Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Познание сложных систем идет от явления к сущности и от менее глубокой сущности к более глубокой.
28. Общество как система
бытия. Теоретические модели
Общество – это часть бытия, существующая по законам, созданным в процессе деятельности людей. Это определение абстрактно, оно уточняется в рамках социальной философии, социальной логики и науках о конкретных состояниях общества.
Социальная философия
– это философская наука о
сущности, законах, качествах общества
как самостоятельной части
В 20 веке социальная философия развивается вне идеологизации в трудах ученых всей мировой культуры.
Установлены такие всеобщие признаки общества как системы:
1. Негэнтропийный эффект – такое состояние системы бытия, при котором не происходит саморазрушение и деструкция, а постоянно воссоздается достигнутый уровень сложности (развития). Согласно науке, такой особенностью обладает общество, потому что даже человек в индивидуальном развитии достигает состояния энтропии после смерти.
2. Интегральный прогресс – последовательное усложнение от простого к сложному, от низшего к высшему в результате противоречивого взаимодействия людей с природой и социальных групп между собой в процессе общественной жизни. Прогресс общества относительно отдельных государств и народов – проблематичный процесс, потому что включает не всеобщее конкретное движение прогресса, а результат взаимодействия народов, при котором уничтожаются отдельные результаты, а победившие система и государство используют все достижения общества и осуществляет общий прогресс человечества.
Напр., Др. Рим уничтожил науку Др. Греции, Месопотамии, этрусков, народов центральной и северной Европы, но в результате этого были достигнуты выдающиеся успехи в математике. Римскую Империю уничтожили народы-предки германской нации и народы Ближнего Востока в составе Византии. В результате к 10 в. н.э. европейская цивилизация достигла более высокого уровня развития, чем Др. Рим, потому что заменила рабовладельческий строй. Но в 17 веке была уничтожена.
3. Наличие субстратного
основания общественного
Субстрат – это элементарный носитель свойств целого, благодаря которому в результате сложных взаимодействий и создается это целое.
Для медицины человек может быть разделен на органы и функциональные системы, но для социальной философии человек – предел возможного деления на части.
4. Наличие субстанционального
основания для общества –
5. Сложное внутреннее строение,
в котором выделяется четыре
основных части: ЭСО, ССО, ПСО,
6. Культурно-программированный
способ функционирования всех
элементов и систем общества.
Культура – единственный
Ноосфера – это состояние общества, в котором все природные и биологические процессы реализуются на основе разума, благодаря чему устанавливается подлинный гуманизм – полное обеспечение витальных и духовных потребностей человека.
Модели познания сущности общества
Модель – это теоретический аналог реально существующих процессов, в котором выделены основные качества, сущность данного объекта в данной системе общества.
1. Модель социологического
идеализма – понимание
Недостатки модели: отсутствие
экспериментальных
Модель популяризуется в целях развития духовности и пропаганды.
2. Модель социологич. натурализма – понимание сущности, законов, качеств общества на основе идеи первичности природных законов в общественном бытии. Существует в двух вариантах:
а) географический детерминизм – учение о том, что состояние и развитие общества определяются качеством флоры и фауны. Теоретики: Мечников, Бокль, Монтескье.
б) учение Л.Н. Гумилева об этногенезе – о том, что первичной является проявление биохимической энергии личностей, которые в результате подражания заставляют часть нации действовать в заданном направлении, преодолевая природный эгоизм.
3.Модель социологич. материализма – объяснение сущности, законов, качеств общества на основе идеи первичности материального производства, экономики, техники. Впервые сформулировали Маркс и Энгельс, развили философы ХХ в. в Германии (Хабермас, Юнкер, Фромм, Адорно и др.). Эта модель практически используется во всех цивилизованных странах, потому что ориентирует государство, народы, соц. группы на эффективную деятельность по обработке природы с целью увеличения комфортности жизни и повышения ее эффективности.
29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации, их влияние на природу.
Природа – это часть бытия, которая существует по своим законам независимо от деятельности человека.
Для общества природа – это
1) географическая среда,
т.е. система климата, фауны,
флоры, недр и водных ресурсов,
с которыми взаимодействует
2) Природа по отношению
к обществу – это
3) Природа – освоенная часть космоса.
Варианты взаимодействия общества с окружающей средой:
1. Господство природы над
обществом – в течение
Признаки: 1) Преобладание природных стихий над возможностями человека;
2) Поклонение человека
силам природы в образах богов,
3) Господство собирательного
и пассивно-земледельческого
2. Господство общества над природой – началось с середины 3 тысячелетия до н.э. и продолжается до сих пор. Признаки:
1) Уничтожение флоры и фауны для удовлет-ворения потребностей человека. С 20 в. это состояние перерастает в экологический кри-зис и возможность экологической катастрофы.
2) Превращение человека в "царя природы", т.е. существо, имеющее право уничтожить всех чтобы насытиться. В 20 в. это качество осуждается по этическим нормам и преследуется по юридическим законам из-за чрезмерного проявления.
3) Совершенствование
4) Преобладание индивидуализма в отношениях людей, потому что владея совершенной техникой, индивид может выжить в любой неблагоприятной природной среде.
3. Конструктивное взаимодействие – с конца 20 в.
Признаки:
1) Создание безотходных (экологически обоснованных) технологий в преобразовании природы.
2) Формирование экологической
этики – правил гуманного
3) Становление отношений между обществом и природой на основе научного подхода, а не потребностей государства или нации. Наука дает объективную информацию о состоянии природы и ориентирует общество на проду-манную тактику преобразования природы в связи с формированием конструктивного взаимодействия природы и общества (взаимоприспособительных механизмов).
Идеальный вариант - создание
ноосферы (сферы разума), в которой
природа будет развиваться в
оптимальном режиме на основе строго
научных и технико-
Общество в своем
Цивилизация – это состояние общества, в котором представлены письменность и государственная форма управления.
Все человечество с 3 тысячелетия до н.э. развивается в рамках цивилизации, а стадия варварства – общества, в котором нет письменности, государства – представлена только как оценочная характеристика отсталых племен Азии и Африки, которые существовали до 19 в., а в настоящее время эта стадия отсутствует, т.к. цивилизация проникла во все части планеты.
Ученые в рамках цивилизации выделяют два типа общества: традиционное и техногенное. Изучение их очень важно для разработки социальной политики в государстве: установлено, что прогресс общества направлен от традиционного общества к техногенному.
► Традиционное общество – цивилизация, в которой преобладает натуральное хозяйство, а отношения людей основаны на консервативных традициях морали, религии и жизненного опыта. Признаки:
1) Производство материальных
благ не для торговли и обмена,
а для непосредственного
2) Жесткое социальное деление общества: элитные группы не допускают переход в нее низших слоев общества.
3) Господство авторитарных форм правления (деспотия, тирания).
4) Преобладание аскриптивной мотивации в поведении людей – оценка и стремление к восприятию других людей по приписанным качествам: социальной иерархии, пола, возраста, цвета кожи и пр., которые не достигаются другим человеком благодаря его труду, а даны изначально.
5) Наличие сложного варианта письменности, отличного от разговорного языка, свойствен-ного социальной культуре, напр., китайские иерография и язык, латинский язык и национальный язык.
► Техногенное общество – цивилизация (общество), основанная на товарном производстве и господстве науки и техники (появилось в 15 в. в Европе).
Признаки:
1) Господство товарного
производства в форме
2) Преобладание научного
рационализма в системе
3) Преобладание демократических принципов.
4) Господство индивидуализма в отношениях.
5) Ускоренная иннвозвационная динамика культуры.
Перспектива России – продолжение техногенных качеств.
30. Содержание проблемы
человека и парадигмы её
Проблема человека – это система познавательных, управленческих и практических вопросов о сущности, качествах, законах, происхождении и смысле жизни человека.
Как и любая проблема, проблема человека, содержит знание о незнании, т.е. минимум информации, от которой исходят в новейших исследованиях с учетом новых методов и возможностей науки. Исторически сложилось пять парадигм.
Парадигма – система знаний, принятая сообществом ученых (или дилетантов) в качестве образца решения проблемы. В парадигме содержится метод, устойчивое знание и аксиологические установки – все они логически обоснованы и определены, а не произвольны.
1. Теоцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности сверхестественных и всемогущих сил (Бога и Богов).
Теоретики: Августин Аврелий Блаженный, в ХХ веке – Мариден, Тилих и др.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека – богоподобие на основе духовности.
2) Качества тварные, земные, вещественно-энергетические качества.
3) Биологические законы – плотское желание.
4) Тварно-божественные качества – свобода, воля, душа.
5) Происхождение человека – по воле Бога.
Законы божественного и земного мира:
ü Смысл жизни – любовь и вера в Бога.
ü Соблюдение конфессиональных догматов.
Теоценрическая парадигма положительна для развития нравственности, ограничена в связи с тем, что материальная жизнь человека принижается, а без нее ни общество, ни человек не могут прогрессировать.
2. Натуроцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности законов природы, бытия, которые развиваются по естественным закономерностям без чего-либо сверхъестественного.
Теоретики: Демокрит, Гольбах, Ницше, Фрейд.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека –
природная, т.к. все в
2) Социальные качества, которые продолжают действие законов природы в условиях, созданных взаимодействиями людей.
3) Смысл жизни – следование природным законам.
Натуроцентрическая парадигма положи-тельна в культуре, т.к. ориентирует личность на реалистичное понимание места человека в жизни; ориентирует государство на поддержку материального уровня жизни, на учет политических влияний, а также идеационной сферы (нравственность, красота).
3. Социоцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности общества и социальной среды, в которой существует индивид.