании орудий животными и человеком.  
Наиболее явно оно обнаруживается в том, что только человек может изготавливать искусственные орудия (технику) с помощью других, ранее произведенных им средств труда. В биологии не известен ни один вид животных, который бы мог изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных им средств. Подобная орудийная деятельность есть привилегия человека.  
Другим важнейшим фактором, отделившим в ходе эволюции человека от животного мира, являются его речевые способности. Любой вид животных обладает средствами обмена информацией, позволяющей координировать и направлять свои действия, предупреждать об опасности, привлекать к себе внимание, метить территорию своего проживания. Но сколь бы ни были разнообразны сигнально-информационные способы поведения и взаимодействия животных, они сохраняют свои эволюционно-генетические ограничения. Это касается их как внутри-, так и межвидовой коммуникации. Помимо эволюционно-генетических причин, этому в немалой степени способствовали антропологические, социальные и культурные факторы становления человека. Конечно, все гипотезы происхождения языка настолько проблематичны, насколько предположительной, искомой является сама эволюция человека.

45.Структура сознания. Сознательное и бессознательное  Сознание, мышление, язык, самосознаниеСознательное как человеческая форма психического отражения действительности представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся в закономерных связях. Если рассматривать сознание с точки зрения познания, то в нём в первую очередь выделяются моменты осознания вещей, глубина проникновения в них и степень ясности понимания. Элементами сознания здесь следует назвать ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения.Определённое отношение к содержанию того, что осознаётся, выражается в переживаниях, чувствах, эмоциях, аффектах, настроениях.Сознание предполагает выделение человеком самого себя, умение анализировать свой внутренний мир, переживания, чувства, самочувствие, осознание себя принадлежащим к той или иной культуре и социальной группе. Это называется самосознанием - Я. Самосознание тесно связано с рефлексией, размышлением личности о самой себе, когда оно вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Рефлексия - это не просто осознание того, что есть в сознании человека, но  одновременно и переделка самого себя, выход за границы того уровня развития личности, который был достигнут.Сознание не сводится только к знанию, в нём есть состояния психики, которые формируются вне контроля самосознательного Я. Психическая жизнь, которая совершается без участия сознания, психические процессы, состояния, протекающие вне контроля разума, называются  бессознательным.Австрийский психиатр З. Фрейд показал, что бессознательное  выступает причиной сознания и сознательных действий. Внутренний мир человека - это поле постоянной борьбы сознательного против бессознательного. Он считает, что есть объективные факторы, детерминирующие сознание, но они не представлены в опыте сознания.Ученик З.ФрейдаК.Юнг разработал учение о коллективном бессознательном, представляющем собой  властвование объективных первородных  состояний  психики,  которые он назвал архетипами. Архетипы - это врожденные психические структуры, программы поведения, установки, залегающие в глубинах психической жизни всего человеческого рода.

46.Проблема человека  в философии. Эволюция представлений  о человеке в истории философской  мысли.Проблема человека – одна из основных в философии и культуре.

Философский подход к человеку предполагает выяснение его сущности, исторической детерминации форм его  активности, исторических форм его  бытия. В философии человек одновременно оказывается и объектом, и субъектом.В  античности человек понимается как  образ космоса. Человеческое и природное  отождествляются. Человек состоит  из души и тела.В христианстве человек  рассматривается как образ Бога. У него есть бессмертная душа и  смертное тело. Нужно заботиться о  спасении души.В культуре Возрождения  человек - автономное существо представляющее собой единство души и тела.Философия  Нового времени видит в человеке прежде всего его духовную сущность. Специфика человека в разуме, мышлении. Главная черта деятельности человека - познание. Он принадлежит как миру природы, где господствует естественная необходимость, так и миру свободы.Возникает  особая философская дисциплина - философская  антропология, занимающаяся проблематикой  человекаРелигиозные философы связывают  происхождение человека с актами божественного творения. Доминирующей является трудовая теория антропогенеза. В ней труд считается сущностным признаком человека  в единстве с природными факторами.Предполагается, что природные факторы стали  причиной мутаций, которые вместе с  естественным отбором привели к  формированию тела, приспособили его  для прямохождения к развитию кисти руки, развитию мозга, голой  кожи.Однако решающую роль в формировании человека сыграл труд. Кроме того, сплочение  в общество, речь и мышление также  являются решающими факторами превращения  обезьяны в человека.Есть еще космическая  концепция:  люди прилетели из космоса.Человек  есть смысложизненное существо. Совокупность жизненных смыслов личности составляет её мировоззрение. Длямногим подходов к решению вопроса о смысле жизни характерно то, что они стремятся  к человеческой солидарности и заинтересованности в становлении человеческого  в человеке. Смысл жизни возможен только в общении с окружающими, во внимании к делам общества

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"