Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:23, шпаргалка
1. Основания возникновения философии.
2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.
3. Основные типы философских направлений.
4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа Гераклита, Пифагору Сократ).
Итак, с определенной долей
максимализма можно утверждать,
что культура - это освоенный и
овеществленный опыт
"Как?" - может воскликнуть
иной удивленный читатель. - "Культура,
развивающая и
Можно долго рассказывать о том, как климат, верования и вся предшествующая история формировали тот или иной тип культуры. Но сейчас речь об ином. Приведенный пример понадобился для иллюстрации утверждения о том, что взгляды, сформировавшиеся в прошлом, формируют нас и определяют наше видение как настоящего, так и будущего.
50. ТИП ОБЩЕСТВА И ТИП ЛИЧНОСТИ.
Тип общества – это социальная организация, имеющая свою особенность отношений между стратами (слоями) общества, и прежде всего в отношении ресурсов: культурно-духовных, властно-силовых или материальных. В основе типа общества лежит особенность некого основного типа отношений – именно между господствующей (властной) группой и основной массой народа, то есть в основной линии (вертикали) организации и взаимосвязи общества, относительно которой выстраиваются отношения и в горизонталях. На вершине пирамиды власти, понятно, могут находиться: сакральная власть, княжеская власть и власть денег. Но формируют тип общества не столько тип верховной власти, сколько особенность коммуникации между верхним и нижним уровнем общества, особенность передачи властного ресурса и сигнала; а значит и конкретная идеология. А вот неоформленность адекватной типу общества идеологии – это источник проблем такого общества. Разные трёхуровневые властные пирамиды – см. главу V.3.5.
Типы общества рождаются определённой ментальностью (нравом) народа в конкретных исторических и природных обстоятельствах. Тем самым они являются частью Традиции. И воспроизводятся – с тем или иным успехом – в разном культурно-технологическом контексте. Типы общества (отношений) воспроизводятся в любых так называемых формациях (способах производства); опровергая тем самым линейно-объективный прогрессизм марксистов и навязываемую ими линейно-экономическую логику истории. Победа тех или иных «институализированных групп» – это победа их осознанных интересов, их реальных проектов. То есть до сих пор просто происходила трансформация господствующего класса или смена его новым; разные революции (которые всегда завершались термидором) в первом случае были лишь внешним толчком-обстоятельством, а во втором – оформлением факта, им же подготовленного. Причём трансформация – или при поддержке определённых исторических обстоятельств, или как бы вопреки им, при поддержке или земли (конкретных людей), или Неба (Проведения); что для нас здесь не важно, должен быть проект: свой или чужой. Менялась система ценностей, система смысловых координат, менялся дискурс, менялось сознание. Всё в конечном итоге зависит от сознания человека; а затем и от общественного сознания.
Выясним здесь понятие «ментальность общества». Это конкретная психологическая матрица в координатах «Сознание-Знание-Подсознание». Здесь общественное сознание есть знание, перенесённое в практическую область, его можно охарактеризовать этикой (см. п.9 этого Раздела), и собирается оно в поговорках, сказках, пословицах. Общественное знание (миропонимание, мировоззрение) формирует понятную и объединяющую членов общества категориальную сетку (язык, понятия, дискурс). Общественное подсознание (архетипы) составляется символами, смутными образами и влечениями, тем, что говорит конкретному сознанию без слов, а также страхами.
В своём первоначальном значении слово "личность" обозначало маску (персона - в древнегреческом), которую надевал актер древнегреческого театра. Затем так стали называть исполняемую актером роль. Данное понимание личности можно рассматривать в качестве своеобразной "предыстории" некоторых современных направлений персонализма, в рамках которых личность рассматривается как сумма ролей (например, женщина: дочь, мать, жена, подруга, работница, покупатель и т.д.). Вообще, в некоторых философских системах и у отдельных философов проблема личности является центральной. Примером тому является экзистенциализм - философия существования, в рамках которой бытие (т. е. объективно существующая реальность) рассматривается как непосредственно данное человеческое существование. Основоположник указанной философии Н.А. Бердяев считал проблему личности основной проблемой экзистенциальной философии. Личность не торжественна индивиду, ибо последняя категория биологическая (индивидом может быть растение, животное), личность-категория духовная, ее нет без работы духа над душой и телом человека. Личность целостна, в нее входят дух, душа и тело, она открыта ко всей космической и социальной жизни. А в силу своей целостности личность не может быть частью какого-то целого (космического или социального), значит, она обладает самоценностью, может быть, лишь целью и не может быть обращена в средство. Это аксиома. Есть еще один существенный признак личности - она способна испытывать страдание и радость. "Я" может стать личностью путем самоограничения. "Я" может быть эгоцентрическим, но эгоцентризм разрушает личность. Борьба за личность есть борьба против "ячества". В личности важно подчеркнуть то, что она разностное существо, существо не похоже ни на какое другое. Всякий человек призван стать личностью, и ему должна быть предоставлена эта возможность.
Для многих философов вопрос о личности есть вопрос о конкретном человеке (в философском понимании). Личность есть человек как представитель определенной эпохи, народа, социальной группы, соединяющий в себе общее -индивида и единичное - индивидуальность. Личность как носитель определенных социальных качеств, всегда включена в определенную социальную реальность и отражает ее. Значит, с точки зрения философии личностью является любой человек.
Если личность формируется обществом и выступает его конкретным представителем, то она развивается и изменяется вместе с развитием общества. Ретроспективный взгляд на историю позволяет сделать два принципиальных вывода:
1.В разное время в разных
обществах складывался свой
2.Но при столь значительном
разнообразии все-таки можно
51. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СВОБОДЫ.
Существует несколько подходов в понимании свободы.
1) Связывают понимание свободы
воли человека только с
2) $ и противоположная трактовка:
свобода – это возможность
поступать, как хочется.
3) Некоторые утверждают о
4) Одной из более разработанных
концепций свободы является
5) В детерминистской философии
свобода понимается как
Проблема свободы тесно
52. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ
Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.
Приверженцы философии
В современной христианской
православной традиции
Сторонники
Поэтому, категорию "смысл
жизни"можно определить как
регулятивное понятие,
Смысл жизни - это философская
категория, отражающая
53. ИДЕОЛОГИЯ И НАУКА, ИХ
Взаимоотношения идеологии с философией и наукой
Любая достаточно богатая интеллектуально
идеология опирается на определенную
философскую концепцию. Если подходящая
философия отсутствовала, творцы идеологии
нередко сами создавали ее. Подобным
образом формировалась
Переплетение идеологии и