Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:23, шпаргалка
1. Основания возникновения философии.
2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.
3. Основные типы философских направлений.
4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа Гераклита, Пифагору Сократ).
Постиндустриальное общество
- это общество высокого
Цивилизационный подход к
истории не лишен некоторых
недостатков. В частности в
нем не учитывается связь
Формационная и
46. «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — НОВАЯ УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»
Информационное общество»
Научные и технические работники
собирают и производят информацию,
менеджеры и специалисты
Такие понятия, как «Третья волна» Олвина Тоффлера (фактически синоним «информационного общества»), вошли в воображение населения. Был сделан фильм «Третья волна», а в Соединенном Королевстве Великобритании «Третья волна» является лозунгом «Бритиш телеком едвертизин кемпейн». По мере того как мы приближаемся к третьему тысячелетию, понятие «информационного общества», в котором фокусируются все дискуссии относительно «будущего», все чаще используется как удобный универсальное средство. Правительственная политика также вытекает из этой концепции, особенно в отношении образования. В настоящий момент британцы убеждены: «Наша система образования должна быть важным, может, даже доминирующим фактором, который обеспечит экономическое процветание Соединенного Королевства Великобритании в информационном обществе мирового масштаба».
Однако некоторые вопросы довол
Однако в конце современности остается вопрос, должен ли быть понятия «информационного общества» передано на свалку избыточных идей, или оно сохранится как инструмент для социального анализа. Имеет ли оно будущее как просветляющее понятие, которое указывает на один из наиболее значимых аспектов современных социальных изменений, а именно на связанный с распространением информационной технологии? Или же, возможно, нужно отказаться от него именно потому, что его более правомерно можно использовать при появлении все более новых «микрочипових» устройств, нежели благодаря его возможности объяснять социальную реальность?
Есть также другой аспект этого вопроса. Понятие «информационного общества» звучит как обнадеживающая нота посреди настроения общей рецессии. В Японии оно нашло полную поддержку у определенной группы людей как объединяющее лозунг для активизации исследований и предпринимательской деятельности. Если любой социальный прогноз является пессимистичным, таким, что впереди видит только упадок (экономический) или катастрофу (ядерную), то тогда понятие «информационного общества» звучит позитивно и, очевидно, придает определенный смысл социальным намерениям и целям.
В то время, когда интеллектуалы оплакивают конец прогресса или недостаточность утопий, оживает старая идея о том, что хорошо общество вырастает из настоящего. Таким образом, не только использование этого понятия для социального анализа, но и его социальная роль внутри национального и глобального контекста заслуживают дальнейшее исследование.
47. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Понятие «природа» неоднозначно. «Природа» в широком смысле отождествляется с понятием Вселенная, мир вообще. В более узком смысле природа - это область жизни на Земле. Понимаемая таким образом природа получила в 1875 г. название биосферы. Ввел этот термин австрийский геолог Э.Зюсс. Биосфера - это вся совокупность живых организмов и их среда обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры. Особое место в биосфере занимает человек, который являясь частью живой природы, выделился из нее и со временем обособился в некое активное и противостоящее ей начало, постоянно приспосабливая природу под свои нужды.
Отношение человека к природе на протяжении всей истории человечества изменялось.
1 ЭТАП. Первобытно-общинный. Первобытный
человек занимается охотой, рыболовством,
собирательством, удовлетворяя
2 ЭТАП. Античность. Исходный
пункт нового этапа - возникновение
и развитие земледелия и
Природа остается грозной силой, превосходящей человека практически во всем, но вызывает она уже не ужас, а восхищение. В античной философии природа - идеал гармонии, совершенства и красоты. Космос, включает в себя и природу, и богов и людей, и далекие звезды. Законы Космоса и природы совершенны. Человек (а он далеко не совершенен) должен жить в согласии с природой и по ее законам, если хочет добиться такой же гармонии в себе.
3 ЭТАП. Средневековье (1У-Х1У вв.) и эпоха Возрождения (ХУ-
XVI вв.). Зависимость людей от
природных сил не уменьшается,
освоение человеком природы
Однако, в рамках все той
же христианской традиции
4 ЭТАП. Новое время (XVII-ХIХвв.). Основная задача, стоящая перед человеком - освоение и приспособление природы для все возрастающих потребностей человеческого общества. Средство ее освоения и покорения - познание законов природы - наука. «Знание - сила!» (Ф.Бэкон) - девиз всей эпохи Нового времени. Человек теперь не часть природы, он - ее вершина в силу своего сверхприродного происхождения и обладания разумом (богоподобного начала в человеке). Человек и природа противопоставляются. Природа теряет свое самостоятельное значение и рассматривается только как средство существования человека. Отношение к ней носит агрессивнопотребительский характер.
В ХХ веке активная
48. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА, ЕЁ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ.,
Духовная жизнь общества -- сфера общественной жизни, связанная с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей. Духовная жизнь общества представляет собой динамично функционирующую систему идеологических отношений и процессов, взглядов, чувств, идей, теорий, мнений, возникающих в обществе, а также особенности их функционирования, распространения, поддержания. Рассмотрим содержание духовной жизни общества, то есть выясним, какие основные элементы входят в нее.
Духовная деятельность (деятельность в сфере духовного производства) включает в себя духовно-теоретическую деятельность (выработка знаний, мнений, представлений) и духовно-практическую деятельность, представляющую собой деятельность по внедрению созданных духовных образований в сознание людей (образование, воспитание, выработка мировоззрения). Включает в себя и такой элемент, как духовное производство, которое осуществляется особыми группами людей и основано на умственном, интеллектуальном труде.
Духовные потребности. Потребность -- это состояние субъекта, при котором он испытывает недостаток в чем-либо, необходимом для жизни. Примеры духовных потребностей: образование, познание, творчество, восприятие произведений искусства и т. д.
Духовное потребление. Представляет собой процесс удовлетворения духовных потребностей. Для этого создаются специальные социальные институты -- учебные заведения различного уровня, музеи, библиотеки, театры, филармонии, выставки и т. д.
Духовное общение. Выступает формой обмена идеями, знаниями, чувствами, эмоциями. Осуществляется с помощью языковых и неязыковых знаковых систем, технических средств, печати, радио, телевидения и т. д.
Духовные отношения. Представляют
собой взаимосвязи между
Структура духовной жизни общества может быть рассмотрена и с других позиций.
Духовная жизнь выполняет
Сложны и многообразны у людей духовные потребности, которые формировались и формируются в ходе практической жизни. Для их удовлетворения в обществе возникают формы духовной жизни: мораль, искусство, религия, философия, политика, право. Рассмотрим специфику и функции сфер и форм духовной жизни общества.
49. СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК
В житейской повседневности о культуре часто говорят тогда, когда имеют в виду обычную воспитанность, бытовую этику. (Ученик Вася всегда первым здоровается, не плюется и не ругается нехорошими словами - он культурный мальчик. А ученик Коля делает все совсем наоборот - он мальчик некультурный). При таком обыденном понимании разговор о культуре ограничивается рамками культуры поведения. Узость подобного подхода очевидна и, значит, житейского понимания культуры для выявления ее сущности недостаточно. Нужен подход серьезный, философский.
Еще в 1964 г. американские
исследователи А.Кребер и К.
Мир человека - это мир культуры.
В своем первоначаль- ном
Здесь, правда, следует оговориться. "Способы их приумножения" стоят в нашем перечне последними по соображениям стилистики, но не по значимости. По значимости же равных им нет. Во-первых, потому, что "материальные и духовные ценности" есть не что иное, как определенный результат человеческой деятельности. Во-вторых, потому что именно "способами их приумножения" - ручными, механизированными, компьютеризированными - определяются исторические типы культуры. Поэтому нет оснований оспаривать утверждение, что культура есть "концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении" (Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.,1981. С.43.). Отметим кстати, что образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта.