Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Парадигмы сознания:
ü Теоцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе идеи первичности всемогущего, всеблагого существа – Бога.
Сознание – дар божий, человеку нужно стремиться к соблюдению заповедей этих сверхъестественных сил (средневековая философия).
ü Натуроцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе идеи первичности природы естественно-реализующихся процессов.
Сознание – продукт, результат
развития природы на уровне высокоразвитых
живых существ – людей –
и нужно человеку для правильной
регуляции и выживания в
ü Социоцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе идеи первичности общественной потребности и состояния.
Сознание – результат развития общества и назначение его – отражение и реализация общественно значимых целей и задач (диалектический материализм).
ü Культуроцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе первичности духовной культуры.
Сознание – результат сложных идеационных и технологических процессов в обществе. Цель сознания – обеспечить человека идеалами, высшими целями жизни, возвысить человека к совершенству.
ü Антропоцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе первичности человека как автономной части бытия. Эта парадигма развивается в античности, эпоху Возрождения и современных исследованиях.
Сознание – свойство человека, которое возникло в результате сложных взаимодействий природных, космических, общественных, индивидуально-личностных и коллективных условий, сложившихся на Земле исторически.
Современная наука в основном
разрабатывает
Сущность, качества и функции сознания
Сущность сознания определяется
через противопоставление вещественно-энергетическому
бытию и заключается в
Сознание – это идеальное
бытие, которое воспроизводит
Этот уровень определения сущности сознания максимально предельный. Более конкретные определения – в словарях, трудах психологов и философов – имеют частное исследовательское значение.
Наиболее полно выявлены такие качества сознания:
1. Антропность – принадлежность сознания только человеческому миру. Этот факт подтверждается тем, что:
а) у животных феномен сознания не был обнаружен несмотря на то, что домашние животные проявляют высокий уровень сообразительности, а некоторые детеныши приматов до трехлетнего возраста в эксперименте превосходили человеческих детей по рисованию и выполнению некоторых жизненных функций;
б) дети, воспитывавшиеся животными, или взрослые, ведущие одинокий образ жизни, утрачивают способность к сознанию полностью или частично.
2. Принадлежность сознания к психической форме отражения материи.
Отражение – атрибут бытия, выражающий способность взаимного воспроизведения объектов бытия друг в друге при взаимодействии.
В неживой природе отражение
пассивно (напр., зеркальное отражение,
след на песке), нет органа отражения,
а результат отражения
В живой природе появляется
орган, ответственный за отражение
– нервная система, доходящая
до уровня развитой ЦНС человека. Возникает
активность при взаимодействии организма
с объектом бытия. Возникает информационное
отражение – воспроизведение
у высокоразвитого объекта
Психология – это наука,
изучающая особенности
Сознание – это высший уровень психического отражения, потому что:
1) содержит в себе в
концентрированном виде
2) развивает новые, не
имеющиеся в природе, уровни
отражения – рациональный
3) реализуется на основе
первой и второй сигнальных
систем – это способ передачи
раздражения от объектов по
нервным окончаниям и волокнам
в головной мозг, в котором
происходит переработка
Первая сигнальная система основана на непосредственном действии объекта на органы чувств, а вторая сигнальная система – на восприятии слова через орган слуха.
Слово – обобщенный сигнал, который значим только в определенной коллективно значимой системе взаимодействующих людей.
3. Наличие субстратного
основания – вещественного
4. Идеальность содержания
и материальность формы.
Знак – это материальный, чувственно воспринимаемый объект, который выступает в роли обозначения какого-либо другого объекта в условиях данного коллектива и используемый для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Универсальный знак у человечества – язык: естественная речь, искусственная символика математики и наук, символы культуры, немая речь (внутренняя артикуляция).
Язык – непосредственная система знаков, которые объективизируются в сознании. Все у человека, связанное с информацией, может выражаться и жестами, телодвижениями, мимикой, сигнальными звуками. Но сознательное – только в языке. Только языку подчинены смыслы иных знаков.
Предполагается существующей и другая форма сознания (как телепатия), но экспериментально не подтверждено, что идеальное содержание сознания может передаваться другим людям без знака, без речи. В непосредственном визуальном контакте опытный психолог может догадаться о мыслях другого, делается это по особым знакам (по мимике и другим непроизвольным движениям, реакциям организма).
Идеальность сознания – самое удивительное свойство в бытии:
1) Средствами естествознания
оно не фиксируется, т.к. не
имеет вещественно-
2) Соответствие образа
объекта оригиналу, который
3) Неполнота, ограниченность копии-образца по сравнению с реальным объектом, т.к. а) ограничены возможности органов чувств и б) ограничен уровень мышления и культуры личности.
4) Субъективность – зависимость
идеального образа от
5) Сложное внутреннее строение – деление на отдельные виды, уровни и др. по каким-либо основаниям:
I. Индивидуальное и общественное
сознание – по критерию
Индивидуальное сознание – идеальные образы бытия, возникающие у отдельного человека и выражающие конкретные условия его жизни.
Общественное сознание – более устойчивые. общезначимые идеальные формы бытия, которые поддерживаются в поколениях, пропагандируются специалистами и разрабатываются как более правильные и обязательные для других.
Все сознание человека (на 90%) насыщено общественным сознанием, т.к. отдельный человек ничего не значит без коллектива, а его воспитание обуславливается родителями, которые используют общеполезные методы воспитания. Индивидуальное сознание в своей особенности – это мера усвоения человеком стандартов общественного сознания. Лишь гении способны совим индивидуальным сознанием совершить новейшие открытия, выходящие за пределы данного уровня общественного сознания.
II. Бытийное и рефлексивное
сознание – по качеству
Бытийное сознание – отражение
внешних природных и
Рефлексивное сознание – отражение значений и смыслов этих объектов для данного человека и для общества в целом.
Значение – это внутреннее содержание общественно значимых видов информации, происходящих процессов. Смысл – это человеческое понимание или енпонимание существующих значений в окружающих человека условиях.
Человек в основном пребывает в бытийном сознании (оно первично), а его значение и смысл устанавливаются после. Для культурно-развитой личности смысл и значение могут оказываться превыше всего и неизбежно возникает состояние идеализма, когда человек не учитывает реальность, а считает ее по собственным смыслам.
III. Активное сознание, сон,
медитация, патогенное
IV. Уровни сознания по
критерию формы отражения
1) Чувственный уровень
сознания – воспроизведение
2) Рациональный уровень
сознания – словесные связи
в понятиях, суждениях, умозаключениях
и их модификациях, в которых
отсутствует чувственная
3) Эмоционально-волевой уровень
– восприятие внешней среды
и собственного состояния на
основе переживания человеком
удовольствия или
а) аффект – кратковременное, неуправляемое разумом реакция человека на непосредственно данный объект;
б) собственно эмоции – относительно продолжительные обобщенные оценки объектов с точки зрения удовлетворения потребностей;
в) чувства – высшие эмоции, имеющие четко выраженное содержание предмета;
г) настроение – самое длительное эмоциональное состояние, зависящее от здоровья;
д) страсть – самый сложный
тип эмоций, сконцентрированный вокруг
определенного объекта с
е) стресс – чрезмерно сильное и длительное психологическое напряжение.
4) Воля – стремление
по преодолению препятствий в
реализации целей,
5) Самосознание – переживание человеком своего единства и автономности в сравнении с другими объектами бытия. Это самый сложный вид сознания. Самосознание содержит:
- выделение себя из физической среды;
- управление своей активностью;
- осознание себя в системе культуры;
- моральная самооценка.
Самосознание – тот уровень, который нарушается прежде всего. Виды нарушений:
ü Деперсонализация – утрата осознания своего особого физического сознания в бытии.
ü Раздвоение психики личности на двойников, ведущих антагонистическую деятельность.
ü Деидентификация – осознание частей своего тела как самостоятельных существ.
ü Дерализация – потеря чувства реальности.
21. Генезис сознания как проблема философии.
Генезис сознания – процесс происхождения, становления сознания. Он происходит в онтогенезе.
Филогенезис – это развитие человека и общества, начиная с условного времени 3,5 млн. лет назад (семейство Лики).
По 40 тыс. лет назад формировались виды. А с этого момента выделяются такие факторы генезиса сознания:
1) Развитие его биогенных частей психики приматов.
2) Трудовая орудийная
3) Развитие социальных
взаимоотношений и особенно
4) Антропогенезный генезис.
5) Развитие речевого общения,
которое появляется путем
"Чем рáзвитее речь, тем рáзвитее сознание."
22. Содержание проблемы жизни и парадигмы её решения. Проблема жизни и медицина.
Проблема жизни –
[Rem.: Парадигма – это система теоретических, материальных и идеальных установок, которые приняты специалистами в качестве образца решения познавательных задач.]