Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Диалектика как метод познания развития состоит из совокупности методов и приложения знаний о развитии к конкретным объектам. Это основной универсальный способ переработки информации с точки зрения устойчивости, изменчивости и всеобщности взаимосвязей в разнородных состояния бытия.
Этому методу противопоставлен метафизический метод – универсальный философский метод переработки информации с точки зрения учета стабильности, изолированности и непротиворечивого пребывания объекта в своей определенности. На метафизическом методе основаны: физиология, анатомия, ботаника.
Второй уровень – это применение категорий – конкретных методов познания. Категории развития, причины, возможности, действительности, противоречия и др. выступают в конкретном случае научного познания или как способы достижения нового знания, т.е. как методы.
Диалектика как теория – это основное в диалектике как системе знания, потому что теория есть знание о сущности, законах и качествах объекта. Поэтому самое развитое знание о развитии представлено только в философской системе диалектики. Содержание этой системы делится на три указанные части:
1. Принципы – это знание,
которое в концентрированном
виде содержит информацию, объясняющую
основное содержание какой-
Принципы диалектики:
1) Принцип всеобщей связи
– это мысль о том, что
все виды бытия, разделенные
в пространстве и времени,
2) Принцип противоречивости
объектов бытия и процессов
– предметное состояние и
3) Принцип системности:
любой объект есть целостность
внутренне разделенных
4) Принцип развития: все
без исключения объекты бытия
реализуют направленные
Базисные направления развития:
1) Прогресс – необратимое, устойчивое изменение объекта от простого к сложному, от низшего к высшему относительно взаимодействия объектов бытия и установленного критерия
Напр., в неживой природе прогресс есть усложнение структуры объекта (элементарные частицы → нуклиды → атомы → молекулы → жидкости → кристаллы и т.д.)
2) Регресс – необратимые качественные изменения от высшего к низшему, от сложного к простому по выделенному критерию. Напр., человек получает высшее образование, а в старости в результате маразма деградирует.
3) Круговорот, циклическое
развитие – такое развитие, при
котором изменения объекта не
приводят к существенному
2. Законы диалектики –
универсальные всеобщие связи
объектов системы, которые
1) Закон диалектического
синтеза (закон отрицания
2) Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.
3) Закон диалектической противоречивости (закон единства и борьбы противоположностей).
3. Категории диалектики
– универсальные понятия, в
которых выражены устойчивые
состояния развивающихся
Знание о развитии является средством достижения нового знания, поэтому диалектика предстает как всеобщий метод (методология) науки и реалистической культуры. Главный метод науки и культуры – диалектический.
Диалектический метод – способ обработки информации об объекте, согласно которому в объекте выделяют внутреннюю противоречивость, всеобщую зависимость, отрицание старого с сохранением позитивного в актуальном состоянии объекта.
Диалектический метод – способ познания объекта, его противоречивости, взаимосвязи и изменчивости.
Диалектика как метод противоположна метафизическому методу – способ познания объекта в непротиворечивости, в однозначности, изолированности и устойчивости (статике).
Диалектический и
Функции диалектики
Функции диалектики – это значение диалектики как теории и метода развития. Она оказывает особое влияние на достижение нового знания, формирование правильного мышления и выработку ценностных ориентаций личности. Установлены такие функции диалектики:
1. Информационная функция – создание и систематическое изложение знания о сущности, качествах развития в любых системах бытия.
Ни одна форма культуры не занята систематизацией знания о развитии, и только диалектика в философии создает логически упорядоченное знание. По этой причине диалектику называют "наукой о развитии".
2. Методологическая функция
– применение информации о
развитии для эффективного
3. Мировоззренческая функция
– применение знания о
4. Эвристическая функция
– применение знания о
25. Развитие как атрибут
бытия, основные законы
Развитие – центральное понятие диалектики, определяющееся в основном через выражение таких признаков, как необратимость, направленность, закономерность изменений материальных и идеальных систем в течение относительно длительного времени.
Существуют систематически, качественно различные модели развития:
1. Классическая (логико-рациональная) модель немецкой классической философии (Гегель).
2. Градуалистиская модель (Г.Спенсер): постепенное изменение от однородности (простоты) к разнородности в результате объективных процессов дифференциации и интеграции материи. Эта модель справедлива только для некоторых объектов и неприменима к состояниям революции в обществе и явлениям мутаций.
3. Эмердженская модель (Морган, Бергсон): развитие есть изменение, причиной которого является внутренняя творческая сила, связанная с особым духовным состоянием бытия. Высшие ступени развития несводимы к низшим и не имеют с ними никакого однородного элементарного единства. (Селлерс – современный теоретик, который абсолютизировал различие между началами состояния развития бытия.
4. Натуралистская модель (Дарвин, Берталанфи, Хаксли): Развитие – это качественно необратимое, внутренне противоречивое изменение объекта по универсальным законам, которые одинаковы и в природе, и в обществе, и в духовной культуре. Но т.к. основу законов диалектики они признают только в пределах естествознания, то их вариант отвергается в общественных науках и антропологии.
5. Антропологическая модель
(Сартр): Развитие – такое изменение,
где есть выбор, свобода,
6. Равновесная модель (Уорд,
Спенсер, Богданов) – понимание
изменчивости как нарушения
7. Материалистическая модель (Маркс, Энгельс). Развитие – внутренне противоречивое, необратимое, скачкообразное внутренне зависимое изменение. существует в двух вариантах: 1) идеологизированном и 2) реалистическо-гуманистическом.
Важно четыре варианта развития живой природы:
1. Ламаркизм – понимание
развития как изменения живых
организмов к
Телеологизм – это стремление живой системы к реализации биологически заданной программы. На современном уровне развития биологии, когда неизвестна такая генетическая программа, ламаркизм вынужден сводить развитие живого а) к проявлению воли Бога и б) к идее, что высшая цель живого – человек ("царь природы").
2. Дарвинизм – понимание
развития как процесса
3. Релятивистская модель:
развитие – изменения от
4. Регрессивная модель: развитие в живой природе – нарастающее обеднение наследственности, растрата жизненной энергии.
Законы диалектики:
1. Закон диалектического
синтеза (закон отрицания
- на современной стадии
развития должны быть
- в процессе изменений
от начальной стадии к
- дважды отрицать предыдущее состояние
Пример: социализм отрицает частную собственность, но поддерживает общественную собственность.
Гегель сформулировал триадичность действия этого закона: ритм изменений, в которых можно условно выделить тезис, антитезис, синтез. Напр., в медицине это будут: здоровье, заболевание, выздоровление.
Закон отрицания отрицания очень существенен для предсказания будущих состояний в изменении объекта и планировании упреждающих профилактических мероприятий по снижению отрицательных последствий нового для нормального состояния объекта. Напр., переход России к капитализму сопровождался значительными негативными признаками и свойствами – перестройка, экологическая напряженность, поэтому для государства важно иметь реалистическую политику, где учитываются возможности преодоления этих негативных следствий развития.
2. Закон взаимного перехода
качественных и количественных
изменений. Закон
Выражается действие в четырех понятиях:
ü Качество (свойство) объекта, при изменении которого он становится в сущности другим.
Напр., вещество вода превращается при разрушении ковалентной связи в два газа – кислород и водород; однако, при незначительных температурных изменениях это вещество сохраняется в своей определенности, но меняет только форму ("неосновные качества" – твердое, жидкое, газообразное).
ü Количество – свойство объекта, выражающееся числом, которое до определенного предела не вызывает существенного превращения данного объекта в новое состояние.
Напр., нагревание воды до 100ºС при нормальном атмосферном давлении на стадиях 1-100 не приводит к превращению жидкости в газ.
Напр., накопление денежных средств у индивида до определенных размеров также не приводит к появлению качественно новых свойств, а капиталистом человек становится в том случае, если количество его денег позволяет ему приобрести средство производства и наемного работника.
ü Скачок – период перехода от одного качественного и количественного состояния к другому. По Гегелю, скачок – интервал времени, в который интенсивно происходит становление нового на основе базы, созданной количественными изменениями.
ü Мера – единство относительно устойчивого количественного качественного состояния объекта в данный период времени и пространства. В медицине понятие меры означает "норма". На основе закона перехода количества в качество строится планомерная организованная деятельность буквально во всех видах деятельности человека.
Философы утверждают, что количественное накопление – это основной процесс в природе. Если его не учитывать, то невозможно управлять природой.
Напр., тело со скоростью 7910 м/с – падает на землю, а со скоростью 7911 м/с – уходит в космос.
3. Закон диалектической противоречивости (закон единства и борьбы противоположностей) выражает закономер-ности существования связанных разнонаправленных свойств и процессов, благодаря которым сохраняется определенность объекта и создаются условия для его сохранении во времени. Этот закон выражается в понятиях:
ü противоположность – соотносительно взаимоотрицающие и взаимополагающие состояния, свойства объекта, благодаря которым поддерживается устойчивость и изменчивость.
Напр., существование Северного и Южного полюсов, процессов ассимиляции и диссимиляции в организме, добра и зла, ♂ и ♀
ü единство противоположностей – принадлежность взаимоотрицающих свойств отдельному объекту или множеству.