Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"
Философия в понимании прагматизма должна помогать человеку "двигаться в потоке опыта к каким-то поставленным целям. Джемс был уверен в возможности улучшения человеческого мира, хотя и не смог предложить какие-либо варианты этого улучшения. Позиция Дьюи более глубока и конкретно практична. Он предлагает не просто опираться на имеющийся опыт, но реконструировать его. Одним из средств такой реконструкции могла выступить педагогика как конкретная программа преобразования системы образования.
Неокантианство (БАДЕНСКАЯ ШКОЛА): течение в неокантианстве,
исходящее из "трасцендентально-
Они обращают внимание на то, что познание - это особый феномен, который, несмотря на всю его специфицированность, нельзя оторвать от культуры, в рамках которой он развивается. Поэтому наука не является особым доминирующим фактором культуры, а ее методы и принципы не могут рассматриваться в качестве абсолютного эталона для других форм познавательной деятельности. Более важными во взаимоотношении объекта и субъекта, по мнению представителей баденской школы, выступают системы ценностей, на которых основаны в том числе и гносеологические отношения человека с миром. Человек не может освободиться от своей изначальной субъективности, которая оказывает влияние на все богатство его взаимоотношений с миром и другими людьми.
Экзистенциализм.
Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм.
М. Хайдеггер (1889 - 1976) полемизирует (спорит) с представителями марбургской школы неокантианства. Сведение философии к гносеологии, отмечает он, приведет ее к уподоблению естественным наукам, и прежде всего математике. Марбуржцы неверно проинтерпретировали Канта, который, выдвигая положение о невозможности существования метафизики как науки, имел в виду ошибочность трактовки философии по образцу физики или математики и выдвигал программу ее построения как особой науки, которая должна заниматься критикой разума, метафизикой природы и метафизикой нравов.
Начало русской философской мысли. Крещение Руси дало тот «цивилизационный толчок», благодаря которому она стала полноправным субъектом мировой истории и вошла в семью христианских народов.
Русская философия возникла не по западно-европейскому образцу. Не в виде рационально-логических трактатов, но в виде образной философии – в виде икон («Троица» Андрея Рублева), религиозно-художественной и фольклорной литературы, архитектуры. Философия – любовь к мудрости, а мудрость – не просто знание, но знание, пропущенное через переживание. Образное восприятие не менее важно, чем формально-логическое.
Древняя Русь не имела античного наследия, но она знакомилась с ним через Византию, через призму религиозной православной философии. Философия трактуется здесь как «знание вещей божественных и человеческих, насколько человек может приблизиться к Богу, что учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его».
Для Руси, воспринявшей христианство, характерен взгляд на человека и жизнь, вводится тема греховности, покаяния, жалости к несовершенному человеку (деление на внутреннюю и внешнюю ф.).
В конце XV — начале XVI вв. возник конфликт между нестяжателями и иосифлянами.
Богословскую партию нестяжателей возглавлял Нил Сорский (1433—1508), идейным руководителем иосифлян был Иосиф Волоцкий (1439/1440— 1515).
Иосифляне (последователи Иосифа Волоцкого) иосифляне занимали сугубо «стяжательскую» позицию по отношению к церковному и монастырскому имуществу, выступали за усиление роли церкви во всех сферах общественной жизни и за сближение церкви с государственной властью.
Нестяжатели. Нестяжатели занимали противоположную позицию, выдвигая на первый план идею духовного подвига, сочетавшуюся с призывом к труду не во имя обогащения, стяжания собственности, а во имя спасения.
Философия в России XVIII века.
В XVIII в. (петровские реформы) Россия начинает испытывать вместе с Западом, можно сказать, синхронно влияние идей Просвещения. Однако назвать эту эпоху русской истории «веком Просвещения» нет оснований. С одной стороны, в обществе распространяются идеи новоевропейской рационалистической философии (Декарт, Локк, Гердер, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и др.), с другой — в России происходит подъем православной богословско-философской мысли
XVIII век придает качественно
новые характеристики
В этот период происходит секуляризация, «обмирщение» культуры в целом, начинается становление светского типа философствования. Зарождается университетская философия.
Университетская философия становится особой отраслью философской культуры и важным направлением отечественной мысли.
Таким образом, с начала европеизации Россия «западает» на Запад, западные идеи с XVII века однонаправлено движутся в Россию. Первые русские философы западного типа – Феофан Прокопович, Татищев, Кантимир – сподвижники Петра.
Во второй половине XVIII в. в Россию проникают идеи немецкого Просвещения (в т.ч. через идеи Ф.Вольта). Основные философы – Аничков, Козельский, Радищев, Десницын. Русская философия становится все более самостоятельной, перерабатывая западные идеи в национальных рамках.
Философия в России XIX века - начала XX в.
XIX век открывает новый
этап в истории русской
Примечательно, что практически все течения русской философии демонстрируют негативное отношение к капитализму.
Русская философия достигает полной самостоятельности.
Важные философские замыслы в XIX в. принадлежали часто не систематизаторам-теоретикам, а членам философских кружков (любомудры, славянофилы и западники), публицистам и литературным критикам (В. Г. Белинский, А. И. Герцен), религиозным писателям (К. Н. Леонтьев), выдающимся художникам слова (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой), революционным теоретикам (П. Л. Лавров, М. А. Бакунин).
Всех этих мыслителей характеризует то, что они принадлежали к различным «идейным течениям», которые являлись философскими лишь отчасти, так как включали в себя значительный слой нефилософской — богословской, исторической, эстетической, социально-политической, экономической и др. — проблематики.
Со второй половины XIX века прекращается однонаправленное движение идей и начинается обратное движение русских идей на Запад, где они повлияли на возникновение экзистенциализма, философии Ницше, фрейдизма (для последнего – романы Достоевского). Движение идей с Запада тоже не прекращается, в начале XX века в России развивается марксизм.
Отметим, что в России философия контролировалась государством.
Особенности русской философии.
Говоря о русской философии, мы имеем в виду прежде всего те произведения русских
мыслителей, которые не могут быть понятны лишь как вариант того, что создано в сфере мысли другими народами, но представляют собой оригинальное интеллектуальное явление. Такова философия П. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Вл. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского
Характерной чертой русской философии является ее генетическая связь с эллинизмом. Другой основной чертой, ярко выступающей в русской философии, является ее глубокий интерес к человеку: Что такое я сам? Что такое человек?
В развитии русской философской мысли особенно важную роль играли проблемы
нравственности.
Одной из крупных проблем русской мысли является отношение русского мира к
культуре Западной Европы .
К особенностям русской философии можно отнести гносеологический реализм. Человек видит мир проникающим в себя и себя входящим в мир. Человек не противопоставляется миру, но принадлежит ему и не сомневается в принципиальной познаваемости мира.
Рассмотрение человеческого духа в социальной и исторической философии выступало
здесь как религиозная
этика коллективного
или "Мы-фило-софию". Это находит свое объяснение прежде всего в простой религиозной уверенности, что спастись можно только вместе. Кроме того, "Мы" является органическим целым, единством, в котором его части с ним связаны и им пронизаны, но при этом свобода и своеобразие "Я" не отрицается.
Можно было бы отнести к чертам (и вместе с тем к недостаткам) русской философии XIX - начала XX в. ее несистематичность, систематическую недоработанность, некоторую недооценку рационалистических конструкций.
И наконец, нельзя не отметить религиозность русской философии.
Время образования самых влиятельных идейных течений XIX в. — 30—40-е гг. — не случайно названо «философским пробуждением» (Г. В. Флоровский). В этот период общественная мысль России разделилась на два направления — славянофильство и западничество. Спор между ними был острым, но не перерастал в непримиримую партийно-политическую грызню и не предполагал уничтожения противника ради доказательства правоты каждой из спорящих сторон. И хотя славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы и др.) акцентировали внимание на национальном своеобразии России, а западники (П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин и др.) больше тяготели к восприятию опыта Европы, и те и другие страстно желали процветания своей родине и активно содействовали этому.
Славянофилов объединяла приверженность христианской вере и ориентация на святоотеческие источники как основу сохранения православной русской культуры, западничество же характеризовалось приверженностью к секулярным воззрениям и идеям западноевропейской философии.
СЛАВЯНОФИЛЫ.
Основоположники славянофильства – Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Алексей Степанович Хомяков (1804-1860). В их трудах немецкий тип философии преодолевается на основе русского понимания христианства. В конце концов в России будет создана светская система религиозной философии.
И.В. Киреевский
Киреевский за всю жизнь опубликовал три основных философских статьи. Первая – в первом номере журнала «Европеец» в 1832 г. – «XIX век», из-за которой журнал был запрещен Николаем I.
Киреевский был настолько потрясен, что не писал 11 лет. 1852 г. – славянофилы начинают издавать «Московский сборник». Киреевский пишет для него статью «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению в России». В ней дает развернутую программу развития русской философии. И опять сборник и статью запрещают.
Этого Киреевский, видимо, уже перенести не смог. В 1853 г. выходит его статья «О возможности и необходимости новых начал философии» - вместе с его некрологом.
Киреевский начинает
строительство религиозной
А.С. Хомяков
Страстный полемист, универсальные интересы, огромное литературное наследие. Философские работы – «О сельских условиях», «По поводу Гумбольдта», «По поводу статьи Киреевского о характере просвещения в Европе» и т.д.
Основной труд по философии истории – «Мысли о всеобщей истории».
Первый русский светский философ, выразивший дух православия в философских категориях. Церковь определил как живой организм истинной любви.
Обоснование соборности. Истина, недоступная для отдельных мыслителей, доступна совокупности мышлений, связанных любовью. Это – не о стадности, врожденном недостатке, а о «симфонической соборности». Если в католичестве единство над свободой, в протестантстве – наоборот, то в православии – синтез. Соборность – свобода и единство мышления на основе совместной любви к одним и тем же абсолютным ценностям.
ЗАПАДНИКИ.
После разгрома декабристов любая публичная мысль попадала под подозрение. Островком свободомыслия оказался Московский университет. Там распространялись западные книги, запрещенные статьи. «Удивительное время наружного рабства и внутренней свободы» (Герцен).
Александр Иванович Герцен (1812-1870) обладал огромным авторитетом. Во время учебы в Московском университете создал вместе с Огаревым кружок, все члены которого были арестованы в 1834 г. В 1847 г. эмигрировал в Европу, конец жизни провел в Лондоне.
Параллельно с кружком Герцена существовал в 30-е гг. XIX в. кружок студента МГУ Станкевича. В нем участвовали Белинский, Аксаков, Бакунин, Грановский, Катков, Лермонтов, Кольцов. Изучали философию, литературу. Особенно – немецкие (но и Шекспир). Шеллинг, Гегель. В общем, если кружок Герцена был связан с практикой, то кружок Станкевича был ориентирован на теорию. Станкевич преклонялся перед Герценом.
Сходства и различия славянофилов и западников.
Сходства:
1. Душевная и умственная боль за Россию и судьбу народа;
2. Антибуржуазная направленность,
критика капиталистического стр
3. Антинародничество, оппозиция правительству.
Различия:
1. В отношении к
религии. Славянофилы –
2. В отношении к средствам. Славянофилы – за эволюцию, преобразование души. Западники – за революционные методы (хотя либеральная часть – скорее за реформы).