Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
3) Не оспаривай мнения других людей.
4) Не занимайся самовосхвалением.
5) Сохраняй тайну о собственной жизни: чего не должен знать враг – не говори другу.
6) Не демонстрируй свое преимущество.
7) Будь снисходителен к ошибкам других.
8) Будь осторожен в суждениях.
9) Не проявляй негативных эмоций.
10) Цени негативные ценности жизни – здоровье, свободу, молодость.
Этика Шопенгауэра:
- фаталистична, т.к. основана на идее, что человек ничего не может исправить в основах своей жизни и вынужден жить согласно стихии мировой воли;
- пессимистична, т.к. все что ни происходит, реализует деструкцию, ухудшение, регресс.
► Ницше (1844-1900) – теоретик нигилизма и идеи сверхчеловека.
Основные работы: "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Веселая наука", "Антихрист" (всего около 20 работ).
Достижения:
1. Создание нигилизма –
направления в культуре и
Сам Ницше реализовал оба варианта нигилизма. Он доказал, что современная культура отличается полным нарушением идеалов справедливости, истины, гуманности, более всего нарушает идеалы религия, особенно христианская. В результате этого современные ценности должны быть опровергнуты. Символ нигилизма Ницше – фраза "Бог умер" – мысль о том, что высшие идеалы жизни уничтожены корыстными и эгоистическими действиями личностей в историческом и индивидуальном развитии каждого человека. Трагическая безысходность жизни ведёт к самоуничтожению духовности, а официальные формы культуры формируют у человека психологию раба.
2. Идея имморализма –
последовательное критическое
3. Идея воли к власти
(могуществу) – стремление к осуществлению
тех норм жизни, которые
Воля к власти – сущность всех человеческих действий, но не каждый это понимает.
4. Идея сверхчеловека –
такого индивида (личности), который
преодолел массовый уровень
Верблюд – добровольное усвоение всего объема культуры.
Лев – решительный отказ от традиций, вредных для себя.
Ребёнок – начало усвоения новых ценностей.
Сверхчеловек Ницше – это личность, которая усваивает общечеловеческие идеалы в их чистоте, т.е. неизвращенной корыстью форме.
(Ницше – гений МФ. Он в 24 года стал профессором и доктором филологических наук. Причем последние 10 лет своей жизни провел в психиатрической клинике.)
15. Зарубежная философия ХХ века
Зарубежная философия ХХ века – это современный, максимально теоретически развитый уровень мировой философии, охватывающий множество учений разных стран и народов.
Особенности:
1. Плюрализм философских
идей и направлений, наличие
различных, самодостаточных и
несводимых друг к другу
2. Полярность сциентизма и антисциентизма в решении философских проблем, а также и проблем современной культуры в целом.
Сциентизм – система знаний, которая абсолютизирует значение рациональности и точного естествознания в культуре общества.
Антисцинтизм – система знаний, которая абсолютизирует значение идеалов гуманности, духовности в решении философских проблем.
3. Преимущественно высокий
уровень сложности обсуждаемых
философских проблем по
Экзистенциализм
Экзистенциализм – направление философии ХХ века, исследующее проблемы индивидуального существования человека в бытии.
Создатели:
1) Первые идеи высказал А.Н. Бердяев, Л.Шестов в России в 20-е годы, но теоретически четко экзистенциализм развит в Германии в 30-е годы, когда М.Хайдеггер (1889-1976) написал основной труд экзистенциализма "Бытие и время".
2) К. Ясперс (1883-1969) "Смысл и значение истории".
3) Во Франции Ж.-П. Сартр "Бытие и ничто".
Достижения экзистенциализма:
1. Разработка идеи о
том, что человек – сущность
бытия и его существование
есть критерий определенности
бытия, т.е. понятия материи,
духа, Бога, природы, субстанции не
имеют никакого значения для
философии, если не
2. Разработка экзистенциальной
онтологии – понимания бытия
с точки зрения понятий
Настроение делится на состояния:
ü Страх – переживание человеком бесконечности и ничтожности бытия в сравнении с личным переживанием своей свободы. Страх – не просто эмоция в психологии, а фундаментальное жизненно-образующее начало настроения, т.к. только через страх бытие входит в сознание человека, а человек, обнаруживает себя одиноким и свободным существом.
ü Ужас – чувство страха, доходящее до подавленности, оцепенения. Благодаря ужасу человек осмысливает свою жизнь как бытие к смерти.
ü Бытие к смерти - осознание ценности своей жизни, т.к. смерть – прекращение всех настроений. После осознания бытия к смерти человек переходит в состояние заботы.
ü Забота – настроение активного стремления к преодолению своей ограниченности. Если же человек не осознал бытие к смерти, то он становится не заботой, а маном – это такая же неопределенность, как и бытие.
ü Заброшенность – настроение, в котором возникает чувство ответственности за себя и за окружающий мир.
ü Забвение – настроение, при котором чувство ответственности вытесняется из уели жизни из-за жизненной суеты, самообмана или иллюзий. Забвение неизбежно, т.к. человек ограничен, но свобода человека дает возможность не допускать длительное время перехода к забвению.
Смысл жизни человека – постоянное стремление к бесконечному совершенствованию, чтобы не реализовать неизбежность (фатум) забвения и чтобы человек не превратился в ман ещё на начальных стадиях своей жизни.
Значение экзистенциализма:
1. Теоретически обосновал идеал гуманности в условиях антигуманного ХХ века. Причем этот гуманизм не абстрактный, а индивидуально-значимый для каждого конкретно.
2. Развил идею личной
ответственности человека за
положительные формы
3. Стимулировал развитие
искусства, художественной
4. Стимулировал творческие дискуссии во всех странах.
Позитивизм
Позитивизм – направление в философии ХХ века, которое исследует все проблемы на основе первичности критериев научного знания, отвергая мировоззренческое содержание философского знания.
Создается в середине XIX века: Огюст Конт, Гектор Спенсер, Стюарт Милль.
На рубеже ХХ века: Авинариус, Мак (эмпириокритики).
В ХХ веке гении: Витгенштейн, К.Поппер, Б.Рассел, Фейерабенд и др. – все они принадлежат к высшей форме философского знания, их труды очень сложные, но логически правильно организованы.
Достижения позитивизма:
1. Обоснование идеи о
том, что в философии и науке
не должно быть неопределенных,
двусмысленных и логически
Напр., понятия душа, дух, материя, бог, бытие, природа – сами по себе двусмысленны, точно определить их можно только в конкретном исследовании. А некоторые понятия и вовсе невозможно логически определить ни в какой из наук: понятия "бог", "дух", "душа" должны быть предметом веры.
Понятие "материя" может быть определено как вещество с его свойствами, поэтому используется в физике, химии, биологии.
Логические позитивисты (Витгенштейн) создали фундаментальные труды, в которых абсолютизировали идею точности философского знания. Утверждали, что логическая форма мысли определяет содержание и сущность внешнего мира. Это идеализм не очень высокого научного уровня.
2. Обоснование идеалов
теории: максимальная простота, минимальная
сложность, верификация и
3. Обоснование понимания
развития научного знания как
эволюции разнообразия от
4. Распространение идей
позитивизма в общественной
Особенно идеологичны такие понятия, как капитализм, коммунизм, а также все, связанное с пропагандой этих идей в мировой культуре. Если в 19 веке существовали некоторые основания для идеологии коммунизма и капитализма, то со второй половины ХХ века в обществе развивается конвергенция, и градация систем государств должна быть по признакам: аграрное – индустриальное, техногенное – традиционное, открытое – закрытое.
Значение позитивизма:
1. Обеспечил соблюдение
идеалов точности и
2. Обеспечил критерии различия паранауки и науки.
Паранаука – система знаний, по внешним признакам похожая на науку, но не имеющая последовательного научного содержания (напр., уфология).
Философия бессознательного
Философия бессознательного – особое направление в зарубежной философии ХХ века, основанное на достижениях психологии и раскрывающее сущность и законы общественно-культурных процессов на основе идеи первичности неосознанных, нерациональных, стихийно-инстинктивных свойств психики.
Варианты философии
ü Учение З.Фрейда о первичности сексуальной энергии либидо в культуре общества и в жизни индивида.
ü Учение К.Г.Юнга (ученик Фрейда) о первичности архетипов психики.
ü Учение Райха о первичности сексуальных особенностей поведения человека в экономике, политике и культурной жизни общества.
ü Учение А.Адлера о первичности комплекса неполноценности в жизни индивида и в свойстве культуры общества.
ü Учение Э.Фромма о первичности социального характера.
ü Учение Лакана о первичности психосексуальных свойств в языке (языковой природе бессознательного).
Все эти люди – психопатологи, специалисты или разрабатывали учения психопатологов в своих творческих интересах (напр., Фромм).
Достижения Фрейда
1. Впервые теоретически
обосновал необходимость