Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"

Файлы: 1 файл

1 Предмет философии в ее истории.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

Все суждения, которые  когда-либо высказывались людьми, логические позитивисты делят на два взаимоисключающих класса:

осмысленные высказывания, т.е. те, которые могут быть выражены в логически совершенном языке,

бессмысленные высказывания, в которых нарушаются правила  логики.

 

 

     Традиционно философские, "метафизические" высказывания логические позитивисты квалифицируют как бессмысленные.     

 Осмысленные высказывания они делят на (аналитические и синтетические):     

 Вопрос об истинности высказываний в этой концепции может решаться двумя способами:

путем логического анализа  их языковой формы без обращения к каким-либо фактам,  через непосредственное или опосредованное (определенными логическими преобразованиями) сопоставление их с данными чувственного опыта.     

 Через процедуру верификации, в соответствии с логическим позитивизмом, должен решаться вопрос об истинности синтетических высказываний.     

 Верификация высказывания (проверка его истинности) заключается в получении конечного числа высказываний, фиксирующих данные наблюдений (множества так называемых протокольных предложений), из которых логически следует данное высказывание.

4. Постпозитивизм

Основными понятиями  концепции научного знания, развитой К.Поппером, являются следующие:

1. проблема демаркации 

2. принцип фальсификации

3. принцип фаллибилизма

4. теория «трех миров»

ПРИНЦИП ФАЛЛИБИЛИЗМА - принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

ТЕОРИЯ "ТРЕХ МИРОВ" - теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого  мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них.

Для концепции Т.Куна, в основном разработанной им в  книге "Структура научных революций", характерны следующие основные понятия:

1. парадигма

2. дисциплинарная матрица

3. нормальная наука

4. задачи-головоломки

5. несоизмеримость парадигм.     

 ЗАДАЧИ-ГОЛОВОЛОМКИ - понятие концепции Т.Куна, введенное для характеристики периода "нормальной науки", когда в рамках определенной парадигмы происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания путем решения таких задач.     

 НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ ПАРАДИГМ - тезис концепции Т.Куна, утверждающий, что невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.

 

 

  • 26. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

Его основоположниками  на Западе считаются немецкие философы Карл Ясперс  и Мартин Хайдеггер,  французские философы Жан Поль Сартр, Габриель Марсель, а также Морис Мерло-Понти и Альбер Камю. К экзистенциализму близко такое религиозно-философское течение, как персонализм.

Его  основные темы —  человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение  смысла жизни, — близкие любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, сделали это направление популярным среди художественной интеллигенции, а с другой — побудили самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства.

Различают экзистенциализм  религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар).

Экзистенциализм рассматривал человека как конечное существо, «заброшенное в мир», постоянно находящееся  в проблематичных и даже абсурдных  ситуациях.

Человек для э. — не объект, иллюстрирующий теорию, не элемент класса наряду с другими элементами того или иного рода, он также не момент всепостигающего Разума, не то, что выводится из Системы.

В отличие от методологизма  и гносеологизма, распространенных в философии конца XIX — начала XX в., экзистенциализм пытается возродить онтологию (учение о бытии). Бытие, согласно экзистенциализму, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни рациональная конструкция, предлагаемая научным мышлением, ни мир «умопостигаемых сущностей», познание которого составляло задачу классического рационализма; во всех этих случаях проводилось различение и даже противопоставление субъекта объекту. Бытие должно быть постигнуто только интуитивно, как некая изначальная непосредственная, нерасчлененная целостность субъекта и объекта.

Экзистенциализм стремится  преодолеть психологизм и найти  ядро непосредственного переживания, которое не может быть названо  просто переживанием, т. е. чем-то субъективным. В качестве такого ядра экзистенциализм выдвигает переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие здесь дано непосредственно, в виде собственного бытия — существования или экзистенции.

Ключевым понятием в  экзистенциализме выступает — экзистенция. Как же определяется понятие экзистенции? Экзистенция указывает на:

1) Конечность существования. 

2) Она есть возможность,  т.е. «возможность быть». Экзистенция,  стало быть, не сущность, не что-то, данное от природы, предопределенное  и неизменное. В отличие от  растений и животных, человек  есть то, чем он решил быть.

3) Его существование  в смысле самоконституирования  дано как возможность и выхождение  за пределы себя (ex-sistere) — неопределенная  проблематичность, риск, решимость,  бросок вперед. В зависимости  от того, куда направлен бросок  — к Богу, миру, самому себе, свободе, ничто, — различают концептуальные черты экзистенциализма как течения.

 

Так как экзистенция  конечна, то она незамкнута и открыта, она направлена на другое, становящееся ее центром притяжения. Согласно атеистическому варианту экзистенциализма, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Соответственно у религиозного экзистенциализма бытие направлено к Богу. Свойства ее конечности —  временность, историчность и «ситуационность» экзистенции. Под временем экзистенциалисты понимают не физическую величину, они подчеркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами (модусами экзистенции), как решимость, проект, надежда, отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием.  Историчность человеческого существования выражается, согласно экзистенциализму, в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств, все это — эмпирическое выражение изначально-ситуационного характера экзистенции, того, что она есть «бытие-в-мире».

Другим важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т. е. выход за свои пределы. Трансцендентное  и сам акт трансцендирования  понимаются различными представителями экзистенциализма неодинаково. С точки зрения религиозного экзистенциализма трансцендентное — это Бог. Согласно Сартру и Камю, трансценденция есть ничто, выступающее как глубочайшая тайна экзистенции.

 

Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и в религии, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы.

Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его

практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистическом учении о «пограничных ситуациях» —  предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная «пограничная ситуация» — это ситуация перед лицом смерти, «ничто», «быть или не быть» — в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции — Бога — в религиозной разновидности экзистенциализма.

Свобода, согласно экзистенциализму, должна быть понята исходя из экзистенции. Поскольку же структура экзистенций  выражается в «направленности-на», в трансцендировании, то понимание  свободы различными представителями  экзистенциализма определяется их трактовкой трансценденции. Согласно Марселю и Ясперсу, свободу можно обрести лишь в Боге. Согласно Сартру, у которого трансценденция — это ничто, свобода есть отрицательность по отношению к бытию, которое он трактует как эмпирически сущее. Человек свободен в том смысле, что он сам «проектирует», создает себя, выбирает себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности, сущность которой — в полной независимости от чего бы то ни было. Человек одинок и лишен всякого онтологического «основания». Учение Сартра о свободе служит выражением позиции крайнего индивидуализма. Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название «man» (немецкое безличное местоимение): это безличный мир, в котором все анонимно, в котором нет субъектов действия, в котором все — «другие», и человек даже по отношению к самому себе является «другим»; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несет ни за что ответственности.

Со свободой теснейшим  образом связана и ответственность  человека. Без свободы нет и ответственности. Если человек не свободен, если он в своих действиях постоянно детерминирован, предопределен какими-либо духовными или материальными факторами, то он, с точки зрения экзистенциалистов, не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит, он в ответе и за последствия своих действий.

Учения экзистенциалистов  носит ярко выраженный нравственно-этический  характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.

 

 

 

  • 27. Основные направления и проблемы философии XX века.

В целом в течение XX в. философия приобретает многие специфические черты и особенности, наиболее важные и существенные из которых можно свести к трем:

1) лингвистический поворот.

2)Новые отношения с  наукой.

В первой половине XX в. роль и влияние науки достигают  своего апогея. Ее власть и авторитет  становятся безраздельными. В данных обстоятельствах своеобразие большинства  философских течений в значительной мере обусловливается характером их отношения к науке. Наука в виде своих как позитивных, так и негативных результатов врывается на все уровни общественного бытия, заставляя каждого человека вырабатывать свое отношение к ней. Поэтому культура как бы раскалывается на тех, кто выступает за научно-технический прогресс, и на тех, кто против него. В результате формируются две ориентации: сциентизм и антисциентизм.

3)Тенденция к преодолению  метафизики.

В XX в. тенденция к преодолению  метафизики достигает своей высшей точки.  Метафизика воспринимается, прежде всего, как онтология, которая в объяснении бытия опирается на сверхчувственные принципы и начала.

Метафизика объявляется  целиком ложным учением, в основе которого лежат пустые, ничем не обоснованные, умозрительные спекуляции.

Неокантианство (МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА):  течение, исходящее из трансцендентально-логического истолкования учения Канта.  Основные представители - Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер.

Таким образом, получают дальнейшее развитие  антипсихологические  установки кантовской философии. Философия трактуется здесь как рационально-теоретическая форма мышления, которая должна ориентироваться на то, чтобы выступать в качестве науки и отвечать соответствующим критериям  научности. Соответственно наука для ее представителей - это высшая объективно-упорядочивающая форма человеческой культуры.

Феноменология. Феноменология  Гуссерля (1859 - 1938) трудно поддается  вписыванию в какую-то  схему. Начав  с философско-психологических установок ("Философия арифметики"), он  затем резко изменяет характер своего творчества ("Логические исследования") и в русле идей неокантианства выступает за освобождение философии от психологизма. Философия должна быть построена как строгая наука.

Гуссерль ставит проблему обоснования наук о природе и  истории, которые могут быть выработаны только в философии, выступающей строгой наукой о феноменах сознания. Соответственно для этого необходимо очистить образы сознания от эмпирического содержания. Способом такого очищения должна стать феноменологическая редукция, которая позволяет сознанию освободиться от смысла, навязываемого естественными науками.

В более поздний период творчества Гуссерль вновь возвращается к психологизму в философии, резко  критикует сциентистские установки  в философии.

Позитивизм.  (Более  подробно см. билет 25)

Более жесткую позицию  по отношению к классике занимает позитивизм (О. Конт, Милль), который  также развивает традицию элиминации (исключение) классической философии  из разряда наук.

Огюст Конт (1798 - 1857) исходит  из идеи, которую схематично можно выразить следующим образом. Человеческий дух проходит в своем развитии как бы три стадии: 1) стадия религиозная, концептуальным объектом которой являются фиктивные образы теологии; 2) стадия философская, которая оперирует метафизическими абстракциями; 3) стадия научная, которая опирается на позитивные знания (отсюда и сам термин "позитивизм").

Своей важнейшей задачей  Конт считал систематизацию знания: «позитивные» знания должны быть представлены в  форме энциклопедии, а принципы построения этой системы, изучая логику научного исследования и его методы, формулирует «позитивная философия», которая, по сути, есть «теория науки».

В наибольшей степени  позитивистская позиция становится популярной в социологии, не случайно ее основателем как науки часто  называют именно О. Конта. Давая свою классификацию наук, он в ряду других наук, подобных физике или биологии, специально выделял социологию. Правда, сам термин был тогда не столь популярен, и Конт обозначает эту науку как "социальная физика". Это очень характерное обозначение, которое четко выражает сущность позитивистского подхода. Как для описания и предсказания в природе существует наука, опирающаяся на физические представления о мире, так и по отношению к обществу должна существовать своя собственная "физика", наука, исследующая закономерности общества.

Прагматизм. Прагматизм, представленный  Пирсом, Дьюи, Джемсом, - философское направление, исходящее  из критики классической философии  за ее абстрактность и оторванность от проблем конкретного человека и призывающее, напротив, заниматься вопросами, которые стоят перед  человеком в различных жизненных ситуациях. Соответственно вся окружающая  действительность отождествляется у них с опытом, а единственным критерием истины  является достижение практического результата.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"