Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:23, шпаргалка

Описание работы

1. Основания возникновения философии.
2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.
3. Основные типы философских направлений.
4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа Гераклита, Пифагору Сократ).

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

  Постиндустриальное общество - это общество высокого массового  потребления. На первое место  выходит развитие сферы услуг,  производство товаров массового  потребления на основе высоких  технологий и при широком использовании  компьютерной техники.

  Цивилизационный подход к  истории не лишен некоторых  недостатков. В частности в  нем не учитывается связь между  различными цивилизациями, не  объясняется феномен повторяемости.

  Формационная и цивилизационная  теории при внимательном рассмотрении  имеют много общего. Они отводят главную роль в развитии общества материальному фактору. Общественный прогресс обеспечивается постоянным совершенствованием орудий труда, техники, технологии. Технический прогресс невозможен без развития науки. Вслед за развитием науки и техники меняется, совершенствуется социальная структура общества.

 

46. «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО —  НОВАЯ УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»

 

Информационное общество» выражает идею новой фазы в историческом развитии передовых стран. То есть, не приход «постиндустриального» общества, а создание нового социального образца, что является результатом «второй индустриальной революции», которая в основном базируется на микроэлектронной технологии. Растущее количество людей с необходимостью втягивается в беспрецедентное разнообразие информационно ориентированных типов работ.

Научные и технические работники  собирают и производят информацию, менеджеры и специалисты обрабатывают ее, преподаватели и работники  коммуникационной сферы распространяют ее. Этот процесс «информатизации» не оставляет нетронутой ни одну сферу социальной активности: от повседневной жизни до международных отношений и от сфер досуга до производственных отношений.

Такие понятия, как «Третья волна» Олвина Тоффлера (фактически синоним  «информационного общества»), вошли в воображение населения. Был сделан фильм «Третья волна», а в Соединенном Королевстве Великобритании «Третья волна» является лозунгом «Бритиш телеком едвертизин кемпейн». По мере того как мы приближаемся к третьему тысячелетию, понятие «информационного общества», в котором фокусируются все дискуссии относительно «будущего», все чаще используется как удобный универсальное средство. Правительственная политика также вытекает из этой концепции, особенно в отношении образования. В настоящий момент британцы убеждены: «Наша система образования должна быть важным, может, даже доминирующим фактором, который обеспечит экономическое процветание Соединенного Королевства Великобритании в информационном обществе мирового масштаба».

Однако некоторые вопросы довольно часто не осознаются или имеют уклончивые или неясные ответы. Какая связь существует между новой технологией и обществом? В какой степени и при каких обстоятельствах технологический потенциал становится социальной судьбой? Насколько правомерно принимать тот разновидность экономических и социальных преобразований, происходящих в наше время, по эпохальное социальную трансформацию? И если так или иначе мы являемся свидетелями возникновения «нового типа общества», то правы ли его адвокаты, утверждая (как они это часто стремятся делать), что социальные эффекты информационной технологии в целом положительные?

Однако в конце современности  остается вопрос, должен ли быть понятия  «информационного общества» передано на свалку избыточных идей, или оно  сохранится как инструмент для социального анализа. Имеет ли оно будущее как просветляющее понятие, которое указывает на один из наиболее значимых аспектов современных социальных изменений, а именно на связанный с распространением информационной технологии? Или же, возможно, нужно отказаться от него именно потому, что его более правомерно можно использовать при появлении все более новых «микрочипових» устройств, нежели благодаря его возможности объяснять социальную реальность?

Есть также другой аспект этого  вопроса. Понятие «информационного общества» звучит как обнадеживающая нота посреди настроения общей рецессии. В Японии оно нашло полную поддержку у определенной группы людей как объединяющее лозунг для активизации исследований и предпринимательской деятельности. Если любой социальный прогноз является пессимистичным, таким, что впереди видит только упадок (экономический) или катастрофу (ядерную), то тогда понятие «информационного общества» звучит позитивно и, очевидно, придает определенный смысл социальным намерениям и целям.

В то время, когда интеллектуалы  оплакивают конец прогресса или  недостаточность утопий, оживает  старая идея о том, что хорошо общество вырастает из настоящего. Таким образом, не только использование этого понятия  для социального анализа, но и  его социальная роль внутри национального и глобального контекста заслуживают дальнейшее исследование.

 

47. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Понятие «природа» неоднозначно. «Природа»  в широком смысле отождествляется  с понятием Вселенная, мир вообще. В более узком смысле природа - это область жизни на Земле. Понимаемая таким образом природа получила в 1875 г. название биосферы. Ввел этот термин австрийский геолог Э.Зюсс. Биосфера - это вся совокупность живых организмов и их среда обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры. Особое место в биосфере занимает человек, который являясь частью живой природы, выделился из нее и со временем обособился в некое активное и противостоящее ей начало, постоянно приспосабливая природу под свои нужды.

Отношение человека к природе на протяжении всей истории человечества изменялось.

1 ЭТАП. Первобытно-общинный. Первобытный  человек занимается охотой, рыболовством, собирательством, удовлетворяя свои  потребности присвоением готовых  продуктов. Он находится в полной зависимости от природы, не выделяет и не противопоставляет себя ей. Деятельность его растворена в природе и ничем ей не угрожает. Его жизнь - бесконечная борьба за выживание. Всесильная природа вызывает у человека страх и неуверенность, ощущение абсолютной зависимости. Явления природы обожествляются.

2   ЭТАП. Античность. Исходный  пункт нового этапа - возникновение  и развитие земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей  к производящей экономике. Человек  начинает активно вмешиваться в природу. Вырубаются леса, строятся ирригационные системы. Человеческая деятельность начинает оказывать разрушительное воздействие на природу. Засоление почв в долине Тигра и Ефрата явилось результатом ирригационных работ. Однако разрушение носит локальный характер и зачастую приводит к исчезновению самих цивилизаций - зависимость от природных условий жизни людей очень велика.

 Природа остается грозной  силой, превосходящей человека  практически во всем, но вызывает  она уже не ужас, а восхищение. В античной философии природа - идеал гармонии, совершенства и красоты. Космос, включает в себя и природу, и богов и людей, и далекие звезды. Законы Космоса и природы совершенны. Человек (а он далеко не совершенен) должен жить в согласии с природой и по ее законам, если хочет добиться такой же гармонии в себе.

3   ЭТАП. Средневековье (1У-Х1У  вв.) и эпоха Возрождения (ХУ-

XVI вв.). Зависимость людей от  природных сил не уменьшается,  освоение человеком природы коренным  образом не меняется, зато меняются мировоззренческие основы отношения человека к природе. Это период господства в Европе христианства, в котором противопоставляются дух и тело, творящий Бог и сотворенная природа, одухотворенный человек и бездуховная природа. Смысл человеческой жизни - в соединении с Богом, природа отходит на второй план. Отношение к природе носит достаточно пренебрежительный характер.

 Однако, в рамках все той  же христианской традиции постепенно  получает развитие совершенно  иной взгляд на природу и  отношение к ней. Познать (соединиться) с Богом человек может не только через молитвы и обращение «ввысь», но и через познание и преобразование природы (!). Бог отражается в природе. Познавая законы природы, человек познает Бога и приближается к нему. Но это еще не все: задачей человека в приближении к Богу является также со-творчество ему. Он призван не только познавать, но и активно изменять, преображать существующий мир. Именно в христианстве заложена основа бурного взлета науки в последующие века, современной технократической эпохи. На востоке же отношение к природе не изменялось с античных времен - сохраняется представление о человеке как части природы и запрет на вмешательство в естественные процессы мироздания (нарушение закона и гармонии).

4    ЭТАП. Новое время (XVII-ХIХвв.). Основная задача, стоящая перед человеком - освоение и приспособление природы для все возрастающих потребностей человеческого общества. Средство ее освоения и покорения - познание законов природы - наука. «Знание - сила!» (Ф.Бэкон) - девиз всей эпохи Нового времени. Человек теперь не часть природы, он - ее вершина в силу своего сверхприродного происхождения и обладания разумом (богоподобного начала в человеке). Человек и природа противопоставляются. Природа теряет свое самостоятельное значение и рассматривается только как средство существования человека. Отношение к ней носит агрессивнопотребительский характер.

 В ХХ веке активная преобразовательная  деятельность человека на Земле  приобретает разрушительный характер  и в конце концов ставит  человечество перед проблемой не только само-уничтотожения, но и уничтожения природы (как области жизни) вообще. ХХвек - это век экологического кризиса.

 

48. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА, ЕЁ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ.,

 

Духовная жизнь общества -- сфера общественной жизни, связанная с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей. Духовная жизнь общества представляет собой динамично функционирующую систему идеологических отношений и процессов, взглядов, чувств, идей, теорий, мнений, возникающих в обществе, а также особенности их функционирования, распространения, поддержания. Рассмотрим содержание духовной жизни общества, то есть выясним, какие основные элементы входят в нее.

Духовная деятельность (деятельность в сфере духовного производства) включает в себя духовно-теоретическую деятельность (выработка знаний, мнений, представлений) и духовно-практическую деятельность, представляющую собой деятельность по внедрению созданных духовных образований в сознание людей (образование, воспитание, выработка мировоззрения). Включает в себя и такой элемент, как духовное производство, которое осуществляется особыми группами людей и основано на умственном, интеллектуальном труде.

Духовные потребности. Потребность -- это состояние субъекта, при котором он испытывает недостаток в чем-либо, необходимом для жизни. Примеры духовных потребностей: образование, познание, творчество, восприятие произведений искусства и т. д.

 

Духовное потребление. Представляет собой процесс удовлетворения духовных потребностей. Для этого создаются специальные социальные институты -- учебные заведения различного уровня, музеи, библиотеки, театры, филармонии, выставки и т. д.

Духовное общение. Выступает формой обмена идеями, знаниями, чувствами, эмоциями. Осуществляется с помощью языковых и неязыковых знаковых систем, технических средств, печати, радио, телевидения и т. д.

Духовные отношения. Представляют собой взаимосвязи между субъектами в сфере духовной жизни (моральные, эстетические, религиозные, политические, правовые отношения).

Структура духовной жизни общества может быть рассмотрена и с  других позиций.

Духовная жизнь выполняет различные  функции, и на этом основании можно  выделить три ее сферы: общественная психология, идеология и наука.

Сложны и многообразны у людей духовные потребности, которые формировались и формируются в ходе практической жизни. Для их удовлетворения в обществе возникают формы духовной жизни: мораль, искусство, религия, философия, политика, право. Рассмотрим специфику и функции сфер и форм духовной жизни общества.

 

49. СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО  ЯВЛЕНИЯ.

 

В житейской повседневности о культуре часто говорят тогда, когда имеют  в виду обычную воспитанность, бытовую  этику. (Ученик Вася всегда первым здоровается, не плюется и не ругается нехорошими словами - он культурный мальчик. А ученик Коля делает все совсем наоборот - он мальчик некультурный). При таком обыденном понимании разговор о культуре ограничивается рамками культуры поведения. Узость подобного подхода очевидна и, значит, житейского понимания культуры для выявления ее сущности недостаточно. Нужен подход серьезный, философский.

 Еще в 1964 г. американские  исследователи А.Кребер и К.Клакхон  собрали 257 определений культуры  и еще более 100 попыток определить  это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли. Недостатка в определениях нет и в отечественной философии культуры. Уже это ярко свидетельствует о том, сколь сложен данный феномен.

 Мир человека - это мир культуры. В своем первоначаль- ном значении ("возделанное") культура противостоит "натуре" - природному, "дикому" и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

 Здесь, правда, следует оговориться. "Способы их приумножения" стоят в нашем перечне последними по соображениям стилистики, но не по значимости. По значимости же равных им нет. Во-первых, потому, что "материальные и духовные ценности" есть не что иное, как определенный результат человеческой деятельности. Во-вторых, потому что именно "способами их приумножения" - ручными, механизированными, компьютеризированными - определяются исторические типы культуры. Поэтому нет оснований оспаривать утверждение, что культура есть "концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении" (Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.,1981. С.43.). Отметим кстати, что образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"