Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Теоретики: Аристотель, Гегель, Фихте, Шеллинг, Маркс, Энгельс, Дюркгейм.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека – общественная, но с учетом форм общественности (политика, экономика, этнические взаимодействия).
2) Качества – природные и первичные – общественные.
3) Происхождение – в
результате эволюции природы
и орудийно-трудовой
4) Смысл жизни – подчинение требованиям общества с учетом исторических особенностей.
Парадигма положительна, т.к. обеспе-чивает сплочение людей в максимально возможной мере.
Отрицательна, т.к. не учитывает индивидуальность личности человека.
4. Культуроцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности идеационных, культурных ценностей.
Теоретики: Риккерт, Кассирер, Зиммель.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека –
творчество форм бытия,
2) Идеационно культурные качества, в т.ч. духовность, уровень образования, способность к творчеству.
3) Смысл жизни – перфекция, стремление к постоянному совершенствованию.
4) Происхождение человека либо не исследуется, либо – от Бога, либо – согласно научной парадигме.
Положительное значение парадигмы в определении идеалов, высших целей, к которым нужно стремиться.
Отрицательное – в возможности дезорганизации мировоззрения личности, особенно в период обострения общественных противоречий.
5. Антропоцентрическая парадигма
– исследование проблемы жизни
на основе идеи первичности
человека в системе Вселенной
(т.е. изученного
Теоретики: Плесснер, Шеллер, частично Бердяев.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека –
свобода, произвольность
2) Качества человека – всевозможные (космические, планетарные, биологические, общественные, духовные). Основное качество: человек-микрокосм – существо, которое содержит многообразие форм бытия в концентрированном виде.
Основа всех рассуждений этих парадигм:
1) материализм или идеализм,
2) Рационализм или иррационализм.
31. Сущность и качества
человека в контексте
Установлены две группы качеств человека:
1) природно-биологические – те свойства, которые по наследству от родителей к потомству;
2) общественные – свойства,
которые формируются в
Общественные качества человека:
1. Способность к труду
– преобразованию вещества, энергии
и информации с помощью
2. Культуро-опосредованный способ жизнедеятельности, начиная от рождения и заканчивая смертью. Искусственные посредники – предметы, нормы, знания и оценки – определяют поведение любого индивида.
3. Языковое общение –
способ передачи информации и
создания смысла в форме
4. Особый идеальный вариант
обработки информации о
5. Универсальность моральных
норм, среди которых главные –
это нормы совести и
6. Деятельность – способность к активным и целенаправленным, предметным, идеальному и знаково-коммуникативному преобразованию объекта.
7. Генетическая
8. Продолжительность жизни и возраст.
9. Морфологические признаки
(312 морфологических признаков
Итак, биологические качества подчинены культурной программе и социальным особенностям, поэтому сущность человека – общественная, а природа – биологическая.
Человек – биообщественное живое существо, реализующее свой вариант бытия в культурно опосредованной форме индивидуальной жизни на основе творческой, предметной, идеальной и коммуникативной потребностях.
32. Антропогенез как проблема философии и науки.
Антропогенез – процесс появления человека (homo sapiens sapiens) на Земле.
Существует несколько основных парадигм решения этой проблемы:
1. Теоцентрическая. Человек был создан Богом (богами) одномоментно в современном виде.
2. Научная. Человек
При этом человек прошел ряд стадий:
ü насекомоядные обезьяны - 2 млн. лет назад,
ü антропоидные (человекообразные) обезьяны – примерно 1,2 млн. лет назад,
ü человек умелый (homo habilis) - 460 тыс. лет,
ü человек выпрямленный (homo erectus) - 160 тыс.,
ü человек разумный (homo sapiens) – человек современного вида (кроманьонец) - 40 тыс. лет
33. Человек и здоровье:
гуманитарный и медицинский
Здоровье – состояние физиологического, психического и социального благополучия (в отсутствие болезни).
Здоровье человека должно
обеспечивать ему относительно комфортные
условия труда и отдыха. Заболевание
снижает работоспособность
Здоровье человека – это индивидуальное психосоматическое состояние, при котором человек способен оптимально реализовать свои жизненные потребности.
Установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от наследственности, на 20% - от экологии и на 10% - от здравоохранения и медицины.
Существует 16 программ здорового образа жизни. В т.ч. система И. Мечникова.
Важнейшие предпосылки обретения и сохранения здоровья: труд, сон, положительные эмоции, рациональное питание, запрет на алкоголь и никотин, режим дня, закаливание, физкультура. Гуманитарное содержание здоровья – следование человека позитивным ценностям общества.
34. Культура: проблема сущности
и типологии. Человек как
Понятие культуры многозначно: не менее, чем 130 значений в англоязычной и более 200 в русскоязычной литературе. Это свидетельство универсальности культуры и показатель проблемы точного понимания данного общественного явления.
Условно выделяют несколько подходов:
1) Исторический: Культура
– это возделывание земли (
2) Аксеологический: Культура – это все позитивные ценности и нормы, созданные человечеством.
3) Символический: Культура
– это набор символов и правил
пользования ими (флаги, жесты,
4) Традиционный: Культура – это процесс и результат совершенствования интеллекта, нравственности и тела.
5) Конкретно-научный: Культура – это (1) сельскохозяйственная культура – селекционные виды растений, породы скота, штаммы микроорганизмов и др.; и (2) этнографическая культура – обычаи, традиции, обряды какого-либо народа (этноса).
► Инвариантное определение:
Культура – это система созданных поколениями людей средств человеческой деятельности, которыми программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, социальных групп, этносов, государств и человечества в целом.
Основу культуры составляют идеалы и позитивные ценности (Добро, Истина, Красота, Справедливость, Гуманность, Гармония, Совершенство), а в религиозной культуре – Бог как символ абсолютного совершенства.
Культура противоречива, т.к. у разных народов свои способы деятельности и их ценности при соотношении взаимотрицающие. Но во многих случаях – взаимодействие людей. Напр., экономическая депрессия в России отрицательна для россиян, но позитивна для всего человечества.
Типология культуры
– это объединение однородных явлений культуры в группы, множества, типы, виды в зависимости от принятого критерия:
1. Историческая типология
– виды культуры в зависимости
от уровня развития
- культура первобытного общества,
- культура рабовладельческого общества,
- культура феодального общества,
- культура эпохи Возрождения,
- культура Нового Времени (17-19 вв.),
- культура Новейшего Времени (с конца 19 в.).
2. Этнографическая типология
культуры – в зависимости от
достижений конкретных народов,
3.Структурно-функциональная
типология культуры – в
1) Материальная культура
– система вещественно-
Функции материальной культуры:
- обеспечение физического выживания при взаимодействии с природой;
- обеспечение оптимальности взаимодействия с людьми;
- создание материальной
основы для удовлетворения
2) Социальная культура
– система норм и правил
поведения людей,
• Этикет – стереотипы поведения и общения, основанные на вежливости и уважении между людьми независимо от социальной принадлежности или в особенно строго регламентированных взаимодействиях людей (врачебный, дипломатический, придворный этикет).
• Экономическая культура – нормы и правила поведения в исторически определенной системе производства.
• Политическая культура – нормы и правила поведения по поводу власти.
• Правовая культура – нормы и правила поведения по поводу законов, установленных государством.
• Нравственная культура – нормы и правила поведения по поводу соблюдения морали – знания о дóлжном поведении на основе идеалов добра и его модификаций.
Функции социальной культуры:
- обеспечение выживания
индивида или социальных групп
в системе государства и
- оптимизация взаимодействия социальных групп и индивида на основе стандарта мирного существования;
- обеспечение организованного
целенаправленного действия
3) Идеационная культура – система информации, знания, смыслов и оценок, созданных благодаря сознанию для реализации предметной деятельности человека в труде, производстве, социальной практике.
Идеационная культура – самая разнообразная и сложная форма культуры. Многие философы признают культуру только как идеационную культуру, а не материальную или социальную, особенно в рамках идеализма.
Виды идеационной культуры:
• Наука – система знаний и деятельности по достижению максимально объективно истинного знания о действительности .
• Мораль – система знаний о дóлжном поведении на основе идеалов добра, гуманности, справедливости.
• Право – система знаний о дóлжном поведении на основе соблюдения законов государства.
• Идеология – система теоретических знаний о потребностях, интересах и месте социальных групп, классов в обществе.
• Религия – система суждения и деятельности по регламентированному почитанию и поклонению сверхъестественных и всемогущих сил бытия.
• Атеизм (свободомыслие) –
система сознания и деятельности,
основанная на реалистическом понимании
бытия как естественного
• Мировоззрение – система знаний о мире, месте человека в нем и смысле жизни.
• Искусство – система
знания и деятельности по поводу чувственного
переживания, рационального понимания
и предметно-знакового
• Язык – универсальная форма идеационной культуры, выражающая ее идеалистическое содержание в особой исторически или искусственно созданной системе речи и письма, на основе которых формируются специфические системы знаков – жесты, мимика, телодвижения.
• Культура мышления – уровень
развития рациональных способностей человека
к логическому определению
• Культура чувств – состояние
эмоционально-волевых качеств
• Особая форма культуры – система воспитания и образования – система обучения и формирования общественно значимых правил поведения, информации, смыслов и оценок.
35. Мораль и нравственность в системе культуры общества и личности.
Ценностные формы культуры – такие виды идеационной культуры и ее реализации в социальной деятельности, которые основаны на позитивно значимом идеале, цели, особом смысле.