Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка
Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.
Значительное распространение в аристократических кругах получили идеи европейского мистицизма. Сочинения Ф. Парацельса, Я. Бёме, Э. Сведенборга, К. Эккартсгаузена, Л. К. Сен-Мартена широко обсуждались и комментировались в кругах русского масонства, имевшего своих представителей практически во всех известных дворянских фамилиях (А. Ф. Лабзин, И. В. Лопухин, П. И. Голенищев-Кутузов, М. М. Херасков, И. Н. Болтин, А. П. Сумароков и др.).
Являясь в некоторых
отношениях продолжением прежних эпох,
философская мысль в России XVIII
в. представляля собой новый этап
в русской интеллектуальной истории.
В ней наметились черты ее будущего
развития, например обозначилось столь
характерное для XIX в. противостояние
западнических и
1. Учение Г. С. Сковороды
Мыслителем, олицетворяющим своеобразный переходный характер русского философствования XVIII в., является Григорий Саввин Сковорода (1722—1794), творчество которого вместило в себя два основных типа философской культуры — традиционный и набирающий силу в XVIII столетии — светский, или обмирщенный, т. е. обращенный к мирским, нецерковным темам и проблемам.
Г. С. Сковорода — сын малоземельного казака Левобережной Украины. Образование получил в Киево-Могилянской академии. Состоял в придворной капелле в Петербурге, три года путешествовал по Венгрии, Германии, Австрии и Швейцарии в составе русской военной миссии. Преподавал различные философские предметы в Харьковском коллегиуме, работал переводчиком, домашним учителем.
Философские взгляды
Сковороды изложены в форме диалогов,
в притчах, стихах, баснях и отличаются
практической жизнесмысловой ориентацией.
Последние двадцать пять лет жизни
Сковорода провел в странствиях
по югу России и Украине; он становится
странствующим проповедником
Многие философские
термины Сковорода вводит самостоятельно.
Таковы, например, понятия «сродность»
и «несрод-ностъ», характеризующие
содержание его нравственно-религиозного
учения. Сродность в самом общем
ее выражении — это структурная
упорядоченность человеческого
бытия, определяемая прежде всего сопричастностью
и подобием человека Богу: «Божие имя
и естество его есть то же». Несродность
как противоположность
связанного с
самостоятельным поиском
Сковорода был философом в подлинном смысле этого слова, мудрецом, который не только проповедовал свое учение, но и следовал ему в жизни. По его завещанию на надгробии мыслителя была высечена надпись: «Мир ловил меня, но не поймал».
2. Философские идеи М. В. Ломоносова
Основателем светского философского образования в России явился Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) — ученый-энциклопедист, реформатор русского языка и литературы.
Учился Ломоносов
в московской Славяно-греко-латинской
академии и в Марбургском университете
в Германии, где слушал лекции X. Вольфа.
Творчество Ломоносова исключительно
разносторонне, особенно велики его
заслуги в области физики и
химии. Он внес также вклад в русскую
филологию и поэзию. В работе «О
слоях земных» (1763) Ломоносов выдвинул
догадку об эволюции растительного
и животного мира, указывая на необходимость
изучения причин изменения природы.
В письме к Л. Эйлеру (1748) Ломоносов
сформулировал закон сохранения
вещества и движения. М. В. Ломоносов
положил в основу объяснения явлений
природы философское
об извечности первичного движения», 1748). Рациональное обоснование атомистических положений, по его мнению, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы» не отвергает «Бога-творца», «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.
М. В. Ломоносов был основоположником новой для своего времени науки — физической химии; он первый установил, что планета Венера окружена атмосферой, ввел в химию способ количественного анализа в качестве метода исследования.
Являясь вместе с
графом И. И. Шуваловым основателем
Московского университета (1755), Ломоносов
подготовил плеяду ученых, способствовавших
развитию естествознания и философии
в России. Он предложил вести преподавание
в университете на трех факультетах:
юридическом, медицинском и философском.
На последнем в число
В трудах и образовательных
проектах Ломоносова представлена светская,
нерелигиозная трактовка
Улучшить жизнь общества, по Ломоносову, можно лишь посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм, для России — самодержавия.
Именно благодаря самодержавию, считал он, Россия «усилилась... умножилась, укрепилась, прославилась». Историю Ломоносов понимал как процесс органический, где всякая предшествующая фаза связана с последующей. История — не «вымышленное повествование», а достоверное, основанное на конкретных источниках изучение опыта «праотцев наших», включающее исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию и т. п.
Исторические и философские понятия отражают, по Ломоносову, изменения, происходящие в мире, отсюда необходим их периодический пересмотр. История познания, таким образом, в определенном смысле и есть история образования понятий. Они сложились первоначально в мифологии, затем в религии, в философии и науке. Так, древняя религия зороастризма приписывает понятиям «некоторую потаенную силу, от звезд происходящую и действующую в земных существах». Средневековый спор между номиналистами («именниками») и реалистами («вещественниками») учит, утверждал Ломоносов, что формировать понятия нужно не просто путем познания отдельных имен, названия вещей и их качеств, но путем «собирания» имен, происходящих как от «подлинных вещей и действий», так и от «идей, их изображающих». Сложность здесь «не состоит в разности языка, но в разности времен», т. е. успешность и точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и философии.
В «Российской грамматике»
(1755) Ломоносов доказывал, что русский
язык, сочетающий «великолепие испанского,
живость французского, крепость немецкого,
нежность итальянского, сверх того
богатство и сильную в
Философия языка Ломоносова тесно связана с его теорией познания. Понятия или идеи, считал он, суть простые и сложные. Так, понятие «ночь» — простое. Но, например, представление о том, что люди ночью «после трудов покоятся», — сложное, так как включает идеи ночи, людей, труда и покоя. Идеи, далее, подразделяются на «первичные, вторичные и третичные». Искусство оперировать понятиями состоит в том, что можно миновать отдельные ступени (например, «вторичную») и перейти прямо к «третичной». Таким образом, можно миновать
«материальные свойства» и перейти на более высокий уровень абстрагирования. Суть познания и состоит в том, чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивая «без разбору» от одного понятия к другому. В этом также заключается механизм соотнесения опыта и гипотез.
Научное познание, по Ломоносову, есть некоторый идеал деятельности, полезной и возвышающей человека. Рационалистический оптимизм русского мыслителя с особой силой выражен в работе «О пользе химии» (1751). Своеобразный гимн науке и «художеству» (тоже разновидность познания) перерастает у него в гимн торговле, мореплаванию, металлургии и т. п.
Влияние Ломоносова на развитие научного и философского знания в России общепризнано — от Пушкина, назвавшего его «первым русским университетом», и Белинского, сравнивавшего его с Петром Великим, до академиков В. И. Вернадского и С. И. Вавилова.
3. Философские взгляды А. Н. Радищева
Философские идеи европейского
Просвещения XVIII в. получили яркое отражение
в творчестве Александра Николаевича
Радищева (1749—1802). Большое влияние
на Радищева оказали сочинения Рейналя,
Руссо и Гельвеция. Вместе с тем
Радищев, получивший образование в
Германии, в Лейпцигском университете,
был хорошо знаком и с трудами
немецких просветителей Гердера
и Лейбница. Однако политическая философия
Радищева была сформулирована на основе
анализа русской жизни («Путешествие
из Петербурга в Москву», 1790). Автор
«Путешествия» был осужден на
смертную казнь, замененную на сибирскую
ссылку. В Сибири Радищев написал
философский трактат «О человеке,
его смертности и бессмертии» (1792).
Задолго до О. Тьерри и романтической
школы французских историков, обратившихся
к народной жизни французского общества,
сосредоточенной в истории «
Радищев был озабочен в то же время тем, чтобы превратить крестьянина, который «в законе мертв», в «истинного гражданина», установить республиканское «равенство во гражданах», отбросив табель о рангах, придворные чины, наследственные
привилегии и
т. п. Теоретической основой
Трактат «О человеке...»
содержит изложение материалистических
и идеалистических аргументов в
пользу смертности и бессмертия человеческой
души. Принято считать, что первые
две книги трактата являются материалистическими
в своей основе, тогда как 3-я
и 4-я книги отдают предпочтение идеалистической
аргументации о бессмертии души. Однако
верно также и то, что Радищев
подмечал слабость и ограниченность
некоторых положений метафизики
материализма и не был сторонником
идеалистического понимания природы
человека. Так, признавая убедительность
аргументов материалистов в пользу
смертности человеческой души (из опыта
мы имеем возможность судить о
том, что душа прекращает свое существование
со смертью телесной организации
человека), он в то же время высказывал
критические суждения в их адрес.
Например, сознавая важность материалистического
положения Гельвеция о
Рассматривая философское
понятие «рефлексия» у
Понятие «человек» — центральная категория в философии Радищева. Преимущественно в «человеческом измерении» рассматривал он и проблемы бытия и сознания, природы и общества