Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка
Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.
Первым и величайшим
исследователем природы в Новое
время был английский философ
Фрэнсис Бекон(1) (1561—1626). В своих
исследованиях он вступил на путь
опыта и обратил внимание на исключительную
значимость и необходимость наблюдений
и опытов для обнаружения истины.
Он считал, что философия должна
носить прежде всего практический характер.
Высшей целью науки он считал господство
человека над природой, а “господствовать
над природой можно, только подчиняясь
ее законам”. Бэкон провозгласил ставший
знаменитым девиз: “Знание — сила”.
В науке “речь идет не только
о созерцательном благе, но поистине
о достоянии и счастье
Обращает на себя внимание тот принципиальный факт, что Бэкон был глубоко верующим человеком. Согласно Бэкону, наука, подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы, или землю. Она состоит из двух видов знания — один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Науки, таким образом, делится на теологию и философию. Бэкон стоял на позиции двойственной истины: есть истина религиозная и “светская”. При этом он требовал строгого разграничения сфер компетенции этих видов истины. Теология ориентирована на трактовку Йога, но тщетно стремление человека достичь осмысления Бога естественным светом разума. Вера в Бога достигается путем откровения, тогда как “светская” истина постигается опытом и разумом. В своем труде “Великое восстановление наук” Бэкон писал: “ Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы... нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель — исследование истины”(3). Щели мы вспомним, как мало собственно научных истин было известно во времена Бэкона, то мы еще больше удивимся поразительной проницательности его ума. Говоря о слабой стороне философии Бэкона, отметим, что он не сознавал одинаковой важности и индукции, и дедукции. Подобно тому как человек не может ходить на одной ноге, так и ученый не может полноценно заниматься наукой, пользуясь лишь одним из этих методов.
Мы имели целью
только дать понятие о мировоззрении
Бэкона, прежде всего о его методе,
и ограничились указанием оснований,
на которых покоится его заслуженная
слава основоположника
Бэкон родился
в элитарной семье, близкой
ко двору. Сам он был членом
Тайного совета, хранителем Государственной
печати. Он получил титул барона
Веруламского, а потом и виконта
Сент-Олбанского и гордился
Если Ф. Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, а Гоббс несколько расширил эмпиризм Бэкона за счет математики, то французский математик и философ Ренэ Декарт(1) (1596—1650), напротив, поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма(2), предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, вторые во многом определяют результаты познания. Воззрения Декарта на природу носили в основном механистический характер: селенная — это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существовали развитию мира дает Бог, но впоследствии развитие мира опаляется самостоятельной творческой силой. Декарт одним из первых разработал (хотя и на механистической основе) идеи эвоволюции и провел их через все области учения о природе — от обивания светил и планет до возникновения растений, животных и человека. Образование звезд и планетных систем осуществлялось, по Декарту, благодаря вихревому движению материи: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Здесь Декарт одним из первых вплотную подошел к идее о единстве универсума. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные — это сложные машины. Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики.
Фундаментальным понятием
рационалистических воззрений Декарта
является субстанция (корни этого
понятия уходят в глубины античной
онтологии). Декарт твердо и ясно установил
два принципа для научной мысли:
движение внешнего мира нужно понимать
исключительно как
Первым вопросом
философии для Декарта был
вопрос о возможности достоверного
знания и определяемая им проблема
метода, посредством которого может
быть получено такое знание. В решении
этого вопроса ему пришлось преодолеть
философский скептицизм. Природа
познания состоит в том, что именно
требование сомнения, распространяющегося
на всякое знание, приводит к утверждению
возможности достоверного знания. Поняв,
что, быть может, меня обманывает злой
и хитрый демон или другой обманщик
рассуждает Декарт, я начинаю во
всем сомневаться. Но при этом я не
могу сомневаться в том, что я
сомневаюсь, что существует мое сомнение,
мысль. Отсюда знаменитое изречение
Декарта: “ Cogito ergo sum” (“Я мыслю, следовательно,
существую”). Через достоверность
мысли и бытия мыслящего
Метод научного познания
Декарта называется аналитическим
или рационалистическим. Этот дедуктивный
метод требует ясности
Декарт был не только философом, но и выдающимся математиком (вспомним декартовы координаты). Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики, тем самым предвосхитив труды И.М. Сеченова и И.П. Павлова. В честь этого И.П. Павлов воздвиг памятник Декарту под Санкт-Петербургом.
Он воспитывался в иезуитском колледже Ла Флеш. Переехав в Париж, Декарт окунулся в светскую жизнь, но вскоре, пресытившись ею, поселился в уединении в предместье Парижа, занявшись геометрией. Однако друзья и подруги разыскали его и здесь Чтобы спокойно заняться научной работой, он записался в голландскую армию, на начала готовиться к военным действиям и тогда Декарт поступил в баварскую армию. По его рассказу, однажды зимой он забрался на теплую печь и, предавшись размышлениям, провел там целый день. Мысли и воображение захлестывали его ум. В результате его философское построение было наполовину закончено. Случилось так, что Декарт вступил в переписку с королевой Швеции Христиной — пылкой и ученой. Й. Декарт послал ей трактат о любви, потом — трактат о страстях. За это бессмертное творение гения можно только поблагодарить королеву Христину, но... она назначила встречу с философом в 5 часов утра. Это морозное утро в северной столице стало гибельным для теплолюбивого Декарта. Он простудился и сильно заболел, вскоре его не стало. Чувствуя приближение неизбежного конца, Декарт с горечью воскликнул: “Так вот, душа моя, приходится нам теперь с тобой расстаться”. Он считал, что из факта смерти тела совершенно еще не следует гибель души: она бессмертна. Ознакомьтесь с творениями этого мыслителя. Он обладал удивительно ярким литературным даром. Стиль его произведений — легкий и непедантичный. От его работ веет свежестью и оригинальностью мысли.
Рационализм (от лат.
ratio — разум) — философское воззрение,
признающее (мышление) источником познания
и критерием его истинности.
12. Т. Гоббс
о проблемах взаимоотношений человека
и общества.
Если бы духовные
субстанции и существовали, они были
бы непознанными. Он не допускает существование
бестелесных духов, но придерживается
идеи существования Бога. Он рассматривал
Бога как источник начальной “энергии
мироздания, как первопричину всего
сущего”. Бог не вмешивается в
течение земных событий. Геометрия
у Гоббса превращается в стержневой
научный метод изучения природы.
По Гоббсу, построить политическую
теорию, способную возвыситься над
интересами группы частных лиц, можно,
лишь перенеся методы геометрии в
области политики. Гоббс полагал,
что эти методы потому не используются
при изучении общества, что их применение
может затронуть частные
13. Теория
познания И. Канта.