Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
1.
Философия, ее предмет,
Философия – любовь к мудрости
(Пифагор, 6 Век). (sofia –
мудрость, philo – любить). Мировоззрение
– совокупность взглядов, оценок, норм
и установок, выражающих отношение человека
к миру и регулирующих его поведение.
Мировоззрение – обыденное (житейско-практическое)
и теоретическое (стремление к системе,
строгие определения).
Философия – наиболее систематизированное,
рациональное мировоззрение своей эпохи.
Философия – взгляд на мир в целом, на
место в нём человека, на отношение человека
и мира.
Философия возникает в 7-3 вв до н.э. в Индии,
Китае, Древней Греции одновременно. В
этот период происходит переход от общин
к рабовладельческому строю – это повлияло
на способ мышления (причина одновременности).
Заложены основы мировых религий.
Круг “вечных” проблем:- есть ли начало
у мира или он вечен- причина возникновения
мира- изменяется ли мир или он неизменен-
какова природа человека- есть ли цель
у человеческого существования- каковы
возможности и пределы человеческого
познания- что такое жизнь и смерть, бессмертие,
добро и зло.
Кант:- что я могу знать- что я должен знать-
на что я смею надеяться- что такое человек.
Философия делится на теоретическую
и практическую. Теоретическая состоит
из онтологии
(философского учения о бытие) и гносиологии
(философского учения о познании). Практическая
философия – социальная, политическая,
философские науки/техники, философия
человека, философия культуры (этика, эстетика),
история.
Плюрализм философии.
Причины:- многообразие действительности,
которую постигает философия (Гегель)-
историческая обусловленность философии-
принципиальная неполнота и фрагментарность
знаний о действительности.- люди все разные.
Само
слово "философия" восходит к Пифагору,
буквально означая любовь к мудрости,
т.е. любомудрие. Предмет философии формируется
одновременно с развитием научного знания
и в ходе преобразования самой философии.
Например, в качестве предмета философии
для первых древнегреческих философов
выступал природный мир, позднее для Аристотеля
в этом качестве предстал весь мир. Для
эпикурейцев и поздних стоиков предмет
философии главным образом очерчен кругом
проблем, относящихся к человеку в мире.
Христианские философы Средневековья
основу предмета философии сводили к взаимосвязи
между человеком и Богом. В Новое время
предмет философии – проблемы познания,
методологии. В эпоху просвещения – человек
со всем множеством его отношений. В наши
дни предмет философии- природный и социальный
мир, а также человек в нем как многомерная
и многоуровневая система во всем изобилии
связей.
Т.е. в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.
Цель философии – научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру.
Итак, философия-это форма духовной деятельности, вырабатывающая
на основе развивающейся системы знаний
о мире в целом представления о наиболее
общих законах природы, общества и мышления.
Философия выявляет наиболее общие идеи,
представления, формы опыта, на которых
базир та или иная конкретная культура
или общественно-историческая жизнь людей
в целом. Их называют универсалиями культуры.
Важное место среди них занимают категории,
к которым относят такие универсальные
понятия, как бытие, материя,предмет,явление,
Функции Ф.
Структура : В состав Ф. входят: история философии; онтология-учение о бытии, диалектика-учение о развитии, гносеология – учение о познании; социальная философия; этика; эстетика; логика.
Основными частями теоретической философии выступают: онтология, гносеология, диалектика. Кроме того, сюда же относят аксиологию (теория ценностей) и герменевтику (теория понимания и толкования знаний). Синоним теоретической философии – метафизика.
Социальная философия включает в себя учение о материальной и духовной жизни общества, философскую антропологию (т.е. учение о человеке) и философию истории. Учение о материальной и духовной жизни общества складывается на основе исследования проблем взаимосвязи общества и природы, философских проблем экономики, политики, прав, науки, религии и т.д.
Этика- наука о морали. Эстетика исследует природу и закономерности эстетического освоения действительности. Логика – наука о человеческом мышлении.
Философия и мировоззрение.
Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. М. в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т.д. Основное ядро всякого М. (М. в более узком смысле слова ) составляют философские взгляды. Главным вопросом М. является основной вопрос философии. В зависимости от его решения различаются два основных вида мировоззрения: материалистическое и идеалистическое. М. является отражением общественного бытия и зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный исторический период, а также от общественного строя. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения.
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга.Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу - разуму, воле.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие "мировоззрение" шире понятия "философия". Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, имеющегося у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве - ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.
Итоговое определение
2. Основные школы досократовской античной философии.
Античная философия
являет собой последовательно развивав
Милетская школа. Фалес из Милета (ок. 625-547 до н.э.) - родоначальник европейск.науки и философии; основатель милетской школы. Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции - первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге.
Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания. Он считал, что мир одушевлен и полон Богов. При этом божественное он отождествлял с первоначалом – водой.
Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610 - после 546 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало хар-ся как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом.
Третий представитель - Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух. Поскольку воздух обладает такими св-вами, которых нет у воды (воздух имеет неогранич. пространство, любому живому существу необходим воздух).
Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: "Из чего все?"
Пифагоризм (италийская философия) Пифагор (VI в. до н.э.) был тоже озабочен проблемой: "Из чего все?", но решал ее иначе, чем милетцы. "Все есть число" - вот его исходная позиция. Он, первый назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе, куда, кстати, входили и женщины. Пифагорейцы видели в числе и математ. отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ.
Великим диалектиком античного мира является Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.). У Гераклита впервые мы находим взгляд на начало философии как на систему знаний о единстве противоположностей. Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь - образ вечного движения.
Элейская школа: Элеаты в качестве субстанции всего сущего выдвинули бытие. Они же поставили вопрос о соотн-и бытия и мышления, т.е. основной вопрос философии.
Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид - прямо противоположное: ничто не изменяется. Ксенофан из Колофона (ок. 565-473 до н.э.) высказал мысль, что Боги- творение человека. Ксенофан, обуреваемый сомнениями, не был удовлетворен взглядами Фалеса и Пифагора на бытие. Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно – Бог, котор. символизирует неограниченность и бесконечность материал. мира. Земля – основа всего сущего.
Парменид (ок. 540-470 до н.э.) - философ, центр. фигура Элейской школы. Парменид написал поэму "О природе", где образно представлен путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину. В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мысль без бытия - ничто.
Зенон Элейский (ок. 490-430 до н.э.) - философ и политич.деятель, ученик и последователь Парменида. Он прославился выяснением противоречий между разумом и чувствами. Известность он приобрел благодаря попыткам доказать отсутствие множественности и движ-я у сущего. Особый интерес представляют апории против движения: «Ахиллес и черепаха», «Стрела». Смысл в том, что, например, двигаясь, стрела в каждый дан. момент времени занимает дан. место пространства. Т.к. каждое мгновение неделимо, то в его пределах стрела не может изменить своего положения. А если она неподвижна в каждую данную единицу времени, она неподвижна и в данный промежуток его. Элеатам не удалось доказать, что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями показали то, что такое движение.
Крупный представитель греч. философии - Эмпедокл (ок. 490 - ок. 430 до н.э.). Он трактовал воздух как особую субстанцию. Опираясь на наблюдение, он доказал, что, если сосуд погружать кверху дном в воду, она в него не проникает. В воззрениях на познание Эмпедокл во многом примыкает к элеатам: как и они, он жалуется на несовершенство чувств и в вопросах истины доверяет только разуму - частью человеч., а частью - божественному. Он заострил внимание на диалектичности развития всего сущего, развитие основывается на борьбе противоположностей (любовь и ненависть проходят четыре фазы: на 1-й побеждает любовь, на 3-й – ненависть, а на 2-й и 4-й равновесие.)