Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка
Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.
Маркс и Энгельс
исходили из убеждения, что нельзя изменить
мир посредством идей, изменения
сознания. В «Тезисах о Фейербахе»
(1845) Маркс критикует весь предшествующий
материализм за его пассивно-созерцательный
характер, а идеализм — за понимание
человеческой активности лишь как духовной
деятельности. Тому и другому он
противопоставляет понятие
Формулировка основных идей материалистического понимания истории становится первой попыткой Маркса и Энгельса создать позитивную науку об обществе и его истории, которую они противопоставляли прежней философии и философии
вообще. В истории
и социуме изменение в общем
и целом идет от материального
к идеальному, от экономического базиса
к идеологической надстройке; общественное
бытие людей определяет их сознание.
Новое общество теоретически выводится
из противоречий самого общества на данном
этапе его развития, и прежде всего
из противоречия между производительными
силами и производственными
Маркс и Энгельс пришли к мысли о недостаточности обоснования коммунизма одними философско-гуманистическими соображениями, к тому же носящими нормативно-оценочный, телеологический характер (изначально заданная сущность человека утеряна в современном им мире, но с необходимостью должна быть обретена вновь, восстановлена). Но отсюда не следовал и не последовал переход к коммунистическому обществу. Такое общество должно быть подготовлено, с точки зрения Маркса и Энгельса, не только негативно — через противоречие, но и позитивно — через развитие положительных предпосылок и не только на уровне человека, но прежде всего на уровне собственно общественных структур. Коммунистическая формация, как следующая за капиталистической, теперь теоретически выводится не из понятия человеческой сущности (фиксирующего скорее идеал, чем нечто изначально данное), а
из целого комплекса предпосылок, — в конечном итоге из необходимости разрешения противоречий, которые все концентрируются вокруг частной собственности на средства производства. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали о том, что коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.
Философские идеи К. Маркса
В отличие от таких
немецких мыслителей, как Кант или
Гегель, Маркс не опубликовал трудов,
в которых его философия была
бы изложена в развернутом, систематическом
виде. Его философские взгляды
представлены либо в посмертно изданных
рукописях («Экономическо-философские
рукописи 1844 года», «Тезисы о Фейербахе»,
«Немецкая идеология»), либо в полемических
произведениях («Святое семейство»,
«Нищета философии»), либо вплетены
в контекст экономических и социально-
Маркс увлекся гегелевской
философией в годы учебы в Берлинском
университете. И это не было простой
данью «философской моде», господствовавшей
в 30-е г. XIX в. Маркс искал в этой
философии ответ на вопрос, как
преодолеть разрыв между идеалом
и действительностью, характерный
для кантианства. Ответ Гегеля: идеал
присущ самой действительности, в
которой он диалектически-противоречиво
развивается, — показался Марксу
убедительным, и он принял гегелевскую
философию в том ее толковании,
которое предложили левые последователи
Гегеля — младогегельянцы Б. Бауэр,
А. Руге, М. Штирнер и др. Суть этого
толкования состояла в том, что идеал
как воплощение разума — это не
нынешняя прусская монархия, а будущая
демократическая республика, за которую
надо бороться прежде всего путем
философской критики религии
— духовной опоры монархии, а
затем и критики самого прусского
государства. С гегельянских позиций
Маркс переходит на фейербахианские,
разочаровавшись в идеалах
ниспровергнуть
все отношения, в которых человек
предстает униженным, порабощенным,
презренным, беспомощным существом.
Развивая этот тезис, Маркс в 1843 г. формулирует
идею пролетарской революции как
средства, при помощи которого можно
разрушить все унижающие
В работе «Экономическо-философские
рукописи 1844 года» (1844), выступая в защиту
гуманизма, основанного на идее свободной,
универсальной творческой сущности
человека, Маркс писал, что реализации
этой сущности препятствует отчуждение
как противоречие, заключающееся
в превращении
Лейтмотив философских
исканий Маркса — мысль о том,
что нельзя изменить мир посредством
сознания, идей, поскольку реальные
интересы людей порождаются их бытием,
в процессе их реальной жизни. Маркс
вводит в философию сферу практически-
По Марксу, производственные отношения формируют классовую структуру общества, где одни классы господствуют, а другие подчиняются, этим отношениям (которые Маркс характеризует как «экономический базис» общества) должны соответствовать и другие общественные отношения, и прежде всего юридические и политические, а также определенные формы общественного сознания, в которых все это так или иначе осознается. Господствующий класс в том или ином обществе заинтересован в сохранении и укреплении своего господства, и он добивается этого с помощью права и государства, а также посредством распространения определенных взглядов, которые Маркс и Энгельс называют идеологией. Основная задача идеологии — представить соответствующий классовый строй как «нормальный», «естественный», «цивилизованный», отвечающий разуму или природе человека и т. п. Тем самым идеология выдает интерес господствующего класса за общий интерес всех членов общества. Поэтому, с точки зрения Маркса и Энгельса, реальные отношения предстают в идеологии в перевернутом виде, как в камере-обскуре. В истории наблюдаются разные типы производственных отношений, и каждый раз отношения людей между собой обусловливаются их отношением к средствам производства. Если одни люди владеют средствами производства, а другие — нет, то этим последним ничего не остается, как работать на первых, на собственников, владельцев. Отсюда происходит разделение людей на классы, образующие в обществе социальную иерархию господства: рабовладельцы господствуют над рабами, феодалы — над крестьянами, капиталисты — над рабочими. Отсюда же вытекает возможность дать периодизацию истории, классифицируя типы общества — общественные формации — в соответствии с различными формами собственности на средства производства, с разными способами производства.
19. Диалектика
природы Ф. Энгельса и
Философские взгляды Ф. Энгельса
Энгельсом была предпринята
попытка построить всеобщую философию,
охватывающую природу, общество и мышление
(позже это было названо диалектическим
материализмом). Эта философия излагается
в его работах «Анти-Дюринг» (1876—1878)
и «Диалектика природы» (1873—1886).
Занявшись в 70-х гг. проблемами естествознания,
Энгельс задался вопросом: действуют
ли в природе те же общие диалектические
закономерности, которые им и Марксом
были зафиксированы в обществе? Он
предложил свою интерпретацию гегелевской
философии, разделив ее на систему и
метод, выявляя противоречие между
«консервативной» системой и «революционным»
методом. Энгельс выразил свое отношение
к гегелевской философии и
ее роли в развитии диалектического
знания о природе, истории, человеческом
познании и мышлении сначала в
«Анти-Дюринге», а затем в небольшой
обобщающей работе «Людвиг Фейербах
и конец классической немецкой философии»
(1886). Согласно Энгельсу, основной порок
всей прежней философии заключается
в попытках решить неразрешимую задачу
— построить завершенную
С диалектической точки
зрения как нет абсолютной истины,
так и нет абсолютного
Энгельс сознавал эвристическую
ценность идей гегелевской «Науки логики».
В рукописи «Диалектика природы»
(опубликованной впервые в 1925 г.) он
опирался на нее, определяя три закона
диалектики: закон взаимоперехода количества
в качество, закон взаимопроникновения
противоположностей и закон отрицания
отрицания. В целом диалектика представлена
как наука о всеобщих законах
движения и развития природы, человеческого
общества и мышления. Энгельс стремился
решить задачу обобщения конкретно-научного
знания. При этом он исходил из того,
что науки открывают в природе
и обществе такие закономерности,
которые могут быть охарактеризованы
как диалектические. Для подтверждения
этого вывода Энгельс стремился
показать, что само развитие наук идет
в направлении все большей
их диалектизации или, иначе, что
науки открывают в природе
и обществе все больше таких закономерностей,
которые могут быть охарактеризованы
как диалектические. По мысли Энгельса,
именно диалектика является для естествознания
наиболее важной формой мышления; только
диалектические подходы представляют
аналог и, следовательно, метод объяснения
для происходящих в природе процессов
развития, всеобщих связей природы, для
переходов от одной области исследования
к другой. Поэтому философский
материализм в его
В 80-х гг. XIX столетия
идеи марксизма (сам термин тоже появляется
в этот период) стали основой многих
политических проектов в социалистических
и социал-демократических
20. Философия жизни Ницше.
В культуре, по Ницше,
мировая воля должна увидеть саму
себя, произвести человека, породить гения.
Античная культура, считает Ницше, была
разрушена попытками её познания
рациональными и логическими
средствами. Сократ положил начало
этому разрушению, перейдя к попыткам
осмыслить мир логическим способом.
Так же Еврипид разрушил древнегреческую
трагедию, отойдя от мифа и целостного
отражения в нём мира к рационально-психологическим
приемам. То есть, по Ницше, переход
к рационализму в культуре и искусстве
привёл к разрушению искусства, его
художественной целостности. На Ницше
большое влияние оказывает