Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

Теоретики: Аристотель, Гегель, Фихте, Шеллинг, Маркс, Энгельс, Дюркгейм.

Решение проблемы человека:

1) Сущность человека –  общественная, но с учетом форм  общественности (политика, экономика,  этнические взаимодействия).

2) Качества – природные  и первичные – общественные.

3) Происхождение – в  результате эволюции природы  и орудийно-трудовой активности  высших млекопитающих отряда  приматов.

4) Смысл жизни – подчинение  требованиям общества с учетом  исторических особенностей.

Парадигма положительна, т.к. обеспе-чивает сплочение людей в максимально возможной мере.

Отрицательна, т.к. не учитывает  индивидуальность личности человека.

4. Культуроцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности идеационных, культурных ценностей.

Теоретики: Риккерт, Кассирер, Зиммель.

Решение проблемы человека:

1) Сущность человека –  творчество форм бытия, которых  нет ни в природе, ни в  общественной реальности. (Кассирер: человек – это символическое животное.)

2) Идеационно культурные качества, в т.ч. духовность, уровень образования, способность к творчеству.

3) Смысл жизни – перфекция, стремление к постоянному совершенствованию.

4) Происхождение человека  либо не исследуется, либо –  от Бога, либо – согласно научной  парадигме.

Положительное значение парадигмы  в определении идеалов, высших целей, к которым нужно стремиться.

Отрицательное – в возможности дезорганизации мировоззрения личности, особенно в период обострения общественных противоречий.

5. Антропоцентрическая парадигма  – исследование проблемы жизни  на основе идеи первичности  человека в системе Вселенной  (т.е. изученного естествознанием  уровня окружающей действительности  в пределах условных 20 млрд. световых  лет).

Теоретики: Плесснер, Шеллер, частично Бердяев.

Решение проблемы человека:

1) Сущность человека –  свобода, произвольность действий  в системе бытия, т.к. человек  – высший уровень всего реализованного.

2) Качества человека –  всевозможные (космические, планетарные,  биологические, общественные, духовные). Основное качество: человек-микрокосм  – существо, которое содержит  многообразие форм бытия в  концентрированном виде.

Основа всех рассуждений  этих парадигм:

1) материализм или идеализм,

2) Рационализм или иррационализм.

 

31. Сущность и качества  человека в контексте современной  науки, философии, медицины.

Установлены две группы качеств  человека:

1) природно-биологические  – те свойства, которые по наследству  от родителей к потомству;

2) общественные – свойства, которые формируются в процессе  жизни индивида и не передаются  по наследству.

Общественные качества человека:

1. Способность к труду  – преобразованию вещества, энергии  и информации с помощью приспособлений (орудий, техники) для удовлетворения  социогенных потребностей.

2. Культуро-опосредованный способ жизнедеятельности, начиная от рождения и заканчивая смертью. Искусственные посредники – предметы, нормы, знания и оценки – определяют поведение любого индивида.

3. Языковое общение –  способ передачи информации и  создания смысла в форме искусственно  или исторически созданной системы  знаков или письма. Языковое общение  отличается от сигнального общения  животных тем, что выражает  абстракции, а не только субъективное  содержание.

4. Особый идеальный вариант  обработки информации о внешней  среде и внутренних особенностях, реализуемый в форме сознания.

5. Универсальность моральных  норм, среди которых главные –  это нормы совести и справедливости.

6. Деятельность – способность  к активным и целенаправленным, предметным, идеальному и знаково-коммуникативному преобразованию объекта.

7. Генетическая программируемость  индивидуальности, разнообразия жизни.

8. Продолжительность жизни  и возраст.

9. Морфологические признаки (312 морфологических признаков человека  не существуют у антропоморфных  животных).

 

Итак, биологические качества подчинены культурной программе  и социальным особенностям, поэтому  сущность человека – общественная, а природа – биологическая.

Человек – биообщественное живое существо, реализующее свой вариант бытия в культурно опосредованной форме индивидуальной жизни на основе творческой, предметной, идеальной и коммуникативной потребностях.

 

32. Антропогенез как проблема  философии и науки.

Антропогенез – процесс  появления человека (homo sapiens sapiens) на Земле.

Существует несколько  основных парадигм решения этой проблемы:

1. Теоцентрическая. Человек  был создан Богом (богами) одномоментно  в современном виде.

2. Научная. Человек сформировался  в результате длительной эволюции  от Protea до современного вида. (Чарльз Дарвин, 1871 г. - "Происхождение человека и половой отбор")

При этом человек прошел ряд  стадий:

ü насекомоядные обезьяны - 2 млн. лет назад,

ü антропоидные (человекообразные) обезьяны – примерно 1,2 млн. лет назад,

ü человек умелый (homo habilis) - 460 тыс. лет,

ü человек выпрямленный (homo erectus) - 160 тыс.,

ü человек разумный (homo sapiens) – человек современного вида (кроманьонец) - 40 тыс. лет

 

33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.

Здоровье – состояние  физиологического, психического и социального  благополучия (в отсутствие болезни).

Здоровье человека должно обеспечивать ему относительно комфортные условия труда и отдыха. Заболевание  снижает работоспособность человека и значительно ухудшает его самочувствие.

Здоровье человека – это  индивидуальное психосоматическое  состояние, при котором человек  способен оптимально реализовать свои жизненные потребности.

Установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от наследственности, на 20% - от экологии и на 10% - от здравоохранения и  медицины.

Существует 16 программ здорового  образа жизни. В т.ч. система И. Мечникова.

Важнейшие предпосылки обретения  и сохранения здоровья: труд, сон, положительные  эмоции, рациональное питание, запрет на алкоголь и никотин, режим дня, закаливание, физкультура. Гуманитарное содержание здоровья – следование человека позитивным ценностям общества.

 

34. Культура: проблема сущности  и типологии. Человек как творец  и творение культуры.

Понятие культуры многозначно: не менее, чем 130 значений в англоязычной и более 200 в русскоязычной литературе. Это свидетельство универсальности культуры и показатель проблемы точного понимания данного общественного явления.

Условно выделяют несколько  подходов:

1) Исторический: Культура  – это возделывание земли (почвы)  в интересах человека (Коттон, Др.Рим, 1 в. до н.э. – "Трактат о сельском хозяйстве").

2) Аксеологический: Культура – это все позитивные ценности и нормы, созданные человечеством.

3) Символический: Культура  – это набор символов и правил  пользования ими (флаги, жесты,  изображения, гербы и т.д.)

4) Традиционный: Культура  – это процесс и результат  совершенствования интеллекта, нравственности  и тела.

5) Конкретно-научный: Культура – это (1) сельскохозяйственная культура – селекционные виды растений, породы скота, штаммы микроорганизмов и др.; и (2) этнографическая культура – обычаи, традиции, обряды какого-либо народа (этноса).

► Инвариантное определение:

Культура – это система  созданных поколениями людей  средств человеческой деятельности, которыми программируется, реализуется  и стимулируется активность индивида, социальных групп, этносов, государств и человечества в целом.

Основу культуры составляют идеалы и позитивные ценности (Добро, Истина, Красота, Справедливость, Гуманность, Гармония, Совершенство), а в религиозной  культуре – Бог как символ абсолютного  совершенства.

Культура противоречива, т.к. у разных народов свои способы  деятельности и их ценности при соотношении  взаимотрицающие. Но во многих случаях – взаимодействие людей. Напр., экономическая депрессия в России отрицательна для россиян, но позитивна для всего человечества.

Типология культуры

– это объединение однородных явлений культуры в группы, множества, типы, виды в зависимости от принятого  критерия:

1. Историческая типология  – виды культуры в зависимости  от уровня развития человечества:

- культура первобытного  общества,

- культура рабовладельческого  общества,

- культура феодального  общества,

- культура эпохи Возрождения,

- культура Нового Времени  (17-19 вв.),

- культура Новейшего Времени  (с конца 19 в.).

2. Этнографическая типология  культуры – в зависимости от  достижений конкретных народов,  существовавших и существующих (майя, ацтеки, народность острова Паски, др.)

3.Структурно-функциональная  типология культуры – в зависимости  от основного состояния, функция  которого положительна для общественного  целого:

1) Материальная культура  – система вещественно-энергетических  средств деятельности (техника, орудия  труда и быта, средства нападения  и защиты, материальное благосостояние  личности и семьи – зар.плата, доходы, комфортабельность жизни, качество пищи, жилья и др.), соматическая культура (физическая культура, спорт, гимнастика, …).

Функции материальной культуры:

- обеспечение физического  выживания при взаимодействии  с природой;

- обеспечение оптимальности  взаимодействия с людьми;

- создание материальной  основы для удовлетворения идеационных потребностей личности.

2) Социальная культура  – система норм и правил  поведения людей, межличностных  отношений и в специальных  условиях жизни.

• Этикет – стереотипы поведения  и общения, основанные на вежливости и уважении между людьми независимо от социальной принадлежности или в  особенно строго регламентированных взаимодействиях  людей (врачебный, дипломатический, придворный этикет).

• Экономическая культура – нормы и правила поведения  в исторически определенной системе  производства.

• Политическая культура –  нормы и правила поведения  по поводу власти.

• Правовая культура – нормы  и правила поведения по поводу законов, установленных государством.

• Нравственная культура –  нормы и правила поведения  по поводу соблюдения морали – знания о дóлжном поведении на основе идеалов добра и его модификаций.

Функции социальной культуры:

- обеспечение выживания  индивида или социальных групп  в системе государства и общества  в целом;

- оптимизация взаимодействия  социальных групп и индивида  на основе стандарта мирного  существования;

- обеспечение организованного  целенаправленного действия значительных  масс населения для реализации  общественно-значимых целей.

3) Идеационная культура – система информации, знания, смыслов и оценок, созданных благодаря сознанию для реализации предметной деятельности человека в труде, производстве, социальной практике.

Идеационная культура – самая разнообразная и сложная форма культуры. Многие философы признают культуру только как идеационную культуру, а не материальную или социальную, особенно в рамках идеализма.

Виды идеационной культуры:

• Наука – система знаний и деятельности по достижению максимально  объективно истинного знания о действительности .

• Мораль – система знаний о дóлжном поведении на основе идеалов добра, гуманности, справедливости.

• Право – система знаний о дóлжном поведении на основе соблюдения законов государства.

• Идеология – система  теоретических знаний о потребностях, интересах и месте социальных групп, классов в обществе.

• Религия – система  суждения и деятельности по регламентированному  почитанию и поклонению сверхъестественных и всемогущих сил бытия.

• Атеизм (свободомыслие) –  система сознания и деятельности, основанная на реалистическом понимании  бытия как естественного процесса, в котором нет сверхъестественного, а есть непознанное к данному  моменту времени.

• Мировоззрение – система  знаний о мире, месте человека в  нем и смысле жизни.

• Искусство – система  знания и деятельности по поводу чувственного переживания, рационального понимания  и предметно-знакового воплощения красоты и ее модификаций в  различных жанрах искусства.

• Язык – универсальная  форма идеационной культуры, выражающая ее идеалистическое содержание в особой исторически или искусственно созданной системе речи и письма, на основе которых формируются специфические системы знаков – жесты, мимика, телодвижения.

• Культура мышления – уровень  развития рациональных способностей человека к логическому определению понятий, формулировке суждений и умозаключений, способность к организации совей  деятельности с четким выделением целей, средств и результатов. Высшая форма  культуры мышления – разум.

• Культура чувств – состояние  эмоционально-волевых качеств человека, в которых проявляется субъективное отношение его к происходящему  в действительности.

• Особая форма культуры – система воспитания и образования  – система обучения и формирования общественно значимых правил поведения, информации, смыслов и оценок.

 

35. Мораль и нравственность  в системе культуры общества  и личности.

Ценностные формы культуры – такие виды идеационной культуры и ее реализации в социальной деятельности, которые основаны на позитивно значимом идеале, цели, особом смысле.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»