Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
11. Русская философия XIX века.
В философии XIX века выделяются два основных направления: <философия тотальности> (целостности, коллективности), связанная со славянофильством и <философия индивидуальности>, тяготеющая к западничеству. Славянофилы абсолютизировали православие, монархию и крестьянскую общину как такие _ формы социальности, которые единственно могут обеспечить гармоничное развитие русской культуры и общества в целом. Они негативно и критично относились к крепостничеству, бюрократической верхушке, к дворянству. В противоположность славянофильству западничество связывало надежды на обновление России с приобщением ее к достижениям западноевропейской цивилизации. Это направление русской философии представляли в основном революционеры - демократы. Они придерживались материалистического направления в философии, были сторонниками атеизма, критиковали религию. Эти философы применили материализм и диалектику к объяснению природы. Центральной проблемой в идейных исканиях западничества была проблема личности. Наиболее развернутое решение она нашла в произведениях Н.Г. Чернышевского. Разум, просвещение первенствуют в его концепции над волей и нравственным совершенствованием личности. Чтобы использовать присущий человеку эгоизм, нужно рационально убедить его в том, что деятельность на пользу всего общества максимально выгодна ему самому . Крестьянская революция, различные формы коллективности (общины, комуны)- таковы в общих чертах перспективы развития общества в понимании революционеров-демократов. Преемниками социалистической ориентации и отчасти <философии индивидуальности> революционеров-демократов были народники.Продолжателями славянофильских традиций выступили представители религиозной русской философии. Они продолжали развивать идею <богоизбранности> русского народа, через который, по Ф. М. Достоевскому, <спасется все человечество>. Толстой создал свою религию, включающую в себя элементы различных верований. Она основывалась на принципах <любви> и <непротивления злу>. В концепции В.С. Соловьева представлены элементы эмпиризма, рационализма и мистицизма, философия превращается по существу в функцию религии. Основная идея философии Соловьева идея <всеединства>, утверждающая единство различных форм бытия. Основа этого единства - в боге. Как бы предвидя грядущие социальные потрясения, Соловьев в соответствии с учением Нового Завета обосновывает необходимость временного торжества зла (АнтиХриста) и вместе с тем победу над ним в конце человеческой истории.
12. Русская философия в XX в.
Судьба русской философии в XX в. Оказалась тесно связанной с перипетиями русских революций 1905 и 1917 гг. В 1922 г. большая группа русских интеллигентов, среди которых находились философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков была выслана за границу. Многие философы погибли в тюремных застенках. Покинувшие пределы России философы занимались в основном разработкой философско-религиозной проблематики. Что же касается философов Советской России, то они работали преимущественно в марксистско-ленинской традиции. А.Ф. Лосев - наиболее крупная философская фигура внутри российского масштаба. Он соединил в своей системе три философские составляющие: феноменологию, диалектику и символизм. С неподражаемым мастерством использует Лосев созданный им метод - его можно назвать диалектико - феноменологическим или символическим методом - для анализа античной и возрожденческой эстетики. Философско-религиозный мистицизм Соловьева оказал заметное влияние на развитие общественной мысли в России в начале XX века. В философии Н.А. Бердяева, как одного из наиболее видных последователей Соловьева, сделана попытка обоснования специфики философской мысли, отличная от традиций классической философии. С его точки зрения <философия есть творчество, а не приспособление и послушание > в отличие от науки как познания и соответственно, приспособления к необходимости. Как и у других русских религиозных философов у Бердяева преобладает ориентация на человека. Человек поставлен им в центр бытия. Творчество рассматривается им как своеобразная форма откровения человека, как творение, продолжающееся совместно с богом. Такое понимание человека как микрокосмоса близко к взглядам так называемого русского космизма. Представители этого течения, не только философы, но и естествоиспытатели (К.Э. Циолковский, В. И. Вернадский и др.), во главу угла ставили проблему , единства человека с космосом, космической природы человека и соответствующего масштаба его деятельности. В отличие от религиозно-философского (Федоров, Соловьев), естественнонаучный космизм пронизан мыслью о безграничных возможностях человечества, связанных отнюдь не с божественной миссией человека, а с ростом его нравственного совершенствования и научных знаний. Это определило гуманистическую и оптимистическую направленность данной разновидности космизма.
12.Основные школы и течения философского рационализма. Ф. жизни, психоаналитическая Ф.
Рационализм - учение в теории познания , согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. В этом смысле Р. Противоречит эмпиризму. Р. Возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. В предельной форме своего выражения Р. вылился в отождествление реальных и логических связей и отношений. Представители Р. в 17в - Декарт, Спиноза, Лейбниц; в 18в - Кант, Шеллинг, Гегель. Ограниченность р. в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Ограниченность была преодолена марксизмом, рассматривающего познание в единстве с практикой. Философия жизни - субъективно-идеалистическое направление философии, сложившееся в Германии (Ницше) и Франции на рубеже 19 и 20 вв. Возникновение было связано с быстрым развитием биологии, психологии и др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. Ф.ж. была попыткой преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций. Появление ф.ж. знаменовало кризис буржуазной философии, ее отказ от науки, переход к иррационализму. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного начала мира, которое в отличии от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно. В 20-30 гг. идеи ф.ж. находят продолжение в творчестве Шпенглера. Некоторые идеи послужили истоками экзистенционализма. Основы психоанализа как фил. концепции были заложен З. Фрейдом. Главным в психоанализе было открытие бессознательного , его изучение и философское толкование. Фрейд выделил в человеческой психике совокупность перенесенных вовнутрь психики индивида социально значимых, безличных идеальных принципов, регуляторов.
14. Философия позитивизма и ее исторические формы (исторические этапы развития).
Позитивизм - субъективно-идеалистическое направление буржуазной философии, выступающее под лозунгом отрицания мировоззренческого характера философии. Отвергающее традиционные философские проблемы (отношение сознании к бытию и др.) как <метафизические> и не проверяемые в опыте. Осн. черта философии п. - попытка создать методологию или <логику науки>, к-рая стояла бы выше противоположности материализма и идеализма. Одним из гл. принципов позитивистской методологии науки стал феноменализм в соответствии с чем задачей науки было объявлено чистое описание факторов-ощущений, а не объяснение их. Основателем п. был Конт, который ввел и термин <п.> Исторически выделяют три этапа в развитии п. Представители первого - Конт (Франция), Спенсер (Англия). Наряду с проблемами теории познания и логики, решавшимися в духе эмпиризма и феноменализма, гл. место отводилось социологии, целью к-рой было обоснование естественности и вечности капитализма. Возникновение второго этапа п. - эмпириокритицизма - относится к 70-90-м гг. 19 в. И связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно-реальных предметов, к-рого еще придерживались представители раннего п. Возникновение и формирование новейшего п., или неопозитивизма, связано с деятельностью венском кружка (Нейрат) и берлинского об-ва эмпирической философии (Рейхенбах, ф. Крауз и др.), объединявших в себе мн. направления: логический атомизм, логический позитивизм, общая семантика (близки к этим направлениям операционализм, прагматизм.}. Осн. место на этом третьем этапе п. занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследовании и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления п. пошли по линии сближения <логики науки с математикой, по линии формализации гносеологических проблем.
15. Категория бытия , ее смысл и специфика. Основные формы бытия.
Одной из актуальных проблем философии была и остается проблема философского понимания мира, осмысления места и роли человека в нем. Cущность философского понимания мира раскрывается через содержание такой категории как <бытие>(материя, сознание). Особенность трактовки содержания этой категории определяет специфику тех или иных философских концепций мира. Категория бытия занимает центральное место во многих философских учениях прошлого и современности. Проблема бытия, как и вопросы о сущности мира, о его возникновении и развитии, о человеке и его отношении к миру, о смысле жизни и другие разрабатываются уже в древнегреческой философии. Первые философские концепции бытия были предложены Демокритом, Платоном, Аристотелем. Демокрит признает множественность бытия, поскольку признает существование бесчисленного множества атомов. Атомы, по его мнению, разделены пустотой. Пустота тождественна небытию, которое непознаваемо. Познать можно лишь бытие. Признавая, как и Демокрит, множественность бытия , Платон рассматривает его как идеальное, бестелесное образование - идею. 0дновременно он четко разграничивает бытие (мир неизменных и вечных идей) и мир <становления> (преходящий мир) чувственных вещей. По его мнению, истинное бытие - это вечные, бестелесные идеи. Аристотель отвергает учение об идеях как сверхъестественных умопостигаемых предметах, отделенных от причастных им вещей. Несмотря на явные различия во взглядах на проблему бытия , в них есть общие моменты. Так, все философы в своих учениях разграничивают бытие и небытие, свои учения о мире они пытаются построить, опираясь именно на эти категории . Новые концепции бытия формируются в XVII - XVIII вв., в период бурного развития науки, техники и материального производства. Бытие рассматривается материализмом как физическая реальность, противостоящая человеку; оно отождествляется с природой, осваиваемой человеком в процессе его деятельности. Характерным для метафизических учений этого периода является признание существования субстанции, как неизменного и неуничтожимого субстрата бытия, его первоосновы. Такой подход к решению проблемы приводит к выводу о том, что бытие противостоит и предшествует знанию. Более того, духовный мир человека, его сознание и деятельность исключаются материализмом этого периода вообще из бытия. Необходимо отметить, что ограниченность рассмотрения бытия была вскрыта представителями классической немецкой философии, которые, напротив, стали рассматривать бытие преимущественно в духовно-идеальном аспекте. Так, например, Кант и Гегель, критикуя своих предшественников метафизиков, акцентировали свое внимание на новом уровне бытия - объективно-идеальном бытии, сущность которого раскрывается через различные формы деятельности субъекта. Бытие - философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует. Мы говорим о бытии вещей, окружающей нас природе, о бытии человека, его сознания, о бытии общества, в котором мы живем. Иначе говоря, бытие охватывает собой как материальное, так и духовное без какого-либо исключения. Другими словами, бытие - все то, что реально существует: это и материальные явления, и социальные процессы, и творческие акты, происходящие в сознании человека. Данная категория является предельно широкой по своему содержанию, так как она охватывает собой все виды реальности. Мир, таким образом, предстает перед нами как совокупная реальность, единство природы и человека, материального мира и человеческого духа. В центр философии экзистенциализм ставит человека, его бытие. Материальный мир для человека существует постольку, поскольку сам человек, взаимодействуя с миром, придает ему значение и смысл. Марксистская философия, рассматривая проблему бытия, выделяет и исследует ряд его основных форм, которые несводимы друг к другу и в то же время взаимосвязаны между собой. К основным формам бытия относятся: а)бытие вещей и состояний природы, б) бытие общества (общественное бытие в)бытие человека и г) связанное с ним бытие духовного. Хотя каждая из форм бытия специфична и развивается в соответствии со своими законами, все они имеют одно и то же основание - материю. Именно развитие материи привело к возникновению человека, обладающего сознанием, к формированию социальной и духовной сфер. Вместе с тем марксистская философия разграничивает категории бытия и материи.
16. Проблема субстанции в философии. Философское понимание материи и ее системной организации.
Субстанция (лат. substantia — сущность) — объективная реальность, первооснова мира.В истории философии первоначально С. понимается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшем, в поисках основания всего сущего С. начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуализму. В новое время наиболее остро проблема С. была поставлена Декартом. Уже Кант понимает С. как «то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные явления». С точки зрения материализма, С. понимается как материя, как субъект всех своих изменений, т. е. активная причина всех собственных формообразований. В понятии С. материя отражена не как противоположность сознанию, а как внутреннее единство всех форм ее движения, всех различий и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания. Антисубстанциалистская позиция в философии отстаивается позитивизмом, который объявляет С. мнимой и потому вредной для науки категорией. Категория материи является фундаментальной философским понятием. Можно выделить два основных признака материи : она существует независимо от сознания и отображается ощущениями. В основе современных представления о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Наука выделяет три структурных уровня материи : 1) живая природа (доклеточный уровень, клетки...) ; 2) неживая природа (частицы ... галактика) ; 3) человеческое общество (индивидуум, семья...классы, гос-во, общество) В живой природе сложными системами являются как клетка, так и построенные из клеток организмы. До открытия элементарных частиц наука разграничивала два вида материи - вещество и поле. Согласно современным представлениям это два различных состояния материи, взаимо-переходящие друг в друга.
17. Понятие движения, пространства и времени и их основные свойства. Проблема классификации форм движения.
Любое движение предполагает так или иначе
понимаемое изменение положения в пространстве,
осуществляющееся во времени. Свойства движения :
1) объективность(неразрывно связано с материей), 2)
абсолютность(всеобщий способ существования материи) и
относительность(в природе существует не как движение
вообще, а как относительное во времени и пространстве
), 3) противоречивость (изменчивость и устойчивость,
покой и движение). Типы движения : 1)количественные
изменения(изменение параметров предмета); 2)
качественные изменения( развитие - изменение
сопровождающееся переходом одного качества в другое,
а также с определенной направленностью и
необратимостью). Два типа движения : 1)связанное с
сохранением устойчивости предмета, его качеств; 2)с
изменением качественного состояния предмета. Можно
выделить следующие формы движения : 1)физическая и
химическая (неживая природа) 2)биологическая (живая),
3)социальная (общество).Каждая форма движения характер-
изуется своим типом носителей, степенью сложности и
организации. Высшие формы нельзя свести целиком к
низшим.(редукционизм - сведение высших к сумме низших)
.Механицизм - мировоззрение, объясняющее развитие
природы и общества законами механической формы
движения материи(Ньютон, Галилей)Несмотря на
кажущуюся очевидность понятий пространства и времени,
они принадлежат к числу не только фундаментальных, но и
одних из самых сложных характеристик материи. Две
концепции : 1) субстанциональная(независимо от людей,
Ньютон), 2)реляционная(пространство и время не
самостоятельные сущности, а особые отношения между
изменяющимися объектами и процессами, вне их они не
существуют)Пространства есть форма бытия материи,
характеризуемая такими свойствами, как протяженность,
структурность, сосуществование и взаимодействие.
Время есть форма бытия материи, характеризуемая
такими свойствами, как длительность, последовательность
смены состояний. Понятия пространства и времени
соотносительны : в понятии пространства отражается
координация различных внеположных друг другу объектов
в один и тот же момент времени, а в понятии времени
отражается координация сменяющих друг друга объектов
в одном и том же месте пространства. Философское
понимание пространства и времени требует их рассмотрения
в единстве с движением и материей. Теория
относительности Эйнштейна вскрыла непосредственную
связь пространства и времени с движущейся материей и
друг с другом. Фундаментальный вывод, следующий из
этой теории, гласит: пространство и время не существуют