Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.

Файлы: 1 файл

shpory_po_filosofii.doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)

Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов. В развитых монотеистических религиях существуют два типа богословия: катафатическое и апофатическое. Катафатическое позволяет говорить о Боге и давать ему на человеческом языке характеристики в превосходных степенях: Бог вездесущ, всемогущ и т.п. Апофатическое – Бога можно познать только сердцем, только в откровении, и человеческий язык не в силах выразить божественных качеств, потому что они сильно отличаются от человеческих.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, но в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. В политических представлениях главный Бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе также как и люди – ему отмерян свой век, хотя он и дольше, чем человеческий, Зевс не создает мир и Космос. Не создает мир и Космос и Будда в буддизме, он лишь наставляет богов, которых в буддизме огромное множество, но в отличие от Зевса он рождается и умирает по собственному желанию или может пребывать в состоянии нирваны – запредельное высшее блаженство между бытием и небытием. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог. Это очень сложная для понимания фигура. Это безличное творящее и законосозидающее начало, именуемое отец, в то же время – это личность, Иисус Христос, Сын, интимное духовное Ты, навстречу которому открывается душа. Третьим проявлением Бога является Святой Дух. Все три лица неслиянны и неразделимы. Хр. Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: ни один волос не упадет с человеческой головы без божьей воли. В то же время Бог, создавая людей, наделяет их свободой выбора, и они сами вольны решать, следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Этот одно из противоречий христианских религиозных представлений: человек свободен и предопределен. Богу в хр-ве противостоит фигура Дьявола, который является падшим ангелом: он первым извратил дарованную Богом свободу и создал сферу зла. Но Дьявол не является созидательным началом, он может только переманивать на свою сторону заблудшие души. Таким образом, в хр. картине мира отношение добра и зла несимметрично: Бог всегда сильнее, он заведомый победитель. Он вечен и ему все подвластно. Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Зло – это отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы тормоза и разрушения.

Каково же место человека в религиозных картинах мира? В древнегреческих представлениях человек должен идти по жизни как героический фаталист, принимающий все, что посылает ему неумолимый рок. Когда приходит его час, он превращается в тень в царстве мертвых, где подземные власти решают, должен ли он расплачиваться за свои грехи, либо может отправиться на блаженные острова. Для греков жизнь человека не проблема – это просто жизнь, которую нужно прожить как положено.Буддизм видит судьбу человека как расплату за совершенные прежде грехи, земная жизнь это сплошное страдание, поэтому задача человека остановить цепь перерождений и перейти в состояние нирваны. Потеря личности, индивидуальности, обладающей желаниями – важнейшая цель человека.  

4. Происхождение  и своеобразие философского знания. Природа философских проблем и категорий.

Ф-это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.

Ф-любовь к мудрости, особая  система знаний предназначенная  для   решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании, историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности. Впервые термин употребил Пифагор. В европейский период распространение понятия связано с именем Платона. Вначале Ф включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено по наукам, оно было единым, т.е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, счастье и т.п.

Hеобходимые (но не достаточные) предпосылки возникновения Ф: разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания («смотри на меня, делай как я, делай лучше меня»), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы).

Ф является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями: 1)Исходным пунктом и целью ф-ии является человек, его место в мире и отношение к этому миру; 2)Ф изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого; 2)Основным средством познания является человеческий разум-Логос; 3)Эмпирическая база познания-вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика; 4)Ф сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества).Философами постоянно велись споры по поводу принадлежности Ф к системе наук. Те, кто отрицали принадлежность Ф к наукам говорили, что ее воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяет критерию научного знания; утверждения Ф эмпирически неопровежимы; в Ф никогда не было положений, признаваемых всеми философами. Те, кто считали Ф наукой, наоборот говорили, у Ф есть общие черты с другими науками, такие как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др;

В истории Ф сменили друг друга 3 подхода к пониманию предмета Ф как науки: староантичное, традиционное и современное. Староантичное понимание Ф. тождественно пониманию науки вообще, это «пранаука». Предмет науки – вся действительность. Ф. возникла как разрешение противоречий между мифологией и накопившимися знаниями, но в современном смысле слова Ф. не было, как не было физики, биологии др. наук.

Традиционное понимание связано с Аристотелем, который говорил, что это наука о первых началах, потому это господствующая наука, наука наук. Ее стали называть метафизика, т.е. дословно это то, что после физики.

Современное понимание складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания.  Теперь в сферу Ф. входит исследование общенаучных, мировоззренческих вопросов, которые имеют место в частных науках, но не могут быть решены в их рамках.

Предмет Ф. – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Ф. Нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Структура фил-го знания и соответственно фил-их проблем изменялись и дополнялись в ходе исторического развития. Так, у стоиков (4 в д.н.э.) эта структура имела следующий вид: Ф начиналась с логики; после логики следовала физика, или учение о природе; после физики–этика. Последняя часть была главной, т.к. логика и физика лишь предваряли основные смысложизненные положения и выводы философа.

Т.о. в настоящее время основные разделы и соответственно проблемы Ф. следующие. 1) Ядро Ф-диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2)Гносеология (теория познания)-наука о том, как чел-к познает  мир и самого себя. 3)Онтология-учение о бытии. 4)Общая социология-о закономерностях и движущих силах развития обва. От общей соц. отделились такие науки: этика, политология, религиоведение и др., которые сущ. сегодня как самостоятельные науки. 5)Историко-филосовский раздел-изучение истории фил-ч учений.

Всякая наука является таковой лишь тогда, когда она представлена в форме понятий, принципов и законов. Осн. понятия, отражающие наиболее общие существ-е св-ва и качества какой-либо области действительности и познания, наз-ся категориями. Сущ-ют разл.т.зрения на природу философских категорий и их связь с бытием. По 1му варианту Ф кат-ии опред. как чисто мыслительные конструкции, не имеющие никакого отношения к внешнему миру. По 2му–идеальное выражение самой действительности, ее определенных сторон, сущест-их независ. от сознания. Основателем учения о категориях является Аристотель; он считал, что имеется всего 10 категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание,  самонахождение. Природу категорий А. понимал материалистически–не категории и понятия порождают бытие, а наоборот, бытие находит свое выражение в категориях.

В настоящее время проблема категорий разрабатывается в рамках онтологии.

Категориальный анализ - учение о категориях, исследующее природу и область применения категорий. Различает категории науки и познающего мышления (например, пространство и время), с одной стороны, и категории созерцания и переживающего сознания (например, субстанция, закономерность) - с другой. Констатирует, что каждой области науки присущи свои категории (категориальный анализ считает число категорий очень большим, еще не выясненным) и что лишь немногие из них выполняют всюду одинаковые функции. Чем более зрелой является наука, тем большее значение приобретают для анализа ее предмета фил-ие категории. 

5. Философия в  системе культуры. Противоположность  философии обыденному сознанию.

Ф явл необходимой частью развитой культуры. Гегель определил понятие Ф- самосознание культуры, ее квинтесенция. Культ. - совокупность специфических, человеческих результатаов и форм организации деятельности, социально прогрессивная творческая деятельность человека во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания и распредмечивания, направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности.

Философия - любовь к мудрости, особая  система знаний предназначенная  для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании, историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности. Впервые термин употребил Пифагор (ок. 580-500 г. до н.э.). В европейский период распространение понятия связано с именем Платона (428/427-347 г. до н.э.). Вначале Ф. Включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено по наукам, оно было единым, т.е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, счастье и т.п.

В истории Ф. сменили друг друга три подхода к пониманию предмета Ф. науки: староантичное, традиционное и современное.

Староантичное понимание Ф. тождественно пониманию науки вообще, это «пранаука». Предмет науки – вся действительность. Ф. возникла как разрешение противоречий между мифологией и накопившимися знаниями, но в современном смысле слова Ф. не было, как не было физики, биологии др. наук.

Традиционное понимание связано с Аристотелем, который говорил, что это наука о первых началах, потому это господствующая наука, наука наук. Ее стали называть метафизика, т.е. дословно это то, что после физики.

Современное понимание складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания.  Теперь в сферу Ф. входит исследование общенаучных, мировоззренческих вопросов, которые имеют место в частных науках, но не могут быть решены в их рамках.

Универсальной проблемой Ф. является проблема взаимоотношения «мир – человек».

Для человека всегда самым удивительным (а потому и самым важным и первейшим объектом его интереса и внимания) был и остается он сам. Но, если обыденное сознание «ухватывается», фиксирует лишь случайный (ситуативный) момент человеческой сущности, если даже искусство проникает в мир человека, раздвигая (и в прошлое и в будущее) границы времени, то философия перешагивает и через случай, и через время – она представляет собой зеркало, в котором человек видит себя как существо космическое, вечное.     

Философская мысль – это мысль о вечном, хотя при этом философия не является внеисторичной. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается новым содержанием, новыми открытиями, но при сохраняется преемственность познанного. Но, научно – теоретическое знание составляет лишь одну (и при этом даже не основную, не главную) сторону идейного содержания философии. Другую доминирующую, ведущую его сторону образует духовно - практический  компонент. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий тип философского сознания в целом. Доминирующее положение связано с тем, что сама философия явилась основой для зарождения науки, и в античность и средневековье, когда не было науки, философия существовала на высочайшем уровне, поэтому нравственная составляющая является определяющей.

Философское сознание направлено как на изучение проблем внешнего мира, так и на внутренний мир человека, философские проблемы – это проблемы человека, без них философии просто не существовало бы.

В становлении и формировании человеческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Дар философа – это особый дар: соединить в себе мудрость старца, за плечами которого большой жизненный опыт, с непосредственность и даже наивностью ребенка, не потерявшего способности искренне удивляться тому, что для других обычно и привычно. Философ, конечно, многого не знает, но он знает о своем незнании.

Ф. выполняет следующие функции: методологическую, мировоззренческую, познавательную, воспитательную, т.е. духовно-гуманистическую, и критическую. Мировоззренческая–формирует представление об устройстве мира и месте человека в нем, обосновывает ценности и цели человеческой жизни, вырабатывает позиции практического взаимодействия с миром. Методологическая – разрабатывает универсальные для всех наук методы познания. Познавательная – выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории: материя, бытие, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различение, причина – следствие, случайное – необходимое, часть – целое, элемент – структура.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"