Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций история борьбы различных классов и государств, войн и революций. О.Шпенглер не признавал существования единой истории человечества, каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, а история в целом представляет собой существование и смену различных культур.. А.Тойнби: обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основе религии. Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства. В предшествующих капитализму формациях история человечества двигалась вперед отдельными потоками. Развитие мировых хозяйственных связей втянуло все эти потоки в одно русло. В этот период и стало осозноваться единство человеческого рода. На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Спенсера. Гегель: единство истории придавал "мировой дух", который воплощался в духе различных народов; Спенсер: идея единства истории была элементом его общей теории эволюции. Материалистический подход к единству истории. Этот подход включает в себя признание единства мировой истории. Единство истории закладывается в самой реальной жизни, в способе ее материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд- вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, исторических закономерностей быть не может. Формы проявления единства исторического процесса. Установление многообразных связей между странами: экономических, культурных , рост городов, консолидация народностей. С развитием капиталистических отношений все больше стран вовлекаются в механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связано с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни, основной источник которого - неравномерность исторического развития. Существует 2 концепции о направленности исторического процесса : линейный процесс, концепция локальных цивилизаций(связь историй отдельных стран и народов) Формация - конкретный исторический тип общества, который наделен определенным способом производства. Субъект исторического развития - конкретные социальные субъекты - личность и различные социальные группы. Движущие силы : социальные противоречия(например, противоречие между потреблением и производством), потребности и интересы.
41. Человек как личность. Условия и механизмы формирования личности. Проблема свободы и ответственности личности.
Понятие <личность> можно раскрыть лишь исходя из диалектики соотношения человека и общества. В самом первом приближении личность может быть описана как продукт и как субъект общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют ее природные особенности, определяющим фактором развития являются социально-значимые качества - взгляды способности, интересы, потребности. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. Существует 2 подхода к диалектике отношения личности и общества. В первом общество противостоит реальному человеку как личности. <Общество есть лишь собрание отдельных лиц> (Гельвеций). Другой вариант противопоставления индивида среде выражен в самых разнообразных концепциях, которые усматривают в социальных институтах, нормах, требованиях особую самостоятельную и первичную по отношению к личности силу. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности). Сущностная характеристика личности раскрывается прежде всего через раскрытие самосознания, воли, характера, нравственной зрелости, черт мировоззрения, ее реальных прав и обязанностей, социальной активности, ее способности быть свободной и действовать свободно. Личность - это общественно развитый человек, осознанно относящийся к своему долгу и правам гражданина отечества, обладающий чувством собственного достоинства, осознающий меру своей ответственности за свою жизнедеятельность, судьбу своей семьи и товарищей, своего народа. Рассматривая вопрос о свободе личности, необходимо выделить две основные стороны в содержании свободной деятельности - свободу выбора и свободный выбор. Свобода выбора (т. е. возможность действовать по собственной воле, а не по принуждению извне) как необходимый компонент подлинной свободы предполагает свободный выбор, т. е. те поступки и действия, которые отвечают потребностям развития личности, развитию истинно человеческих сил и способностей, потребностям развития общества, общему прогрессу человеческих отношений. Свобода предполагает и ответственность как неотъемлемую сторону свободы. Вторая концепция личности связана с раскрытием функциональной (ролевой) ее характеристики. Понятие социальной роли означает поведение человека в зависимости от его социального статуса и позиции. Каждый человек выполняет множество ролей. Он - чей-то сын и чей-то отец, старательный или нестарательный студент, или махнувший на все рукой, он входит в какие-то группы по интересам: встречается с товарищами, увлеченными коллекционированием марок и т. д. Таким образом, человек - это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Личность - характеристика социальных качеств человека.
34. Природа ценностей и их классификация. Ценности личности и общества, их иерархия.
Ценности - социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Внешне он субъекту(ценности социальных вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных отношений. По отношению его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной выступают как свойства предмета, однако они присущи ему не от природы, , потому что человеку) ценности служат объектами его интересов, а для обозначений и социальной действительности его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Бывают по предмету материальные и экономические, духовные(этические, эстетические). По субъекту - личные, групповые, общечеловеческие. Личные порождены потребностями и интересами индивида, которые могут быть как индивидуальными, так и личностным преломлением более общих интересов. То какие ценности преобладает у индивида зависит от степени развития личность. Групповые ценности не сводятся к сумме ценностей индивидов, если индивидуальные не совпадают с групповыми, то они приносятся в жертву. Группа оценивает свои ценности выше, чем индивидуальные. Общечеловеческие вырастают из индивидуальных и групповых.
43. Понятие, сущность, основные функции культуры.
Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению составляет культуру. Культура-все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития общества. Любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития человека. Взятое обособлено от человека, материализованное «тело культуры» лишается динамики, движения. Реальная культура неотделима от общественного человека - субъекта культуры. Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям. Поэтому, культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Это взаимодействие состоит в том, что человек усваивает созданную ранее культуру и творит культуру, создавая новые ценности и знания, как субъект культуры он вносит в нее нечто новое. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Одна из них продукт материального производства, другая - духовного. Культура выполняет важнейшую социальную функцию трансляции опыта, знаний. Художественное, научное, техническое социальное творчество дает результаты, которые включаются затем в исторический процесс, вносят в него новые элементы.
44. Глобальные проблемы современности, их сущность и возможные пути решения. Будущее человечества в современной концепции.
Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, владение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями. Сущность экологической проблемы состоит в противоречии между производительной деятельности человечества и стабильностью природной среды его обитания. Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства. По мере того, как постепенно исчезала рабская зависимость от необходимости тратить основное время на добывание <хлеба насущного>, современный человек попадает в зависимость от многообразия вещей. Каждое удовлетворение определенной потребности рождает у человека новую потребность. Таким образом, человек попадает в бесконечный, неисчерпаемый круг. Если мы хотим обуздать техническую революцию и натравить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке.
Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.
Решение глобальных проблем современности - это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально - политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок, доведенный до логического конца, получает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития. Однако в недрах философии уже в конце XIX в. начал формироваться новый взгляд на пути развития современной цивилизации, выходящей за рамки планетарного мышления и призывающий взглянуть на пути развития и судьбы человечества с позиций космического измерения человеческого бытия наиболее ярко эту тенденцию представляет русский космизм (К. Э. Циолковский, В. В. Вернадский). Центральная идея этого космоцентрического подхода - это единство человека с космосом.