Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

Парадигмы сознания:

ü Теоцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе идеи первичности всемогущего, всеблагого существа – Бога.

Сознание – дар божий, человеку нужно стремиться к соблюдению заповедей этих сверхъестественных сил (средневековая философия).

ü Натуроцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе идеи первичности природы естественно-реализующихся процессов.

Сознание – продукт, результат  развития природы на уровне высокоразвитых живых существ – людей –  и нужно человеку для правильной регуляции и выживания в природе (материалистическая философия).

ü Социоцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе идеи первичности общественной потребности и состояния.

Сознание – результат  развития общества и назначение его  – отражение и реализация общественно  значимых целей и задач (диалектический материализм).

ü Культуроцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе первичности духовной культуры.

Сознание – результат  сложных идеационных и технологических процессов в обществе. Цель сознания – обеспечить человека идеалами, высшими целями жизни, возвысить человека к совершенству.

ü Антропоцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе первичности человека как автономной части бытия. Эта парадигма развивается в античности, эпоху Возрождения и современных исследованиях.

Сознание – свойство человека, которое возникло в результате сложных  взаимодействий природных, космических, общественных, индивидуально-личностных и коллективных условий, сложившихся  на Земле исторически.

Современная наука в основном разрабатывает антропоцентрическую  парадигму, т.к. она доступна экспериментальной  проверке и может быть воспроизведена частично в воспитательном процессе.

Сущность, качества и функции  сознания

Сущность сознания определяется через противопоставление вещественно-энергетическому  бытию и заключается в признании  всеми учеными идеальности сознания.

Сознание – это идеальное  бытие, которое воспроизводит вещественное бытие или любой другой вид  в невещественной форме (копии, образа).

Этот уровень определения  сущности сознания максимально предельный. Более конкретные определения –  в словарях, трудах психологов и  философов – имеют частное  исследовательское значение.

Наиболее полно выявлены такие качества сознания:

1. Антропность – принадлежность сознания только человеческому миру. Этот факт подтверждается тем, что:

а) у животных феномен сознания не был обнаружен несмотря на то, что домашние животные проявляют высокий уровень сообразительности, а некоторые детеныши приматов до трехлетнего возраста в эксперименте превосходили человеческих детей по рисованию и выполнению некоторых жизненных функций;

б) дети, воспитывавшиеся  животными, или взрослые, ведущие  одинокий образ жизни, утрачивают способность  к сознанию полностью или частично.

2. Принадлежность сознания  к психической форме отражения  материи.

Отражение – атрибут бытия, выражающий способность взаимного  воспроизведения объектов бытия  друг в друге при взаимодействии.

В неживой природе отражение  пассивно (напр., зеркальное отражение, след на песке), нет органа отражения, а результат отражения подчиняется  закону сохранения вещества и энергии.

В живой природе появляется орган, ответственный за отражение  – нервная система, доходящая  до уровня развитой ЦНС человека. Возникает  активность при взаимодействии организма  с объектом бытия. Возникает информационное отражение – воспроизведение  у высокоразвитого объекта невещественной копии того объекта, с которым  взаимодействует.

Психология – это наука, изучающая особенности отражения  в живой природе. Установлено, что  информационное отражение – очень  сложный объект исследования, поэтому  психология распространяется только на организмы, имеющие нервную систему, а доклеточные формы, клетка не имеют нервной системы, поэтому у них нет психики, хоть они и живые. Сложности психического отражения являются предметом исследований (П.Анохин открыл особенности информационного отражения живых систем).

Сознание – это высший уровень психического отражения, потому что:

1) содержит в себе в  концентрированном виде преимущество  психики животных. Чувственный уровень  отражения в форме ощущений, восприятия  и представлений – все они  дают информацию об объекте  по законам биологического развития  и первоначальны для последующего  усложнения в составе сознания;

2) развивает новые, не  имеющиеся в природе, уровни  отражения – рациональный уровень  воспроизведения информации в  форме понятия, суждения и умозаключения,  которое, в свою очередь, есть  основа более сложных построений  человеческого познания (теорий, научной  картины мира, гипотез, проблем  и науки в целом);

3) реализуется на основе  первой и второй сигнальных  систем – это способ передачи  раздражения от объектов по  нервным окончаниям и волокнам  в головной мозг, в котором  происходит переработка информации  и мгновенная команда на биологически  значимое действие.

 

Первая сигнальная система  основана на непосредственном действии объекта на органы чувств, а вторая сигнальная система – на восприятии слова через орган слуха.

Слово – обобщенный сигнал, который значим только в определенной коллективно значимой системе взаимодействующих  людей.

3. Наличие субстратного  основания – вещественного носителя (головной мозг вместе со сложной ЦНС). Доказано, что функции сознания выполняют только лобные и затылочно-теменные участки коры больших полушарий, а остальные части мозга поддерживают животно-биологический уровень отражения.

4. Идеальность содержания  и материальность формы. Внешнее  сознание доступно только через  речь или какие-либо знаки.

Знак – это материальный, чувственно воспринимаемый объект, который  выступает в роли обозначения  какого-либо другого объекта в  условиях данного коллектива и используемый для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Универсальный знак у человечества – язык: естественная речь, искусственная символика математики и наук, символы культуры, немая речь (внутренняя артикуляция).

Язык – непосредственная система знаков, которые объективизируются в сознании. Все у человека, связанное с информацией, может выражаться и жестами, телодвижениями, мимикой, сигнальными звуками. Но сознательное – только в языке. Только языку подчинены смыслы иных знаков.

Предполагается существующей и другая форма сознания (как телепатия), но экспериментально не подтверждено, что идеальное содержание сознания может передаваться другим людям  без знака, без речи. В непосредственном визуальном контакте опытный психолог может догадаться о мыслях другого, делается это по особым знакам (по мимике и другим непроизвольным движениям, реакциям организма).

Идеальность сознания – самое  удивительное свойство в бытии:

1) Средствами естествознания  оно не фиксируется, т.к. не  имеет вещественно-энергетического  качества (веса, объема, непосредственного  субстрата). [см. гипотезу нейролептона]

2) Соответствие образа  объекта оригиналу, который абсолютно  противоположен образу, ибо материален.

3) Неполнота, ограниченность  копии-образца по сравнению с  реальным объектом, т.к. а) ограничены  возможности органов чувств и  б) ограничен уровень мышления  и культуры личности.

4) Субъективность – зависимость  идеального образа от актуального  состояния человека в данное  время. Субъективность идеального  – абсолютное качество, потому  что не существует сознания  без человека. Попытки создать  мозг или поддержать физические  функции мозга умирающего тела  не привели к положительным  результатам, т.к. сознание –  это комплексная синтетическая  реакция всего организма человека, а не только его мозга.

5) Сложное внутреннее строение  – деление на отдельные виды, уровни и др. по каким-либо основаниям:

I. Индивидуальное и общественное  сознание – по критерию отражения  единичных или общезначимых условий  жизни человека.

Индивидуальное сознание – идеальные образы бытия, возникающие  у отдельного человека и выражающие конкретные условия его жизни.

Общественное сознание –  более устойчивые. общезначимые идеальные формы бытия, которые поддерживаются в поколениях, пропагандируются специалистами и разрабатываются как более правильные и обязательные для других.

Все сознание человека (на 90%) насыщено общественным сознанием, т.к. отдельный человек ничего не значит без коллектива, а его воспитание обуславливается родителями, которые  используют общеполезные методы воспитания. Индивидуальное сознание в своей  особенности – это мера усвоения человеком стандартов общественного  сознания. Лишь гении способны совим индивидуальным сознанием совершить новейшие открытия, выходящие за пределы данного уровня общественного сознания.

II. Бытийное и рефлексивное  сознание – по качеству объекта  отражения. 

Бытийное сознание – отражение  внешних природных и общественных объектов и процессов, а также  состояния своего существования, которое  связано с восприятием вещественности бытия в его самостоятельности (отсутствие смысла). Бытийное сознание – отражение объектов as is (как они есть).

Рефлексивное сознание –  отражение значений и смыслов  этих объектов для данного человека и для общества в целом.

Значение – это внутреннее содержание общественно значимых видов  информации, происходящих процессов. Смысл  – это человеческое понимание  или енпонимание существующих значений в окружающих человека условиях.

Человек в основном пребывает  в бытийном сознании (оно первично), а его значение и смысл устанавливаются  после. Для культурно-развитой личности смысл и значение могут оказываться превыше всего и неизбежно возникает состояние идеализма, когда человек не учитывает реальность, а считает ее по собственным смыслам.

III. Активное сознание, сон,  медитация, патогенное сознание  – в зависимости от нейрофизиологических  особенностей функционирования  нервной системы.

IV. Уровни сознания по  критерию формы отражения объекта:

1) Чувственный уровень  сознания – воспроизведение свойств  объекта в ощущениях, восприятиях,  представлениях и их модификациях.

2) Рациональный уровень  сознания – словесные связи  в понятиях, суждениях, умозаключениях  и их модификациях, в которых  отсутствует чувственная наглядность  перехода копия-оригинал.

3) Эмоционально-волевой уровень  – восприятие внешней среды  и собственного состояния на  основе переживания человеком  удовольствия или положительного  или отрицательного значения  данного объекта для человека. Эмоции присутствуют во всех  видах жизни человека:

 

а) аффект – кратковременное, неуправляемое разумом реакция человека на непосредственно данный объект;

б) собственно эмоции – относительно продолжительные обобщенные оценки объектов с точки зрения удовлетворения потребностей;

в) чувства – высшие эмоции, имеющие четко выраженное содержание предмета;

г) настроение – самое  длительное эмоциональное состояние, зависящее от здоровья;

д) страсть – самый сложный  тип эмоций, сконцентрированный вокруг определенного объекта с высокой  степенью интенсивности проявления;

е) стресс – чрезмерно  сильное и длительное психологическое  напряжение.

4) Воля – стремление  по преодолению препятствий в  реализации целей, потребностей  и интересов.

5) Самосознание – переживание  человеком своего единства и  автономности в сравнении с  другими объектами бытия. Это  самый сложный вид сознания. Самосознание  содержит:

- выделение себя из  физической среды;

- управление своей активностью;

- осознание себя в системе  культуры;

- моральная самооценка.

Самосознание – тот  уровень, который нарушается прежде всего. Виды нарушений:

ü Деперсонализация – утрата осознания своего особого физического сознания в бытии.

ü Раздвоение психики личности на двойников, ведущих антагонистическую деятельность.

ü Деидентификация – осознание частей своего тела как самостоятельных существ.

ü Дерализация – потеря чувства реальности.

 

21. Генезис сознания как  проблема философии.

Генезис сознания – процесс  происхождения, становления сознания. Он происходит в онтогенезе.

Филогенезис – это развитие человека и общества, начиная с условного времени 3,5 млн. лет назад (семейство Лики).

По 40 тыс. лет назад формировались  виды. А с этого момента выделяются такие факторы генезиса сознания:

1) Развитие его биогенных  частей психики приматов.

2) Трудовая орудийная деятельность (homo habilis – 40, homo sapiens – 60).

3) Развитие социальных  взаимоотношений и особенно форм  поддержания, воспроизводства индивидов. (Экзогамия, агамия.)

4) Антропогенезный генезис.

5) Развитие речевого общения,  которое появляется путем перехода  закона подражания в закон  социального наследования (преобразования  информации в словесную форму).

"Чем рáзвитее речь, тем рáзвитее сознание."

 

22. Содержание проблемы  жизни и парадигмы её решения.  Проблема жизни и медицина.

Проблема жизни – теоретические  вопросы о сущности, качествах, происхождении  и смысле такого явления бытия, которое  мы обозначаем словом "жизнь".

[Rem.: Парадигма – это система теоретических, материальных и идеальных установок, которые приняты специалистами в качестве образца решения познавательных задач.]

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»