Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Проблемы экологии.
Экология (от греч. oikos — обиталище, местопребывание) — это и есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически - преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы, последствия которого он не всегда может учесть. В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный характер, то в новых условиях возник и новый тип — отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Человечество вплотную столкнулось с такими проблемами, которые угрожают его собственному существованию. К ним относятся в первую очередь загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в острое противоречие с условиями своего обитания. Мы все воюем с природой, а нам необходимо мирное сосуществование с ней. И не только в узко прагматическом смысле но и в широком нравственном масштабе: ведь мы призваны не властвовать над природой (и, безусловно, не покорять ее), а, наоборот, будучи детьми ее, должны лелеять и любить ее как мать родную.
31. Материальное производство, его роль в жизни общества. Технологическая и экологическая сторона способа производства.
Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и развиваться. Общественное производство имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство. и производство самого человека, и материальное производство. Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. В жизни общества есть одна решающая сила, которая в конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа,— это производство материальных благ. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер: производство обособленного индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей. Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Для производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и т. д. Все это вместе с орудиями труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества. Эта часть представляет собой прошлый, или овеществленный, труд. Не менее важным элементом структуры производительных сил является производственная технология. Решение технологических задач во многом определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда, развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в производство, уровень научной организации труда и т. д. Сложность современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной организации. Важнейшей стороной производственных отношении - являются экономические отношения, основу которых составляют отношения к средствам производства: последние всегда представляют чью-то собственность, вокруг которой и завязывается весь узел отношений людей друг к другу. Если средства производства принадлежат трудящимся, образуя общественную собственность, то производственные отношения приобретают характер сотрудничества и взаимопомощи людей. Если же в обществе господствует частная собственность на средства производства, то здесь складываются отношения господства и подчинения (рабство, крепостничество. наемный труд). Эти отношения оказывают непосредственное влияние на распределение производимых благ. Так, в родовом обществе при натуральном хозяйстве распределение продуктов труда носило уравнительный характер, а в классово-антагонистическом большая часть благ (по удельному весу) принадлежит господствующим классам. Экономические отношения (производство, обмен, распределение и потребление), образуя ядро производственных отношений, формируют содержание других социальных отношений и в этой функции выступают как системообразующий фактор общества.
39. Основные формы общественного сознания. Нравственное, этническое, религиозное сознания.
Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой. Выделяют уровни и формы общественного сознания. Уровни : 1)обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп, 2)научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов. Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое, правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию, экономическое, историческое. Общественное сознание - сердцевина духовной жизни общества. Религиозное сознание представляет собой удвоение мира поскольку наряду с реальным признается потустороннего мира. Где найдут свое разрешение все противоречия земного бытия. Главный признак р. с. Вера в сверхестественные силы. Структура : религиозная психология(совокупность представлений, чувств, традиций связанных с определенной системой религиозных идей) и идеология(система идей разработкой и пропагандой которых занимается религиозные организации). Нравственное сознание - отражение реальных отношений людей в виде совокупности правил, норм которыми люди руководствуются в своем поведении. Нравственное сознание имеет нормативный характер, оценочное содержание. Искусство - особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредствам художественных образов. Явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, то есть эстетически.
32. Техника и научно-технический прогресс: сущность, этапы, особенности развития в современных условиях.
Под техникой понимается система созданных
человеком средств, орудий производства,
а также приемы и операции, умение и искусство
осуществления трудового процесса
Уровень развития техники - показатель
степени овладения человеком силами природы.
Исторический процесс развития техники
включает три основных этапа: орудия ручного
труда, машины, автоматы. Технический прогресс
- важнейший фактор роста производительности
труда, а следовательно, показатель уровня
развития производительных сил общества.
Современное развитие производительных
сил основывается на широкой базе научно-технического
прогресса. В общем ходе научно-технического
прогресса выделяются особо крупные вехи,
связанные с качественным преобразованием
производительных сил, приводящие к резкому
увеличению производительности труда.
Они характеризуют этапы научно-технической
революции. (Первым этапом, революционизировавшим
и заметно стимулировавшим существенный
подъем в развитии производительных сил,
стал этап механизации, машинизации производства,
освободивший человека от изнурительного
физического труда и во много раз увеличивший
его производительность. Главное направление
современной научно-технической революции,
составляющей новую эпоху (второй этап)
в развитии научно-технического прогресса,
- автоматизация, связанная с научными
достижениями в области автоматики, электроники,
вычислительной техники. Это обусловливает
возможность перехода к высшим формам
автоматизации. Научно-технический прогресс
на современном этапеобусловлен тесным
союзом производства с достижениями таких
фундаментальных наук, как физика, математика,
химия, биология, а также наук, возникших
на стыке различных областей знания, например,
таких, как биотехнология. Сущность
современной научно-технической революции
заключается в качественном преобразовании
наличных производительных сил на основе
превращения науки в непосредственную
производительную силу. Производство,
таким образом, все больше становится
сферой практически-технологического
применения науки. Повышение технической
грамотности человека требует совершенствования
и его нравственного облика, который формируется
во многом под влиянием всей совокупности
общественных наук, и в первую очередь
философии, а также духовной культуры
в целом. Общественные науки призваны
участвовать не только в формировании
духовного мира человека, но также в самой
организации производства - гармонизации
межличностных отношений в трудовом коллективе,
более эффективном учете возможностей
человека в его взаимодействии с техническими
системами и т. д. . Итак, современная научно-техническая
революция есть коренная перестройка
в развитии производительных сил, а ее
основные черты - превращение науки в ведущую
силу производства, внедрение автоматического
управления, изменение технологических
методов производства и форм его организации.
Все это предполагает качественную психологическую
и нравственную перестройку, а также изменение
всего образа жизни человека. Таким образом,
научно-техническая революция затрагивает
не только производственно-
Социальная сфера - сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп. Соц. общности - исторически возникающие на основе определенного способа производства объединения(семья, община, род, племя, народность, нация, классы, сословия). Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц. групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по-своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению. крупный землевладелец как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин - представитель сословия. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда относительны и подвижны. Социальная структура общества - совокупность исторически возникающих и меняющихся социальных общностей и групп. В социальной структуре общества различают слои (подструктуры) : этническая(род, племя, народность, нация), семейно-бытовая(формы семейной бытовой жизни), демографическая(группы по полу, возрасту...), территориальная(сельское и городское население), образовательная, социально-классовая.
35. Политика как особый вид социального взаимодействия. Его сущность и основные компоненты. Политика и экономика.
Политика - деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. Как сфера общественной жизни П. включает также политические идеи и соответствующие им учреждения. Отношения между классами, а следовательно, и выражающая их коренные интересы П. вытекают из их экономического положения. П. является надстройкой над экономическим базисом. Вместе с тем она оказывает активное воздействие на экономику и др. стороны общества. Чтобы П. могла быть преобразующей силой, она должна правильно отражать потребности развития материальной жизни об-ва. Сообразно различным сферам общественной жизни п. делится на экономическую, социальную, национальную, аграрную и культурную и т. д. Экономика - это производственные отношения, то есть отношения, возникающие между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Экономические отношения определяют все остальные общественные отношения. Политика образуется тогда, когда образуются классы. Политические интересы - коренные классовые интересы. Самые глубокие общеклассовые интересы - коренные экономические интересы класса. Следовательно политика выражает экономику, определяется экономикой, но вместе с тем оказывает глубокое обратное воздействие. Без завоевания и удержания государственной власти прочное экономическое господство класса невозможно. На протяжении всего своего существования политика , с одной стороны испытывает определяющее воздействие экономики, сохраняет единство с экономикой, а с другой стороны, развитие классов вело ко все большему относительному обособлению политики от экономики.
34. Семья, социально-классовые и этнические общности людей, их роль в жизни общества.
Семья - важнейшая форма организации личного быта, основана на супружеском союзе и родственных связях. Жизнь семьи характеризуется различными материальными(биологическими, хозяйственными), духовными(нравственными, правовыми) процессами. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в производстве самого человека, в продлении человеческого рода. Типы, формы и функции семьи обусловлены характером производственных отношений, уровнем культурного развития общества. Семья также воздействует на жизнь общества(деторождение, влияние на физическое, духовное развитие членов). Классы - большие группы людей, различающихся по их месту в системе общественного производства, по их отношению к средствам производства. Существование классов связано с исторически определенными способами производства. Классовая дифференциация является для общества основной, потому что она возникает в сфере производства на основе общественного разделения труда. Классы возникают, когда появление придаточного продукта и разделение труда сделало экономически выгодным эксплуатацию рабочей силы. Анализ классовой структуры позволяет выявить экономический интерес больших социальных групп, познать сущность различных социальных движений. Наряду с основными классами в обществе существуют и не основные, связанные с сохранением старого способа производства или с нарождением нового. Классы - главная производительная и социальная сила эпохи. Борьба между классами - движущая сила общественного развития. Народность формируется в процессе слияния различных племен в условиях смены первобытнообщинного слоя частнособственическими отношениями. Для народности характерны замена кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков - единым языком. Внутри каждой народности возникают элементы общей культуры. Нация - форма общности, приходящая на смену народности. Нация свойственна материальным условиям жизни : территории и экономической жизни; общность языка, черт национального характера, проявляющихся в своеобразии ее культур. Экономической основой возникновения нации послужили ликвидация феодальной раздробленности, упрочнения экономических связей между отдельными областями внутри страны, объединении местных рынков в общенациональные. Нация возникает при формировании капиталистической формации.
36. Право, правовые отношения. Их сущность и роль в жизни общества.
Право - возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни данного класса, его интересами. Право оформляется в виде системы норм, правил установленных властью. Особенность правовых норм заключается в том, что их исполнение обеспечивается принудительной силой государства. Право определяется господствующими в обществе производственными отношениями, оформляет и закрепляет эти отношения. Общим для рабовладельческого, феодального и буржуазного право является закрепление основанных на частной собственности отношений господства и подчинения. Право регулирует отношения между людьми.
37. Духовная сфера в жизни общества, структура и функции.
Духовная сфера - сфера отношений людей по поводу различного рода дух ценностей. Под духовными ценностями подразумевается все то , что составляет духовное содержание общественной жизни и духовность общества. Одна из фундаментальных проблем развития современного общества. Заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей. Для характеристики производства идей, знаний, представлений вводится понятие духовное производство. Это составная часть общественного производства. Зависит от материального производства, определяется его отношениями. Господствующий класс в материальном производстве держит в своих руках и духовное производство, поэтому д.п. носит исторический характер, представляет собой духовную деятельность, облеченную в определенные общественные формы. Творческая деятельность тесно связана с преемственностью, поскольку лишь воспринимая наследие люди обретают возможность творить сами. Выделяют две формы д.п.: функционально-заданную и универсально-преемственную. В первой индивид действует как носитель определенной функции, поле его деятельности заранее задано предпосылками. Во втором случае индивид включается в развитие в качестве производительной силы.
Для понимания прошлого и настоящего , для анализа тенденций будущего начинать надо на с того, что думала о себе эпоха, а с анализа общественного бытия людей той эпохи. Изучение общественного бытия дает ключ к пониманию политических, правовых, эстетических, философских взглядов и теорий, то есть всей совокупности форм общественного сознания. Общественное бытие - объективная реальность, которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное сознание относительно самостоятельно. Оно имеет внутреннюю логику своего развития, связанную с преемственностью идей , с тем , что на появление нового активное влияние оказывает накопленный ранее мыслительный материал. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется и в форме его активности, то есть оно способно взаимодействовать с другими общественными явлениями, обратно влиять на породившее ее бытие. С активностью общественного сознания тесно связан вопрос о роли идей, сознательного начала в общественном развитии. Влияние идей на массы зависит от характера самих идей, их соответствия интересам масс, от того на сколько подготовлена социальная почва для их восприятия. Итак, вторичность общественного сознания и его относительная самостоятельность - таковы две наиболее фундаментальные закономерности развития общественного сознания. Между личным и общественным сознаниями происходит постоянное взаимодействие. Исторически выработанные обществом нормы сознания становятся личными убеждениями индивида, источником нравственных предписаний. В свою очередь, личные идей приобретают характер общественной ценности, когда они входят в состав общественного сознания, приобретают характер нормы поведения. Субъект общественного сознания - соц. общности и группы.