Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка
Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.
21. Особенности
отечественной средневековой
Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии
Природа и человек как творение Бога
Согласно христианскому догмату, Бог со- творил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма — от латинского слова «creatio», что значит «творение», «созидание».
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом, подобно единому Платона и неоплатоников. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому уже не есть самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.
Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал — активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи — с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало — Бог; все остальное — его творение. Водораздел между Богом и творением — непереходимый; это две реальности различного онтологического (бытийного) ранга. Строго говоря, подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Христианский философ Августин Блаженный (354—430) говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует Священному Писанию. В Ветхом Завете Бог сообщает о себе человеку: «Я есмь Сущий». В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует благодаря не себе, а Другому; отсюда происходят непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе не доступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания.
Таким образом, знание о нетварном (несотворенном) божественном бытии (или сверхбытии) можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию является вера — способность души, неведомая античному языческому миру. Что же касается тварного (сотворенного) мира, то он — хотя и не до конца — постижим с помощью разума; правда, о степени его постижимости средневековые мыслители вели немало споров.
Понимание бытия
в Средние века нашло свое афористическое
выражение в латинской формуле:
ens et bonum convertuntur (бытие и благо обратимы).
Поскольку Бог есть высшее бытие
и благо, то все, что им сотворено,
в той мере, в какой оно несет
на себе печать бытия, тоже хорошо и
совершенно. Отсюда вытекает тезис
о том, что зло само по себе есть
небытие, оно не есть положительная
реальность, не есть сущность. Так, дьявол
с точки зрения средневекового сознания
— это небытие, прикидывающееся
бытием. Зло живет благом и за
счет блага, поэтому в конечном счете
добро правит миром, а зло, хоть и
умаляет благо, не в состоянии
уничтожить его. В этом учении выразился
оптимистический мотив
Синтез христианского откровения и античной философии
Мировоззрение и
жизненные принципы раннехристианских
общин первоначально
Таким образом, средневековое
мышление и миросозерцание определяли
две разные традиции: христианское
откровение, с одной стороны, и
античную философию — с другой.
Эти две традиции, конечно, не так
легко было согласовать друг с
другом. У греков, как мы помним, понятие
бытия было связано с идеей
предела (пифагорейцы), единого (элеаты),
т. е. с определенностью и
Напротив, в библейской
традиции высшее бытие — Бог —
характеризуется как
Если представители одной традиции склонны были видеть в Боге прежде всего высший разум (и поэтому сближались с античными платониками), то представители другой подчеркивали как раз волю Бога, которая сродни Его могуществу, и видели в воле главную характеристику божественной личности.
Сущность и существование
В средневековой философии проводится различение бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (или для чего) она есть? Первый вопрос, как видим, требует установить существование, а второй и последующие — сущность вещи. У Аристотеля, всесторонне исследовавшего категорию сущности, еще не было проведено столь определенного различения сущности и существования, хотя некоторые подходы к нему и намечались. Четкое различие этих понятий дает римский философ Боэций (ок. 480—524), чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее развитие средневековой схоластики (термин «схоластика» происходит от греческого слова «schole» — «школа»; схоластика — значит «школьная философия»). Согласно Боэцию, бытие (существование) и сущность — это вовсе не одно и то же; только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что же касается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это прежде всего выражается в том, что их бытие и их сущность нетождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или, проще говоря, должна быть сотворена божественной волей.
Сущность вещи выражается
в ее определении, в понятии этой
вещи, которое мы постигаем разумом.
О существовании же вещи мы узнаем
из опыта, т. е. из прямого контакта с
нею, так как существование
Полемика реализма и номинализма
Многие характерные
особенности средне вековой философии
проявились в происходившей на протяжении
нескольких веков борьбе реализма и
номинализма. Реализм в его средневековом
понимании не имеет ничего общего
с современным значением этого
термина. Под реализмом подразумевалось
учение, согласно которому подлинной
реальностью обладают только общие
понятия, или универсалии, а не единичные
предметы, существующие в эмпирическом
мире (на латинском языке, которым
пользовались представители схоластики,
эта мысль выражалась в формуле:
universalia sunt realia). Нетрудно видеть, что
средневековый реализм
Противоположное направление
было связано с подчеркиванием приоритета
воли над разумом и носило название
номинализма. Термин «номинализм» происходит
от латинского слова «nomen», что значит
«имя». Согласно номиналистам, общие
понятия — только имена; они не
обладают никаким самостоятельным
существованием вне и помимо единичных
вещей и образуются нашим умом
путем абстрагирования
Спор номиналистов
и реалистов возник в связи
с проблемой единичного и общего,
как она ставилась еще
22. Становление и развитие философии в России XIII в.
Начало русской философской мысли
История философской
мысли в России — органическая
часть всемирной истории
Русь включилась в «мировое измерение» философии в конце X в. благодаря приобщению к духовной культуре православной Византии.
После крещения Руси
в 988 г. на этапе своего становления
русская культура выступает как
органическая часть славянской православной
культуры, на развитие которой большое
влияние оказали братья Кирилл и
Мефодий, славянские просветители, создатели
славянской азбуки. Они перевели с
греческого на старославянский язык
основные богослужебные книги. Этот
язык в X в. становится книжным языком
славянских народов, поэтому литературные
памятники болгарского, сербского,
чешского и моравского происхождения
воспринимаются на Руси как «свои».
Особенно важное стимулирующее воздействие
на древнерусскую мысль имело
болгарское влияние X— XIII вв., при посредстве
которого в Киевской Руси получили
распространение такие
Дохристианская (языческая)
культура Древней Руси была бесписьменной,
ее мировоззренческую основу составлял
политеизм (многобожие). По определению
Б. А. Рыбакова, славянское язычество
— это «часть огромного общечеловеческого
комплекса первобытных
Крещение Руси дало тот «цивилизационный толчок», благодаря которому она стала, говоря современным языком, полноправным субъектом мировой истории и вошла в семью христианских народов. Этому во многом способствовали экономические и культурные связи Киева с Византией.
Восточная Римская
империя в X в. была крупным и развитым
в культурном отношении государством
Европы с глубокими философскими
традициями. Не случайно славянский просветитель
Кирилл был назван Философом. Ему
принадлежит первое на славянском языке
определение философии, сформулированное
в «Житии Кирилла», составленном его
братом Мефодием или кем-то из ближайших
сподвижников просветителя. Философия
трактуется здесь как «знание
вещей божественных и человеческих,
насколько человек может
Приобщение Киевской Руси к богатому духовному наследию Византии открывало также путь к развитию отечественной философской мысли.
Для Руси, воспринявшей
христианство, характерен взгляд на человека
и жизнь, принципиально отличный
от славяно-русского языческого пантеизма,
ориентированного на оптимистическое
отношение к материальному