Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка
Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.
По своим убеждениям
Руссо - представитель демократического
крыла идеологов Просвещения; он
- философ, социальный мыслитель, писатель,
крупнейший специалист в области
философии искусства (особенно музыки)
и педагогики. Веря в существование
Бога и признавая бессмертие души,
Руссо утверждал, что материя
и дух суть два извечно существующих
начала. В вопросах теории познания
он придерживался идей сенсуализма,
хотя и был сторонником врожденности
нравственных идей. Руссо подвергал
резкой критике феодально-сословные
отношения и деспотический
“Человек рожден
свободным, а между тем везде
он в оковах!” Развивая идеи общественного
договора, Руссо в отличие от Т.
Гоббса утверждал, что в “естественном
состоянии” не только не было “войны
всех против всех” но в отношениях
между людьми господствовали дружба
и гармония. Он смело восставал
против современной цивилизации
как цивилизации неравенства. Его
негодование было направлено против
такой культуры, которая оторвана
от народа и которая освящает общественное
неравенство. Руссо различал два
вида неравенства: физическое, проистекающее
из разницы в возрасте, здоровье,
даровании и т.п., и политическое,
выражающееся в различных привилегиях.
Этому Руссо противопоставлял простоту
и “невинность” первобытных людей.
Руссо - сторонник естественного
права. Его идеалом было далекое
прошлое, когда все люди были равны:
да и какие раздоры могли быть
у людей, которые ничем не владеют!
Между Руссо и Вольтером
Д. Дидро
Дени Дидро (1713—1784)
— знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист.
Характерная черта его
Дидро отличался искрящимся остроумием, выдающимся литературным даром, глубиной и тонкостью мысли, страстностью неутомимого борца, а также общительностью, бескорыстием и отзывчивостью. Дидро сначала был верующим христианином, потом скептиком, но от веры в Бога как творца мироздания не отошел. В последние годы жизни он склонялся к воззрениям, близким к воззрениям Г. Лейбница.
Дидро высказал мысль,
согласно которой от молекулы до человека
тянется цепь существ, переходящих
от состояния живого оцепенения до
состояния максимального
Дидро утверждал, что душа — продукт единства организма, его целостности. Человек “есть некое целое, оно едино, и, может быть, это единство — в соединении с памятью — составляет душу, Я, сознание”. В своих “Элементах физиологии” Дидро высказал глубокую мысль: “Я не могу отделить даже в абстракции пространства я времени от существования. Значит оба эти свойства существенно характерны для него”.
П. Гольбах
Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723—1789), барон — французский философ-материалист. Главное его сочинение “Система природы” — “эта библия материализма”. Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она — своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал “классическое” определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Подобно тому как удары пальцев музыканта по клавишам клавесина рождают музыкальные звуки, так и воздействия предметов на наши органы чувств рождают ощущения всевозможных свойств.
У французских просветителей
имелись значительные расхождения
во взглядах, вплоть до противоположных
позиций. Но все-таки в целом все
они были полярно противоположны
миру официальной практики и идеологии,
едины в той мере, в какой
противостояли господствующим сословиям.
Все они исходили из принципа: если
человек, его личные качества зависят
от окружающей среды, то и его пороки
также являются результатом влияния
этой среды. Чтобы переделать человека,
освободить его от недостатков, развить
в нем положительные стороны,
необходимо преобразовать окружающую
и прежде всего общественную среду.
Они занимали одну позицию в том,
что живут в переломное время,
время приближающегося
XVIII век в истории
мысли не случайно называют
эпохой Просвещения: научное
Эти умонастроения формировались еще в XVII в.: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс были предтечами Просвещения.
В XVIII в. сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII в. философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI—XVII вв. на смену средневековой схоластике.
На знамени просветителей написаны два главных лозунга — наука и прогресс. При этом просветители апеллируют к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных «гипотез».
В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза, А. Э. Шефтсбери; завершают английское Просвещение философы шотландской школы, возглавляемой Т. Ридом, затем А. Смит и Д. Юм. Во Франции плеяда просветителей была представлена Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Л. Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, Ж. О. Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, молодой И. Кант.
В работах Локка содержалась не только критика метафизики с точки зрения сенсуализма (от латинского sensus — чувство, ощущение), подчеркивавшего важнейшую роль чувственных восприятий в познании, не только эмпирическая теория познания: он разработал также принципы естественного права, предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса.
К неотчуждаемым
правам человека, согласно Локку, принадлежат
три основных права: на жизнь, свободу
и собственность. Право на собственность
у Локка, в сущности, тесно связано
с высокой оценкой
Человек в философии
XVIII в. предстает, с одной стороны,
как отдельный, изолированный индивид,
действующий в соответствии со своими
частными интересами. С другой стороны,
отменяя прежние, добуржуазные формы
общности, философы XVIII в. предлагают вместо
них новую — юридическую
Любая из религий — будь то христианство, мусульманство или иудаизм, не высветленная разумом и не прошедшая его критики, есть, согласно Лессингу, не более чем суеверие. И в то же время в каждой из религий заключена истина в меру того, как их содержание проникнуто духом нравственности, разума и любви к ближнему.
Просветительская трактовка человека
Французские материалисты утверждали, что человек по своей природе добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все те чувственные склонности, которые суть выражения этого стремления: любить удовольствие и избегать страдания — такова природная сущность человека, а все природное по определению — хорошо. Такова мировоззренческая подоплека сенсуализма просветителей. Не случайно Гельвеций и Кондильяк, в сущности, отождествляли чувство и разум; а Дидро, не соглашаясь с полным их отождествлением, тем не менее считал разум «общим чувством». В защиту человеческой природы выступил также Руссо: только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости — таково убеждение французского философа. Руссо защищал тезис, что люди, в отличие от стадных животных, в «естественном состоянии» живут поодиночке; руссоистские робин-зоны отличаются кротким нравом, доброжелательностью и справедливостью.
В XVIII в., таким образом,
вновь возрождается та тенденция
в решении проблемы индивидуального
и всеобщего, природного и социального,
которая была характерна еще для
античных софистов. Последние различали
то, что существует «по природе»,
от того, что обязано своим бытием
человеческим «установлениям». Не случайно
софистов называют античными просветителями:
так же как и французские
По мере того как идеи просветителей начали мало-помалу осуществляться в дейсгвительности — как в индивидуальном, так и в общественном плане, — все чаще возникала потребность в их корректировке. Так, Дидро в «Племяннике Рамо» вскрыл диалектику просветительского сознания, поставив под вопрос излюбленный тезис XVIII в. о доброте человеческой природы самой по себе, в ее индивидуально-чувственном проявлении. Самокритику просветительского сознания мы находим также у Дж. Свифта, Руссо и, наконец, у Канта, который в такой же мере является носителем идей Просвещения, как и их критиком.
18. Марксистское понимание истории и общества.
Классический философский марксизм
Марксистская философия
— это совокупное понятие, обозначающее
философские воззрения Карла
Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса
(1820—1895), а также взгляды их последователей.
Применительно к ней
Философские понятия
и построения марксистской классики
во многом продолжают традиции классической
немецкой философии, прежде всего объективного
идеализма Гегеля и антропологизма
Фейербаха. Объективный идеализм Гегеля
превращается в новую форму материализма,
в его учении молодые' Маркс и
Энгельс увидели способ преодоления
разрыва между идеалом и
Социалистические
идеалы французских и английских
утопистов тоже подкрепляются философскими
аргументами диалектико-