Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

Философия_ШПОРЫ (1).doc

— 980.50 Кб (Скачать файл)

Неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма (III-IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и ее распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое - ум - душа и доведение ее до космического масштаба.

Основатель школы неоплатонизма - Плотин (ок. 205 - ок. 270). Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма - душа не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ. Они много внимания уделяли разработке логических проблем - определениям понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям.

Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси - Едином как трансцендентном начале (не доступное человеческому познанию), которое выше всех иных категорий. Единое никак не дробится, существуя везде и во всем. Душа также не раздробляется на части, представляя собой нечто единое и неделимое: она есть особая, смысловая субстанция.

Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются "мировой душой". Критикуя Аристотеля, Плотин говорит: душа не потому обладает бытием, что она есть форма чего-то, но она есть непосредственно реальность; она заимствует свое бытие не из того обстоятельства, что находится в некотором теле, но она существует уже до того, как начинает принадлежать телу.

Ученик Плотина Порфирий (ок. 233 - ок. 304) вошел в историю философии как комментатор Аристотеля и Плотина. Он гораздо больше, чем Плотин, интересовался практической философией, которую понимал как учение о добродетелях, очищающих от различного рода аффектов. Порфирий призывал к тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни.

Идеи Плотина и Порфирия были развиты Проклом (ок. 410- 485), который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению. Большое значение имела разрабатываемая им диалектика Космоса. Философия Прокла оказала громадное влияние на всю средневековую философию.

Резюме: Основное учение Н.- это теория эманации (истечение) мира из Божества; мировая же жизнь - возвращение созданий по ступеням к Богу. Н. выделил из идеи Божества все антропоморфические (представление божества в форме человека) элементы, определив его как единое, непознаваемое, сверхразумное и сверхмировое начало; но, будучи непознаваемым, Бог сам может открыться человеку в мистическом откровении; в состоянии экстаза душа непосредственно созерцает абсолютное и сливается о ним в одно целое. Средством к достижению этого состояния экстаза является аскетизм (учение о воздержании, подавлении потребностей).

 

 

5. Философия  Древней Индии и Древнего Китая (конфуцианство и даосизм).+

Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во 2-м тысячелетии до н.э. Древнейшим памятником древнеиндийской культуры являются Веды (пер. «знание») - собрание священных текстов. Считалось, что Веды никогда никем не были созданы; они существуют вечно и потому не могут содержать ошибочных утверждений. Веды передавались главным образом в устной форме. Велика роль «Упанишад» (философские трактаты, появились ок 9-6 вв до н.э.) в истории всей индийской философии. В центре Упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира. Главная доктрина Упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Одна из важнейших проблем в Упанишадах – исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Уделяя значительное внимание этическим проблемам, авторы Упанишад призывают к пассивно-созерцательному поведению и отношению к окружающему миру, считая высшим блаженством для человека отстранение от всех мирских забот. Именно в Упанишадах впервые ставится проблема переселения душ и оценка прошлых действий (карма), что впоследствии получило развитие в религиозных вероучениях.

Значительный вклад в развитие философии Древней Индии был внесен буддизмом. Основоположник- Сиддхартха Гаутама или Будда (ок. 583-483 до н.э.). Однажды ночью покинув царский дворец, царевич несколько лет провел в поисках верного пути, обращаясь то к одному, то к другому из известных в те времена религиозных учений. Но все они разочаровали его. И когда, казалось бы, все варианты были им испробованы, Сиддхартха почувствовал, что на него снизошло просветление. (Слово "Будда" и означает "просветленный"). В этот миг царевич постиг четыре благородные истины, ставшие основой нового учения. 1) вся человеческая жизнь-это страдание, 2) причина страданий - стремление к удовольствиям, 3) прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности,4) к прекращению страданий ведет «благородный восьмеричный путь», предполагающий использование верных взглядов, верного намерения, верной речи, верного действия, верного усилия, верных средств жизни, верного памятования и верного сосредоточения. Конечную цель этого пути Будда назвал нирваной (затухание).

Все школы и направления китайской философии вырастают из общей основы, которую можно назвать культурой Дао. Дао понимается как сущность жизни. Дао выступает как нематериальная духовная основа всех вещей и явлений и природы, в том числе и человека. Одним из самых ранних литературных памятников Древнего Китая, в котором изложены философские идеи, является «Книга перемен». Смысл названия – небесная природа, вместе с Солнцем и Луной, в процессе ежесуточных орбит, то поднимаясь, то опускаясь, творит все многообразие постоянно изменяющегося поднебесного мира, отсюда и название «Книга перемен». В книге осуществляется переход от дофилософских (мифологических) представлений к собственно философскому мышлению.

Виднейшими философами Древнего Китая являются Лао-цзы и Конфуций.

Идеи Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.) изложены в книге «Дао дэ цзин». Его сочинения заложили основы даосизма.

Согласно постулатам ортодоксального даосизма, только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу". Лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью.

Лао-цзы и его последователи  убеждены в необходимости знаний и  отмечают их огромную роль в человеческой жизни. Однако их идеал знания отличается своеобразием. Это, как правило, созерцательное знание, т.е. констатация вещей, явлений, происходящих в мире. Лао-цзы делает попытку структурировать различные уровни знания: «Знающий людей - благоразумен. Знающий себя – просвещен.» Характеризую стиль управления государством, Лао-цзы считает лучшим правителем того, о котором народ знает лишь, что он существует. Хуже те правители, которых народ любит и возвышает, еще хуже те, которых народ боится и презирает.

 Дальнейшее становление  и развитие древнекитайской философии  связывается с деятельностью Конфуция (551-479 до н.э.). Большую популярность Конфуцию на многие века принесли содержательные и многочисленные комментарии, сделанные им к «Книге перемен».

К. считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии - людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. Главным в К. были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Основной принцип: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Согласно К., постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. "благородные мужи" т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера К.

Что же касается уровней  знания, то Конфуций проводит следующую  градацию: «Высшее знание-это врожденное знание. Ниже –знания, приобретенные учением. Еще ниже – знания, приобретенные в итоге одоления трудностей».

 

6. Средневековая  философия+

Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада  Римской империи до эпохи Возрождения - почти целое тысячелетие. Возникновение Средних веков- это огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужна была новая мифология, новые мифы, новые символы. И задачу создания этого нового мира взяла на себя христианская религия. Средневековая философия в Европе связана с возникновением и господством христианства. Время появления христианства (1-2 вв.) характеризуется глубоким кризисом рабовладельческого строя. Оставалось лишь надеяться на чудесное избавление от бед и верить в помощь Бога. Особенность христианства, как и его философии, заключается в том, что ему чужд революционный радикализм. Оно не ставит задачу изменить мир. Основу христианской религиозной философии составляет признание греховности  мира земного и временности существования в нем человека, вера во втрое пришествие Христа для суда над грешниками, надежда на спасение и вечное блаженство в раю как воздание за праведную жизнь на Земле. Средством спасения является любовь к Богу, которая выражается в служении ближнему. Христианские мыслители признают, что Бог создал мир и человека по своему образу и подобию. Переход от античности к средневековому миропониманию- это переход вовнутрь человека. Угреков всё было вовне: истина всегда явлена, вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего внутреннего, скрытого, нет никакой психологии. Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай во вне, но войди внутрь себя!». Сменяются ориентиры человеческого мышления -от внешнего мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой человека- от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением. Характерной чертой средневековой философии является её связь с религией и мистикой.

В Средневековой философии  выделяют два этапа: патристику (1-6 вв.)- разработка отцами церкви основ христианской догматики, и схоластику (с 7 по 14-15 вв.)-зрелое и систематическое учение о Боге,мире и человеке. Перед учителями патристики ставилась задача создать систематическую догматику из того, что содержалось в Священном Писании. Схоластики уже располагали догматической конструкцией, в сущности их задача состояла в том, чтобы её упорядочить и сделать доступной для необразованных людей, например, для представителей народов, которые в то время переходили в христианство.

Патристика. Характерной особенностью мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику – Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Исходя из этого представители патристики строят свои сочинения как разъяснения отдельных положений Ветхого и Нового Завета. Патристика так же, как схоластика основывалась на следующих принципах: а) теоцентризм – признание в качестве источника всего сущего Бога; б) креационизм – признание того, что Бог создал все из ничего; в) провиденциализм – признание того, что Бог правит всем; г) персонализм – признание того, что человек сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью; д) ревеляционизм – признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного Писания.

На этапе патристики больщой вклад в развитие философии внесли Афанасий Великий (3-4 вв.), Григорий Богослов (4 в.), Иероним Стридонский (4-5 вв.), Августин Блаженный (4-5 вв.).

Схоластика. Если патристика боролась с язычеством, то схоластика, опираясь на авторитет Священного Писания, стремятся включить в обиход философские наследия языческой античности., и прежде всего наследие Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Делает это она для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность. Одна из важнейших проблем схоластики – соотношение мира рационального и мира духовного опыта. Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей.

Представители средневековой  схоластики, Иоанн Дунс Скот (1266-1308), Уильям Оккам (1285-1349), Фома Аквинский (1225-1274) – самый крупный представитель. Особенностью философии Фомы Аквинского является то, что он высоко ценил идеи Аристотеля, стремясь дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры. По его мнению, человек должен сознательно избрать бедность, облегчающую путь к Богу. По мнению Фомы Аквинского, первичными являются божественные универсалии, а вторичными – материальные вещи.

Средневековая арабская философия. Складывается она, с одной стороны, в ходе размышления над Кораном, а с другой – в процессе осмысления и интерпретации античного философского наследия. Размышление над Кораном привели к развитию исламской теологии. Представители арабской философии.

Абу Наср аль-Фараби (870-950) . Придавал большое значение человеческому разуму, считая что последний может решать самые разные философские вопросы. Особенность его творчества является методологизм. Все проблемы теретико-познавательного характера он доводит до выявления способов и форм постижения реальности, т.е. методологического уровня. Внимание уделяет классификации наук, субординирует их. Учение о бытии составляет основу философии аль-Фараби. Он считал бытие мира совечным Богу, который рассматривается им как вечная первая причина мира. Аль-Фараби уделял внимание логике, риторике, политике, проблемам человека и общества. Он считал, что счастье в одиночку недостижимо. Оно может быть достигнуто только в том случае, если люди будут помогать друг другу.

Ибн Сины (980-1037) В трактовке метафизики рассматривается как учение о бытии. По его мнению, существует четыре рода бытия: 1) предметы, лишенные признаков телесности, - духовное существо-Бог, 2) менее духовные существа – например, небесные сферы вместе с душами, оживляющими их и приводящими в движение; 3) предмеы иногда вступающие в союз телесностью (необходимость, возможность и т.д.), 4) материальные предметы – элементы физической природы. Он считает мир познаваемым благодаря умозрительной и практической силе человеческой души. Полагает, что для поддержания своей жизни люди должны объединяться.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"