(3) Эллинистическая
философия. В эпоху эллинизма
самыми значимыми наряду с
платониками и перипатетиками
стали школы стоиков, эпикурейцев
и скептиков. В этот период
основное назначение философии
видят в практической жизненной
мудрости. Главенствующее значение
приобретает этика, ориентированная
не на общественную жизнь, но
на внутренний мир отдельного
человека. Теории мироздания и
логика служат этическим целям:
выработке правильного отношения
к действительности для достижения
счастья. Стоики представляли
мир как божественный организм,
пронизанный и полностью управляемый
огненным разумным началом, эпикурейцы
– как различные образования
атомов, скептики призывали воздерживаться
от какого-либо утверждения о
мире. Различно понимая пути к
счастью, все они сходно усматривали
блаженство человека в безмятежном
состоянии духа, достигаемом путем
избавления от ложных мнений,
страхов, внутренних страстей, приводящих
к страданиям.
(4) Рубеж тысячелетий.
В период поздней античности
полемика между школами сменяется
поиском общих оснований, заимствованиями
и взаимным влиянием. Развивается
тенденция «следовать древним»,
систематизировать, изучать наследие
мыслителей прошлого. Получает распространение
биографическая, доксографическая, учебная
философская литература. Особенно
развивается жанр комментария
на авторитетные тексты (прежде
всего «божественного» Платона
и Аристотеля). Это было во многом
связано с новыми изданиями
трудов Аристотеля в 1 в. до
н.э. Андроником Родосским и
Платона в 1 в. н.э. Фрасиллом.
В Римской империи, начиная
с конца 2 в., философия становится
предметом официального преподавания,
финансируемого государством. Большой
популярностью в среде римского
общества пользовался стоицизм (Сенека,
Эпиктет, Марк Аврелий), но все
больший вес приобретали аристотелизм
(наиболее яркий представитель
– комментатор Александр Афродисийский)
и платонизм (Плутарх из Херонеи,
Апулей, Альбин, Аттик, Нумений).
(5) Неоплатонизм. В
последние века своего существования
главенствующей школой античности
была платоническая, воспринявшая
влияния пифагореизма, аристотелизма
и отчасти стоицизма. Для периода
в целом характерен интерес
к мистицизму, астрологии, магии
(неопифагореизм), различным синкретическим
религиозно-философским текстам
и учениям (Халдейские оракулы,
гностицизм, герметизм). Особенностью
неоплатонической системы было
учение о первоначале всего
сущего – Едином, которое превыше
бытия и мысли и постижимо
только в единении с ним
(экстазе). Как философское направление
неоплатонизм отличался высоким
уровнем школьной организации,
развитой комментаторской и педагогической
традицией. Его центрами были
Рим (Плотин, Порфирий), Апамея (Сирия),
где была школа Ямвлиха, Пергам,
где основал школу ученик Ямвлиха
Эдесий, Александрия (главные представители
– Олимпиодор, Иоанн Филопон,
Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх
Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский).
Детальная логическая разработка
философской системы, описывающей
иерархию мира, рожденного от
первоначала, сочеталась в неоплатонизме
с магической практикой «общения
с богами» (теургией), обращением
к языческой мифологии и религии.
В целом для античной
философии характерно рассмотрение
человека прежде всего в рамках системы
мироздания как одного из подчиненных
ее элементов, выделение в качестве
главного и самого ценного – разумного
начала в человеке, признание созерцательной
деятельности ума наиболее совершенной
формой истинной деятельности. Широкое
разнообразие и богатство античной
философской мысли обусловили ее
неизменно высокую значимость и
огромное влияние не только на средневековую
(христианскую, мусульманскую), но и
на всю последующую европейскую
философию и науку.
6. Философия
Сократа.
Имя Сократа (469-399 до
н.э.) стало нарицательным и служит
для выражения идеи мудрости. Сам
Сократ ничего не писал, был близким
к народу мудрецом, философствовал
на улицах и площадях, всюду вступал
в философские споры. Заслуга
Сократа состоит в том, что
в его практике диалог стал основным
методом нахождения истины. Если прежде
принципы просто постулировались, то Сократ
критически и всесторонне обсуждал
всевозможные подходы. Его антидогматизм
выражался, в частности, в отказе
от претензий на обладание достоверным
знанием. Сократ применял так называемое
повивальное искусство, именуемое
майевтикой - искусство определять
понятия при посредстве наведения.
С помощью искусно задаваемых
вопросов он выделял ложные определения
и находил правильные. Сократ прославился
как один из родоначальников диалектики
в смысле нахождения истины при помощи
бесед и споров. Метод диалектических
споров Сократа заключался в обнаружении
противоречий в рассуждениях собеседника
и приведения его к истине посредством
вопросов и ответов. В спорах Сократ стремился
доказать целесообразность и разумность
как мира, так и человека. Он совершил поворот
в развитии философии, впервые поставив
в центр своего философствования человека,
его сущность, внутренние противоречия
его души. Благодаря этому познание переходит
от философского сомнения “я знаю, что
я ничего не знаю” к рождению истины посредством
самопознания. Сократ возвел в философский
принцип изречение: “Познай самого себя!”
Главная цель его философии - восстановить
авторитет знания, поколебленный софистами.
Софисты пренебрегали истиной, а Сократ
сделал ее своей возлюбленной. Политические
воззрения Сократа базировались на убеждении,
что власть в государстве должна принадлежать
“лучшим”, т.е. опытным, честным, справедливым,
порядочным и непременно обладающим искусством
государственного управления. Он подвергал
резкой критике недостатки современной
ему афинской демократии. С его точки зрения:
“Худшее - это большинство!” Сократ своею благородной
смертью исчерпал нравственную силу чисто
человеческой мудрости, достиг ее предела.
Эта драма смерти Сократа есть единственная
в мире сверхличная и сверхисторическая
трагедия.
7. Основные
идеи философии Платона, его учение о государстве
+ эллигизм
(1) Онтология. Материальный мир
вторичен, является «тенью» и
произведен от мира идей. Все
явления и предметы материального
мира преходящи и изменяются,
идеи являются неизменными, неподвижными
и вечными. За эти свойства
Платон признает их подлинным,
действительным бытием и возводит
в ранг единственного предмета
подлинно истинного познания. Идеи
– подлинные сущности, существуют
вне материального мира и не
зависят от него, объективны, материальный
мир им лишь подчинен. Это –
ядро объективного идеализма.
Между миром идей, как реальным
бытием, и небытием (т.е. материей
как таковой) существует кажущееся
бытие, производное бытие (т.е.
мир реальных чувственно воспринимаемых
явлений и вещей). Реальные вещи
представляют собой соединение
априорной идеи (подлинного бытия)
с пассивной, бесформенной «принимающей»
материей (небытием). (2) Теория познания
(гносеология). Отрывает чувственное
познание от рационального. Чувственное
познание, предметом которого является
материальный мир, выступает как
вторичное, несущественное, потому
что информирует лишь о кажущемся
бытии, но не о бытии подлинном.
Истинное познание – это познание,
проникающее в мир идей, познание
разумное. Теория воспоминания. Душа
вспоминает идеи, с которыми они
встречалась и которые она
познала в то время, когда
еще не соединилась с телом,
когда сущ-ла в царстве идей.
Эти воспоминания тем сильнее
и интенсивнее, чем больше душе
удается отстраниться от телесности.
(3) Душа. Бестелесна, бессмертна, она
не возникает одновременно с
телом, но существует извечно.
Тело подчиняется ей. Три части:
высшая – разум, воля и благородные
желания, низшая – влечения
и чувственность. В соответствии
с тем, какая из частей души
преобладает, человек на это
ориентируется. (4) Космология. Отвергает
учение о материальной сущности
мира. «Тимей». Геоцентрическая система.
Космос конечен. Небесные тела
– одушевлены. Создатель – Демиург
– сообщил миру определенный
порядок. (5) Учение о гос-ве. «Политея»,
«Номои». Гос-во возникает, по
П., потому, что человек как индивид
не может обеспечить удовлетворение
своих главных потребностей. Строит
теорию идеального гос-ва - как
общество трех социальных группдобродетели:
правители (философы), мудрость; стратеги
(воины), храбрость; производители (земледельцы
и ремесленники)умеренность. Классифицирует
существующие государственные формы на
две большие группы: приемлемые формы-
Аристократическая республика; регрессивные
(упадочные ) -тимократия (власть, основанная
на военной силе),олигархия, демократия
(власть толпы, неблагородного демоса),
тирания. (6) Этика. Ее основа – осознание
врожденных добродетелей, характерных
для отдельных общественных сословий.
Соблюдение этих добродетелей ведет к
справедливости. Подчеркивает значение
набожности и почитания богов. (7) Эстетика.
Искусство оценивает низко. Считал его
лишь подражанием материальному миру,
т.е. неподлинному бытию. Но допускал его
существование в идеальном гос-ве, подчиняя
его социальные ф-ции гос-ву.
8. Философия Аристотеля,
ее основные идеи.
(1) Онтология. Основа
бытия - первая материя, она
принципиально не определима, чувственно
не постижима,и образует «потенциальную»
предпосылку существования. И
хоть она - основа бытия, но
ее нельзя отождествлять с
бытием. Промежуточная ступень между
первой материей и реально
существующим миром - четыре элемента
(огонь, воздух, вода и земля). У
вещей можно различить две
пары взаимно противоположных
свойств - тепло и холод, влажное
и сухое. Четыре основных соединения
этих свойств характеризуют 4
основных элемента: огонь - теплого
и сухого и т.д. Основа реальных
вещей - комбинации 4 элементов. В
отличие от первой материи
существующие вещи постижимы.
Они суть соединения материи
(гиле) и формы (эйдос). Гилозоизм.
Форма образует из потенциального
бытия действительное. Т.о. действительное
бытие представление собой единство
материи и формы. Этим он
преодолевает разрыв между идеальным
и реальным миром, разительный
в системе Платона. (2) Душа присуща
всем объектам живой природы:
растениям (вегетативный уровень
души), животным (чувственный) и человеку
(разумный - мыслит и познает). Душа
как форма, «первая энтелехия»
природного тела. Энтелехия –
движущая сила, превращающая возможность
в действительность. Человек - политическое
существо. (3) Познание. Полностью признает
первичность материального мира.
Первый уровень познания - чувственное.
Познание - развивающийся процесс,
от простейших ступеней к абстрактным.
Градация: ощущение, представление,
опыт, усиленный памятью, искусство,
наука – вершина, его содержание
– познание общего. Чувственное
познание считал истинным, лишь
когда процесс познания переходит
от восприятия к представлениям,
возникают ошибки. Научное познание,
опирающееся на чувственно познаваемую
действительность и постигающее
посредством абстракции, Аристотель
отличает от мнения. Оно также
опирается на чувственное познание,
но представляет совокупность
случайных фактов, задача же научного
познания- постижение всеобщего
и необходимого. Теоретическое познание
необходимо предохранить от пустой
спекулятивности, это ведет А.
к развитию логики, которую понимал
как орудие научного познания.
«Органон» - орудие. Заложил основы
логики как науки (формулирование
закона тождества (предметы тождественны
сами себе), закона противоречия
(невозможно, чтобы были одновременно
истинными и некоторое высказывание
и его отрицание) и закона
исключенного третьего (из двух
взаимно противоположных суждений
в данных условиях истинным
может быть только одно)). (4) Естествознание.
Геоцентрическая система мира. Все,
что находится в пространстве
от лунной сферы до Земли,
наполнено материей - «сублунарная»,
от лунной сферы до Солнца,
вплоть до границ Космоса наполнено
эфиром. (5) Развитие и организация
общества и учение о государстве.
«Политика». Его социальные представления
социально детерминированы. Основным
в его соц. взглядах была
характеристика человека как
общественного существа. Жизнь в
государстве является естественной
сущностью человека. Государство
Аристотель понимает как развитое
сообщество общин, а общину
как развитую семью. Поэтому
во многих случаях формы организации
семьи он приносит на государство.
Аристотель - защитник рабовладения,
как естественного состояния
организации общества. Предопределенность
с рождения к подчинению, другие
- к господству. Общество свободных
людей состоит из трех основных
классов граждан: очень богатые,
средние, очень бедные. Особая
важность для благополучного
состояния государства – средние
слои. Понятия государство и общество
Аристотель отождествлял. Сущность
государства видит в политическом
сообществе людей, которые соединились
для достижения определенного
блага. Идеальное государство
– которое обеспечивает максимально
возможную меру счастливой жизни
для наибольшего числа рабовладельцев.
Рабов и свободную бедноту
считает политически бесправными.
Остальные свободные граждане (состоятельные)
обязаны принимать участие в
делах государства. Идеал гос-ва
– общество, которое опирается
на частную собственность на
орудия труда, земли и рабов.
(6) Этика. Обосновывает свои моральные
принципы положением человека
в реальном обществе и его
отношением к государству, которое
требует от гражданина определенных
добродетелей, без которых нельзя
достичь благосостояния общества.
Поведение – уклонение от крайностей
как гарантия добродетельной
жизни. Основа уравновешенной
и благополучной жизни он видел
в умеренности. Через всю этику
(и политику) проходит принцип
активной деятельности человека.
Достойной свободного гражданина
он считает жизнь практическую
(т.е. наполненную политической
деятельностью) либо теоретическую
(познавательной деятельностью и
размышлениями). Недостаточно знать,
что есть добродетель, следует
действовать и жить в соответствии
с нею. (7) Эстетика. Придает искусству
большое значение (как одна из
высших ступеней в познавательной
деятельности). Искусство отражает
существенные взаимосвязи в форме
изложения конкретного. Взаимоотношение
содержания и формы произведения.
Однако, Аристотель не подчиняет
строго содержание форме.
9. Теоцентризм
философии средних веков.
Согласно христианскому
догмату, Бог сотворил мир из ничего,
сотворил актом своей воли, благодаря
своему всемогуществу. Божественное всемогущество
продолжает каждый миг сохранять, поддерживать
бытие мира. Такое мировоззрение
носит название креационизма. Догмат о творении переносит
центр тяжести с природного на сверхприродное
начало. В отличие от античных богов, которые
были как бы родственны природе, христианский
Бог стоит над природой, по ту сторону
ее и потому является трансцендентным
Богом. Активное творческое начало как
бы изымается из природы, из космоса и
передается Богу; в средневековой философии
космос поэтому уже не есть самодовлеющее
и вечное бытие, не есть живое и одушевленное
целое, каким его считали многие из греческих
философов. Строго говоря, подлинным бытием
обладает только Бог, ему приписываются
те атрибуты, которыми античные философы
наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождествен,
ни от чего не зависит и является источником
всего сущего. Мировоззрение и жизненные
принципы раннехристианских общин первоначально
формировались в противостоянии языческому
миру. Таким образом, средневековое мышление
и миросозерцание определяли две разные
традиции: христианское откровение, с
одной стороны, и античная философия -
с другой. В средние века формируется новое
воззрение на природу. Последняя не есть
теперь нечто самостоятельное, как это
по большей части было в античности. Учение
о божественном всемогуществе лишает
природу самостоятельности, поскольку
Бог не только творит природу, но и может
действовать вопреки естественному ходу
вещей, то есть творить чудеса. Две предпосылки
ответов на вопрос, что такое человек,
как правило, оставались общими. Первая
- это библейское определение сущности
человека как "образа и подобия Божьего"
- откровение, не подлежащее сомнению.
Вторая - разработанное Платоном, Аристотелем
и их последователями понимание человека
как "разумного животного".
10.Философия
Ф. Аквинского.
(1) Области науки
и веры ясно определены. Познание
должно быть направлено на
объект,а не внутрь, на субъективные
формы мышления. Возможность достижения
объективного и истинного знания,
однако познание не может охватить
все. Выше находится богословие
(таинства христианской веры, например).
Но между наукой и верой
нет противоречия. Христианская
истина выше разума, но она
не противоречит ему. Истина
может быть лишь одна, ибо происходит
от бога. Предмет познания и
веры и разума – бог. (2) Роль
философии. Как орудие теологии.
Ф-я должна служить вере тем,
что религиозные истины представляет
и толкует в категориях разума,
и тем, что может ослабить
выставленные против истины (веры)
аргументы. (3) Учение о бытии. Мир
как система, порядок, согласно
которому все разделено на
несколько иерархически обусловленных
ступеней: неживая природа (самая
широкая); мир растений и животных;
мир людей; наивысшая ступень,
первая абсолютная причина –
бог. Понятия эссенции и экзистенции
(сущности и существования). Всякое
сущее состоит из сущности
и существования. У бога сущность
тождественна с существованием.
А сущность всех сотворенных
вещей не согласуется с существованием.
Все единичное является сотворенным,
существует благодаря другим факторам,
т.о. имеет характер обусловленный и случайный.
Т.о. укрепляет дуализм бога и мира. (4) Онтология.
Учение о форме и материи Аристотеля. Материальные
вещи- синтез пассивной материи и активной
формы. Материально состоит из формы и
материи, духовное – имеет лишь форму.
(5) Доказательство существования бытия
Бога. Можно доказать посредством разума:
движение (первый двигатель – бог); причина
(первая действующая причина – бог); взаимоотношения
случайного и необходимого (первая необходимость
– бог); степени качеств (должна существовать
наивысшая степень совершенства – бог);
полезность (существует разумное существо,
которое направляет все вещи к цели, это
бог). (6) Познание бога. Познать бога можно
в трояком смысле: через природу; на основе
подобия творца и сотворенного; все понято
как частица бесконечного совершенного
бога. (7) Учение о душе. Душа - чистая форма
без материи. Этим обуславливаются ее
неуничтожимость и бессмертие. Душа - формирующий
принцип, действующий во всех жизненных
проявлениях. Различает вегетативную
душу (растения - обмен в-в и размножение),
сенситивная (животные - чувственное восприятие,
свободное движение), человек - разум. (8)
Познание. Опосредовано разумом. Приоритет
разума перед волей. Пассивный характер
познания. Источник познания не причастность
к божественным идеям (либо воспоминания
о них), но опыт, чувственное восприятие.
Если образ совпадает с действительностью,
значит познание правильное. Объектом
познания является сущность, которая заключена
в отдельных вещах. Познание сущности
возможно с помощью абстракции. (9) Этика.
Учение о добродетелях: мудрость, отвага,
умеренность, справедливость, вера, надежда,
любовь. Основано на предпосылке, что человеческим
естеством является разум: кто против
разума, тот и против человека. Разум возвышается
над волей и может ею управлять. Предпосылка
нравственного поведения - свобода воли.
Смысл жизни - в счастье, которое понимал
как познание и созерцание бога. Бог - неисчерпаемый
предмет познания. Высшая цель - достижение
небесного блаженства. К нему человека
ведет церковь, но не гос-во. (10) Политическое
устройство. Выступает против социального
равенства. Лучшая форма гос-ва - монархия.
Монарх должен быть в совеем царстве тем,
чем является душа в теле, а бог в мире.
Но подчинение светской власти духовной
власти.
11. Становление
научного метода познания и философии
Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).