Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
2) Доказательство ограниченности
познавательных способностей
Во-первых, человек ограничен в познании, т.к. в принципе не может знать свойства объекта самого по себе, т.к., познавая его, человек привносит свои особенности и неизбежно искажает самостоятельные свойства объекта. В этом агностицизм Канта.
Во-вторых, человек ограничен тем, что на уровне разума или рассудка и, тем более, чувственности нельзя однозначно установить, что такое мир, бог и душа. потому что эти формы бытия экспериментально не проявляются. Если мир можно наблюдать в эксперименте только ограничено, то душа его вообще непроверяема. Человек вынужден верить, бездоказательно принимать за истину предлагаемую точку зрения. Вера и разум содействуют друг другу, но разум первичен, потому что его информация максимально проверяется и более истинная, а то, что было верой, постепенно переходит в разряд разума.
3) Открытие антиномий разума
– таких систем знаний об
объекте, которые содержат
Четыре антиномии о мире:
ü Мир ограничен в пространстве и времени. – Мир неограничен, бесконечен в пространстве и времени.
ü Мир состоит из простого. – Нет простого, все очень сложно.
ü В мире преобладает свобода. – В мире нет свободы, все необходимо.
ü Мир имеет абсолютную сущность (порядок). – В мире нет абсолютной сущности.
Значение антиномий:
- для четкого понимания достигнутого знания
- для организации новых исследований, нового знания.
2. Создание этики как
философски точно науки о
Моральный долг – волевое действие свободного и разумного человека, которое преодолевает личный эгоизм для исполнения общественно полезных норм жизни.
Закон долга – категорический императив.
Категорический императив – это правило, не имеющее исключений и требующее от человека в любых условиях оценивать другого человека не как средство исполнения своих желаний, а как высшую ценность ("цель"), с которой нужно согласовывать свои притязания, чтобы иметь общий успех.
Признаки этики Канта:
1. Ригористичность, т.е. отсутствие любых исключений при исполнении долга.
2. Гетерономность – независимость от других форм культуры: от религии, от права, от политики, от искусства.
3. Основана на свободном выборе человека, т.к. невозможно заставить человек без его согласия.
4. Рационалистичность – только разум может заставить человека следовать долгу, а сенсорность – нет, т.к. сенсорность основана на чувстве удовольствия.
5. Абсолютно идеалистична (трансцендентна), т.к. призывает к идеалам, которые невозможно сразу реализовать.
Философия Фихте
Фихте (1767-1814) – теоретик субъективно- идеалистического варианта философии, т.к. первичным признавал разум человека, а не разум бога или мировой разум.
1. Доказал, что деятельность
человека – главная, первичная
способность в системе
2. Создал субъективную диалектику, в которой развивается разум человека, обозначенный понятием "Я", из которого формируется объект "не-Я", т.е. внешняя среда, в которой живет человек. Она противостоит разуму и принимает определенные формы благодаря разуму человека.
3. Обосновал идеалы:
ü совершенствование (бесконечное развитие морали и разума в индивидуальной жизни и жизни в обществе),
ü разум,
ü свобода.
Философия Гегеля
Гегель (1770-1831) – выдающийся философ всей мировой культуры. Его труды содержатся в 19 томах. Основные труды: "Наука логики", "Феноменология духа", "Философия религии", "Философия права", "Философия эстетики" и др. Достижения:
1. Создал рационализм в
классической образцовой
2. Создал диалектику как
науку о развитии на основе
идеализма в объективном
3. Создал рационалистическую модель истории человечества. Такие признаки:
1) Сущность истории общества – это прогресс в осознании народами с помощью разума своей веры, свободы.
2) Кумулятивность – накопление от прошлого только позитивного содержания в настоящем.
3) Провиденциальность – наличие конечной цели общества, которой подчинены все исторические события.
4) Неравномерность развития народов в осознании своей свободы.
Лидеры истории: народы Др. Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) → греческий народ → римский народ → германский народ → ? [продолжая мысль Гегеля, в ХХ в. лидерами являются народы СССР – США – еврейский народ].
Философия Фейербаха
Фейербах (1804-1872) – представитель материализма в немецкой классической философии (НКФ). Достижения:
1. Создал антропологический
вариант материализма, в котором
первичной признается
2. Объяснил сущность человека в таких качествах:
1) Разум, воля, страсти
(чувства), сознание, родовой существование.
Т.к. половая любовь
Все качества человека выводятся из полового общения мужчины и женщины. Эту мысль поддерживал Фрейд в ХХ веке.
3. Доказал, что ценностью
человеческой жизни является
счастье, достигаемое
4. Трактовал Бога как
отчужденную сущность человека:
Бог – персона, на которую
человек переносит свои
14. Неклассическая философия 19 в.
Неклассическая философия – исторический тип философии, возникший со второй трети 19 века на основе идеи первичности нерациональных форм освоения мира человеком.
Особенности неклассической философии:
1. Последовательная критика
традиционной философии, в
2. Утверждение и доказательство идеи, что первичны неразумные состояния человеческой жизни, а именно: инстинкты, эмоции, воля, любовь, бессознательное; практика как материальная деятельность; нечто мистическое; жизнь как поток психических качеств человека, которые стихийны, по этому признаку философы принадлежат к различным направления неклассической философии.
3. Многообразие направлений:
1) Диалектический материализм
– философское учение о
2) Мистическая философия
– учение о первичности
3) Философия иррационализма
– учения, согласно которым
3.1) Философия жизни –
учение о том, что жизнь как
поток стихии, инстинктов – это
первичное состояние
3.2) Философия бессознательного
– учение о том, что инстинкты
природы человека (биологической)
являются первичными в
4. Преобладание аксиологического
содержания исследуемых
5. Отсутствие однозначно
определенных понятий - господство
инстинктивно определяемых
Напр.: "Человек – грязный потомок аффектов; человек – это канат над пропастью между животным и сверхчеловеком."
Диалектический материализм
Диалектический материализм
(ДМ) – это относительно четко
оформленная система
ДМ относится к неклассической философии, т.к. практика в своей основе – это сложная система предметной деятельности человека, а в этой деятельности могут не преобладать разумные начала, а господствовать ценностные ориентации, напр.: идеал справедливости, идеал равенства, идеал коммунизма.
Реально ДМ и создавался для
теоретического обоснования идеала
коммунизма – такого общества, в
котором нет частной
Особенности ДМ:
1. Обоснование идеала коммунизма.
Эта особенность в
2. Последовательный материализм в понимании природы, общества, сознания, человека.
3. Последовательный атеизм,
т.е. доказательство
4. Разработка идеи развития
всех состояний бытия по
5. Превращение философии
в массовую форму культуры
благодаря массовым
6. Установление непосредственной
связи философии с
7. Выделение особой роли
критической функции философии:
Современное значение ДМ: позитивно относительно диалектики, материализма, проблемы гуманности и принципа реализма понимания бытия и негативно в плане идеологизации общества, догматизма.
Теоретики: Дицген, Маркс, Энгельс, Бернштейн, Меринг; в России – Плеханов, Богданов; в СССР – Лосев, Каган, Лекторский.
Философия жизни в XIX веке
Представлена учениями А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
► Шопенгауэр (1788-1860) – теоретик волюнтаризма – направления в философии, согласно которому первична в бытии и жизни человека – Воля.
Воля в традиционной культуре – психическое качество человека, связанное с активностью по преодолению препятствий внутренних и внешних.
У Шопенгауэра Воля – это абсолютное бессознательное, бесконечное стремление к существованию, которое представлено во всех состояниях природы, общества и жизни человека как сущность, основа.
Он абсолютизировал Волю и создал оригинальное философское учение (труд "Мир как воля и представление").
Достижения Шопенгауэра:
1. Теоретически доказал первичность воли.
2. Создал модель человека как совершенного воплощения воли и обладающего поэтому такими всеобщими качествами:
ü постоянное стремление к удовлетворению потребностей, которое никогда не реализуется (нуждизм);
ü страдание в зависимости от возраста и обстоятельств – психическое ощущение неудовлетворенности жизнью (особенно относительно полового чувства, честолюбия, страстной любви, ревности, болезни);
ü абсолютный эгоизм, т.к. реализовать свои потребности человек должен сам в условиях, когда каждый хочет реализовать свои;
ü злобность (жестокость) – качество, свойственное всем, но не проявляемое во всех обстоятельствах, т.к. злобность – это стремление ослабить собственные страдания, заставляя страдать других и наслаждаясь этим.
3. Создание этики сострадания
– системы знаний по
Шопенгауэр считал, что люди обречены на страдания. Всё, что ни происходит, всегда заканчивается негативно и человек ничего не может сделать в принципе, а только в частностях может изменить к лучшему. Для этого он предложил 10 правил жизни – "Афоризмы житейской мудрости":
1) Не стремись к удовольствиям, а стремись к избавлению от страданий.
2) Принцип абсолютной изоляции человека от окружающих: Не любить, не ненавидеть, ничего не высказывать, ничему не верить,