Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Философия (ответы на экзамен).doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

1. Мировоззрение и его истор. типы: миф, религия, фил. Особенности философского мировоззрения.

 

Мировоззрение - это сложное, синтетическое образование общественного и индивидуального сознания. Это система обобщенных взглядов на мир, на человека, его место в окружающем его мире. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных и т. д. (конкретно-научная, универсальная картина мира). 2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. 3) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования. 4) Практический компонент. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практическое мировоззрение включает в себе навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. К теоретическому  уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. Философ видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума. Жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывания огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Миф - это система восприятия мира , выраженная в художественных образах. Носит антропологический характер. Мифы устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни, миф закрепляет и передает человеческий опыт, поддерживает связь и преемственность, . На ранней стадии человеческой истории существовала и религия. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако они не были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Специфика религии обуславливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Философия вынесла на первый план  интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Философия - это мировоззренческая система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Таким образом, философия - это теоретический уровень мировоззрения.

 

3.Структура философского знания, функции философии. Философия и наука.

 

    Философия многогранна. Реальные философские интересы обращены  ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления. К основными областями философского изучения разных сфер культуры можно отнести следующие области : Ф. морали, ф. религии, ф. искусства, ф. права, ф. политики, ф. истории, ф. природы, ф. техники. Существуют следующие разделы философии : онтология - учение о бытие; гносеология - учение о знании; методология - учение о методах; социальная философия - учение о обществе; праксиология - учение о человеческой деятельности; можно также выделить эстетику, этику, логику. Каковы же функции философии? Мировоззренческая - систематизация знаний и создание на основе этих знаний картины мира. Методологическая - вырабатывание общих методов познания и преобразования мира. Гносеологическая - разработка общей теории познания человеком мира, вопрос об истине.

Аксеологическая -  разработка общей системы ценностей и идеалов. Практическая - с участием философии вырабатывается система установок для определения действий субъекта. Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые функции : уяснение самых общих оснований культуры вообще, и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, масштабно не уясняет. Именно в философии отрабатываются и изучаются общемировоззренческие и теоретико-позновательные основания науки. Философия, наконец, занимается уяснением ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2/ Основные проблемы и основной вопрос философии.

 

Философия - одна из самых древних областей человеческого знания, духовной  культуры. Наряду с зачатками различных наук совокупное знание древних охватывало также обобщенные размышления людей о мире и о себе, о тайнах мироздания и судьбах человечества. В своих размышлениях они искали ответы на вопросы: В чем сущность мира? Как устроен мир? Есть ли что-то общее, что свойственно всем без исключения явлениям мира и если это общее существует, то в чем оно состоит, что является его первоосновой? Конечен или бесконечен мир? Каково место человека в мире? Что такое сознание? Что есть истина? Коренными  философскими вопросами всегда являлись вопросы мировоззрения. На определенном этапе развития осознание человеком мира, в котором он живет, самого себя и своего места в этом мире становится условием дальнейшего социального прогресса. Философия - это учение о сущности мира и о человеке. Изначальный рубеж философии - это не мир и не человек, взятые сами по себе, а система отношений <мир - человек>.  Большая проблема <мир - человек> (ее различные варианты: бытие - мышление, физическое - психическое, материальное - идеальное и т.п.) является в философии универсальной. Следовательно, система отношений <мир – человек> выступает как общая формула, которая фокусирует смысл практически любой философской проблемы. Философия схватывает сущность мира и его познания в наиболее общих и принципиальных чертах. В наиболее  концентрированной форме проблемный характер философского знания выражает основной вопрос философии. Важнейшее содержание основного вопроса философии составляет альтернатива: <...что является первичным: дух или природа...> . Во-первых, надо выяснить: что порождает что - сознание является порождением и свойством материи, или, наоборот, материя, внешний мир есть порождение сознания. Во-вторых, необходимо выяснить: является ли содержание сознания отражением внешнего мира. Вот почему основной вопрос философии имеет две стороны: 1. Что первично - материя или сознание? 2. Познаваем ли мир? Необходимо отметить, что обе стороны основного вопроса философии имеют альтернативное  решение: или - или. В зависимости от того как философы отвечают на первую сторону основного вопроса философии, они делятся на материалистов  и идеалистов, формируются две принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Материализм исходит из принципа первичности материи, по отношению к сознанию Идеализм, в противоположность материализму, доказывает первичность сознания и  вторичность материи. Первичность материи означает, что она есть абсолютное начало, существует вне сознания. Кроме материальной действительности вне материи не существует особой духовной, идеальной субстанции. Вторичность сознания означает, что оно: 1) возникает лишь на определенном уровне развития материи; 2) не существует вне материи, будучи ее свойством, результатом деятельности высокоорганизованного материального органа - мозга; 3) является отражением материи; содержание сознания определяется внешним миром. Суть второй стороны основного вопроса философии состоит в том, <как относятся наши мысли об окружающем нас  мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир?» Плюрализм - несколько субстанций. Агностицизм - мир не познаваем (скептицизм - слабая форма).

 

 

6. Философия эпохи возрождения.

 

Эпоха Возрождения XV - XVIII вв. - период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. В эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта,  жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени. Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцем мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам. определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и  человеческое тело. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, парохода, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания - все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой. Изменяется средневековая картина мира. Математическое обоснование гелиоцентрической системы мира, данное Н. Коперником, нанесло существенный удар средневековой геоцентрической системе. Философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. Философия природы эпохи Возрождения в большей мере связана со средневековой философией. Для нее центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира . Характерной для нее является антисхоластическая, а, следовательно, и антиаристотелевская направленность. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм (<Бог во всем>). Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464 гг). Николай Кузанский отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничто не противоположно - Единое есть все. Это философская установка служит основой для пантеистического мировоззрения.

 

 

 

 

 

4. Философская мысль Древнего Востока и Античности.

 

Начало развития философии было положено в Древней Греции в V-IV вв. до н.э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. (изучали Землю, Солнце, звезды, животных, растения и человека). Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Родоначальник греческой философии Фалес, рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природа как проявление единого, вечного начала - воды. Гераклит в качестве субстанциально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. Философия элеатов - дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые перешли от конкретных природных стихий - воды, воздуха, земли, огня - к бытию . Движение Демокрит считал вечным естественным состоянием Космоса. Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям:  1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. Вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению. 2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому, место занимаемое им совершенно случайно. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система - Космос, важный составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Древняя Индия .Философское обоснование индуизма заключается в шести системах  в  рамках которых возникает еще целый ряд школ. Несмотря на то что их концепции часто  противоречивы, всех их связывает стремление  найти  путь, на котором  можно достичь искупления(муки) из пут  кармы и цепи перерождении. Эти системы  неустанно развиваются. Центром учения буддизма являются четыре благородные истины, которые Будда провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию (1). Причиной страдания является жажда , ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь (2). Устранение, причин страдания заключается в устранении этой жажды (3). Путь, ведущий к устранению страданий,- благой восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания (4). Конфуцианство.    Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно само помогало образовывать и консервировать, создавая деспотическое централизованное государство. Как определенная теория организации общества, конфуцианство  сосредоточивается на этических правилах, социальных нормах и регулировании управления, при формировании которых оно было весьма консервативным. Конфуций сам о себе говорил: <Излагаю старое и не создаю нового>. Характерным для этого учения было также то, что вопросы онтологического характера были в нем второстепенными. В его социальной этике личность является личностью не <для себя>, но для общества. Даосизм.  Одним из важнейших направлений развития философской мысли в Китае наряду с конфуцианством был даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным путем, конструированием логически последовательных формул (как это делается в конфуцианстве), а с помощью, прямого понятийного проникновения в природу существования. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. В онтологическом учении именно понятие пути дао - является центральным. Цель мышления, по даосизму, есть <слияние> человека с природой, так как он является ее частью. Здесь не обозначается никаким разграничений в отношении <субъект - объект>.

 

9. Философия марксизма: возникновение, основные идеи, современные оценки.

 

Философия марксизма создана мыслителями К. Марксом и  Ф. Энгельсом и творчески развита В. И. Лениным. К середине XIX в. буржуазные революции были уже позади. Капитализм интенсивно развивался на собственной основе. Возникали крупные промышленные предприятия. Формировался пролетариат, условия труда которого были тяжелыми. Реальная значимость социальной активности рабочего класса резко возросла. Классовые столкновения все более обострялись . Ему не хватало ясного классового самосознания. Пролетариат мог освободить себя, лишь уничтожив экономические условия эксплуатации человека человеком. Маркс и Энгельс пришли к выводу о всемирно-исторической освободительной миссии рабочего класса и неизбежности революционного перехода от капитализма к социализму. В  естественнонаучном обосновании философии марксизма серьезное значение, по словам Энгельса, имело диалектико - материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли прежде всего выдающиеся естественнонаучные открытия. В законе сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира, вечности и неуничтожимости материи, взаимопереходов различных форм ее бытия. В учении же о клеточном строении живых организмов они усматривали доказательство внутреннего единства растительного и животного царств. Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на их философские взгляды, были Гегель и Фейербах. Идеи выдающихся английских экономистов А. Смита Д. Рикардо   способствовали созданию Марксом и Энгельсом последовательно научной социальной философии - исторического материализма. Подлинно научную теорию социализма создали Маркс и Энгельс, показав, что только пролетариат может разрушить старый мир и построить новое общество. Возникновение философии марксизма означало качественное изменение содержания  и социальной роли философской мысли во всей системе научного знания и практического преобразования действительности . Маркс и Энгельс связали в единый узел революционную теорию с революционной практикой. Маркс и Энгельс на основе сообщения опыта революционной борьбы пролетариата, данных науки вскрыли диалектико - материалистический характер развития не только природы, но и человеческого общества. Они достроили материализм <доверху>, применили его к объяснению истории общества и тем самым создали исторический материализм. Было создано целостное учение о законах развития природы, общества и мышления - философия диалектического и исторического материализма. Философия марксизма - творческое учение. Новый этап в философии марксизма связан с именем В. И. Ленина .

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»