Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1:Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии

Файлы: 1 файл

Вопросы по философии.docx

— 189.49 Кб (Скачать файл)

 в  качестве источника и движущих  сил развития рассматривается  не один, а ряд факторов, т.е. данный  тип социальной философии плюралистичен.

 отказывается  от идей гарантированного прогресса.

 идея  катастрофичности.

 мировая  история распадается на ряд  цивилизаций, существует отказ от  единой истории.

 

 

 

Вопрос 32 : Специфика социального познания. Законы природы и законы общества. Основные исследовательские программы в обществознании.

Общество – выделенное из природы системное образование, представляющее собой исторически меняющиеся формы жизнедеятельности людей, проявляющейся в развитии социальных институтов, общностей и индивидов.

Специфика социального познания:

 объектом  познания выступает сам человек (или люди).

 объект  социального познания полиструктурен.

 объект  социального познания мобилен (подвижен).

 социальное  познание зависит от системы  ценностей.

 предмет  познания небезразличен объекту.

 проблема  закона (закон – это устойчивые  необходимые повторяющиеся связи  между явлениями); в социальной  философии сложилось две точки  зрения на законы социального  развития:

 в  социальном познании нет повторения, нет законов, каждое событие уникальное; школа неокантианцев: Риккерт, Виндельбанд.

 в  истории действуют законы, но  они имеют свою специфику; эти  законы действуют как законы  тенденции; марксистское направление.

Единство социальных законов с законами природы проявляется в следующем:

 и  законы природы, и законы общества  реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны  они или не познаны. Человек  не может отменить ни законы  развития природы, ни законы развития  общества.

 изменение  материальных условий влияет  на проявление и действие как  общественных, так и природных  законов.

 эти  законы познаваемы.

 законы  природы и законы общества  можно использовать.

Отличия социальных законов и законов природы:

 среди  законов природы есть и вечные (например, закон всемирного тяготения) и очень долговременные. Законы  же общества не вечны; они возникают  с образованием общества и  прекращают свое действие с  уходом с исторической арены  конкретного общественного образования, формации.

 законы  природы действуют стихийно, а  социальные законы осуществляются  через сознательную деятельность  масс людей.

 законы  развития общества и законы  природы различаются по своей  сложности; социальные законы имеют  более сложный характер, чем законы  природы.

Подходы классификации социальных законов:

 по  времени длительности:

всеобщие (охватывают все основные сферы жизни общества и функционирующие на протяжении всей истории – напр., закон соотношения общественного бытия и общественного сознания)

специфические (присущи отдельным сферам социума в рамках определенной ступени его развития – напр., закон прибавочной стоимости).

 по  функции, которые они выполняют: законы структуры, функционирования, развития.

Программа – совокупность наиболее общих принципов познания.

 В обществознании выделяют  следующие:

  1. натуралистическая (редукционистская). Общество рассматривается как особая сфера природной реальности, описывается лишь как живая популяция. В познании общества используются методы естественных наук. Тип общественного устройства и ход истории определяется якобы генетическими, расовыми и половыми особенностями человека (социобиологическая концепция; Уилсон, Докинс), спецификой географической и природно-климатической среды (географический детерминизм; Мечников, Монтескье), ритмами солнечной активности и космических излучений (биологическая школа; Гумилев, Чижевский) и т.д. В данной программе человек уподобляется социальному атому, а общество – механическому агрегату индивидов-атомов.
  2. идеократическая («идео» - идея, «кратос» - власть) – отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Данная программа не отвергает объективного фактора истории, но функцию творящего начала выполняет или мировой разум (объективный идеализм), или духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм). Т.о. главный исторический фактор – субъективный; каждый исторический фактор или событие уникально, а главный метод познания – индивидуализирующий. Виндельбанд и т.д.
  3. психологическая. Главный фактор общественного развития – психологический. В субъекте надо выделять как бессознательные, так и сознательные механизмы поведения, и поэтому понять историю можно, только поняв психологию. Фрейд, Адлер.
  4. социологическая. В обществе выделяется субъект и действия субъекта; ставится вопрос о факторах, источнике и движущих силах социального развития. Так, в философии марксизма основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства. Общественная система в целом есть единство главных сфер общественной жизни – материально-производственной, экономической, социальной, политической и духовной. Действующими причинами общественного развития выступают «эмпирические индивиды», стремящиеся обеспечить свои потребности, улучшить условия и обстоятельства жизни. Представители: Маркс, Вебер, Парсонс.

Подходы к трактовке общества:

  1. общество как объективная реальность: общество существует вне и независимо от сознания людей, в обществе действуют объективные законы; эти законные определяют деятельность людей; в обществе присутствует и субъективный фактор, но он вторичен. Такой подход проявляется, например, в экономическом детерминизме, или экономократизме (Лафарг, Меринг, Шулятиков, Джонс): экономический фактор рассматривается как определяющий, от которого безусловно и однозначно зависит развитие других феноменов общественной жизни – политики, права, нравственности.
  2. общество как духовная реальность: сущность общества в духовных феноменах. Общественная жизнь, по существу своему, духовна, а не материальна. Такой подход выражен в идеократизме. Представители: Соловьев, Бердяев, Ясперс, Сорокин, Шпенглер,
  3. общество как объективно-субъективная реальность: признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы. В мире существуют обладающие сознанием, волей и интересами люди, которые, вступая в отношения и взаимодействия друг с другом, стремятся реализовать эти интересы. В процессе коллективного сосуществования не все зависит от желаний и действий человека – многое определяется независимыми от него необходимыми и устойчивыми нормами отношений между людьми. В этих нормах (правилах) зафиксированы не зависящие от желания и воли конкретного человека объективные закономерности, свойственные именно связям, взаимодействиям и отношениям между людьми.

Методы изучения общества:

  1. индивидуализирующий: предмет познания – один человек; общества как такового нет, есть только отдельные люди; все в обществе зависит от сознания человека. Цель познания: раскрыть смысл, лежащий в деятельности отдельного человека.
  2. универсалистский (генерирующий): общество не сводимо к отдельным людям, общество – нечто целое; главный вопрос – что предопределяет деятельность людей; человек рассматривается как отдельный элемент общества; основа развития общества – интерес общества, а не интерес отдельного человека.
  3. корпоративный: выделяется не отдельный человек и не общество, а класс, т.е. подсистема.

 

Вопрос 34: Общественное производство, его сущность, структура. Основные системы хозяйствования в цивилизационной динамике.

Общественное производство –сфера общественной деятельности, где создаются материальный продукт, духовное богатство человечества, формируется человек как производительная сила, т.е. воспроизводятся сама основа общественной жизни, социальные связи и отношения, образ жизни и сами люди как работники.

Структура общественного производства:

  • субъект производства – люди с их знаниями и умениями, способностями к физическому и умственному труду;
  • объект производства – на что направлен труд людей, или предмет труда;
  • средства труда, техника – чем человек воздействует на предмет труда.

Соотношение категорий хозяйство и экономика:

экономика > хозяйство ( в англоязычной литературе)

 Экономика – система хозяйственных связей и отношений, включающих производство, распределение, обмен и потребление предметов и услуг (Леонтьев).

 Хозяйство- единица организации экономики.

 К структурным элементам экономики относятся микро-, макро-, мезо- и мировая экономика (мезоэкономика – экономика отдельных подсистем: экономика аграрного сектора, торговли и т.д.).

экономика= хозяйство ( в советской постсоветской литературе)

 Хозяйство  – система производственно-экономической  деятельности, направленной на создание  материальных благ и удовлетворение  материальных потребностей людей.

 Выделяются:

 субъекты  хоз.деятельности (потребители, производители)

 производственно-экономические  отношения между субъектами (конкуренция, собственность)

 нормы  и идеология

Основные черты хозяйства:

 выделение  субъектов хозяйственной деятельности (1. отдельный хозяйствующий субъект; 2. включенный в множество людей, принимающих хозяйственные решения; 3. субъект потребления); субъекты  могут быть как основные (производитель  и потребитель), так и неосновные (обслуживающие);

 отношения  между субъектами;

 нормы, которые регулируют эти отношения (антимонопольные законы, административные  кодексы и т.д.)

 экономическая  идеология.

Экономическая идеология – система идей, теорий, взглядов, обосновывающих и доказывающих приоритеты, задачи, цели развития экономики в тех или иных социокультурных условиях. Экономическая идеология формируется с XV в

1)меркантилизм (Колбер): источник богатств лежит  в накоплении денег; важной составляющей  экономического развития является  активная внешняя торговля (а  именно, преобладание экспорта над  импортом).

2)физиократы (Мирабо, Тюрго): источник богатств  в природе (земле).

3)классическая  школа (Смит, Рикардо): основной элементы  экономики – труд.

4)экономический  либерализм (Локк): принцип «разрешено  все, что не запрещено», принцип  минимального вмешательства государства  в экономику.

5)экономический  социологизм (Маркс): основа – интересы  общества в целом; принципы уравнительного  распределения благ, государственного управления экономикой (директивное планирование), общественная собственность на средства производства, которая проявляется в виде государственной собственности и т.д.

6)экономика  третьего пути, или экономический  национализм: экономика как фактор  развития общества далеко не  самый важный (существуют также  политическая организация общества, культурные факторы и т.д.), необходим  учет всего, что воздействует  на экономику.

Исторический аспект понимания экономики: 1. натуральное хозяйство; 2. товарное хозяйство; 3.рыночная экономика (обмен становится основной сферой).

Организационный аспект:

традиционное аграрное хозяйство;

командная экономика (административно-командная экономика): общественная (государственная) собственность на средства производства; директивное планирование; жесткая централизация; отсутствие финансово-хозяйственной самостоятельности.

рыночная экономика: частная собственность на средства производства; личная свобода; механизм рынка и цен. ^ Плюсы: эффективность распределения и производства, инициатива и т.д.; минусы: неравномерное распределение доходов; безработица и инфляция; неспособность рыночной экономики обеспечить нормальное функционирование экономики с общественной точки зрения; неучет стратегических направлений науки и техники.

 переходная, смешанная.

3)хозяйство  более широкое понятие, чем экономика. Марксистская точка зрения и  французская школа. Представители: Бродель, Валентайн. Данная позиция  начинает формироваться с Аристотеля; он выделял два типа хозяйств: 1) экономика – тип хозяйства, направленный на удовлетворение  потребностей людей, соблюдается  баланс между производством и  потреблением; 2) хрематистика («хремато»  – деньги) – цель такого хозяйства: накопление денег, существует дисбаланс  между производством и потреблением. экономика<хозяйство (Бродель)

 Берет  начало от Аристотеля, он выделял  экономику и хремотистику. Согласно  Аристотеля:

Экономика - способ хозяйствования для которого:

- производится  столько, сколько нужно

- замкнутый

-гармония  с окружающем миром

Хремотистика –способ хозяйствования для которого :

- дисбаланс  производства и потребления (производится  больше, чем потребляется)

- продукт  для продажи

- незамкнутый

- рушится  гармония 

 Валентайн выделял следующие  этапы в развитии хозяйства:

1 этап: минисистемы – начальная стадия  хозяйственной динамики.

2 этап: миры-империи: время складывания  больших цивилизаций – китайская, вавилонская, римская и т.д. миры  империи характеризуются: 1) происходит  социальная дифференциация; 2) начинает  доминировать обмен; 3) этот обмен  как правило идет на эквивалентной  основе между сельским хозяйством  и производством; 4) возникает социальное  неравенство, т.к. управленцы присваивают  себе часть не произведенного  ими продукта.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»