Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

 

Познание сложных систем идет от явления к сущности и от менее глубокой сущности к более глубокой.

 

28. Общество как система  бытия. Теоретические модели философского  познания общества.

Общество – это часть  бытия, существующая по законам, созданным  в процессе деятельности людей. Это  определение абстрактно, оно уточняется в рамках социальной философии, социальной логики и науках о конкретных состояниях общества.

Социальная философия  – это философская наука о  сущности, законах, качествах общества как самостоятельной части бытия. Она создана в середине 19 века в трудах гр.Ф. и учениях: материалистическая социальная философия – Маркс, Энгельс и их сторонники, позитивистская – Конт, Спенсер.

В 20 веке социальная философия  развивается вне идеологизации в трудах ученых всей мировой культуры.

Установлены такие всеобщие признаки общества как системы:

1. Негэнтропийный эффект – такое состояние системы бытия, при котором не происходит саморазрушение и деструкция, а постоянно воссоздается достигнутый уровень сложности (развития). Согласно науке, такой особенностью обладает общество, потому что даже человек в индивидуальном развитии достигает состояния энтропии после смерти.

2. Интегральный прогресс  – последовательное усложнение  от простого к сложному, от низшего к высшему в результате противоречивого взаимодействия людей с природой и социальных групп между собой в процессе общественной жизни. Прогресс общества относительно отдельных государств и народов – проблематичный процесс, потому что включает не всеобщее конкретное движение прогресса, а результат взаимодействия народов, при котором уничтожаются отдельные результаты, а победившие система и государство используют все достижения общества и осуществляет общий прогресс человечества.

Напр., Др. Рим уничтожил  науку Др. Греции, Месопотамии, этрусков, народов центральной и северной Европы, но в результате этого были достигнуты выдающиеся успехи в математике. Римскую Империю уничтожили народы-предки германской нации и народы Ближнего Востока в составе Византии. В результате к 10 в. н.э. европейская цивилизация достигла более высокого уровня развития, чем Др. Рим, потому что заменила рабовладельческий строй. Но в 17 веке была уничтожена.

3. Наличие субстратного  основания общественного целого  – человека в его активности.

Субстрат – это элементарный носитель свойств целого, благодаря  которому в результате сложных взаимодействий и создается это целое.

Для медицины человек может  быть разделен на органы и функциональные системы, но для социальной философии  человек – предел возможного деления  на части.

4. Наличие субстанционального  основания для общества – такой  части, основы, которая производит  решающее условие физического  существования и возможности  развития. Им является система  материального производства –  общественно организованная деятельность  людей по созданию, распределению,  обмену и потреблению материальных  благ.

5. Сложное внутреннее строение, в котором выделяется четыре  основных части: ЭСО, ССО, ПСО,  ИСО (экономическая, социальная, политическая и идеационная системы общества).

6. Культурно-программированный  способ функционирования всех  элементов и систем общества. Культура – единственный способ  перехода общества от состояния  природной жизни к цивилизации,  духовно совершенствующей человека  в рамках ноосферы.

Ноосфера – это состояние  общества, в котором все природные  и биологические процессы реализуются  на основе разума, благодаря чему устанавливается  подлинный гуманизм – полное обеспечение  витальных и духовных потребностей человека.

Модели познания сущности общества

Модель – это теоретический  аналог реально существующих процессов, в котором выделены основные качества, сущность данного объекта в данной системе общества.

1. Модель социологического  идеализма – понимание сущности, законов, качеств общества на  основе идеи первичности духа (идеального бытия). Реально это  означает, что в обществе первична  воля Бога (Фома Аквинский), разум  (Гегель), воля человека (Шопенгауэр  и сторонники психологизации).

Недостатки модели: отсутствие экспериментальных подтверждений, т.к. ни Бог, ни разум, ни воля ничего предметно  не создают.

Модель популяризуется в  целях развития духовности и пропаганды.

2. Модель социологич. натурализма – понимание сущности, законов, качеств общества на основе идеи первичности природных законов в общественном бытии. Существует в двух вариантах:

а) географический детерминизм  – учение о том, что состояние  и развитие общества определяются качеством  флоры и фауны. Теоретики: Мечников, Бокль, Монтескье.

б) учение Л.Н. Гумилева об этногенезе – о том, что первичной является проявление биохимической энергии  личностей, которые в результате подражания заставляют часть нации  действовать в заданном направлении, преодолевая природный эгоизм.

3.Модель социологич. материализма – объяснение сущности, законов, качеств общества на основе идеи первичности материального производства, экономики, техники. Впервые сформулировали Маркс и Энгельс, развили философы ХХ в. в Германии (Хабермас, Юнкер, Фромм, Адорно и др.). Эта модель практически используется во всех цивилизованных странах, потому что ориентирует государство, народы, соц. группы на эффективную деятельность по обработке природы с целью увеличения комфортности жизни и повышения ее эффективности.

 

29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная  и техногенная цивилизации, их  влияние на природу.

Природа – это часть  бытия, которая существует по своим  законам независимо от деятельности человека.

Для общества природа –  это 

1) географическая среда,  т.е. система климата, фауны,  флоры, недр и водных ресурсов, с которыми взаимодействует человек  в своем трудовом производстве  и непосредственно жизненном  отношении. Именно географическая  среда влияет на производственные  показатели, на здоровье и мировоззрение  человека.

2) Природа по отношению  к обществу – это неорганические  и органические состояния планеты  Земля, в которых существует  общество.

3) Природа – освоенная  часть космоса.

 

Варианты взаимодействия общества с окружающей средой:

1. Господство природы над  обществом – в течение первобытного  и начала рабовладельческого  состояния человечества.

Признаки: 1) Преобладание природных  стихий над возможностями человека;

2) Поклонение человека  силам природы в образах богов,  тотемов, фетишей; 

3) Господство собирательного  и пассивно-земледельческого труда  и производства.

2. Господство общества  над природой – началось с  середины 3 тысячелетия до н.э.  и продолжается до сих пор.  Признаки:

1) Уничтожение флоры и  фауны для удовлет-ворения потребностей человека. С 20 в. это состояние перерастает в экологический кри-зис и возможность экологической катастрофы.

2) Превращение человека  в "царя природы", т.е. существо, имеющее право уничтожить всех чтобы насытиться. В 20 в. это качество осуждается по этическим нормам и преследуется по юридическим законам из-за чрезмерного проявления.

3) Совершенствование производства  и техники, потребляющих вещество  и энергию природы во все  возрастающих масштабах.

4) Преобладание индивидуализма  в отношениях людей, потому  что владея совершенной техникой, индивид может выжить в любой неблагоприятной природной среде.

3. Конструктивное взаимодействие  – с конца 20 в. 

Признаки:

1) Создание безотходных  (экологически обоснованных) технологий  в преобразовании природы.

2) Формирование экологической  этики – правил гуманного отношения  к фауне и флоре. Этот способ  отношений утверждается на уровне  общественного сознания, а государства  не могут его реализовать по  причине конкурентных отношений  в мире.

3) Становление отношений  между обществом и природой  на основе научного подхода,  а не потребностей государства или нации. Наука дает объективную информацию о состоянии природы и ориентирует общество на проду-манную тактику преобразования природы в связи с формированием конструктивного взаимодействия природы и общества (взаимоприспособительных механизмов).

Идеальный вариант - создание ноосферы (сферы разума), в которой  природа будет развиваться в  оптимальном режиме на основе строго научных и технико-экологических  программ взаимодействий.

Общество в своем функционировании проходит различные уровни (этапы). Учения выделяют начальный уровень  – стадия дикости, варварства, и  стадии цивилизации.

Цивилизация – это состояние  общества, в котором представлены письменность и государственная  форма управления.

Все человечество с 3 тысячелетия  до н.э. развивается в рамках цивилизации, а стадия варварства – общества, в котором нет письменности, государства  – представлена только как оценочная  характеристика отсталых племен Азии и Африки, которые существовали до 19 в., а в настоящее время эта  стадия отсутствует, т.к. цивилизация  проникла во все части планеты.

Ученые в рамках цивилизации  выделяют два типа общества: традиционное и техногенное. Изучение их очень  важно для разработки социальной политики в государстве: установлено, что прогресс общества направлен  от традиционного общества к техногенному.

► Традиционное общество – цивилизация, в которой преобладает натуральное хозяйство, а отношения людей основаны на консервативных традициях морали, религии и жизненного опыта.   Признаки:

1) Производство материальных  благ не для торговли и обмена, а для непосредственного жизненного  потребления. Только элита общества  могла позволить товарное производство, т.к. была потребность в средствах  роскоши.

2) Жесткое социальное деление  общества: элитные группы не допускают  переход в нее низших слоев  общества.

3) Господство авторитарных  форм правления (деспотия, тирания).

4) Преобладание аскриптивной мотивации в поведении людей – оценка и стремление к восприятию других людей по приписанным качествам: социальной иерархии, пола, возраста, цвета кожи и пр., которые не достигаются другим человеком благодаря его труду, а даны изначально.

5) Наличие сложного варианта  письменности, отличного от разговорного  языка, свойствен-ного социальной культуре, напр., китайские иерография и язык, латинский язык и национальный язык.

► Техногенное общество – цивилизация (общество), основанная на товарном производстве и господстве науки и техники (появилось в 15 в. в Европе).

Признаки:

1) Господство товарного  производства в форме денежного  обращения, универсальным выражением  производства являются деньги.

2) Преобладание научного  рационализма в системе культуры.

3) Преобладание демократических  принципов.

4) Господство индивидуализма  в отношениях.

5) Ускоренная иннвозвационная динамика культуры.

Перспектива России – продолжение  техногенных качеств.

 

30. Содержание проблемы  человека и парадигмы её исследования. Человек в системе медицинского  знания.

Проблема человека – это  система познавательных, управленческих и практических вопросов о сущности, качествах, законах, происхождении  и смысле жизни человека.

Как и любая проблема, проблема человека, содержит знание о незнании, т.е. минимум информации, от которой  исходят в новейших исследованиях  с учетом новых методов и возможностей науки. Исторически сложилось пять парадигм.

Парадигма – система знаний, принятая сообществом ученых (или  дилетантов) в качестве образца решения  проблемы. В парадигме содержится метод, устойчивое знание и аксиологические  установки – все они логически  обоснованы и определены, а не произвольны.

1. Теоцентрическая парадигма  – исследование проблемы жизни  на основе идеи первичности  сверхестественных и всемогущих сил (Бога и Богов).

Теоретики: Августин Аврелий Блаженный, в ХХ веке – Мариден, Тилих и др.

Решение проблемы человека:

1) Сущность человека –  богоподобие на основе духовности.

2) Качества тварные, земные, вещественно-энергетические качества.

3) Биологические законы  – плотское желание.

4) Тварно-божественные качества – свобода, воля, душа.

5) Происхождение человека  – по воле Бога.

Законы божественного  и земного мира:

ü Смысл жизни – любовь и вера в Бога.

ü Соблюдение конфессиональных догматов.

Теоценрическая парадигма положительна для развития нравственности, ограничена в связи с тем, что материальная жизнь человека принижается, а без нее ни общество, ни человек не могут прогрессировать.

2. Натуроцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности законов природы, бытия, которые развиваются по естественным закономерностям без чего-либо сверхъестественного.

Теоретики: Демокрит, Гольбах, Ницше, Фрейд.

Решение проблемы человека:

1) Сущность человека –  природная, т.к. все в человеке  есть результат неорганических  и органических процессов.

2) Социальные качества, которые  продолжают действие законов  природы в условиях, созданных  взаимодействиями людей.

3) Смысл жизни – следование  природным законам.

Натуроцентрическая парадигма положи-тельна в культуре, т.к. ориентирует личность на реалистичное понимание места человека в жизни; ориентирует государство на поддержку материального уровня жизни, на учет политических влияний, а также идеационной сферы (нравственность, красота).

3. Социоцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности общества и социальной среды, в которой существует индивид.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»