Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:23, шпаргалка

Описание работы

1. Основания возникновения философии.
2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.
3. Основные типы философских направлений.
4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа Гераклита, Пифагору Сократ).

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

 Итак, с определенной долей  максимализма можно утверждать, что культура - это освоенный и  овеществленный опыт человеческой  жизнедеятельности. Опыт же представляет  собой закрепленное единство  знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Иными словами, если переступить через известное благоговение,которое с эпохи Просвещения внушает европейцам этот термин, культуру можно рассматривать как определенный набор стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях.

"Как?" - может воскликнуть  иной удивленный читатель. - "Культура, развивающая и облагораживающая  культура - стереотип?! Духовные ценности человечества - ограничивают?!" Для ответа вообразим следующую ситуацию. Вы пришли в гости. Вам очень рады. Вас усаживают за стол и начинают потчевать. Радушная хозяйка приносит специально для вас приготовленное кушанье и изысканно кладет в вашу тарелку ... лапки лягушки. Что с Вами? Почему такая реакция? Это кушанье вполне съедобно и у многих народов считается деликатесом. Что мешает вам его отведать? Вы правы - конкретный тип культуры. Сформированный у вас стереотип внимания к гостю не только не допускает присутствия на столе блюда из земноводных, но категорически их отрицает, и вы, конечно же, предпочтете уйти голодным, нежели нарушите табу.

 Можно долго рассказывать  о том, как климат, верования  и вся предшествующая история формировали тот или иной тип культуры. Но сейчас речь об ином. Приведенный пример понадобился для иллюстрации утверждения о том, что взгляды, сформировавшиеся в прошлом, формируют нас и определяют наше видение как настоящего, так и будущего.

 

50. ТИП ОБЩЕСТВА И ТИП ЛИЧНОСТИ.

 

Тип общества – это социальная организация, имеющая свою особенность  отношений между стратами (слоями) общества, и прежде всего в отношении  ресурсов: культурно-духовных, властно-силовых  или материальных. В основе типа общества лежит особенность некого основного типа отношений – именно между господствующей (властной) группой и основной массой народа, то есть в основной линии (вертикали) организации и взаимосвязи общества, относительно которой выстраиваются отношения и в горизонталях. На вершине пирамиды власти, понятно, могут находиться: сакральная власть, княжеская власть и власть денег. Но формируют тип общества не столько тип верховной власти, сколько особенность коммуникации между верхним и нижним уровнем общества, особенность передачи властного ресурса и сигнала; а значит и конкретная идеология. А вот неоформленность адекватной типу общества идеологии – это источник проблем такого общества. Разные трёхуровневые властные пирамиды – см. главу V.3.5.

Типы общества рождаются определённой ментальностью (нравом) народа в конкретных исторических и природных обстоятельствах. Тем самым они являются частью Традиции. И воспроизводятся – с тем или иным успехом – в разном культурно-технологическом контексте. Типы общества (отношений) воспроизводятся в любых так называемых формациях (способах производства); опровергая тем самым линейно-объективный прогрессизм марксистов и навязываемую ими линейно-экономическую логику истории. Победа тех или иных «институализированных групп» – это победа их осознанных интересов, их реальных проектов. То есть до сих пор просто происходила трансформация господствующего класса или смена его новым; разные революции (которые всегда завершались термидором) в первом случае были лишь внешним толчком-обстоятельством, а во втором – оформлением факта, им же подготовленного. Причём трансформация – или при поддержке определённых исторических обстоятельств, или как бы вопреки им, при поддержке или земли (конкретных людей), или Неба (Проведения); что для нас здесь не важно, должен быть проект: свой или чужой. Менялась система ценностей, система смысловых координат, менялся дискурс, менялось сознание. Всё в конечном итоге зависит от сознания человека; а затем и от общественного сознания.

Выясним здесь понятие «ментальность  общества». Это конкретная психологическая матрица в координатах «Сознание-Знание-Подсознание». Здесь общественное сознание есть знание, перенесённое в практическую область, его можно охарактеризовать этикой (см. п.9 этого Раздела), и собирается оно в поговорках, сказках, пословицах.  Общественное знание (миропонимание, мировоззрение) формирует понятную и объединяющую членов общества категориальную сетку (язык, понятия, дискурс).  Общественное подсознание (архетипы) составляется символами, смутными образами и влечениями, тем, что говорит конкретному сознанию без слов, а также страхами.

В своём первоначальном значении слово "личность" обозначало маску (персона - в древнегреческом), которую надевал  актер древнегреческого театра. Затем  так стали называть исполняемую  актером роль. Данное понимание личности можно рассматривать в качестве своеобразной "предыстории" некоторых современных направлений персонализма, в рамках которых личность рассматривается как сумма ролей (например, женщина: дочь, мать, жена, подруга, работница, покупатель и т.д.). Вообще, в некоторых философских системах и у отдельных философов проблема личности является центральной. Примером тому является экзистенциализм - философия существования, в рамках которой бытие (т. е. объективно существующая реальность) рассматривается как непосредственно данное человеческое существование. Основоположник указанной философии Н.А. Бердяев считал проблему личности основной проблемой экзистенциальной философии. Личность не торжественна индивиду, ибо последняя категория биологическая (индивидом может быть растение, животное), личность-ка­тегория духовная, ее нет без работы духа над душой и телом человека. Личность целостна, в нее входят дух, душа и тело, она открыта ко всей космической и социальной жизни. А в силу своей целостности личность не может быть частью какого-то целого (космического или социального), значит, она обладает самоценностью, может быть, лишь целью и не может быть обращена в средство. Это аксиома. Есть еще один существенный признак личности - она способна испытывать страдание и радость. "Я" может стать личностью путем самоограничения. "Я" может быть эгоцентрическим, но эгоцентризм разрушает личность. Борьба за личность есть борьба против "ячества". В личности важно подчеркнуть то, что она разностное существо, существо не похоже ни на какое другое. Всякий человек призван стать личностью, и ему должна быть предоставлена эта возможность.

Для многих философов вопрос о личности есть вопрос о конкретном человеке (в философском понимании). Личность есть человек как представитель определенной эпохи, народа, социальной группы, соединяющий в себе общее -индивида и единичное - индивидуальность. Личность как носитель определенных социальных качеств, всегда включена в определенную социальную реальность и отражает ее. Значит, с точки зрения философии личностью является любой человек.

Если личность формируется обществом  и выступает его конкретным представителем, то она развивается и изменяется вместе с развитием общества. Ретроспективный  взгляд на историю позволяет сделать  два принципиальных вывода:

1.В разное время в разных  обществах складывался свой особый  тип личности - отсюда многообразие  их в истории;

2.Но при столь значительном  разнообразии все-таки можно говорить  об определенных исторических  типах личности. Личность формируется совокупностью материальных, социальных, политических, духовных и других условий. Значит, каждая историческая эпоха создает свой тип личности; первобытный; докапиталистический, капиталистический, после капиталистический. Причем, каждый тип формируется в зависимости от отношений личности и общества.

 

51. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ.  ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СВОБОДЫ.

 

Существует несколько подходов в понимании свободы.

 

1) Связывают понимание свободы  воли человека только с необходимостью, и следовательно (Гольбах): “во всех своих поступках человек подчиняется необходимости...его свобода воли есть химера”. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей и возможностей, если человек действует как автомат, то о какой свободе можно говорить.

2) $ и противоположная трактовка:  свобода – это возможность  поступать, как хочется. Екатерина  Великая – свобода – это  когда никто не может заставить  меня делать так, как я не  хочу. Здесь уже имеется элемент  противоположности свободы не  столько необходимости, сколько принуждению.

3) Некоторые утверждают о наличии  абсолютной свободы. Легенда о  расквашенном носе => свобода может  и не знать граней, отделяющих  ее от ошибочных действий. => нет абсолютной свободы, свобода  всегда относительна (не только  в пределах имеющихся тех или иных рамок, но и различные оценки в разл.системах отсчета. Абс. свобода – абстракция от реального процесса формир-ия волевого акта ч-ка.

4) Одной из более разработанных  концепций свободы является концепция  Бердяева. Связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода есть не только выбор возможности, свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего. “Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя”. Достоинство – обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество человека (в " моменте свободы – или выбор возможности в материальном мире, или создание новой ситуации). Недостаток – устранение детерминизма.

5) В детерминистской философии  свобода понимается как способность  человека действовать в соответствии  со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной  необходимости. Антоним свободы – принуждение – действие под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям, интересам " волевое решение, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром сознания, который не противостоит внешнему миру (объективному), а является его отражением, и диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взаимообусловленности явлений во внешнем мире. Объективная детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимость отражаются в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления. Более того, сами цели человеческой деятельности, лежащие в основе свободного выбора линии поведения человеком, определяются его интересами, возникающими в ходе его практической деятельности, в которой субъективная диалектика его сознания формируется и развивается под влиянием объективной диалектики.

Проблема свободы тесно связана  с проблемой моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Силовое принуждение здесь не должно иметь места.

 

52. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  В ФИЛОСОФИИ

 

Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

 Приверженцы философии гедонизма  и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

 В современной христианской  православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ  своей человеческой природе". Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.

 Сторонники материалистических  представлений полагают, что развитие  человека и человечества определяются  их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не  имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.

 Поэтому, категорию "смысл  жизни"можно определить как  регулятивное понятие, присущее  всякой развитой мировоззренческой  системе, которое оправдывает  и истолковывает свойственные  этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.

 Смысл жизни - это философская  категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним  убеждением личности, имеющую общественную  и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

 

53. ИДЕОЛОГИЯ И НАУКА, ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.

 

Взаимоотношения идеологии с философией и наукой

 

Любая достаточно богатая интеллектуально  идеология опирается на определенную философскую концепцию. Если подходящая философия отсутствовала, творцы идеологии  нередко сами создавали ее. Подобным образом формировалась идеология  французского Просвещения, философский фундамент которой заложили Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Гельвеций. В обосновании идеологии немецкого Просвещения огромную роль сыграли философы Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер. Философской основой марксистской идеологии стал созданный Марксом и Энгельсом диалектический и исторический материализм, получивший дальнейшее развитие в трудах Каутского, Плеханова, Ленина, Грамши, Лукача, других философов.

Переплетение идеологии и философии  вполне закономерно. Философия есть форма духовной деятельности, направленной на постановку и решение мировоззренческих проблем, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека. Если в центре внимания философии – выявление возможностей и обязанностей человека во всей их полноте, проистекающей из его положения и предназначения в мире, то идеология имеет дело не столько с человеком вообще, сколько с частным человеком, занимающим конкретное место в конкретном социуме. Выдвигая определенное понимание «включенности» человека в мир, системы духовных ценностей, определяющих социальную и личностную программу человеческой жизнедеятельности, философия тем самым вооружает идеологию инструментами, которые помогают ей решать сходные проблемы применительно к условиям бытия и интересам конкретной человеческой общности: социальной группы, этноса, народа, общества. Философия помогает идеологии избежать аутизма, замкнутости человека, социальной группы на собственные интересы, которые неизбежно приобретают самодовлеющее значение, если рассматриваются вне общего понимания сущности человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"