Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Философия (ответы на экзамен).doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

без материи, их метрические свойства создаются

распределением и взаимодействием материальных масс, то

есть гравитацией . Если бы не было масс, не было бы

гравитации, а если бы не было гравитации, не было бы

времени и пространства. Следовательно, пространство и

время вне материи не существуют. Так как материя находит-

ся в непрестанном движении, то пространство и время

меняют свои свойства в зависимости от этого движения.

Единое пространство-время Вселенной есть проявление

действующих в ней гравитационных сил. Таким образом, в

теории относительности Эйнштейна нашел свое

естественнонаучное подтверждение диалектико -

материалистический принцип единства пространства и

времени с движущейся  материей . Пространство и время

обусловлены материей как форма своим содержанием, и

потому каждый уровень движения материи обладает своей

пространственно-временной структурой. Живые структуры

также обладают особенными свойствами пространства и

времени - их геометрия усложняется, изменяется и ритм

времени. Стало быть, историческое время - это уже иная

характеристика времени по сравнению с физическим

временем, скажем, движения небесных светил. Социально-

историческое время исчисляется поколениями, веками,

тысячелетиями. Его особенным свойством является то,

что исторические события хранятся в памяти

человечества. В нем за точку отсчета могут быть взяты те

или иные социальные события, даже легенды. Существует

и  психологическое время, связанное с его субъективным

переживанием. Так, напряженное ожидание <растягивает>,

а переживание удовольствия, радости <сокращает> время,

делает его <уплотненным>, время как бы <съеживается>.

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Философское понимание сознания. Происхождение и социальная природа сознания. Сознание и язык.

 

Сознание - высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности  , способ его отношения к миру и самому себе . Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники субъективного идеализма. Материалистическая философия исходит в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. Однако до возникновения марксизма материалистическая трактовка сознания носила ограниченный, метафизический характер: она сводила сознание к пассивно-созерцательному отражению мира, не учитывая его социально-исторической сущности, его связи с общественной практикой. Изменяя внешнюю природу и свои общественные отношения человек в то же время формировал, развивал и свою собственную природу и свое сознание. Не может быть сознания вне общества, вне накопленных историей человечества знаний и выработанных им специфически человеческих способов деятельности. Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя как субъекта такого отношения. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации составляет характерную черту сознания как специфической формы отражения.  Человеческий мозг - сложное образование, тончайший нервный аппарат. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга? Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания . Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию самой психики. Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Язык так же древен, как и сознание: язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность. 'Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Диалектика и ее альтернативы. Понятие принципа, категории и закона.

 

Диалектика - сложное, многогранное учение. Диалектика может быть определена как самое богатое, самое всестороннее и глубокое учение о всеобщей, универсальной связи и развитии. В этом определении охвачены и выражены два основных принципа диалектики : принцип всеобщей, универсальной связи предметов и процессов действительности  и принцип развития. Принципы диалектики позволяют схватить только самую общую картину состояния материального мира. Почему происходит развитие, каковы его причины, источник, как оно происходит, каков его внутренний механизм, есть ли определенная  тенденция, направленность в развитии и т.д.? Решение этих вопросов требует разработки помимо принципов целой системы законов диалектики. В домарксистской философии такая система законов диалектики (идеалистическая) в наиболее полной форме была разработана Гегелем. Коренную переработку его систем законов диалектики произвели К. Маркс и Ф. Энгельс. Определение Энгельса: диалектика - это <наука о наиболее общих законах всякого движения . Наиболее общий характер законов диалектики означает, что они действуют и в природе, и в человеческой истории, и в мышлении. К основным законам диалектики относятся закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Любой закон - связь, причем связь объективная, всеобщая, внутренняя, существенная, необходимая и в силу всего этого устойчивая, повторяющая закономерность. Материалистическая диалектика использует для раскрытия своего предмета не только принципы и законы, но и философские категории. Термин <категория> получил широкое распространение в науке. Им обозначают наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной отрасли знания. Философские категории - это понятия, отражающие всеобщую, универсальную  связь предметов и процессов действительности. Отличие философских категорий от категорий других наук состоит в том, что философские категории - это универсальные понятия, т. е. такие понятия, содержание которых отражает связь как природных, так и общественных явлений, в том числе и связи в человеческом мышлении. Нефилософские категории являются общими понятиями, отражающими ту или иную область действительности. Необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную. Диалектика объективная - это диалектика самого развивающегося мира. Диалектика субъективная - это диалектическое мышление. Исходя из материалистического решения основного вопроса философии, мы должны признать, что субъективная диалектика вторична по отношению к объективной диалектике и является ее отражением в мыслящем мозгу. По содержанию, которое она черпает из единственно возможного источника - материального мира, она тождественна объективной диалектике, являясь более или менее полным, постоянно развивающимся отражением ее. Диалектика  - не только учение о развитии и не только метод познания, она также метод изменения мира. Мы  осмысливаем свои действия, ставим перед собой определенные цели, намечаем пути достижения их .Решая в общем виде вопрос о том, что делать и как делать, мы исходим из своего мировоззрения, опираемся на диалектику. В этом смысле она играет неоценимую роль. Она представляет собой такую систему взглядов, которая предполагает практическое отношение человека к миру, как бы <вписывает> человека в него. Давая общую характеристику диалектике, следует рассмотреть и ее альтернативы - метафизику и релятивизм. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности. Метафизика отрицала взаимосвязь и взаимозависимость вещей и предметов, внутренний источник движения (самодвижения) явлений действительности, скачки в развитии природы и общества, сводила процесс движения только к количественным изменениям. Особой разновидностью метафизики является догматизм, который отрицает прежде всего принцип развития. Другой альтернативой диалектики является релятивизм. Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Особой формой выражения релятивизма является софистика. Софистика - это сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. Релятивизм, поскольку он содержит в себе момент  абсолютизации, совпадает с метафизикой, крайности сходятся. Особой формой выражения метафизики является эклектика. Эклектика - это соединение различных, зачастую  противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Она, в отличие от софистики, прикрывается стремлением к использованию принципа всеобщей связи, к многостороннему охвату предмета. Материалистическая  диалектика как наука представляет собой сложную систему, элементами которой выступают все ее категории, принципы и законы, тесно связанные и взаимодействующие между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Единичное, особенное и общее. Явление и сущность.

 

           Вследствие сложности предмета его различные части изменяются не одновременно, мы не можем познать предмет сразу, целиком и полностью, поэтому познаем его по частям, переходя от одного уровня его строения к другому. Оба эти аспекта находят свое выражение в категориях <сущность> и <явление>. Сущность - это единство глубинных связей, отношений, законов, определяющих основные черты и тенденции развития тех или иных систем. Категория <сущность> отражает внутреннюю, устойчивую, непосредственно не воспринимаемую сторону предметов и процессов. Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. Категория <явление> отражает внешнюю, изменчивую, чувственно воспринимаемую сторону предметов и процессов. Явление не может существовать без того, что в нем является, т. е. без сущности . Явление выступает как единичное, а сущность как общее; явление отражает внешнее, а сущность - внутреннее; явление характеризует нечто подвижное, изменчивое, сущность - более устойчивое, повторяющееся в явлениях. Подчеркивая взаимосвязь сущности и явления, необходимо обратить внимание на то, что сущность не всегда проявляется адекватно. Она может <глубоко> скрываться за явлениями, проявляться частично, более того, искаженно. В этом случае мы имеем дело с видимостью, кажимостью. Категория кажимости (видимости) выражает именно те случаи, когда резко обнаруживается несовпадение сущности с формой ее проявления. Примером кажимости могут быть явление миража в пустыне. Как и другие категории диалектики, сущность и явление выступают важными ступеньками познания действительности. Познание движется от познания явлений (внешнего) к познанию сущности (внутреннего) и от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, т. е. от познания единичного к познанию особенного и общего. Единичное - это отдельный, обладающий индивидуальной качественной и количественной определенностью предмет, отграниченный в пространстве и во времени от других предметов и явлений. Категория <общее> отражает сходство свойств, сторон, организация явлений действительности. Любая конкретная вещь через свое индивидуальное, неповторимое проявляет и общее с другими вещами и явлениями. В противоположность метафизическому материализму, который не видел органической взаимосвязи между единичным и общим, диалектический материализм рассматривает единичное и общее в неразрывном единстве. Общее существует в единичном и проявляется через единичное. Единичное всегда содержит в себе момент, частицу общего. Можно утверждать, что любой предмет, любое явление представляет собой единство единичного и общего. Подчеркивая взаимосвязь единичного и общего, необходимо отметить, что связующим звеном между единичным и общим выступает особенное. Спецификой особенного является то, что по отношению к единичному оно является общим, а по отношению к общему - единичным. Различие между единичным, особенным и общим не является абсолютным. Все зависит от того, в какой взаимосвязи, по отношению к чему рассматриваются те или иные явления, предметы и процессы действительности.

 

23. Основные  законы диалектики.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и 

становлении,  развитии бытия и познания  и  основанный 

на  этом  учении  метод творчески  познающего

мышления. Д.  выражается  в  системе филос. категорий

и  законов.   Главные  законы:  1)  превращение 

количества  в качество(как ?), 2) взаимное проникновение

полярных противоположностей  и  превращение их  друг 

в  друга,  когда  они  доведены  до  крайности (почему

развитие?) (единство  и   борьба противоположностей)

,3)развитие путем противоречия, или отрицание

отрицания(куда?) -спиральная форма развития.

Качество - определенность предмета, характеризующая его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств. Количество - характеристика по степени развития или интенсивности присущих свойств. Мера - интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Закон выражает взаимосвязь качественных и количественных изменений. Скачек - переход из одного качественного состояния в другое. 2) Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, как полюса магнита. Единство противоположностей означает, что их нельзя обособить, они взаимопроникают друг в друга(причина - следствие, часть - целое). 3) Диалектическое отрицание предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Включает в себя триединый процесс : 1.разрушение прежнего, 2.его частичное сохранение, 3.формирование нового.

 

27. Понятие и классификация методов научного познания.

При характеристике научного познания можно выделить систему отличительных признаков науки : предметность и объективность научного знания, выход науки за рамки обыденного опыта. Для научного  познания  характерно  наличие  2  уровней знания :  эмпирического  и теоретического.  Для   эмпирического   познания   характерна   фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание,  осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На эмпирическом уровне можно выделить два подуровня : наблюдений и эмпирических фактов. На теоретическом уровне : подуровень частных теоретических моделей и законов, подуровень обобщенных развитых теорий. Общелогические  методы научного познания: анализ (расчленение целостного предмета на составляющие части) и синтез(соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое), абстрагирование(отвлечение от ряда свойств и отношений явления с одновременным выделением интересующих свойств, обобщение(устанавливаются общие свойства и признаки объектов), индукция(общий вывод строится на основе частных предпосылок), дедукция, аналогия(на основе сходства объектов в одних признаках заключается вывод о сходстве в других свойствах),моделирование(изучение объекта путем создания и исследования его копии). Методы эмпирического исследования : наблюдение (целенаправленное восприятие явлений, в ходе которого получаем знание о внешних сторонах, свойствах изучаемых объектов), описание (фиксация средствами языка сведений об объектах), сравнение, эксперимент(исследователь вмешивается в протекание процесса). Методы теоретического познания : формализация(построение абстрактно-математической модели, раскрывающей сущность изучаемых процессов), аксиоматический(задается набор аксиом,по ним строятся предложения), гипотетико-дедуктивный метод, метод  восхождения  от  абстрактного  к  конкретному9переходом от предельно простых понятий к более сложным). Исторические и логические методы : исорический(изучение истории и мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика и закономерность его развития), логический(выявляет закономерность путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития(биолог. эволюция)). 

 

21. Структурные связи. Часть и целое. Система, структура, элемент. Типы системных объектов. Форма и содержание.

 

Категории часть и целое выражают отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы. Благодаря этой связи, образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Целое - это такая взаимосвязь, такое единство частей, которое характеризуется новыми, интегративными свойствами и закономерностями, не присущими предметам в их разобщенности. Часть - это элемент целого. Категории <часть> и <целое> относительны. Часть, являющаяся элементом целого, сама выступает как целое, имеющее свои элементы и свою структуру. Целое оказывается частью иного целого. При метафизическом понимании соотношения части и целого данные категории рассматривались как обособленные, застывшие, непереходящие друг в друга. При анализе категорий <часть> и <целое>, мы обратились к категориям <элемент>, <структура>, <система>. Элемент - это относительно самостоятельная составная часть сложного целого. Иногда <элемент> определяют как <простой>, <далее неделимый>. Однако понятия <простой>, и <сложный>, <делимый> и неделимый> относительны. То, что в одной системе выступает как простое и неделимое, в другой системе оказывается сложным и делимым. Структура - это взаимосвязь и взаимообусловленность элементов объекта, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе, т. е. обеспечивающая сохранение его основных свойств при различных изменениях. Система - это единство элементов и структуры сложного целого. Предметы и процессы действительности образуют собой сложное целое, т. е. выступают как системы, причем степень их сложности может быть такова, что целое обнаруживается как единство нескольких (а может быть и множества!) систем, связанных между собой определенным образом, зависящих друг от друга. Классификация систем может даваться по самым различным основаниям, в зависимости от потребностей той или иной теории. В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и абстрактные. Первые - это материальные объекты и их совокупности, образующие устойчивое целое. Их принято делить на неорганические  и органические системы. Абстрактные системы - это продукты деятельности человеческого мышления Если в основание деления систем кладется признак их устойчивости или изменчивости при взаимодействии с другими системами, то различают статичные и динамичные системы. В статичных системах их состояние с течением времени остается относительно постоянным, а в динамичных их состояние меняется. По характеру взаимоотношений системы и среды выделяют закрытые и открытые системы. Закрытая система не обменивается со средой и веществом, а обменивается только энергией. В открытой системе происходит обмен со средой как веществом, так и энергией. При классификации систем необходимо помнить, что особенностью любой классификации является ее относительность. Следовательно, нет абсолютно статичных и абсолютно динамичных систем. Статичные системы не являются неизменными. Они изменяются, но степень их изменения значительно меньше степени изменения динамичных систем за один и тот же промежуток времени. И статичные и динамичные системы обладают моментами устойчивости и изменчивости, но в статичных системах устойчивость, сохранение преобладает над изменчивостью, а в динамических системах момент изменчивости преобладает над устойчивостью. Все это в полной мере относится и к делению систем на закрытые и открытые. Оно также относительно. Структура предмета и функции ее элементов взаимно обусловливают друг друга. Эта обусловленность подчиняется диалектике формы и содержания. Категории содержание и форма используются при анализе функционирования и изменения предмета как внутренне расчлененного, структурно организованного целого. В процессе внутреннего взаимодействия элементов вещи и ее внешнего взаимодействия с другими вещами происходит изменение данного объекта. Однако изменение это не абсолютное, а относительное, т. е. в течение какого-то промежутка времени вещь сохраняет свою качественную определенность, остается данной вещью. Сложность системы обусловливается ее структурой и функциями отдельных элементов. Именно структура, в конечном итоге, обусловливает устойчивость вещи. Понятие <форма> иногда отождествляют с понятием <структура>, а понятие <содержание> с понятием <совокупность элементов>. Содержание - это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Форма - это способ существования и выражения содержания объекта. При анализе взаимоотношения формы и содержания следует подчеркнуть, что оно носит диалектический характер. Это означает, что форма и содержание находятся в непосредственном единстве; содержание объекта всегда определенным образом оформлено, а форма является содержательной. Отсюда вытекает невозможность существования одного без другого и соответствие определенной формы определенному содержанию. Единство содержания и формы внутренне противоречиво.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»