Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка
1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.
Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является по Фейербаху научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Эта сущность по Фейербаху прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет следовательно о том, чтобы рассматривать различные формы общественного сознания (и религию) с точки зрения заключенного в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше предшествовавших материалистов, которые утверждали, что религия лишена реального содержания. Фейербах сводит сверхъестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологического метода.
Основой антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.
Многообразие явлений природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.
"У природы нет ни начала не конца. Все в ней находится во взаимодействии, все относительно. Все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...". Однако, эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Фейербаха.
Фейербах отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движения материи, на их взаимопереход. Фейербах говорит и о развитии, но понимает ее метафизично.
Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о несводимости высших форм существования материи к низшим. Психологические акты существенно отличаются от их физиологической основы. Единство субъективного с объективным, психического с физическим не устраняет внутреннего различия между ними.
Многообразию человеческих ощущений соответствует многообразие качеств природы, оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной определенности чувственно воспринимаемых явлений. Тем не менее философское понимание субъекта и объекта носит антропологический характер.
Целесообразность в животном и растительном мире представляет собой не результат реализации внутренне присущей явлениям цели, а следствие единства материального мира. Таким образом он не отрицает объективной целесообразности в живой природе, он правильно указывает на ее относительность.
Таким образом философское учение о природе в целом не выходит за рамки метафизического материализма. Это сказывается, например, в определении Фейербахом природы: "Я понимаю под природой совокупность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или , беря слово практически, природа есть все то, что для человека - независимо от сверхъественных внушений атеистической веры - представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он является существом, непроизвольно и бессознательно действующим, - под словом природа я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического".
Теория познания - сенсуализм.
Реальный мир есть чувственно воспринимаемая
действительность, следовательно,
лишь благодаря чувственным восприятием
возможно его познание. Чувственное восприятие,
непосредственно по своей природе может
быть также и опосредованным, т.е. давать
косвенные свидетельства относительно
того, что мы не видим, не слышим, не осязаем...
Органов чувств, которыми обладает человек
вполне достаточно для познания любых
явлений. Чувственные восприятия в силу
своей непосредственной связи с вещами
никогда нас не обманывают.Однако он не
включает в свое рассмотрение практическую
деятельность.Фейербах признает важную
познавательную функцию теоретического
мышления и его способности достичь более
глубокого познания действительности.
Задание мышления - собирать, сравнивать
различать, классифицировать чувственные
данные, осознавать, понимать, обнаруживать
их скрытое, непосредственно не являющееся
содержание. "Чувствами мы читаем книгу
природы, но понимаем ее не чувствами".
Мышление носит опосредованный характер,
поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда
является объектом непосредственного
восприятия. Как же устанавливать истинность
наших понятий, их соответствие реальной
действительности? Путем сопоставления
понятий, теоретических выводов с чувственными
данными.
50. Техника и общество. Техницизм и технократия. Понятие фетишизма.
Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения человеческой культуры.
Цель и функция техники – преобразовывать природу и мир человека в соответствии с Целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний. Лишь редко люди могут выжить без своей преобразующей деятельности. Следовательно, техника- это необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории.
Современная цивилизация, взятая всепланетно, глобально, рассматриваемая целостно в отвлечении от ее внутреннего многообразия, может получить различные характеристики. Наиболее распространено ее обозначение как техногенного типа индустриальной цивилизации. Это определение достаточно приемлемо, поскольку многие другие или слишком расплывчаты и беллетристичны, или частичны, не схватывают глубинных сущностных оснований нынешнего бытия рода людей.
Техника стала предметом профессионального философского анализа сравнительно недавно. Первые зачатки философии техники возникли в XIX в. в Германии, Франции, в начале XX в. в России (работы Энгельмейера). Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов (в том числе наших соотечественников) поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.
Современный мир — это «технизированное» пространство и «технологизированное» время. Исчезни сегодня техника — исчезнет и человек. Мы живем и действуем не в первозданном мире природы, а в «техносфере».
Многие авторы фиксируют «самодвижение» техники с ее устремленностью от ручных орудий к полностью автоматизированным, компьютеризированным системам. Важно подчеркнуть одно: нет человека и общества вне «техносферы», техника исторична, не стоит на месте, обновляется. Технические инновации выступают как катализатор, бродило, импульс коренных изменений во всей системе человеческой жизни.
Отношение человека к миру техники неоднозначно. Так, до наших дней дошли идеи недоверия, враждебности к технике - технофобии. В древнем Китае были старцы-мудрецы, предпочитавшие носить воду из реки в бадейке, а не пользоваться техническим приспособлением — колесом для водочерпания. Они мотивировали свои действия тем, что, используя технику, попадаешь от нее в зависимость, утрачиваешь свободу действий. Дескать, техника, конечно, облегчает жизнь и делает ее комфортнее, но плата за это непомерна — человеческое «я» порабощается.
История знала и луддитов, разрушителей станков, появившихся в конце XVIII—начале XIX вв., и современных неолуддитов, обвиняющих бездушную машинерию наших дней, превращающую каждого в безмолвную деталь социального механизма, целиком зависящую от производительной и бытовой техники, не могущей жить вне и помимо нее.
Мыслители разных направлений не раз высказывали и продолжают высказывать опасение о возможном выходе техники из-под контроля людей. Техника вовлекает всех нас, помимо нашего желания, в свой бег, подчиняет собственному ритму. И в этой бешеной гонке человек, считающий себя властелином, будет загнан насмерть. Вторжение техники во все сферы человеческого бытия — от глобальных до сугубо интимных,— иной раз порождает безудержную апологию техники, своеобразную идеологию и психологию техницизма. Трубадуры подобных идей с восторгом переносят на человечество и личность характеристики, присущие машинам и механизмам. Широко пропагандируется идея о том, что человек и человечество так же, как и механизмы обладают системным свойством, могут быть промерены техническими параметрами и представлены в технологических показателях.
Согласно концепции«киборгизации», в будущем человек должен будет отказаться от своего тела. Современных людей сменят «киборги» (кибернетические организмы), где живое плюс техническое дадут какой-то новый сплав. Такое упоение техническими перспективами, на наш взгляд, опасно и антигуманно. Без тела нет человека. Разумеется, включение в человеческую телесность искусственных органов (различных протезов, кардиостимуляторов и т. д.) — вещь разумная и необходимая. Но и она не может переходить тот рубеж, за которым конкретная личность перестает быть сама собой. Современная фантастика буквально переполнена проигрыванием подобных ситуаций и показом их разрушительности для бытия людей.
Для техницизма характерно стремление любые проблемы (мировоззренческие, нравственные, политические, педагогические и т. п.) разрешать по образцу алгоритмов технического знания, о чем красноречиво свидетельствует выражение «это только дело техники».
Технический и технологический фетишизм в наши дни отнюдь не редкость. Им сильно заражена техническая интеллигенция, он проникает в сферу хозяйственной и политической элиты. Техницизм, связанный с абсолютизацией техники, утверждает ее автономность и самодостаточность, полагает, что можно решить любые социальные коллизии, минуя человека как активного субъекта истории, пренебрегая характером наличных общественных отношений.
Техника демонична, мир - это «мегамашина»,- таковы исходные тезисы техницизма как образа мыслей — согласия с самоподчинением технике.
Нам должна быть чужда технологическая
мифология, стремление все и вся «машинизировать». Человек
и человечество — это не машина, не техническая
система. Не человечество технично, а техника
человечна. Она воплощает и выражает в
себе то, что извлечено человечеством
из мира, то, что утверждает в мире его
собственную мощь и разум.
51. Этапы НТР. Понятие и теория модернизации.
Длинные волны Кондратьев связывал с техническими революциями. Он выделил следующие длинные волны:
Первая волна - с 1787 года по 1844 (до 1851 в отдельных странах). Этот период он разделил на две фазы: повышательную, с 1787 по 1810 (1817 для отдельных стран) год, и понижательную, с 1810 по 1844 (1851) год. Причиной повышательной фазы Кондратьев считал революцию в текстильной промышленности, первую промышленную революцию, которая вызвала бурное развитие машиностроения, большую потребность в производстве чугуна, что вызвало развитие экономики.
Вторая волна, по мнению Кондратьева, идет с 1844 по 1890 год. Повышательная фаза наблюдается с 1844 по 1870 год, а понижательная - с 1870 по 1890 (1896). Причиной повышательной фазы Кондратьев считал строительство железных дорог, что вызвало освоение всех территорий, складывание национального и мирового рынков.
Третью волну он полагал с 1890 года, а ее повышательную фазу он ограничил 1914-1920 годами. Он связывал эту длинную волну с широким внедрением в производство электричества и с развитием автомобилестроения. В своих работах Кондратьев прогнозировал с 1920 нисходящую фазу волны. Считается, что третья волна закончилась в 1940 году.
Поэтому считается, что после смерти Кондратьева, с 1940 года началась четвертая длинная волна, которая продолжалась до 70-х годов как повышательная фаза, а сейчас заканчивается понижательная фаза длинной волны. Четвертая волна связана с НТР, автоматизацией, электроникой, роботостроением.
Следует ожидать в ближайшее время повышательную фазу пятой длинной волны.
В XX в. особенно популярным стали теории модернизации. В большинстве своем теории модернизации сохранили главные черты эволюционистских построений XIX в., в части марксистских.
Основными категориями, в которых анализируются социальное и культурное изменение в рамках теории модернизации, являются категории «современный» и «традиционный». Мост из «отсталости» в «современность» лежит через модернизацию. С. Хантингон называет девять главных характеристик модернизации, которые он обнаруживает в явном или скрытом виде практически у всех авторов в этой области.