Особенности
средневековой философии.
1. В отличие от античности,
где истиной надо было овладевать,
средневековый мир мысли пребывал
в уверенности об откровенности истины
в Священном Писании (Библии). Идея откровения
была разработана отцами церкви и закреплена
в догматах.
2. В силу акта творения
человека по образу и подобию
Бога, а также в силу дарованной
человеку способности разумного
причащения Богу человек впервые рассматривается
как личность, деятельность которой основана
на свободе воли.
3. Основаниями средневековой
философии были теоцентризм (концепция,
согласно которой Бог трактуется
как совершенное бытие и высшее
благо), провиденциализм (религиозное понимание истории
как проявления воли бога, осуществления
заранее предусмотренного божественного
плана "спасения" человека.), креационизм
(учение, согласно которому все организмы
были одновременно и независимо созданы
Творцом в том виде, в каком они существуют
сейчас), традиционализм (направление
в богословии, отвергающее попытки пересмотра
религиозной догматики).
Западная христианская
философия развивалась в полемике
между сторонниками разных точек
зрения на соотношение общего и единичного. С попытками решения проблемы универсалий
связаны три философских течения: концептуализм
(существование общего вне и внутри конкретной
вещи), реализм –
Фома Аквинский- (существование общего
вне и до вещи) и номинализм
– Уильям Оккам - (существование общего
после и вне вещи).
7. Философия эпохи Возрождения.+
Эпоха Возрождения
для наиболее передовых стран
Европы – это эпоха зарождения
капиталистич. отношений, складывания национал. гос-тв.
Философия эпохи Возрождения теснейшим
образом связана с развитием естествознания,
с великими географ. открытиями, медицины,
математики, механики, астрономии.
В эволюции
философской мысли эпохи Возрождения
м.выделить три периода:
- С сер. XIV до сер. XV в. Гуманистич. (или антропоцентрический), противопоставляющий средневек. теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром.
- С середины XV до первой половины XVI в. Неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т.е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени.
- Со второй половины XVI до начала XVII в. Натурфилософский.
Первый этап связан с преобладанием интереса мыслителей
к проблемам устройства человека в мире,
который рассматривается как центр мироздания
и творец самого себя.
У истоков
философской культуры Ренессанса
стоит фигура Данте Алигьери. Он известен общественности как автор
«Божественной комедии» и трактатов «Пир»
и «Монархия», заложивший в своих произведениях
основы гуманистич. учения о чел-ке. Данте
видит предназначение человека не в подвижничестве
во имя отречения от мира и ухода от мирских
забот, а в достижении высшего предела
земного совершенства. Вера в земное предназначение
чел-ка, в его способность собствен. силами
совершить земной подвиг позволила Данте
создать в «Божест. комедии» первый гимн
достоинству человека.
Начало
гуманизма связано с творчеством
итальянского поэта Франческо Петрарки. Сохранились сотни писем Петрарки, которые
являются короткими сочинениями по вопросам
морали, политики и литературы. Мыслитель
горячо интересовался проблемами человека.
Лоренцо Валла призывает к усвоению этики Эпикура.
Для него возврат к Эпикуру – это примат
интересов человека над интересами Бога.(Преимущественное
значение Эпикур уделял этике и воспитанию человека. Эпикур стремился
дать практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней — логика.).
Второй этап развития философии эпохи возрождения
связан с интерпретацией идей платоников
и аристотеликов применительно к потребностям
обновляющегося мира.
Один из
крупнейших философов этого периода Николай Кузанский высказывает мысль о том, что единство
мира заключается в Боге. Человек способен
созерцать природу в той мере, в какой
ему разрешено Богом. Сам же Бог для человека
остается непостижимым.
Марсилио Фичино отождествляет Бога с всеобщей природой
вещей. Бог и мир в его философии выступают
в единстве. Мыслитель, продолжая гуманистическую
традицию возвышения человека, уподобляет
его Богу.
Пико делла Мирандола излагает
мысль о том, что Бог как сущность вещей
находится всюду. Постижение мира демонстрирует
вездесущность Бога, являющегося основой
единства мира.
Пьетро Помпонацци последовательно отстаивал независимость
философии от теологии, т.е. от исследований
религиозн.вероучения. В своем труде «Трактат
о бессмертии души» он проанализировал
доводы о смертности и бессмертии души
и пришел к выводу, что бессмертие души
мб доказано только верой. Он считал земную
жизнь благом и полагал, что в этой жизни
возможно достижение счастья. Закон движения
мира выступает законом вечного повторения,
кругооборота.
Эразм Ротердамский сатирически обличал в сочинении «Похвала
глупости» пороки феодального общества
(консервативная роль духовенства, нежелание
человека реализовывать свои творческие
способности). Наличие божеств. провидения
не отменяет свободы воли человека. Этика
Эразма основывается на принципе «ничего
сверх меры».
Томас Мор в знаменитой «Утопии» изобразил общественное
устройство, основывающееся на общественной
собственности.
Николо Макиавелли в своем произведении «Государь» изложил
правила политич. деятельности для государя,
желающего возвышения своего государства.
Для сохранения власти и одержания победы
оправданы любые средства («цель оправдывает
средства»).
Третий этап развития философии эпохи Возрождения
отмечен творчеством Мишеля де Монтеня,
Пьера Анджело Мандзолли, Бернардино Телезио,
Франческо Патрици, Джордано Бруно, Томмазо
Кампанеллы, Якоба Беме, Галилео Галилея.
Названные
мыслители интересовались разной
философской проблематикой. Монтень
и Мандзолли исследовали вопросы
существования человека в мире.
Синтез
натурфилософских идей был осуществлен
в сочинения Джордано Бруно
(«О причине, начале и едином»
и «О бесконечности, вселенной и мирах»).
Д Бруно утверждал, что Вселенная едина,
бесконечна и неподвижна. Ему принадлежит
гипотеза о неразрывной связи пространства,
времени и движущейся материи.
Особенность
заключительного этапа развития
философии эпохи Возрождения заключается в том, что
она наращивает свой потенциал вместе
с развитием науки.
Разработанное
философией эпохи Возрождения
цельное представление о неразрывном
единстве человека и природы,
Земли и бесконечного космоса
было подхвачено философами последующего времени. Идеи гуманизма
оказали широкомасштабное влияние на
все общественное сознание Европы.
8. Английский
эмпиризм XVII в. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж.
Локк).
Историческими
рамками Нового времени является
период времени с конца XVI до начала XIX в. Характерной особенностью
этого времени стало установление господства
буржуазных отношений в Европе. В условиях
совершенствующейся практики наука оказалась
необходимым средством ее рационализации.
Учение о познании рассматривается в философии
этого периода как ее наиболее важный
раздел. Ориентация на осмысление путей
и принципов научного познания приняла
две формы сообразно тому, что само развитие
науки происходило либо в форме развития
опытного естествознания, опирающегося
на эксперимент, либо в форме построения
системы знаний на основе строгих правил
логического вывода. Рассмотрение опытного
естествознания как эталона получения
достоверных знаний породило эмпиризм, тяготеющий к
материализму.
На позициях
эмпиризма стояли представители
английского материализма XVII в. Ф.Бэкон,
Т.Гоббс, Дж. Локк, позже – Дж. Толанд, Д.
Гартли и Дж. Пристли.
Изучение
философии Нового времени традиционно
начинают со знакомства с философией
английского мыслителя и политического
деятеля Френсиса Бекона, который является родоначальником английского
эмпиризма.
Бэкон провозгласил
высшей задачей познания завоевание
природы и усовершенствование
человеческой жизни.
По его
мнению, знание – сила, но действительной
силой оно может стать, только
если истинно, основывается на выяснении истинных
причин происходящих в природе явлений.
Лишь та наука способна побеждать природу
и властвовать над ней, которая сама «повинуется»
природе, т.е. руководствуется познанием
ее законов, постижением опыта. Бэкон различает
два вида опытов: 1) плодоносные и 2) светоносные.
Цель плодоносных опытов – принесение
непосредственной пользы человеку, а светоносных
– познание законов явлений и свойств
вещей.
В качестве
основного метода познания Бэкон
выделяет индукцию (от частного к общему).
Согласно
Бэкону, условием реформы науки
должно быть очищение разума
от всякого рода заблуждений.
Он выделяет 4 вида заблуждений
на пути познания («идолы», призраки).
- «Идолы рода» - ошибки, обусловленные общей для всех людей природой и несовершенством человеческих чувств, находящихся под влиянием желаний, влечений.
- «Идолы пещеры» - ошибки, обусловленные принадлежностью человека к определенной группе людей вследствие руководства групповыми симпатиями и антипатиями, которые заставляют взирать на объекты познания как бы из пещеры социальных установок.
- «Идолы площади» - ошибки, возникающие на пути познания из-за многозначности слов, двусмысленности некоторых языковых выражений, их неточности.
- «Идолы театра» - ошибки, порождаемые использованием в научной деятельности некритически усвоенных ложных мнений, дошедших от предшественников.
В сочинении
«Новая Атлантида» Бэкон нарисовал
представление о грядущем мире.
В этом мире хотя и имеются
классы и даже король, но господствуют
в нем ученые. Завоевания науки делают возможным более хорошую
жизнь для всех.
Идеи бэконовской
эмпирической философии получили
свое дальнейшее развитие в
трудах Томаса Гоббса. Гоббс является основоположником механистического
материализма, в соответствии с которым
все процессы в материальном мире происходят
в соответствии с законами механики Ньютона.
Особое
внимание Гоббс уделяет проблеме
детерминизма (все имеет свою
причину, все обусловлено).
Широкую
известность получило учение
Гоббса о государстве и праве.
Он выделяет два состояния человеческого
общества: естественное и гражданское.
В естественном состоянии общества люди
действуют исходя из природного закона
самосохранения. Каждый обладает правом
владеть всем, что он в состоянии захватить
(«война всех против всех»). К счастью,
все люди обладают разумом. Каждый человек
откажется от права на все. Это становится
возможным, если люди заключают договор.
Происходит переход от естественного
к гражданскому состоянию общества. Государство
– это средство, направляющее людей к
общей цели и удерживающее их от поступков,
нарушающих мир.
В английской
философии XVII в. третьим крупнейшим философом называют Джона Локка, который является
продолжателем материалистической теории
познания. Источником всех знаний является
опыт. Опыт Локк делил на внешний, дающий
нам простые идеи, и внутренний, который
он называет рефлексией, представляющей
собой познание душой своей собственной
деятельности через самонаблюдение. Самонаблюдение
может быть свойственно лишь взрослому
человеку, у новорожденного душа напоминает
чистую доску (tabula rusa).
Важное
место в учении о бытии и
познании Локка занимает учение
о первичных и вторичных качествах.
Первичные качества всегда присущи
телам, неотъемлемы от них (протяженность,
длительность, плотность и др.). Вторичные качества зависят
от познающего субъекта (цвет, запах, вкус
и т.п.).
Воззрения
Локка на государство следующие:
государство должно не ограничивать
социальную свободу и инициативу,
а гарантировать их.
9. Рационализм Р. Декарта,
Б. Спинозы, Г.В. Лейбница.
Историческими
рамками Нового времени является
период времени с конца XVI до начала XIX в. Характерной особенностью
этого времени стало установление господства
буржуазных отношений в Европе. В условиях
совершенствующейся практики наука оказалась
необходимым средством ее рационализации.
Учение о познании рассматривается в философии
этого периода как ее наиболее важный
раздел. Ориентация на осмысление путей
и принципов научного познания приняла
две формы сообразно тому, что само развитие
науки происходило либо в форме развития
опытного естествознания, опирающегося
на эксперимент, либо в форме построения
системы знаний на основе строгих правил
логического вывода.
Рационализм
философии Просвещения наиболее
ярко был выражен Рене Декартом. Основная черта философского мировоззрения
Декарта – дуализм души и тела. Он выдвинул
знаменитый тезис Cogito ergo sum – «мыслю, следовательно,
существую».