Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

2) Доказательство ограниченности  познавательных способностей человека.

Во-первых, человек ограничен  в познании, т.к. в принципе не может  знать свойства объекта самого по себе, т.к., познавая его, человек привносит  свои особенности и неизбежно  искажает самостоятельные свойства объекта. В этом агностицизм Канта.

Во-вторых, человек ограничен  тем, что на уровне разума или рассудка и, тем более, чувственности нельзя однозначно установить, что такое  мир, бог и душа. потому что эти формы бытия экспериментально не проявляются. Если мир можно наблюдать в эксперименте только ограничено, то душа его вообще непроверяема. Человек вынужден верить, бездоказательно принимать за истину предлагаемую точку зрения. Вера и разум содействуют друг другу, но разум первичен, потому что его информация максимально проверяется и более истинная, а то, что было верой, постепенно переходит в разряд разума.

3) Открытие антиномий разума  – таких систем знаний об  объекте, которые содержат одинаково  доказуемые противоположные утверждения  о свойствах объекта.

Четыре антиномии о  мире:

ü Мир ограничен в пространстве и времени. – Мир неограничен, бесконечен в пространстве и времени.

ü Мир состоит из простого. – Нет простого, все очень сложно.

ü В мире преобладает свобода. – В мире нет свободы, все необходимо.

ü Мир имеет абсолютную сущность (порядок). – В мире нет абсолютной сущности.

Значение антиномий:

- для четкого понимания  достигнутого знания

- для организации новых  исследований, нового знания.

2. Создание этики как  философски точно науки о добродетельном  поведении на основе долга  гуманности.

Моральный долг – волевое  действие свободного и разумного  человека, которое преодолевает личный эгоизм для исполнения общественно  полезных норм жизни.

Закон долга – категорический императив.

Категорический императив  – это правило, не имеющее исключений и требующее от человека в любых  условиях оценивать другого человека не как средство исполнения своих  желаний, а как высшую ценность ("цель"), с которой нужно согласовывать свои притязания, чтобы иметь общий успех.

Признаки этики Канта:

1. Ригористичность, т.е.  отсутствие любых исключений  при исполнении долга.

2. Гетерономность – независимость от других форм культуры: от религии, от права, от политики, от искусства.

3. Основана на свободном выборе человека, т.к. невозможно заставить человек без его согласия.

4. Рационалистичность –  только разум может заставить  человека следовать долгу, а  сенсорность – нет, т.к. сенсорность основана на чувстве удовольствия.

5. Абсолютно идеалистична (трансцендентна), т.к. призывает  к идеалам, которые невозможно  сразу реализовать.

Философия Фихте

Фихте (1767-1814) – теоретик субъективно- идеалистического варианта философии, т.к. первичным признавал разум человека, а не разум бога или мировой разум.

1. Доказал, что деятельность  человека – главная, первичная  способность в системе человеческих  возможностей. Деятельность – это  предметная и духовная (идеальна) активность. Духовность – это  и есть разумная деятельность (в отличие от философии средних  веков, где духовность – вера  в Бога, в ее догматическом  варианте).

2. Создал субъективную диалектику, в которой развивается разум человека, обозначенный понятием "Я", из которого формируется объект "не-Я", т.е. внешняя среда, в которой живет человек. Она противостоит разуму и принимает определенные формы благодаря разуму человека.

3. Обосновал идеалы:

ü совершенствование (бесконечное развитие морали и разума в индивидуальной жизни и жизни в обществе),

ü разум,

ü свобода.

Философия Гегеля

Гегель (1770-1831) – выдающийся философ всей мировой культуры. Его  труды содержатся в 19 томах. Основные труды: "Наука логики", "Феноменология  духа", "Философия религии", "Философия права", "Философия  эстетики" и др. Достижения:

1. Создал рационализм в  классической образцовой завершенной  форме. Псоле Гегеля рационалисты только уточняли некоторые его неточные формулировки, а также развивали иррационализм – новое направление. Т.к. Гегель дал исчерпывающее объяснение всех достижений культуры.

2. Создал диалектику как  науку о развитии на основе  идеализма в объективном варианте, т.к., по Гегелю, развивается мировой  разум, который проходит низшие  и высшие ступени. Низшие ступени:  неорганическая природа, органическая  природа (жизнь), общество. На уровне  общества – высшее состояние  разума человека. У человека есть разные способности: низшие (чувствительность), средние (вера, воля), высшие (философское мышление). Используя идею развития, Гегель доказал, что в культуре общества высшая форма культуры – философия, ниже – религия, искусство, государство, право, мораль, психика человека, физические качества человека.

3. Создал рационалистическую  модель истории человечества. Такие  признаки:

1) Сущность истории общества  – это прогресс в осознании  народами с помощью разума  своей веры, свободы.

2) Кумулятивность – накопление от прошлого только позитивного содержания в настоящем.

3) Провиденциальность – наличие конечной цели общества, которой подчинены все исторические события.

4) Неравномерность развития  народов в осознании своей  свободы.

Лидеры истории: народы Др. Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) → греческий народ → римский  народ → германский народ → ? [продолжая мысль Гегеля, в ХХ в. лидерами являются народы СССР – США – еврейский народ].

Философия Фейербаха

Фейербах (1804-1872) – представитель  материализма в немецкой классической философии (НКФ). Достижения:

1. Создал антропологический  вариант материализма, в котором  первичной признается телесность  человека (природные качества человека).

2. Объяснил сущность человека  в таких качествах:

1) Разум, воля, страсти  (чувства), сознание, родовой существование.  Т.к. половая любовь определяет  рождение человека и не одно  из качеств сущностей человека  генетически без любви невозможно, то половая любовь становится  у Фейербаха главной причиной  развития и индивида, и культуры.

Все качества человека выводятся  из полового общения мужчины и  женщины. Эту мысль поддерживал  Фрейд в ХХ веке.

3. Доказал, что ценностью  человеческой жизни является  счастье, достигаемое генетически  на основании половой любви  и её трансформаций в культуре  общества.

4. Трактовал Бога как  отчужденную сущность человека: Бог – персона, на которую  человек переносит свои желания  о совершенстве, могуществе, добре  – того, чего нет в полной  мере в обыденной жизни.

 

14. Неклассическая философия  19 в.

Неклассическая философия  – исторический тип философии, возникший  со второй трети 19 века на основе идеи первичности нерациональных форм освоения мира человеком.

Особенности неклассической философии:

1. Последовательная критика  традиционной философии, в которой  разуму, рассудку, абстрактному мышлению  в целом придавалось решающее  значение в понимании сущности  бытия, особенно критикуются учения  Гегеля и Канта, т.к. критерии  разума у них – абсолютный, а у Гегеля разум и вовсе  – сущность бытия, природы,  человека, Бога.

2. Утверждение и доказательство идеи, что первичны неразумные состояния человеческой жизни, а именно: инстинкты, эмоции, воля, любовь, бессознательное; практика как материальная деятельность; нечто мистическое; жизнь как поток психических качеств человека, которые стихийны, по этому признаку философы принадлежат к различным направления неклассической философии.

3. Многообразие направлений:

1) Диалектический материализм  – философское учение о первичности  практики в познании бытия  и понимании сущности общества, культуры, природы.

2) Мистическая философия  – учение о первичности идеальных  сущностей бессознательного типа, познать которые способны только  посвященные (с помощью интуиции). Теоретики: Гартман, Блаватская, Гурджиев.

3) Философия иррационализма  – учения, согласно которым бессознательные  инстинкты, эмоции, волевые состояния  психологии являются первичными  состояниями жизни человека, культуры  общества и бытия в целом.  В рамках иррационализма существуют  течения:

3.1) Философия жизни –  учение о том, что жизнь как  поток стихии, инстинктов – это  первичное состояние человеческой  культуры. Теоретики: Шопенгауэр, Кьеркегор,  Ницше, Зиммель.

3.2) Философия бессознательного  – учение о том, что инстинкты  природы человека (биологической)  являются первичными в культуре  общества. Начинает эту традицию  Гартман, а классически развивает  Фрейд.

4. Преобладание аксиологического  содержания исследуемых проблем:  вопросы ценности и оценки  являются главными и все гносеологические, онтологические и социологические  проблемы, а также теологические  проблемы исследовались строго  на основе ценностных качеств,  которые мыслитель признавал  в своей системе главными.

5. Отсутствие однозначно  определенных понятий - господство  инстинктивно определяемых смыслов  традиционных понятий.

Напр.: "Человек – грязный  потомок аффектов; человек – это  канат над пропастью между  животным и сверхчеловеком."

Диалектический материализм

Диалектический материализм (ДМ) – это относительно четко  оформленная система неклассической философии о том, что первична практика, а не психика, бессознательное  и разум.

ДМ относится к неклассической философии, т.к. практика в своей  основе – это сложная система  предметной деятельности человека, а  в этой деятельности могут не преобладать  разумные начала, а господствовать ценностные ориентации, напр.: идеал  справедливости, идеал равенства, идеал  коммунизма.

Реально ДМ и создавался для  теоретического обоснования идеала коммунизма – такого общества, в  котором нет частной собственности, но есть материальное изобилие, моральное  совершенство человека, равенство людей  в общественном смысле, высокоразвитые производство и техника.

Особенности ДМ:

1. Обоснование идеала коммунизма. Эта особенность в социалистических  странах превратилась в догму  (знание, которое не критикуется,  но постоянно доказывается, что  оно существует).

2. Последовательный материализм  в понимании природы, общества, сознания, человека.

3. Последовательный атеизм, т.е. доказательство отсутствия  сверхестественных сил в бытии и негативной роли религии в современной жизни техногенного общества и в культуре вообще.

4. Разработка идеи развития  всех состояний бытия по законам  диалектики.

5. Превращение философии  в массовую форму культуры  благодаря массовым многотиражным  изданиям литературы, подготовке  специалистов и пропаганде философии  в СМИ.

6. Установление непосредственной  связи философии с естествознанием  и общественными науками.

7. Выделение особой роли  критической функции философии:  критиковались все идеи, в которых  идея коммунизма не разрабатывалась  – идеализм, религия и идеология  капитализма.

Современное значение ДМ: позитивно  относительно диалектики, материализма, проблемы гуманности и принципа реализма понимания бытия и негативно  в плане идеологизации общества, догматизма.

Теоретики: Дицген, Маркс, Энгельс, Бернштейн, Меринг; в России – Плеханов, Богданов; в СССР – Лосев, Каган, Лекторский.

Философия жизни в XIX веке

Представлена учениями А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.

► Шопенгауэр (1788-1860) – теоретик волюнтаризма – направления в философии, согласно которому первична в бытии и жизни человека – Воля.

Воля в традиционной культуре – психическое качество человека, связанное с активностью по преодолению  препятствий внутренних и внешних.

У Шопенгауэра Воля – это  абсолютное бессознательное, бесконечное  стремление к существованию, которое  представлено во всех состояниях природы, общества и жизни человека как  сущность, основа.

Он абсолютизировал Волю и создал оригинальное философское  учение (труд "Мир как воля и  представление").

Достижения Шопенгауэра:

1. Теоретически доказал  первичность воли.

2. Создал модель человека  как совершенного воплощения  воли и обладающего поэтому такими всеобщими качествами:

ü постоянное стремление к удовлетворению потребностей, которое никогда не реализуется (нуждизм);

ü страдание в зависимости от возраста и обстоятельств – психическое ощущение неудовлетворенности жизнью (особенно относительно полового чувства, честолюбия, страстной любви, ревности, болезни);

ü абсолютный эгоизм, т.к. реализовать свои потребности человек должен сам в условиях, когда каждый хочет реализовать свои;

ü злобность (жестокость) – качество, свойственное всем, но не проявляемое во всех обстоятельствах, т.к. злобность – это стремление ослабить собственные страдания, заставляя страдать других и наслаждаясь этим.

3. Создание этики сострадания  – системы знаний по преодолению  и облегчению страданий людей  ("Никому не вреди и помогай  другим, сколько можешь").

Шопенгауэр считал, что  люди обречены на страдания. Всё, что  ни происходит, всегда заканчивается  негативно и человек ничего не может сделать в принципе, а  только в частностях может изменить к лучшему. Для этого он предложил 10 правил жизни – "Афоризмы житейской  мудрости":

1) Не стремись к удовольствиям,  а стремись к избавлению от  страданий.

2) Принцип абсолютной изоляции  человека от окружающих: Не любить, не ненавидеть, ничего не высказывать,  ничему не верить,

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»