Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

2. Идеи Чаадаева определили  проблематику дискуссии славянофилов  и западников.

Славянофильство – направление  в русской философии и культуре, которое доказывало самобытность России на основе культурных традиций православия.

Теоретики: Хомяков, Самарин, братья Аксаковы, Леонтьев, Данилевский ("Россия и Европа" ).

Идеи славянофильства:

1) Идея национальной самобытности  России в противовес культуре  Запада. "Правда России превосходит  закон Запада" – это формула  самобытности, в которой главное  содержание таково: законы, созданные  юристами Запада, оправдывают и  поощряют индивидуализм личности, а это вредно для общества; нормы православия развивают  моральность и духовность человека в результате чего Правда выше, чем Закон.

2) Идея соборности –  коллективности жизни русского  народа. Мысль о том, что народы  России независимо от нации  едины духовно, т.е. на уровне  веры в Христа, соблюдения норм морали, правил взаимопомощи и поддержки руководителя государства – царя.

3) Идея триединства общественных  ценностей культуры. "Православие,  Самодержавие, Народность" – базовые  ценности России, которые гарантируются  государством и поддерживаются  народом.

Западничество – направление  в русской философии, которое  доказывает необходи-мость перехода России на стандарты Европы, чтобы преодолеть культурную отсталость в промышленности, в технике, образовании, науке.

Теоретики: Герцен, Белинский, Кавелин, Бакунин – все они по-разному определили пути перехода к стандартам Запада. Герцен и Бакунин – за революционный путь, а Кавелин – за эволюционный.

► Бакунин – анархист, отрицал роль государства и считал, что после революции будет общество, организованное идеалами анархии: совесть, справедливость, гуманность – это подлинные регуляторы поведения человека, а религия, государство, авторитеты – это внешние формы насилия над человеком.

3. Развитие религиозно-идеалистической  философии.

Теоретики: В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой, Юркевич, Гоготский и др. – все они развивали идеи в рамках недогматической формы православия, поэтому не признавались официальной церковью в России, т.к. для философов главным было не доказательство догматов, а обоснование от имени Бога нравственных ценностей жизни. Особенно знаменательны учения В.С.Соловьева и Л.Н.Толстого.

► Соловьев Вл. Серг. (1853-1900) – сын знаменитого историка.

1.Создал первую в России  этическую систему философии.  Труд "Оправдание добра", где  мысли:

ü Стыд, Жалость, вера, благоговение перед Высшим – это основные интуитивные нравственные чувства, на основе которых строится вся система рационалистической этики. Эта мысль – оригинальная в мировой культуре.

ü Смысл жизни человека и цель культуры общества едины – делание добра, утверждение гуманности, честности, доброты во всех сферах общества и личной жизни с учетом возможностей человека и форм культуры – права, экономики, государства, религии, искусства, философии – по Соловьеву, каждая форма культуры обеспечивает свои возможности для делания добра.

Труды Соловьева актуальны  и в ХХ веке.

► Христианская этика Л.Н.Толстого содержала максимальные варианты моральных ценностей – добро, честность, справедливость у Толстого стали святыми, а их нарушение он осуждал в своих трудах. Т.к. критика нарушений морали относилась и к официальной церкви, то Толстой был отлучен от православия и предан анафеме.

4. Развитие материалистического  направления в разнообразии вариантов:

1) Материализм революционных  демократов и просветителей (Чернышевский, Писарев, Герцен, Белинский, Ткачев, Лавров и др.).

2) Материализм ученых –  специалистов в области естествознания. Сеченов, Павлов, Менделеев, Умов, Тимирязев – все они развивали  научное исследование на основе  идеи первичности вещественно-энергетичес-кого бытия. Критиковали идеализм за абстрактность и экспериментальную неподтверждаемость мыслей о первичности души в существовании личности человека.

3) Диалектический материализм  – философия практики. Плеханов, Деборен, Богданов, Ульянов-Ленин.

IV период (ХХ век) – прогрессивное  развитие русской философии.

1. Разделение русской философии  по идеологическому признаку  на материализм и идеализм. Материализм  стал пропаганди-ровать идеи социализма, а идеализм – идеи самодержавия или общества, в котором господствует частная собственность и демократия.

После революции 1917 г. в России развивается материализм и запрещается  идеализм, а за рубежом – наоборот (до 1917 г. при самодержавии был запрещен материализм и была введена цензура, поэтому труды материалистов печатались на Западе).

2. Разработка антропологических  и социальных проблем с точки  зрения их аксиологического содержания  в трудах мыслителей эмиграции  – Н.А.Бердяев, Франк, Лосский, Ильин и др.

3. Разработка социальных  проблем и проблем науки в  рамках диалектического материализма  в СССР.

_______________________________________

17. Проблема бытия и  его атрибутов в философии:  содержание, место в структуре  философского знания.

Понятие бытия фундаментально в понятии философии, т.е. прежде, чем решать проблемы, необходимо определиться с объектом исследования – с тем, что же существует и в какой  форме. Исследованием сущности, качеств, законов бытия занимается философская  наука онтология. Онтология в  системе философии и в целом  может развиваться самостоятельно или в рамках других более важных разделов философии, напр., в философии  Хайдеггера более важна антропология, в философии Генри – онтология, в философии Маркса – социальная философия (а онтология подробно не рассматривается). Однако, в любом случае вопрос о бытии решается или аксиологически (т.е. утверждается понимание бытия без доказательств), или с системой доказательств.

Установлено четыре основные модели бытия:

1) Бытие – материя, т.е.  объективная реальность.

2) Логического идеализма:  Бытие – это связка субъекта  и предиката в предложении. (Предикат  – это свойства, принадлежащие  их носителю.)

3) Аксеологическая: Бытие – полезные позитивные качества жизни (напр., духовность, высокая мораль, честность, правдивость), а все вредное, злое является небытием.

4) Объективного идеализма:  Бытие – надиндивидуальное идеальное состояние в форме разума, Бога, мировой воли и т.д. (то, что придумает философ).

Инвариантное понимание  бытия (т.е. общее, устойчивой при всех модификациях смыслов):

Бытие – существование  в любой его бесконечно многообразной  форме, т.е. бытие – это универсум  существования. Такое понятие абстрактно и требует уточнения, что и  происходит в рассуждениях философов.

Атрибуты бытия

Атрибуты бытия – это  неотъемлемые свойства объекта бытия  в целом, без которого они не могут  существовать и мыслиться. Атрибуты отличаются от акцеденций – случайных временных свойств объекта, которые возникают и исчезают.

Традиционные атрибуты для  философии: движение, время, пространство, системность, отражение.

Движение – свойство объектов бытия изменяться, переходить из одного состояния в другое в многообразных  формах.

Свойства движения:

1. Имеет субстратный носитель, т.е. элементарно простое состояние  бытия, которое реализует изменения,  напр., ген в организме животного  или растения реализует информационные  изменения, элементарные частицы  – сильное и слабое взаимодействия.

2. Противоречивость: оно есть  единство изменчивости и устойчивости, стабильности.

3. Абсолютность, т.е. постоянство  переходов из одного состояния  бытия в другое.

4. Объективность, т.е. независимость  от желания и сознания человека.

5. Многообразие видов,  форм движений. Установлено 4 вида  движений:

1) Движение в неорганической  природе:

1.1) гравитационные, сильные,  слабые, электромагнитные взаимодействия;

1.2) химические процессы  изменения атомов и молекул;

1.3) структурные изменения  макротел – тепловые процессы, звуковые колебания, изменения  агрегатного состояния вещества;

1.4) изменения поверхности  планеты Земля – геологическая  форма движения;

1.5) космические, планетарные,  звездные, галактические, метагалактические  процессы;

1.6) пространственное перемещение  тел относительно друг друга  – непосредственно фундаментальный  вид, важный для человека.

2) Изменения в органической  природе – обмен веществ, саморегуляция, воспроизводство, управление, внешнее взаимодействие организмов со средой, биосферная гармония (оптимальное соотношение продуцентов, консументов и редуцентов).

3) Общественные процессы  – активность, пассивность, экономические,  политические, идеационные.

4) Идеальное движение –  изменение сознания индивида  и общества – мыслительные  процессы, теоретические процессы  развития наук и иных форм  общественного сознания.

Время – следование одного события за другим, или атрибут  бытия, выражающий длительность и последовательность состояний бытия.

Свойства времени:

1. Длительность – следование  одного за другим в любом  из направлений, независимо от  системы отсчета.

2. Необратимость – однонаправленность следования от прошлого к будущему.

Прошлое – это процессы, которые осуществились, стали предшествующими  к данному состоянию бытия.

Настоящее – это процессы, которые актуально в данном состоянии  реализуются и взаимодействуют.

Будущее – это процессы, которые возникнут из настоящего и предшествующего и станут актуальными  в некоторой перспективе.

Необратимость означает, что  изменение по вектору "прошлое  → настоящее → будущее" абсолютно  для всех систем бытия.

Возвращение времени в  фантастических сюжетах художественной литературы и теоретических гипотезах  означает сравнение процессов, осуществляющихся в разных мирах, однако человеческий мир имеет стандарты: трехмерность пространства, однонаправленность времени; иных же видов бытия экспериментально не установлено.

3. Одномерность – линейная  последовательность процессов, генетически  связанных друг с другом, достоверно  определить которые можно одной  мерой.

Измерение – это определение  неизвестной величины с помощью  известной установленной единицы. В человеческом мире принята базовая  единица – секунда. На основе её строятся конкретно научные системы  измерения времени. Напр., атомная  секунда – интервал, в течение  которого совершается 192 631 830 колебаний  атома цезия. Предложено новое понимание  секунды – эталон на основе водородного  лазера, совершающего 1012 колебаний. Световой год (расстояние, проходимое квантом  света в вакууме за время, соответствующее  одному земному году) составляет 9,46•1015 метров.

4. Однородность времени  – это неизменность физических  законов относительно выбора  начала отсчета времени. Физические  законы реализуются самостоятельно.

5. Качественное и количественное  многообразие времени – в микро-, макро- и мегамирах свои особенности времени. В живой природе новые качественные варианты времени – биологическое время, психическое время; в обществе – социальное время, т.е. события, которые аксиологически и идеологически, экономически и этнически значимы для человечества.

Пространство – атрибут  бытия, характеризующий протяженность, структурность, сосуществование и  взаимодействие элементов и частей бытия, или располо-женность одних объектов возле других.

Свойства пространства:

1. Протяженность – рядоположенность объектов бытия, к которым реально или мысленно можно добавить или отнять какое-то количество.

2. Структурность – внутренняя  связь и зависимость между  объектами бытия, находящимися  друг возле друга.

3. Единство прерывности  и непрерывности. 

Прерывность – разделенность существования объектов.

Непрерывность – свойство передавать физическое воздействие  от точек пространства через поле – непрерывную среду с массой покоя равной нулю. Эта физическая особенность пространства очень  важна в квантовой и классической физике.

4. Трехмерность – наличие трех измерений (длина, высота, ширина) для линейных поверхностей и трех - для сферических (сфера, конус). Трехмерность нашего материального бытия абсолютна, т.к. если бы не было трех измерений, то не существовали бы законы природы. Теоретически рассчитаны 5, 6, 10, 11, 26 измерений, но они возможны в пределах реальности 10-33 см – предел человеческого познания.

Базовая единица измерения  пространства – метр. Впервые метр определили в период Великой Французской  революции в 1789-1790 гг. – это 1/10.000.000 расстояния от экватора до Северного  полюса вдоль меридиана, проходящего  через г. Париж. С 1983 г. официально утвержден  метр – длина пути, проходимого  светом в вакууме за 1/299.792.458 секунды.

5. Качественная и количественная  бесконечность.

Единство пространства, времени, движения, вещества, материи установлено  в общей и частной теориях  относительности (Минковский, Лоренс, Эйнштейн).

Отражение – атрибут бытия, отражающий способность тел при  взаимодействии воспроизводиться своими свойствами друг в друге. Высшая форма  отражения – сознание человека.

Системность – атрибут  бытия, выражающий целостность существования  объекта, который внутренне разделен на части, связанные между собой.

Взаимодействие – атрибут  бытия, отражающий взаимное влияние  объектов путем обмена вещества, энергии  и информации. Взаимодействие –  предельно фундаментальный атрибут  бытия, т.к. ни изменение пространства, ни времени, ни движение невозможны без  взаимодействия.

Наука установила 4 типа взаимодействий:

1) Гравитационное взаимодействие  – притяжение любых материальных  объектов, носитель которого еще  не установлен, но его влияние  на бытие универсально в мега- и макромирах, а в микромире  при расстоянии 10-- 35 м.

2) Электромагнитное взаимодействие  обеспечивает стабильность мега-, макро- и микромиров и большинство  свойств вещества (упругость, трение  и др.).

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»