Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"

Файлы: 1 файл

1 Предмет философии в ее истории.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

Суть новой — «неклассической» — онтологии состоит в том, что человеческая субъективность не может быть понята как часть мира, объясняемая из объективных законов  этого мира, Но человеческая субъективность не есть в то же время некоторая  идеальная сущность или субстанция, потенциально содержащая в себе все свои атрибуты и модусы и закономерно разворачивающая их в неком логическом процессе саморазвития. Специфика человеческого бытия состоит прежде всего в том, что формы его осуществления решающим образом зависят от представлений человека о себе самом, поэтому то или иное понимание смысла бытия становится конституирующей основой самого бытия. Во всяком случае все философы антропологической ориентации стремятся раскрыть специфику «бытийности» человека, выделяющую его из остального мира и делающую его уникальным феноменом.

Онтологическая тематика,  таким образом, находится в постоянном развитии, претерпевает изменения направлений  исследования. Изменяется сам предмет  онтологии, хотя объект ее — общие свойства бытия — остается одним и тем  же. При этом концепции, возникающие    на каждом из этапов исторического развития онтологических исследований, не устраняют результатов, достигнутых на предыдущих этапах,   а сосуществуют с ними, образуя своеобразные «типы» онтологических учений, каждый из которых «приспособлен» к решению определенного круга онтологических проблем. В итоге тематика исследований в целом, скорее, не изменяется, а обогащается, разнообразится.

  • 32) Учение о материи в истории философии

 

Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с тех пор, как древние мыслители выдвинули идею о происхождении всех вещей окружающего нас мира из общего, единого «первоначала», которое неотвратимо и неучтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов. Это «первоначало» представлялось им в виде какого-то вещества, служащего исходным материалом для образования всех вещей. Такой материал и называли материей.

Древние материалисты представляли себе природу материи, отождествляя ее с теми или иными конкретными веществами. Таким образом, категория материи с самого начала выполняет в философии следующие функции:

1)Выражает мысль о  существовании объективной реальности, независимой от сознания и  духовных сил.

2) Характеризует то  общее, что имеется во всех вещах.

3)Определяет в самом  общем виде тот путь, ведущий  к познанию всех вещей, общую  программу или стратегию, которой  следует руководствоваться в  их познании.

 

Эти функции категория  материи сохраняет во всем дальнейшем развитии философии.

 

Представители раннего материализма положили начало субстратному пониманию материи: она трактовалась ими как материал, вещество из которого строится все существующее. Предполагалось, что этот субстрат вечен, нерушим, несотворим. Первоначально в качестве субстрата предлагались вода, воздух, земля… Первую относительно полную концепцию материи предложили в V веке д.н.э. предложили атомисты (Демокрит и др.). Субстратом они считали мельчайшие частицы-атомы. Свойства вещей в конечном итоге зависят от формы, величины, взаимного расположения, движения составляющих их атомов. Это позволяло положить в основу описания и объяснения всех вещей единую общую схему- модель объекта познания, представляющую любой объект в виде объединения атомов. В соответствии с указанной моделью строится и стратегия познания, требующая выводить все свойства и особенности изучаемого объекта из его атомного строения. Большую роль эта концепция играла в науке, особенно физике и химии.

Вторую концепцию материи, сыгравшую важную роль в развитии науки выдвинул Аристотель: идея эфира. Под эфиром подразумевается непрерывная среда, заполняющая сплошь все мировое пространство. Согласно Декарту, простейшим элементом материи является не атом, а эфирный вихрь. Всякий объект представляет собой сочетание и взаимодействие множества таких вихрей. Эта модель определяет и соответствующую стратегию познания: свойства вещей и процессов следует объяснять как проявление каких-то особенностей движения эфира (таким образом и объяснялись законы распространения света)

Третья концепция сложилась в XVIII-XIX вв.- атомно-эфирная концепция. В ней утверждается, что материя существует как в форме атомов, так и в форме эфира, т.е. состоит из двух различных субстанций. Вытекающая из этих представлений модель объекта обуславливает двойственную стратегию познания, согласно которой объяснение одних явлений следует искать в атомном (химия, молекулярная физика) состоянии вещества, а других в эфирном (оптика, электродинамика).

В конце XIX – начале XX вв. успехи науки привели к открытию элементарных частиц и опровергли существование эфира. Таким образом. Потерпело крах не понятие материи, а лишь ее субстратное понимание. Это понимание обладает глобальным недостатком: материя в нем сводится к одному (или нескольким) из ее видов- воде, атомам… И этот вид материи объявляется исходным, универсальным. Открытие наукой новых видов, форм, состояний материи вскрывает узость субстратной концепции, в которой один вид принимается за всеобщую и универсальную основу вещей. Всякая субстратная концепция имеет пределы применимости.

Прогресс науки показал, что необходимо последовательное диалектическое мышление, отвечающее логике развития научного познания. Диалектические принципы (Гераклит, Гегель, Маркс) исключают  существование в мире чего-либо абсолютно  неподвижного, не подверженного никакому изменению. Отсюда следует, что при этом подходе нет никакого «простейшего», «первоначального» материала, служащего субстратом всего существующего. Любой вид материи, принимаемый на каком либо этапе научного познания за такой простейший материал образуется из других видов материи и рано или поздно исчезая, порождает иные ее виды. Следовательно, он не является простейшим.

Диалектическое понимание  материи приводит к ее неисчерпаемости, т.е. существования бесконечного многообразия ее видов, форм, состояний, изменчивых и переходящих.

 

Появилась атрибутивная концепция материи.

Онтологическая модель объекта- это универсальная базисная схема описания и объяснения объектов действительности.

Если материя есть субстанция, то она имеет определенные атрибуты (множество разнообразных по своей природе признаков, черт, свойств, имеющихся у любого материального объекта). Общее для всех материальных объектов, таким образом, может заключаться в том, что всем им присущи одни и те же атрибуты, характеризующие материальное бытие.

В онтологии субстанцией  считается единое начало, характеризующееся  некоторыми всеобщими, универсальными, неотъемлемо присущими любой  вещи свойствами. Эти всеобщие свойства, обусловленные происхождением из единого  начала называются атрибутами. При субстратном подходе считалось очевидным что субстрат является носителем атрибутов. При этом субстанция сводилась к субстрату. В результате она представлялась чем то отличным от ее атрибутов. Однако, субстанция не носитель атрибутов, отличный от них, а их совокупность. Материя- не что-то существующее отдельно от пространства, времени, движения, причинности и прочих атрибутов, а система этих всех атрибутов, взятая как целое. Поэтому, универсальной базисной схемой, пригодной для описания любых объектов, является модель, представляющая объект в общем виде как систему взаимосвязанных атрибутов. Эта атрибутивная модель и есть онтологическая  модель, соответствующая диалектическому пониманию материи.

  • 33) Движение и развитие, прогресс и регресс.

 

Процессы изменения  явлений в обобщенном виде характеризуются  категорией движения. При этом, движение понимается в самом широком смысле- не только как перемещение в пространстве, а как любая развертывающаяся в пространстве и времени последовательность качественных и количественных изменений. Общую закономерность, которой подчиняется соотношение между этими изменениями в процессе движения, принято называть законом перехода количества в качество:

 

В процессе движения количественные изменения, накапливаясь и достигая границ меры, переходят в качественные.

 

Движение имеет противоречивый характер: в нем изменение сочетается с сохранением того, что изменяется. Можно сказать, что изменение  чего-либо это способ его сохранения. Иначе: сохранение чего-либо есть условие его изменения. Таким образом, движение включает в себя два противоположных момента: изменчивость и устойчивость.

 

 

В мире присутствуют различные  типы и виды изменчивости. Самая  общая их градация может быть проведена  как разделение их на качественные и количественные. Как уже отмечалось, количественные изменения — это прежде всего процессы, связанные с перемещением тел, изменением их энергии и т. п.; качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета.

Внутри качественных изменений, в свою очередь, можно выделить обратимые и необратимые изменения. Примером первых являются изменения агрегатных состояний. Так, вода переходит при соответствующих условиях в лед, и наоборот. Эти изменения исследуются частными науками. Философию в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые и называются развитием.

 

Развитие как одну из характеристик бытия изучает  диалектика, на основании чего ее часто  определяют как учение о развитии. Истолкование бытия как перманентно  развивающегося, где движение (изменение вообще) может быть рассмотрено как особая форма развития, сегодня разделяют многие ученые и философы, стоящие на позициях глобального эволюционизма.

 

Как атрибут бытия  развитие характеризуется рядом  фундаментальных черт. Прежде всего это — всеобщность: развитие имеет место на всех уровнях бытия, хотя и носит разный качественный характер. Вместе с тем высказывается и иное мнение, согласно которому правомерно говорить о всеобщности движения, но не развития, так как не все предметы развиваются. Например, этот процесс отсутствует в неорганической природе. Однако если исходить из того, что непременным атрибутом развития являются качественные изменения, то утверждение о всеобщности развития представляется справедливым, так как подобные изменения характерны для всех уровней бытия. Иное дело, что процессы развития на разных уровнях носят различный характер и требуют самостоятельного изучения.

 

Развитие характеризуется  также необратимостью, которая трактуется как появление не существовавших ранее качественно новых возможностей.

 

Наконец, для развития характерна направленность изменений. Это означает, что развитие базируется на взаимосвязи элементов системы, а поэтому любые, даже кажущиеся  случайными, изменения носят взаимосвязанный  характер, т. е. возникают как результат некоторых взаимодействий и, в свою очередь, порождают другие изменения. Развитие как направленное изменение обеспечивает преемственность между качественными изменениями на уровне системы.

Таким образом, можно  сказать, что развитие — это упорядоченное и закономерное, необратимое и направленное изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его генетическую связь с другими явлениями, а значит, осуществлять прогнозы жизнедеятельности человека, развития общества, мирового политического процесса и т. д.

 

С проблемой направленности развития связано понимание прогресса. Широкое использование понятий  прогресса и целесообразности без уточнения их значения применительно к конкретным системам есть часто не что иное, как желание человека искусственно приписать природе целесообразный характер, некритически навязать ей свои человеческие свойства. Не следует забывать и о том, что во многих случаях оценка тех или иных изменений как прогрессивных или же, напротив, как регрессивных есть лишь ценностная установка исследователя. Поэтому, когда пытаются выделить универсальные критерии прогрессивного развития, то такие критерии выглядят либо слишком общими, что позволяет подогнать под них любые изменения, либо, напротив, слишком узкими, описывающими лишь какие-то локальные процессы изменений. Например, для неорганической природы в качестве подобного критерия предлагается степень усложнения структуры системы, для органической природы — развертывание функциональных возможностей системы и повышение степени ее системной организации. Однако даже эти локальные критерии прогресса на самом деле слишком абстрактны для того, чтобы с их помощью можно было бы достаточно эффективно дифференцировать процессы изменений.

 

Ценность понятия прогресса  в его наиболее общей форме  как развития от низшего к высшему  можно усмотреть, пожалуй, в том, что оно дает мировоззренческую  установку, позволяющую человеку, осмысливающему те или иные процессы в природе и обществе, осознавать себя, перспективы своего развития и развития человечества в целом. Однако следует постоянно помнить, что человек наполняет общее определение прогресса новым содержанием в зависимости от той социокультурной ситуации, в которой он оказался. Тем не менее понятие прогресса, вера в прогресс придает жизни людей оптимистичный и целенаправленный характер. С этих позиций необходимо признать, что абстрактное отрицание прогресса, отказ от поиска его абсолютных критериев является по меньшей мере сомнительной философской установкой.

 

Среди философских теорий развития, принимающих идею прогресса, нужно в первую очередь выделить эволюционистскую модель, выдвинутую Гербертом Спенсером (1820—1903) и до сих пор весьма популярную в среде биологов. В ее рамках обосновывается положение о всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному, где все системы (неважно, биологические, социальные или ментальные) эволюционируют путем появления новых элементов (дифференциация) и их последующего объединения (интеграция) в рамках новой целостности, переходя, по выражению Спенсера, «от неопределенной бессвязной однородности к определенной связной однородности» до той поры, пока не обретут равновесия с внешней средой, не адаптируются к ней.

 

  • 34. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции.

1. Каков гносеологический  статус этих понятий? Являются  ли они характеристиками 

материального бытия  или характеризуют устройство нашего сознания?

Пространство понималось как:

— протяженная пустота, которую заполняли все тела, но которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

— порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);

— комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).

Время также трактовалось по-разному:

— субстанция или самодовлеющая сущность, и с этим было связано начало выявления его метрических свойств (Фалес, Анаксимандр); с этой трактовкой связано возникновение субстанциальной концепции времени;

— Гераклит ставит вопрос о текучести, непрерывности и универсальности времени, закладывая традицию его динамической трактовки;

— Парменид, напротив, говорит о неизменности времени, о том, что видимая изменчивость — это особенность нашего чувственного восприятия мира, а истинным бытием обладает лишь вечное настоящее Бога; это можно считать возникновением статической концепции времени;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"