Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка
Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.
1. Понятие
и структура мировоззрения.
2. Начало
философии в древних
3. Предмет
философии, её основные
4. Место философии в системе культуры.
5. Античная
философии, её специфические
6. Философия Сократа.
7. Основные идеи философии Платона, его учение о государстве + эллигизм
8. Философия Аристотеля, ее основные идеи.
9. Теоцентризм философии средних веков.
10. Философия Ф. Аквинского.
11. Становление
научного метода познания и
философии Ф. Бэкона и Р.
Декарта (эмпиризм и
12. Т. Гоббс о проблемах взаимоотношений человека и общества.
13. Теория познания И. Канта.
14. Этика И. Канта.
15. Основные идеи философии Г. Гегеля. Противоречия между системой и методом.
16. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
17. Человек,
природа и общество в
18. Марксистское понимание истории и общества.
19. Диалектика
природы Ф. Энгельса и
20. Философия жизни Ницше.
21. Особенности
отечественной средневековой
22. Становление и развитие философии в России XIII в.
23. Русская
материалистическая философия
24. Марксистская философия в России (Г. В. Плеханов и В. И. Ленин).
25. Русская религиозная философия XIX-XX вв.
26. Русский космизм как философия.
27. Характерные черты советской философской мысли.
28. Зарубежная философия XX века: (позитивизм и постпозитивизм).
29. Зарубежная философия XX века: психоанализ и неофрейдизм.
30. Проблема бытия в истории философии.
31. Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
32. Сущность
сознания. Сознательное и
33. Категория
материи: подходы и
34. Движение и его сущность. Движение и развитие.
35. Философские
концепции пространства и
36. Единство и многообразие мира.
37. Диалектика как теория развития и как метод познания.
38. Законы и категории диалектики.
39. Понятие картины мира. Научная и религиозная картины мира.
40. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.
41. Объект познания. Реальные и идеализированные объекты.
42. Практика: понятие, основные формы. Роль практики в познании.
43. Чувственное познание, его специфика, образное и знаковое в познании.
44. Рациональное
познание и его формы. Роль
рационального познания в
45. Проблема
истины в познании. Основные концепции
истины, понятие объективной,
46. Интуиция и ее роль в познании.
47. Формы и методы естественнонаучного познания.
48. Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка
49. Общество как социум. Понятие, основные черты.
50. Деятельность
как специфический способ
51. Общество как развивающаяся система.
52. Понятие культуры. Типология культур.
53. Цивилизация и культура: понятие и соотношение.
54. Общественное бытие : понятие и структура.
55. Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества.
56. Социальные отношения и их значение в жизни общества.
57. Политические
отношения. Государство и
58. Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. Общественное сознание и его структура (по уровням).
59. Виды (формы) общественного сознания.
60. Человек как личность. Социальная роль личности.
61. Отчуждение личности. Свобода и ответственность личности.
62. Проблема смысла жизни человека.
63. Общество
и глобальные проблемы
64. Понятие философского мировоззрения
1. Понятие
и структура мировоззрения.
Мировоззрение - понятие,
означающее совокупность устойчивых взглядов,
принципов, оценок и убеждений, определяющую
отношение к окружающей действительности
и характеризующую видение мира
в целом и место человека в
этом мире. Мировоззрение придаёт
человеческой деятельности организованный,
осмысленный и целенаправленный
характер. Существуют различные способы
типологии мировоззрений
2. Начало
философии в древних
В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм.
Возрождение философии началось с книги перемен. Вселенная троична: неб + человек + земля. Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай.
Конфуций уделал большое внимание проблемам этики и политики. Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.
Управлять государством,
согласно Конфуцию, призваны благородные
мужи во главе с государем —
«сыном неба». Благородный муж —
это образец нравственного
Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться.
Даосизм – трактат « Книга о Дао и Дэ». Основателем течения является Лао Дзы – архивариус. Главная категория – Дао (путь). Под дао понимается универсальный закон мира, который является движущей силой всего.
Философский принцип увой (недеяния)
Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек—микрокосм вечен так же, как и универсум—макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.
Пути Дао присуща сила Де. Именно через силу “У вэй” Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. “У вэй” — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния - принципа увей. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.
Нравственный идеал
даосизма — это отшельник, который
с помощью религиозной
Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников ещё в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными.
Первыми распространителями
буддизма были купцы, приходившие в
Китай по Великому шёлковому пути
из центральноазиатских
Уже к середине II
века с буддизмом знакомится императорский
двор, о чем свидетельствуют
В конце I века зарегистрирована деятельность буддистов ещё в одном городе позднеханьской империи — Пэнчэне. В нач. II века была составлена «Сутра 42 статей» — первая попытка изложения на кит. языке основ буддийского учения.
Насколько можно
судить по первым переведенным буддийским.
текстам, первоначально в Китае
проповедуется буддизм
В философии
Индии вделяют три основных
этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский
(500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский
(с 1000).
Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.
Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.
Веды подреазделяются на две категории шрути и смрити. Категория шрути – считаются богооткровенными писаниями без автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления вселенной.
Примерно 5000 лет назад индийский мудрец Вйасадева записал Веды для людей. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва.
1) Риг-веда – веда
хвалы, состоит из 1017 гимнов в
стихотворной форме, большая
2) Само-веда – веда песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях
3) Йаджур-веда – веда жертвоприношений, описание ритуала жертвоприношения.
4) Атхарва-веда – веда заклинаний, описания заклинаний, содержит различные песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней
После этого, для
людей с низким интеллектом - женщин,
рабочих и недостойных потомков
высших каст Вйасадева составил 18 Пуран
и эпос “Махабхарату” которые
относятся к категории смрити.
Мантры (священные гимны индуистов,
которые требую точное воспроизведение
звуков), Брахманы (тексты для жрецов),
Араньяки ( священные писания индуизма,
которые описуют ритулы жертвоприношений
для ограниченного
Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космичесий закон, истина в широком смысле слова. Понятие риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите.
Анрита – нарушение мирового ритма. Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы. Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей. Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется. Атман – отождествляется с брахманом, и явлеятеся вечной неизменной духовной сущностью. Философия индии начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется отходом от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта.