Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

В культуре человечества сложились  такие парадигмы жизни:

1. Теоцентрическя парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности сверхъестественного, всеблагого и всемогущего существа – Бога и богов. Парадигма распространена в средние века.

2. Натурцентрическая парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности природы – естественно реализующихся процессов бытия. Разработка этой парадигмы начинается в античности. Она Поддерживается естествознанием и материалистической философией.

3. Социоцентрическая парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности общественной формы существования бытия, согласно которому феномен жизни оценивается и истолковывается с точки зрения социальных потребностей и интересов. Идея распространена в марксистской философии и требует уточнения.

4. Культуроцентрическая парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности культурного опыта человечества и особенно духовной культуры. (Кассирер, Виндельбанд, Зиммель, Дильтей). Жизнь в основном рассматривается как ценность.

5. Антропоцентрическая парадигма  жизни – решение проблемы жизни  на основе идеи первичности  человека как высшего уровня  бытия, микрокосма (Кертегор, Ницше; экзистенциалисты – Хайдеггер и Шеллер).

Базовая парадигма – натуроцентристская, т.к. она объясняет жизнь в ее объективных, естественных состояниях без оценок, ценностных влияний, реалистично.

Установлено, что жизнь  – это сложноорганизованное физико-химическое состояние материи, у которой  есть особые субстратные и функциональные качества. Поэтому существует два  определения сущности жизни:

ü Субстратное: Жизнь – это способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, характеризующийся непрерывным обменом веществ и энергии организма и среды, размножением, саморегуляцией, самосохранением и др.

ü Функциональное: Жизнь – это высокоустойчивое состояние вещества, использующее информацию, которая кодируется в молекулах и используется для выработки реакций самосохранения и воспроизводства организма.

Субстратное определение  применимо только для земной формы  жизни, основанной на химическом элементе углероде. Функциональное же применимо для всех возможных видов жизни. Теоретически обоснованы кремниевая и азотная формы жизни.

Качества жизни

Качества жизни – такие  свойства, при изменении которых  жизнь прекращается или реализует  свойства в минимальной мере.

1. Сложная системная организация, элементом которой выступает клетка, элементами которой выступают органеллы; простейшие состояния – белки и нуклеиновые кислоты, которые вне клетки не проявляют признаков живого.

2. Обмен веществ с окружающей  средой.

3. Размножение – увеличение  количества особей в разных  формах.

4. Раздражимость.

5. Подвижность.

6. Рост – увеличение  объема и размеров благодаря  внутренним процессам.

7. Конвариантная редупликация.

8. Гомеостаз.

9. Наследственность.

10. Хиральность – наличие в составе только определенных структурных и оптических изомеров веществ.

11. Автономность существования  – наличие генетической программы  индивидуально-родового развития  организма.

12. Эволюция – медленные измененияч состава живого мира на планете.

Уровни жизни

1. Доклеточный. Действуют закономерности существования нуклеиновых кислот, белков, генетической информации. Вне клетки составляющие ее элементы не проявляют динамических качеств.

2. Клеточный. Клетка –  основной воспроизводимый структурный  элемент жизни.

3. Организменный. Многоклеточные  особи отличаются качествами  клеток и динамическими свойствами. Напр., растительный организм значительно  отличается от животного.

4. Надорганизменный. Представлен системами организмов и факторами среды – вид, популяция, биогеоценоз, биоценоз, биосфера.

Происхождение жизни

А. Креацианистический вариант – жизнь была искусственно создана из ничего в конкретное историческое время сверхъестественными, всеблагими и всемогущими силами – Богом или богами.

Б. Вариант самозарождения жизни.

В. Вариант стационарного  состояния жизни – жизнь существовала всегда и всегда будет существовать.

Г. Вариант панспермии –  занесения жизни на Землю из космоса.

Д. Вариант самозарождения жизни из неорганического вещества:

а) Генобиоз – жизнь зародилась из молекулы с первичным генетическим кодом (Холгейн, Мейнен),

б) Голобиоз – из первичной клеточной структуры – белкового протобионта (Опарин, Геккер).

Эволюция жизни началась 3,5-4,5 млрд. лет назад. Доказано, что первые многоклеточные появились 4 млрд. лет назад, рыбы – 480 млн., рептилии – 225 млн., млекопитающие – 150 млн., приматы – 70 млн., первый обезьяночеловек – 5 млн. лет назад. Выход жизни на сушу – 400 млн. лет назад.

 

23. Аксиологические проблемы  понимания жизни и медицина.

Аксиология жизни –  это исследование проблемы жизни  как явления, которое оценивается  по различным социокультурным, индивидуальным, эстетическим, моральным, религиозным  критериям.

Наиболее важны (т.е. проблемны для всех людей) вопросы смысла жизни и бессмертия. Проблемы ценности жизни всегда связаны с человеком.

Аксиология жизни –  вопрос о смысле жизни и о бессмертии, потому что в ценностных рассуждениях о жизни человек имеет в  виду собственные интересы по поводу снижения физических вопросов, о счастливой жизни, т.е. существовании, которое приносит личное удовлетворение, а самое главное  – преодолеть свою смертность, которая  неизбежна для любого животного.

Смерть – естественное или насильственное прекращение  существования живого.

Существует развитая философская, эстетическая, религиозная, моральная  и правовая традиции, в которых  жизнь предстает в ее единичности, неповторимости и как высшая ценность бытия.

Сложились такие трактовки  смысла бытия:

1. Религиозный смысл жизни:  понимание целей, задач и норм  существования индивида с точки  зрения подчинения жизненных  процессов воле сверхъестественного  существа (сил) – бог или боги  с их окружением. Эта традиция  основана на вере и полезна  для человечества, потому что  создает иллюзию будущего улучшения  ситуации в условиях сложных  жизненных проблем.

2. Социальный смысл жизни:  понимание целей, задач и оптимальности  существования человека с точки  зрения соответствия потребностям  государства, этноса, общества в  целом. Этот смысл навязывается  человеку обществом, в котором  человек проживает.

3. Нравственный смысл жизни:  понимание целей, задач и оптимальности  существования человека с точки  зрения соответствия идеалам  гуманности, справедливости и добра.  Этот смысл жизни самый распространенный, т.к. понимание добра у людей  и народов разное.

Существует 4 вида нравственного  смысла Ж.:

а) Альтруистический вариант: понимание целей и задач индивидуального  существования с точки зрения пользы, бескорыстия, помощи другим людям. Не имеют корыстных побуждений, т.е. ущемляют собственные интересы. Религиозность  необязательна. Причем, в религии  бескорыстие вообще очень редко: чел просит у бога то, чего не имеет, в обмен на поклонение ему –  заключает сделку с богом.

б) Утилитаристический вариант: понимание целей, задач индивидуального существования с точки зрения полезности в любой ее форме (личной, общественной, государственной, социально-классовой). Нравственным считается все, что приносит пользу для личности, гражданина, государства.

в) Гедонистический вариант: понимание целей, задач индивидуального  существования в получении удовольствия (наслаждения) от происходящего. Удовольствие бывает чувственным, интеллектуальным и смешанным.

г) Перфекционистский вариант: понимание целей, задач индивидуального существования с точки зрения постоянного стремления к абсолютному совершенству (напр., социальному совершенству).

Бессмертие – это идея о возможности преодоления пространственно-временной  ограниченности, смертности и забвения человека. Эта проблема абсолютна  во всех философских учениях и  существуют такие трактовки бессмертия:

1. Реинкарнация – идея  о том, что бессмертие достигается  перевоплощением всех живых существ  Земли в новое состояние в  зависимости от правильности  поведения в данное физическое  время. Эта трактовка – мистическая,  должна приниматься на веру. Она  полезна для поддержания веры  в справедливость для реализации  человека.

2. Личное бессмертие –  идея о возможности душевно-телесного  продолжения жизни после смерти  физического тела. Поддерживается  в монотеистических религиях  современности и связывается  с соблюдением конфессиональных  правил. Реально не подтверждается.

3. Биогенетическое бессмертие  – осуществление природно-биологической  бесконечности человека через  потомство. Генетически код индивида  сохраняется в потомстве.

4. Физико-химическое бессмертие  – вечное существование субстратных  элементов человека в круговороте  материи Научно доказано.

5. Социокультурное бессмертие  – воздействие жизни и творчества  индивида на мышление, поведение  и культуру в целом последующих  поколений благодаря крупным  достижениям в искусстве, науке,  политике, экономике. 

 

24. Диалектика: её исторические  формы, принципы и функции,  значение для медицины.

Диалектика – раздел философии, изучающий сущность, законы, всеобщие состояния развития бытия и его  познание.

Диалектика организуется в пределах онтологии и гносеологии.

Исторические формы диалектики:

1. Диалектика возникает  в античной философии. До этого  в Древней Индии и Древнем  Китае существовали разрозненные  мысли о развитии (диалектике).

Гераклит (V в. до н.э.) – создатель  объективной диалектики – учение о развитие бытия через борьбу противоположностей. "Линия Гераклита" – это обозначение философских  учений, которые применяют идею развития в изучении бытия.

"Линия Демокрита" – обозначение материализма в истории философии.

В Древней Греции возникла субъективная диалектика – учение об умении, мастерстве ведения дискуссии, спора, в ходе которого формулируется  противоположное высказыва-ние и выводится истина. Создатели: софисты, Платон, Сократ.

2. Диалектика средневековой  христианской философии (Аквинский,  Абеляр, Эриогена) – учение о доказательстве и дискуссиях, в которых применяется логически организованное суждение с альтернативными выводами и суждениями, в ходе обсуждения которых устанавливается истинность религиозных догматов. Это схоластическая диалектика, т.к. отвлекается от реальных проблем культуры и изучает только доказательство знания, которое нельзя критиковать.

3. Диалектика идеалистической  немецкой философии (Кант, Шеллинг,  Фихте, Гегель). Гегель впервые  создал систематически организованную  теорию диалектики, но на основе  идеалистического принципа –  идеи о том, что развивается  не бытие, а дух. Т.к. В  19 веке начало развиваться естествознание, то диалектика Гегеля была  переосмыслена с учетом реальности.

4. Диалектика философии  диалектического материализма –  первый систематический вариант  реалистической теории развития  бытия, а не духа. Но так как  диалектический материализм приобрел  идеологизированную форму, то идеи диалектики получили новую форму.

5. Научная диалектика –  системы диалектики разных авторов,  которые разработали учения о  развитии применительно к объектам  исследования:

ü Диалектика социологии. (О. Конт, Спенсер)

Социология – наука, в  которой развитие общества и его  систематичность изучается без  идеологии и мистики.

ü Диалектика биологии – учения Дарвина, Геккеля, Тимирязева и других.

В ХХ веке возникла перспективная  форма диалектики – синергетика  – сложные, математически оформленные  способы исследования самоорганизации  открытых дессипативных нелинейных систем. В науке развита школа Пригожина, Хакина, Самарина-Курдюнова. Все теории самоорганизации нацелены на практический результат (создание искусственного интеллекта, раскрытие структуры гена, моделирование происхождения жизни, создание сложных лазерных установок, др.).

В философии термин "синергетика" обозначает одно из направлений развития научной диалектики применительно  к сложным быстроизменяющимся объектам.

Принципы философской  синергетики:

1) Принцип хаотики – идея о том, что любой объект есть система неопределенности, хаоса, которую можно организовать, если применить верный метод и установить законы перехода от хаоса к порядку.

2) Принцип бифуркации –  идея о том, чт ов развитии объекта есть временные периоды, в которые возможны альтернативные или какие-нибудь другие варианты последующих изменений.

Напр., в августе 1993 г. в  СССР существовали возможности: а) совершенствовать социализм и б) переходить к капитализму.

3) Принцип операционального воздействия – знание о том, что в период нестабильности объекта, особенно в период бифуркации, любое внешнее воздействие может стать решающим.

4) Принцип коэволюции – знание о том, что в составе целого могут взаимодействовать элементы с разнонаправленными вариантами изменений, будучи взаимно полезными друг для друга. Напр., хищник-жертва.

Диалектика в современной  культуре способствует развитию науки, тем самым – улучшению цивилизованной жизни человека (напр., генетически  модифицированные продукты питания, электротехника и др.)

Диалектика как система

Диалектика как система  – это единство теоретического знания о развитии и применении этого  знания в различных системах культуры и особенно науки.

Диалектика как тип  развития состоит из трех основных структурных частей: принципы, законы, категории.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»