Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

Диалектика как метод  познания развития состоит из совокупности методов и приложения знаний о  развитии к конкретным объектам. Это основной универсальный способ переработки информации с точки зрения устойчивости, изменчивости и всеобщности взаимосвязей в разнородных состояния бытия.

Этому методу противопоставлен метафизический метод – универсальный  философский метод переработки  информации с точки зрения учета  стабильности, изолированности и  непротиворечивого пребывания объекта  в своей определенности. На метафизическом методе основаны: физиология, анатомия, ботаника.

Второй уровень – это  применение категорий – конкретных методов познания. Категории развития, причины, возможности, действительности, противоречия и др. выступают в  конкретном случае научного познания или как способы достижения нового знания, т.е. как методы.

Диалектика как теория – это основное в диалектике как  системе знания, потому что теория есть знание о сущности, законах  и качествах объекта. Поэтому  самое развитое знание о развитии представлено только в философской  системе диалектики. Содержание этой системы делится на три указанные  части:

1. Принципы – это знание, которое в концентрированном  виде содержит информацию, объясняющую  основное содержание какой-либо  совокупности фактов или системы  знания. Все принципы составляют исходное начало объяснения содержания или исходное начало практической деятельности.

Принципы диалектики:

1) Принцип всеобщей связи  – это мысль о том, что  все виды бытия, разделенные  в пространстве и времени, имеют  особенные и всеобщие виды  зависимостей, обусловленностей. Напр., причинно-следственные, генетические, функциональные, однозначно линейные  связи.

2) Принцип противоречивости  объектов бытия и процессов  – предметное состояние и процессы. Принцип означает, что внутренней  причиной существования и изменения  во времени любых объектов  является взаимодействие разнонаправленных  изменений или состояний.

3) Принцип системности:  любой объект есть целостность  внутренне разделенных предметов  и связей между ними.

4) Принцип развития: все  без исключения объекты бытия  реализуют направленные качественные  изменения в многообразии их  видов. 

Базисные направления  развития:

1) Прогресс – необратимое,  устойчивое изменение объекта  от простого к сложному, от низшего к высшему относительно взаимодействия объектов бытия и установленного критерия

Напр., в неживой природе  прогресс есть усложнение структуры  объекта (элементарные частицы →  нуклиды → атомы → молекулы → жидкости → кристаллы и т.д.)

2) Регресс – необратимые  качественные изменения от высшего к низшему, от сложного к простому по выделенному критерию. Напр., человек получает высшее образование, а в старости в результате маразма деградирует.

3) Круговорот, циклическое  развитие – такое развитие, при  котором изменения объекта не  приводят к существенному повышению  или понижению достигнутого уровня  организации.

2. Законы диалектики –  универсальные всеобщие связи  объектов системы, которые представлены  во всех сферах материального  и идеального бытия. Особенно  в индивидуальном сознании, общественном  сознании.

1) Закон диалектического  синтеза (закон отрицания отрицания).

2) Закон взаимного перехода  качественных и количественных  изменений.

3) Закон диалектической  противоречивости (закон единства  и борьбы противоположностей).

3. Категории диалектики  – универсальные понятия, в  которых выражены устойчивые  состояния развивающихся объектов. Особое значение имеют соотносительные категории диалектики – необходимость, случайность, сущность явления, причина, следствие, часть, целое, содержание, форма.

Знание о развитии является средством достижения нового знания, поэтому диалектика предстает как  всеобщий метод (методология) науки  и реалистической культуры. Главный  метод науки и культуры – диалектический.

Диалектический метод  – способ обработки информации об объекте, согласно которому в объекте  выделяют внутреннюю противоречивость, всеобщую зависимость, отрицание старого  с сохранением позитивного в  актуальном состоянии объекта.

Диалектический метод  – способ познания объекта, его противоречивости, взаимосвязи и изменчивости.

Диалектика как метод  противоположна метафизическому методу – способ познания объекта в непротиворечивости, в однозначности, изолированности  и устойчивости (статике).

Диалектический и метафизический методы – универсальные философские  методы, которые конкретизируются в  методиках частных наук (метод  спектрального анализа – строго метафизический метод; метод классификации  в ботанике и др.).

Функции диалектики

Функции диалектики – это  значение диалектики как теории и  метода развития. Она оказывает особое влияние на достижение нового знания, формирование правильного мышления и выработку ценностных ориентаций личности. Установлены такие функции  диалектики:

1. Информационная функция  – создание и систематическое  изложение знания о сущности, качествах развития в любых  системах бытия. 

Ни одна форма культуры не занята систематизацией знания о  развитии, и только диалектика в  философии создает логически  упорядоченное знание. По этой причине  диалектику называют "наукой о развитии".

2. Методологическая функция  – применение информации о  развитии для эффективного научного  познания.

3. Мировоззренческая функция  – применение знания о развитии  в создании моделей сущности  бытия, смысла жизни человека  и отношения человека к миру. Эта функция может быть преувеличена  и аксеологизированна, т.е. осмыслена в понятиях ценностно-оценочных зависимостей людей (хорошо-плохо, добро-зло, истина-ложь и т.д.).

4. Эвристическая функция  – применение знания о развитии  для создания новых результатов  в различных формах культуры (в  религии, в морали, в искусстве,  в праве), а также для совершенствования  индивидуального мышления личности.

 

25. Развитие как атрибут  бытия, основные законы развития. Методологическая роль законов  диалектики в медицине.

Развитие – центральное  понятие диалектики, определяющееся в основном через выражение таких  признаков, как необратимость, направленность, закономерность изменений материальных и идеальных систем в течение  относительно длительного времени.

Существуют систематически, качественно различные модели развития:

1. Классическая (логико-рациональная) модель немецкой классической  философии (Гегель).

2. Градуалистиская модель (Г.Спенсер): постепенное изменение от однородности (простоты) к разнородности в результате объективных процессов дифференциации и интеграции материи. Эта модель справедлива только для некоторых объектов и неприменима к состояниям революции в обществе и явлениям мутаций.

3. Эмердженская модель (Морган, Бергсон): развитие есть изменение, причиной которого является внутренняя творческая сила, связанная с особым духовным состоянием бытия. Высшие ступени развития несводимы к низшим и не имеют с ними никакого однородного элементарного единства. (Селлерс – современный теоретик, который абсолютизировал различие между началами состояния развития бытия.

4. Натуралистская модель (Дарвин, Берталанфи, Хаксли): Развитие – это качественно необратимое, внутренне противоречивое изменение объекта по универсальным законам, которые одинаковы и в природе, и в обществе, и в духовной культуре. Но т.к. основу законов диалектики они признают только в пределах естествознания, то их вариант отвергается в общественных науках и антропологии.

5. Антропологическая модель (Сартр): Развитие – такое изменение,  где есть выбор, свобода, ответственность,  целостность, разделение и внутреннее  единство. Т.к. таких изменений  нет в природе, то развитие  есть только на уровне человека.

6. Равновесная модель (Уорд, Спенсер, Богданов) – понимание  изменчивости как нарушения устойчивого  состояния объектов, которые вынуждены  после этого восстанавливать  свою устойчивость путем приспособительной  реакции к новому состоянию  своего уровня сложности и  условиям внешней среды.

7. Материалистическая модель (Маркс, Энгельс). Развитие – внутренне  противоречивое, необратимое, скачкообразное  внутренне зависимое изменение. существует в двух вариантах: 1) идеологизированном и 2) реалистическо-гуманистическом.

Важно четыре варианта развития живой природы:

1. Ламаркизм – понимание  развития как изменения живых  организмов к усовершенствованию, высшей целесообразности. Это понимание  не учитывает влияние внешней  среды, преувеличивает телеологизм в явлениях живой природы.

Телеологизм – это стремление живой системы к реализации биологически заданной программы. На современном уровне развития биологии, когда неизвестна такая генетическая программа, ламаркизм вынужден сводить развитие живого а) к проявлению воли Бога и б) к идее, что высшая цель живого – человек ("царь природы").

2. Дарвинизм – понимание  развития как процесса накопления  более универсального приспособления  живого организма к изменяющимся  факторам внешней среды на  основе естественного отбора.

3. Релятивистская модель: развитие – изменения от простого  к сложному в зависимости от четко однозначных критериев и отсутствия единого критерия в живой природе.

4. Регрессивная модель: развитие  в живой природе – нарастающее  обеднение наследственности, растрата  жизненной энергии.

Законы диалектики:

1. Закон диалектического  синтеза (закон отрицания отрицания). Характеризует направленность, последовательность развития, в процессе которого старое замещает новое и содержит в себе позитивное содержание от прошлого ,т.к. все развитие и есть связь отрицания, но для закона необходимы такие условия:

- на современной стадии  развития должны быть представлены  те свойства, которые имелись  на первоначальной стадии;

- в процессе изменений  от начальной стадии к современной  должно быть две противоположности. 

- дважды отрицать предыдущее  состояние

Пример: социализм отрицает частную собственность, но поддерживает общественную собственность.

Гегель сформулировал  триадичность действия этого закона: ритм изменений, в которых можно условно выделить тезис, антитезис, синтез. Напр., в медицине это будут: здоровье, заболевание, выздоровление.

Закон отрицания отрицания очень существенен для предсказания будущих состояний в изменении объекта и планировании упреждающих профилактических мероприятий по снижению отрицательных последствий нового для нормального состояния объекта. Напр., переход России к капитализму сопровождался значительными негативными признаками и свойствами – перестройка, экологическая напряженность, поэтому для государства важно иметь реалистическую политику, где учитываются возможности преодоления этих негативных следствий развития.

2. Закон взаимного перехода  качественных и количественных  изменений. Закон характеризует  механизм, внутренние особенности  формирования нового состояния  вещественных единичных изменений. 

Выражается действие в  четырех понятиях:

ü Качество (свойство) объекта, при изменении которого он становится в сущности другим.

Напр., вещество вода превращается при разрушении ковалентной связи  в два газа – кислород и водород; однако, при незначительных температурных  изменениях это вещество сохраняется  в своей определенности, но меняет только форму ("неосновные качества" – твердое, жидкое, газообразное).

ü Количество – свойство объекта, выражающееся числом, которое до определенного предела не вызывает существенного превращения данного объекта в новое состояние.

Напр., нагревание воды до 100ºС при нормальном атмосферном давлении на стадиях 1-100 не приводит к превращению жидкости в газ.

Напр., накопление денежных средств  у индивида до определенных размеров также не приводит к появлению  качественно новых свойств, а  капиталистом человек становится в  том случае, если количество его  денег позволяет ему приобрести средство производства и наемного работника.

ü Скачок – период перехода от одного качественного и количественного состояния к другому. По Гегелю, скачок – интервал времени, в который интенсивно происходит становление нового на основе базы, созданной количественными изменениями.

ü Мера – единство относительно устойчивого количественного качественного состояния объекта в данный период времени и пространства. В медицине понятие меры означает "норма". На основе закона перехода количества в качество строится планомерная организованная деятельность буквально во всех видах деятельности человека.

Философы утверждают, что  количественное накопление – это  основной процесс в природе. Если его не учитывать, то невозможно управлять природой.

Напр., тело со скоростью 7910 м/с  – падает на землю, а со скоростью 7911 м/с – уходит в космос.

3. Закон диалектической  противоречивости (закон единства  и борьбы противоположностей) выражает  закономер-ности существования связанных разнонаправленных свойств и процессов, благодаря которым сохраняется определенность объекта и создаются условия для его сохранении во времени. Этот закон выражается в понятиях:

ü противоположность – соотносительно взаимоотрицающие и взаимополагающие состояния, свойства объекта, благодаря которым поддерживается устойчивость и изменчивость.

Напр., существование Северного  и Южного полюсов, процессов ассимиляции  и диссимиляции в организме, добра  и зла, ♂ и ♀

ü единство противоположностей – принадлежность взаимоотрицающих свойств отдельному объекту или множеству.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»