Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии,
а мировоззрение
Специфика философского знания
Специфика – отличительные признаки данного объекта от другого.
1. Предметное самоопределение
в культуре человечества, относительно
точное обозначение и
Философия – мировоззренческая наука о сущности, всеобщих качествах, законах формирования и развития бытия, его познания, отношениях человека к миру.
2. Дифференциация на систему
философских наук –
ü Онтология – философская наука о бытии.
ü Гносеология (эпистемология) – теория познания.
ü Аксиология – философская наука о ценностях.
ü Этика – философская наука о морали и нравственности, т.е. о нормальном поведении на основе идеалов Добра, Гуманности и Справедливости. С середины 19 века сформировалась прикладная этика вне философии.
ü Эстетика – философская наука о сущности прекрасного и его модификаций и законов эстетического понимания бытия.
ü Логика – философская наука о законах, правилах и формах истинного мышления.
ü Социальная философия – философская наука об обществе.
ü Натурфилософия – философская наука о природе на основе логического рассуждения и аксиом природы.
ü История философии – философская наука о законах исторического развития философии.
ü Психология – философская наука о психике (душе) человека. С середины 19 века психология выделилась в самостоятельную науку.
ü Метафизика – философская наука о предельно общих сущностях, качествах бытия, принципах его познания и отношении человека к миру.
ü Философия науки и техники
ü Философия культуры
ü Философия права
ü Философия экономики
ü Философия образования
ü Философия антропологии и т.д.
3. Принадлежность к системе знаний. Как знание, философия имеет следующие признаки:
1) рациональность: логическая
точность понятий, суждений и
выводов, а также четкая
2) предельный уровень абстракции:
философия достигает
3) теоретичность: отсутствие
опытной (экспериментальной)
4) доказательность: любое утверждение истинно или ложно.
5) универсальность: охват
всех уровней бытия, его
6) эвристичность: максимально содействует приросту новых знаний.
7) дуализм содержания: объединяет
признаки науки и
4. Прогрессивное развитие в истории культуры с 8 века до н.э.
5. Плюрализм философской системы знаний. Множественность учений, теорий, школ, направлений и типов.
Философское учение – это система философии, созданная отдельным мыслителем.
Философская школа – это философская система, созданная мыслителями, развивавшими идеи своего учителя.
Философская теория – это философская система, которая логически завершена, отличается четкостью определений, доказательностью и создается либо одним мыслителем, либо группой мыслителей.
Философское направление – это философская система, которая решает проблемы на основе сложившихся традиций, в которых однозначно определенный принцип является организующим началом разных философских учений. Напр., идеалистическое и материалистическое направления.
Тип философии – это система философии, основанная на национальных и культурно-исторических традициях мышления данной эпохи.
Универсальные типы философии: восточный, западный, русский.
Исторические типы философии: Др. Индии, Др. Китая, античные и т.д.
2. Философия и мировоззрение
Мировоззрение (Мр) – [система знаний о мире, месте человека в нем и смысле жизни]. Оно многоообразно, т.к. непосредственно применяется в динамике личной и общественной жизни людей.
Виды:
► Жизненно–практическое Мр – […], создающаяся в процессе индивидуального существования человека.
Его виды:
1) Пессимистическое Мр – […] с точки зрения последующего ухудшения, деструкции и роста негативизма. Различают два варианта пессимистического Мр:
а) все к худшему в этом худшем из миров.
б) все к худшему в этом лучшем из миров.
2) Оптимистическое Мр – […] с точки зрения улучшения, прогресса, позитивности:
а) все к лучшему в этом лучшем из миров.
б) все к лучшему в этом худшем из миров.
3) Реалистическое Мр – […] с учетом позитивных и негативных сторон индивидуального существования.
4) Эгоистическое Мр – […] с точки зрения личной выгоды без учетов интересов других
5) Альтруистическое Мр – […] с точки зрения пользы для других (даже в ущерб собственным интересам).
6) Прагматическое Мр – […] с точки зрения личной пользы с учетом интересов других.
Философия изучает эти виды мировоззрения , но относится ко второму типу мировоззрения, т.к. ее знание отличается общезначимостью и непосредственной связью с интересами государства:
► Общественно-историческое Мр – […], созданное специалистами, пропагандируемое среди населения и отличающееся общезначимостью.
Общественно-историческое Мр используется для управления населением методом убеждения и для формирования культуры личности.
Виды:
1) Мифическое Мр – […] , основанная на особом почитании возможных состояний бытия, которым нужно поклоняться, чтобы была успешной деятельность индивида и коллектива.
Миф – форма объединения людей на предметном уровне культуры, когда авторитет руководства не оспаривается.
Мифы существуют у каждого из народов. Они становятся недостаточны по мере развития познания и практики.
В XX веке мифы составляют часть художественной культуры человечества.
Миф преодолевается религиозным Мр.
2) Религиозное Мр – […], основанная на вере в реальное существование сверхестественных сил (силы) и организованном поклонении им в форме конфессий (официально установленный вариант вероисповедания).
Религиозное Мр основано на эмоциях страха и веры, оно позитивно для людей в целом, но недостаточно практически, т.к. жизнь людей и могущество государства зависят от науки, техники, производства и политики.
3) Научное Мр – […], основанное на практически проверенных и логически доказанных знаниях.
Его недостатки:
- Не учитывает ценностные потребности людей,
- Ограничивается возможностями человека к усвоению больших объемов информации.
4) Социальное Мр – […], основанное на обобщении интересов и потребностей социальных групп, этносов и государства.
В рамках социального Мр возникает Идеология – теоретическое выражение особенностей интересов социальных групп в обществе. Социальное Мр ограничено субъективизмом социальных групп.
Все перечисленные четыре вида Мр имеют ограничения и мыслители пытаются создать универсальное Мр:
5) Философское Мр – […], основанное на обобщении всех достижений культурного опыта человечества в целостное универсальное миропонимание.
Особенности философского Мр:
1. Максимальная степень
рационализации знания: в философии
знание представлено не
2. Логически доказанная по правилам и законам формальной логики – науки об организованном мышлении.
3. Практическая направленность:
- в систему управления населением,
- в систему образования
для формирования требуемых
- на формирование творческого мышления специалистов.
4. Деление на два альтернативных типа, которые взаимонесовместимы по исходным основаниям:
а) Материалистическое философское Мр (МФМ) – […], в котором доказывается первичность вещественно-энергетического бытия над идеальным.
б) ¬Идеалистическое философское Мр (ИФМ) – […], которое доказывает первичность идеального бытия над вещественно-энергетическим.
У каждого из этих типов свои понятия и своя роль в культуре.
Основные понятия МФМ: материя, вещество, природа, причина, закон, сущность и т.д.
Теоретики МФМ: Демокрит, Гальбах, Гельвецкий, Лометри, Богданов, Чернышев, Энгельс, Маркс и др.
Роль МФМ в культуре:
1) Материальное – это
основа техногенной
2) МФМ – теоретическая
основа естествознания (в том
числе и медицины), частично –
общественных наук, в первую очередь
– экономических и
3) МФМ – теоретическая
основа принципа реализма в
мировой культуре и
Основные понятия ИФМ: дух, душа, высшее мировое сознание – в качестве универсальных, а остальные понятия интерпретируются с точки зрения основы идеализма. (Понятия "дух", "душа", "бог" также интерпретируются и в МФМ, но "со своей колокольни".)
Теоретики ИФМ: Пифагор, Платон, средневековые философы (напр., Фома Аквинский), Гегель и др.
Роль ИФМ:
1. ИФМ – теоретическая
основа ценностных форм
2. ИФМ в восточной философии
– это основа традиционных
обществ, т.е. государств, в которых
приоритетны подавление
3. ИФМ благодаря двусмысленности
используемых понятий
3. Философия и наука
Наука – это система
сознания и деятельности людей, организованная
обществом для получения
Философия имеет следующие признаки науки:
1. Эссенциальность – направленность на познание истины, сущность законов.
2. Объективность - выражение
не субъективных мнений
3. Наличие понятийного аппарата.
4. Формулировка законов (напр., закон диалектики, закон соотношения состояний бытия)
5. Практическая направленность с учетом опосредованной связи с производством и техникой через мышление специалиста.
6. Соблюдение принципа верификации и фальсификации знания.
Верификация – это возможность
экспериментального чувственно-наглядного
подтверждения философских
Фальсификация – это возможность теоретического опровержения любой философской теории или любой научной теории.
Однако, философия не является наукой в полном смысле этого понятия, т.к.:
1) в философии не проводятся эксперименты, ибо они невозможны и не нужны;
2) философия занимается проблемами смысла жизни и ценностей, которые абсолютно исключаются из науки;
3) в философии существует
множество различных точек
4) отсутствие полной точности
используемых понятий (базовые
понятия определяются
5) философия связана с
идеологией и ценностными
Значение философии для науки
1. Философия разрабатывает
методы, общие для науки:
2. Философия определяет понятия, которыми пользуются науки, уточняя их (напр., понятия "закон", "атом")
3. Философия определяет предмет науки на начальной стадии формирования её.
4. Проблемы философии
Проблемы философии – это те познавательные и/или практические затруднения, которые необходимо преодолеть, чтобы развивался процесс деятельности. Они относятся ко всем сферам бытия.
Особенности философских проблем
1. Делятся на группы по предмету исследования:
ü Онтологические – [теоретические вопросы о сущности, качествах и законах функционирования и развития] бытия.
ü Гносеологические – […] познания.
ü Аксиологические – […] ценностных состояний бытия и ценностно-оценочных состояниях людей.
ü Теологические – теоретические вопросы о сущности и качествах бога и религиозного опыта или в его конфессиональных отношениях.