Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
24 Проблема познаваимости мира. Субъект и объект познания.
Теория познания(гносеология) - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательской деятельности, отношение знания к действительности. Существует 3 точки зрения на познаваимость мира : оптимизм, скептицизм, агностицизм. Подлинный субъект познания это живая личность, фрагмент бытия оказавшийся в фокусе ищущей мысли - объект познания(реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию). Движущая сила познания - практика( материальная деятельность людей, содержащая освоение, преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития общества. Познание, начинаясь с ощущений поднимается на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания. Научное знание обладает высокой точностью. Но точность проникает и в повседневную жизнь. Довольно часто говорят, что оно оперирует абстрактными понятиями. И это утверждение не в полной мере отражает специфику научного познания. Основная специфическая черта науки - наука существует в виде системы теоретических знаний. Наиболее совершенной формой научного знания является теория.
22. Причинные связи. Случайность и необходимость. Возможность, действительность, вероятность.
Практический опыт подсказывает , что во многих случаях удаётся установить источник изменений - явление , повлекшее за собой другие явления . Первое из них назвали причиной , второе следствием . Причинно - следственная связь направлена от причины к порожденному следствию. Причины вызывают не любые, а определенные, соответствующие им следствия. Некоторые причины вызывают многочисленные, долго развивающиеся следствия, например катастрофические стихийные бедствия. Широко распространен тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино». когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий . Причинные связи могут быть прямыми или опосредствованными. Чем глубже люди познавали мир, тем сложнее становилось их представления о связях между причинами и следствиями. Выяснилось, что простая схема причинности безмерно огрубляет реальные причинно-следственные отношения, схватывая лишь самый общий их смысл. С выявлением все новых типов причинных связей обогащалось их исходное простое понимание, усложнялась элементарная схема причинности. Важным шагом на этом пути было открытие взаимодействий. Взаимодействие - более сложный тип связи, нежели однонаправленная причинно-следственная связь, В этом случае явление-причина испытывает обратное воздействие со стороны собственного следствия: причина и следствие взаимно влияют друг на друга, выполняют практически одновременно роль и причины, и следствия . Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие. Случайность - понятие, полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности неизвестных причин. Наступление случайного события - следствия в принципе возможно, однако не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти. Случайные события и причинные связи - следствия хотя и неизвестных заранее и досконально, но все же реально существующих и достаточно определенных условий и причин, Возникают они не хаотично и не из «ничего»: возможность их появления хотя и не жестко, не однозначно, но закономерно связана с причинными основаниями. Если явление может стать причиной, то в нем заключается возможность превращения в действительную величину. Возможность - предпосылка возникновения того, или иного явления, процесса. Таким образом, возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, движения от причины к следствию. Действительность воплощает в себе разнородные возможности. Вероятность - мера возможности наступления случайного события . Вероятность невозможного события равна нулю . Вероятность наступления необходимого события - единице . Вероятностно статистическая интерпретация сложных причинно-следственных отношений позволила разработать и применить в научных исследованиях принципиально новые и весьма эффективные методы познания структуры и законов развития мира. Современные успехи квантовой механики и химии, генетики были бы невозможны без понимания неоднозначности отношений между причинами и следствиями изучаемых явлений.
28. Общество как объект познания. Проблема построения концептуально-теоретической модели общества. Исторические типы.
Общество - обособлившаяся от материального мира часть, выделилась из природы. Специфика философского подхода заключается в том, что философия изучает не отдельные элементы общественной жизни, а изучает общества как целостную систему, стремится выделить общую логику всемирноисторического процесса. Общество - это сложная саморазвивающаяся система со своими внутренними закономерностями. Теоретическая модель общества - система тех исходных принципов, которыми руководствуются исследователи общества, чем бы они не занимались. Существует 3 подхода пониманию, объяснению и изучению общества : 1)натурализм(возникает в Новое Время в борьбе с теологией), 2)идеалистические модели(признается решающая роль общественного сознания по отношению к общественному бытию), 3)материалистические(решающую роль играют факторы не духовного, а материального порядка(производственные силы, производственные отношения). Исторические типы. Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и все
человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Он полагал, что историю делают люди, но вместе с тем в ней осуществляется некоторая объективная логика. Гегель выделял три исторических типа общества: восточный мир, античность, германский мир. К. Маркс: метод исследования общества как социального организма, развитие которого совершается закономерно, как и развитие природных органических систем. Развитие человечества представляет собою естественно-исторический процесс функционирования и смены качественно определенных типов общества К. Марксу принадлежит заслуга открытия и разработки методологии исследования истории как закономерного процесса развития и перехода от одного типа общества к другому. Первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя изучение исторического процесса, представил всю историю человечества как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций.
Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества,
взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с
присущими ему объективными законами.
25. Проблема истины и ее критериев в философии. Объективность, конкретность. Диалектика абсолютного и относительного в истинном познании.
Для того чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны они должны находиться с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том что такое истина есть вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. В структуре знания мы можем выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Главным является вопрос: можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности? Этот вопрос является основным в проблеме истинности знания. Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается по законам диалектики. В средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Было ли это ложью или истиной? То, что человек наблюдал движение светил с единственного <наблюдательного пункта> Земли, приводило к ложному выводу о том, что Солнце и планеты вращаются вокруг нее. Здесь видна зависимость наших знаний от субъекта познания, но было в данном утверждении и содержание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, а именно, знание о том, что светила Солнечной системы движутся. В этом заключалась крупица объективной истины. В учении Коперника утверждалось, что центром нашей планетарной системы является Солнце, а планеты и Земля вращаются вокруг него по концентрическим окружностям. Здесь уже доля объективного содержания была гораздо выше, чем в прежних представлениях, но далеко не все полностью соответствовало объективной реальности, так как для этого не хватало астрономических наблюдений. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую ее строгость и полноту, точность называют относительной истиной. Из данных примеров явствует, что объективная истина исторически развивается. С каждым новым открытием ее полнота возрастает. Все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины , то есть полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее абсолютная истина существует; и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина - это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно. Этот постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим - важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных. <Истина> и <ложь> - это особые оценки, с помощью которых мы отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от несоответствующих ей. Но существуют и другие социально значимые оценки знания. Знания могут оцениваться как <полезные> и как <бесполезные>. Причем полезность и истинность знаний совпадают далеко не всегда. Бывают ситуации, когда знания намеренно или ненамеренно, бессознательно, искажаются, так как такое искажение оказывается полезным тем или иным социальным группам и лицам для достижения групповых целей, поддержания власти, достижения победы над противником или оправдания собственной деятельности.
44. Понятие науки и ее социальные функции. Специфика научного познания и ее основные формы (теория, гипотеза, проблема).Наука - сфера человеческой деятельности, основной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Возникает в период отделения умственного труда от физического. Наука включает в себя, как система, научную деятельность, социальные институты, результаты деятельности. Система научного знания включает в себя 3 подсистемы, которые выделяются в зависимости от объекта исследования : естественные, общественные, технические. Система научного знания делится по отношению к практике на 2 уровня : фундаментальный и прикладной. Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама. Говоря о современной науке можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых. функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы. связанные с тем. что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой. Ориентация науки на изучение объектов , которые могут быть включены в деятельность как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает ее от других форм познавательной деятельности человека. Научное познание отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики. Неразвитость научного знания в период древнегреческой культуры приводила одних философов к наивному материалистическому пониманию познания (для Демокрита знание представляет совокупность отражающихся от вещей образов); другие сводили познание к состоянию души человека Платон утверждал, что существует мир идей и мир человеческого бытия; знания человека есть тени идей, воспоминания душой прежних впечатлений; приблизиться же к пониманию идей может лишь некий внутренний философский разум). В этот же период рождается скептицизм, сомневающийся в возможности достоверного знания о мире (Диоген). Активное самоопределение научного знания в период Возрождения и Нового времени стимулирует философский интерес к проблеме познаваемости мира. В этот период преимущественное положение в науке занимают эмпирическое естествознание и математика. Основные формы научного познания : проблем, гипотеза, теория , научная картина.
29. Общество - форма и продукт совместной деятельности людей. Основные сферы, общественные отношения, социальные институты.
Что мы понимаем под обществам? Совокупность людей. Действительно без людей общество нет, но остаются в тени присущие обществу связи, которые соединяют разрозненные элементы в единую систему. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят устойчивый характер. К. Маркс : Общество продукт взаимодействия людей. Общественные отношения - важнейший специфический признак общества, то ,что делает общество системой. Общественные отношения не отделимы от деятельности. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством. Вся эта деятельность протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений : моральных, правовых, нравственных, и т.д. Поэтому, существующая как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный характер. Не индивид определяет общественные отношения, а наоборот. Как член определенной социальной группы он включается в разнообразные формы деятельности. Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. Сферы общества: материально-производственная, политическая, социальная, сфера производства искусства. Сложившиеся в обществе отношения превращаются в алгоритмы деятельности социальных групп. Изменение, преобразование общества связано с ликвидацией сложившихся отношений и заменой их новыми. Социальная сфера - сфера, где осуществляется взаимосвязь человека посредством включения его в жизнедеятельность различных социальных общностей и групп. Соц. общности - исторически возникающие на основе определенного способа производства объединения(семья, община, род, племя, народность, нация, классы, сословия). Социальные институты.
24.Основные этапы взаимодействия общества и природы. Экологические проблемы современного мира.
Являясь «частью» природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из •животного царства и означает формирование социальных побудительных мотивов в поведении. В силу вступает наряду с естественным и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально значимым требованиям, например сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое закреплялось и естественным отбором, и передачей опыта. В преобразовании первобытного стада (охватывающего собой эпоху становления человечества до родового общества) в собственно человеческое общество все большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в первую очередь в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению и образуя тем самым вещественно фиксированную «культурную» традицию. Язык — важнейшее средство осуществления трудового процесса (невозможного без общения), обусловивший мощный прогресс в развитии человеческого мышления. Все усложнявшаяся в дальнейшем структура трудового процесса, а также расширявшиеся возможности общения лежали в основе формирования социальных отношений. Процесс становления человека - это процесс становления его сущности. А сущность человека, согласно К. Марксу, есть совокупность всех общественных отношений. Следовательно, становление человека являло собой становление собственно общественных отношений и тем самым становление общества. Но общество всегда существует лишь в конкретно-исторической форме. Первой такой формой явилось родовое общество. Если процесс становления человеческого общества завершается возникновением рода, то формирование человека завершается возникновением человека современного типа . Такова диалектика становления человеческого общества. Между природным и общественным нет пропасти: общество остается частью более обширного целого — природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки — географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда — это та” часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. С самого своего возникновения человеческое общество изменяло окружающую приводу и само изменялось под ее воздействием. Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни.