Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"
37. Проблема субстанции в философии.В истории философии понятие материи пытались дать еще античные мыслители. Они отождествляли ее с веществом, понимали как первоматерию (первооснову всего). Фалес видел начало мира в воде, Анаксимен связывал его с воздухом, Гераклит – с огнем. В V в до н. э. возникает атомистическая концепция Демокрита, в которой за первоначало принимается атом как мельчайшая и неделимая частица мира. Однако эти воззрения выражали попытку свести все бесконечное многообразие реальной действительности к одному исходному источнику. Наивность этого понимания стала ясной в эпоху развитой науки. Материя связана с веществом, но не тождественна никакому конкретному виду вещества. Материя связана с атомом, но не тождественна ему. В дальнейшем наука и философия определяли материю по принадлежащим ей свойствам. (Декарт - по протяженности, Гольбах - по познаваемости нашими чувствами). Однако перечень свойств изменчив, в силу чего определение материи оказывалось неполным. Современная философия рассматривает материю как субстанцию, благодаря которой существуют все отношения и явления в мире, в том числе и сознание. В определение материи, предложенное В.И. Лениным, включены следующие признаки: «Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
38.Категория материи.
Развитие представлений о
материя - объективная реальность, то есть существует по своим собственным, не зависящим от человека законам, наоборот, сам человек воплощает эти законы и зависит от них. Человек должен считаться с законами природы, своей собственной биологической основой. Материя первична по отношению к сознанию, но доступна для человеческого познания и практического освоения. Материя реализует себя через бесконечную совокупность конкретных явлений, процессов, вещей, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами.Свойства материи - объективность, познаваемость, вечность во времени и бесконечность в пространстве, движение и развитие, системно-структурная организация. Частные науки дополняют эти свойства и исходят из философского понимания материи как из более общего методологического и мировоззренческого представления.
39. Движение, пространство
и время. Реляционная и
Пространство: трёхмерно, симметрично, изотропно;Время: одномерно, однонаправленно, асимметрично, необратимо, анизотропно.Общие свойства пространства и времени: объективность, вечность, безграничность,абсолютность, относительность,непрерывность.
40 Исторические
формы диалектики.В структуре диалектики выделяют
объективную диалектику - развитие реального
мира - и субъективную диалектику - диалектическое
мышление (диалектика понятий) и теорию
диалектики, т.е. учение о всеобщих законах
развития, движения как внешнего мира,
так и самого мышления. В истории философии
выделяются следующие исторические формы
диалектики: 1. Стихийная, наивная диалектика
античности (наиболее яркий представитель
– Гераклит); 2. Идеалистическая диалектика
немецкой классической философии XVIII –
первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг,
Г.Гегель); 3. Диалектика революционных
демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский,
Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.);
4. Материалистическая диалектика (К.Маркс,
Ф.Энгельс и В.И.Ленин).
41. Основные принципы,законы
и категории диалектики.Принцип - это
фундаментальное теоретическое положение,
отражающее наиболее существенные характеристики
действительности и являющееся одновременно
способом ее познания и преобразования.
Важнейшими принципами являются: объективность,
всесторонность, конкретность, развитие,
детерминизм, противоречие. Эти и другие
фундаментальные идеи выступают в качестве
регулятивов, норм деятельности. Закон есть выражение
существенной связи между объектами. Законы
диалектики, выражающие развитие, называются
основными. Самое основное в развитии
- его источник - вскрывает закон единства иборьбы
противоположностей. Противоположности
- это такие стороны, моменты предмета,
которые предполагают, взаимопроникают
и взаимоисключают друг друга. Единство
конкретных противоположностей образует
противоречие. Суть данного закона может
быть выражена так: разделение единого
на противоположности, их борьба и разрешение
в новом единстве.Закон взаимного перехода
количественных и качественных изменений
вскрывает механизм развития. Основные
категории закона: качество, количество,
мера, скачок. Качество - это категория,
выражающая внутреннюю определенность
предмета, его устойчивость и прерывность.
Качество характеризуется составом, структурой
и функцией предмета. Количество выражает
величину элементов предмета, интенсивность
развития его свойств, темпы протекания
процессов, скорость изменения предметов.Закон отрицания отрицания
выражает направленность, поступательность,
преемственность развития и его форму.
Важнейшей категорией закона является
отрицание, выражающее процесс уничтожения
предмета (деструкция); самоотрицание,
как внутренний момент развития с удержанием
положительного содержания отрицания
(снятие). Новое, возникшее как отрицание
старого, само со временем подвергается
отрицанию - происходит отрицание отрицания.
Суть закона состоит в развитии любых
явлений через отрицание. Основными чертами
закона являются преемственность в процессе
развития от одной ступени к другой и поступательность,
прогрессивная направленность развития,
а также спиралеобразная форма. Форма
развития - триада: тезис - антитезис - синтез.Категории диалектики
- это понятия, обладающие всеобщностью,
мировоззренческой значимостью и рефлексивностью.
Трем характеристикам категорий соответствуют
их основные функции:
1)Всеобщность категорий выражается
в их онтологической функции.Они отражают
всеобщие стороны, отношения объектов
любой природы, а их онтологическая система
образует атрибутивную модель мира и всеобщий
«каркас» любого объекта.2. Мировоззренческая
значимость обусловливает аксиологическую
функцию: показывает, каким
образом разное понимание категорий
влияет на понимание места и роли
человека в мире и ориентирует
его в жизни.3. Рефлексивность категорий
проявляется в их методологическойфункции:
категории представляют собой ступеньки
познания, способ движения от незнания
к знанию, а их система образует
всеобщие «маршруты» познания от мелькающих
явлений до самого глубокого и
всестороннего познания предмета.Поскольку
в мире все явления взаимодействуют,
изменяются, то и категории неразрывно
связаны между собой. Взаимосвязь
между парными категориями
42. Понятие природы.
Эволюция отношений общества
к природе. Прежде чем рассматривать сложную
проблему взаимосвязи общества и природы,
тенденций в их взаимоотношениях, следует
определить основные понятия. Среди массы
различных подходов и определений природы
одно из наиболее устоявшихся — понимание
природы (в широком смысле слова) как всего
окружающего нас мира во всем бесконечном
многообразии его проявлений. Природа
представляет собой объективную реальность,
которая существует вне и независимо от
сознания человека. В узком же смысле слова,
а именно в соотношении с понятием «общество»,
под «природой» понимают весь материальный
мир, за исключением общества, как совокупность
естественных условий его существования.
Общество же как форма совместной жизнедеятельности
людей является обособившейся частью
природы и в то же время неразрывно с ней
связано.
Поиск разумного баланса в отношениях
человека и природы невозможен без уяснения
соотношения, вкотором находится природа
и общество, а также веса каждой из этих
составляющих. Человечество, несмотря
на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость,
является составной частью и продолжением
природы. Общество неразрывно с нею связано
и не в состоянии существовать и развиваться
вне природы и прежде всего без окружающей
человека среды. Природа — естественная
основа жизнедеятельности человека и
общества в целом. Вне природы человек
не существует.Достаточно очевидная зависимость
человека от природы и признание ее как
естественной основы существования и
развития общества привели ученых к необходимости
изучения соотношения биологического
и социального в человеке и обществе.
43.Проблема сознания
и основные подходы к её
философскому анализуСознание есть высшая, свойственная лишь
человеку форма отражения объективной
действительности. Сознание представляет
собой единство психических процессов,
активно участвующих в осмыслении человеком
объективного мира и своего собственного
бытия. В истории философии проблема сознания
имеет два уровня своего решения: 1) описание
способов данности вещей в сознании (описание
феномена сознания); 2) объяснение возможности
самого сознания, т.е. самого феномена.
В истории философии сложилось несколько
подхода к философскому анализу феномена
сознания: субстанциональный, натуралистически-
44. Проблема генезиса
сознания. Соотношение природных
и социокультурныхфакторов в
Генезисе сознания.Сознание является фундаментальным
понятием философии. Его содержание составляет
духовная активность человека, для понимания
и обоснования которой принципиальное
значение имеет вопрос о происхождении
сознания. При его решении философия опирается
как на естественнонаучные данные физиологии
и психологии, так и на полученные в последние
годы интересные материалы археологии,
антропологии, этнографии, лингвистики
и т.п. Смыслдоисторического периода развития
человечества заключался в выработке
механизмов такого приспособительного
поведения людей в природной среде обитания
и социальном окружении, которое бы позволяло
им выживать, существовать, продолжать
род, поддерживать и изменять свою жизнь.
Орудийность, язык, развивающиеся социальные
формы общности, хозяйственный уклад и
другие социокультурные факторы сыграли
решающую роль в становлении сознания
человека. Они были стержневыми в первобытной
эволюции человека и определили своеобразие
естественного рубежа, отделившего человека
от остальных живых существ. Обсуждение
различий животных и человека считается
основным содержанием философской проблемы
антропогенеза.
Поведение животных находится в зависимости
от действия биогенетических факторов
и условий окружающей среды. Оно ситуативно
и инстинктивно. Благодаря длительной
эволюции человека происходит необратимая
перестройка и усложнение его поведения
за счет: а) появления новых свойств тела
(прямохождение, освобождение рук и их
новые функции, усложнение структур и
функций мозга при одновременном возрастании
объема его массы); б) применения, а затем
и изготовления орудий труда; в) формирования
новых способов общения (функций тела
и его органов, устной и письменной речи).
Общность действия биоэволюционных закономерностей
по отношению к животным и человеку заметно
сказалась на сходстве характеров их поведения.
В частности, таково сходство в использовании
орудий животными и человеком.
Наиболее явно оно обнаруживается в том,
что только человек может изготавливать
искусственные орудия (технику) с помощью
других, ранее произведенных им средств
труда. В биологии не известен ни один
вид животных, который бы мог изготавливать
орудия труда с помощью ранее сделанных
им средств. Подобная орудийная деятельность
есть привилегия человека.
Другим важнейшим фактором, отделившим
в ходе эволюции человека от животного
мира, являются его речевые способности.
Любой вид животных обладает средствами
обмена информацией, позволяющей координировать
и направлять свои действия, предупреждать
об опасности, привлекать к себе внимание,
метить территорию своего проживания.
Но сколь бы ни были разнообразны сигнально-информационные
способы поведения и взаимодействия животных,
они сохраняют свои эволюционно-генетические
ограничения. Это касается их как внутри-,
так и межвидовой коммуникации. Помимо
эволюционно-генетических причин, этому
в немалой степени способствовали антропологические,
социальные и культурные факторы становления
человека. Конечно, все гипотезы происхождения
языка настолько проблематичны, насколько
предположительной, искомой является
сама эволюция человека.
45.Структура сознания.
Сознательное и
46.Проблема человека
в философии. Эволюция
Философский подход к человеку
предполагает выяснение его сущности,
исторической детерминации форм его
активности, исторических форм его
бытия. В философии человек