Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка
Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.
23. Русская
материалистическая философия
Идеи материализма и социализма
А. И. Герцен
Атмосфера философских дискуссий 30—40-х гг. XIX в. породила многих замечательных мыслителей. Среди них выдающееся место принадлежит Александру Ивановичу Герцену (1812—1870) — основоположнику теории «русского социализма». 1847 год делит его жизнь на два периода — русский и зарубежный. После выезда за рубеж он жил и работал во Франции, Швейцарии, Италии, Англии. В основанной им совместно с Н. П. Огаревым в Лондоне Вольной русской типографии издавались альманах «Полярная звезда», газета «Колокол», произведения, запрещенные на родине цензурой.
Выпускник Московского
университета, Герцен был близко знаком
с В. Г. Белинским, М. А. Бакуниным, Т.
Н. Грановским и А. С. Хомяковым. С
молодых лет он относил себя к
числу людей, горячо любящих Россию,
тех, кто «раскрыт многому европейскому,
не закрыт многому отечественному».
Основательно изучив историю естествознания
и пережив увлечение
Герцен сначала (до 1847 г.) формировался как мыслитель, примыкавший к западническому направлению. Круг его чтения составляли сочинения Сен-Симона, Фурье, Спинозы, Гегеля, Лейбница, Декарта, Гердера, Руссо и многих других авторов.
Одной из основных идей,
усвоенных Герценом еще в ранний
период творчества, является утверждение
необходимости свободы
Впечатления о первой встрече Герцена с Европой, представленные в «Письмах из Франции и Италии» (1847—1852) и в работе «С того берега» (1850), свидетельствуют о радикальных изменениях в его оценках европейской цивилизации. Позднее он вспоминал: «Начавши с крика радости при переезде через границу, я окончил моим духовным возвращением на родину». Герцен отмечает «величайшие противоречия» западной цивилизации, сделанной «не по нашей мерке», пишет о том, что в Европе «не по себе нашему брату».
Излагая свое видение европейской жизни, Герцен принципиально расходится со всеми известными ему социальными и философскими теориями — от просветительских теорий до построений Гегеля и Маркса. Он приходит к выводу о том, что претензии социальных наук покончить со злом и безысходностью, царящими в мире, — несостоятельны. Жизнь имеет свою логику, не укладывающуюся в рациональные объяснения. Цель человеческой жизни — сама жизнь, и люди не хотят приносить жертвы на алтарь истории, хотя их вынуждают это делать, что показали события революции 1848 г.
Критика Герценом западной
цивилизации по причине внутреннего
разлада с ней может быть охарактеризована
как экзистенциальная критика. Он критиковал
идеализм Гегеля за то, что судьбу конкретной
личности тот принес в жертву абсолютной
идее. По Герцену, западная цивилизация
богата внешними формами, но бедна человеческим
содержанием. Вот почему нивелирующее
влияние европейской
Суть этой теории,
по Герцену, составляет соединение западной
науки и «русского быта», надежда
на исторические особенности молодой
русской нации, а также на социалистические
элементы сельской общины и рабочей
артели. Контуры «русского социализма»
уточнялись им многократно, В письмах
«К старому товарищу» (1869) судьба будущего
«русского социализма»
Неперспективны и нежизненны, по Герцену, такие пути реализации социалистического идеала, которые не учитывают конкретные национальные, исторические, психологические, политические особенности той народной среды, к которой они применяются. Ведь одинаково бесполезными могут оказаться и «бессмысленный бой разрушения», и «всеобщая подача голосов, навязанная неподготовленному народу».
Герцен был живым
посредником между русской и
западноевропейской общественной мыслью
и немало способствовал распространению
истинных, неискаженных сведений о
России в среде европейской
Н. Г. Чернышевский
Крупным русским
философом-материалистом был
Родился Н. Г. Чернышевский в семье саратовского священника, выходца из крепостных села Чернышева Пензенской губернии (от его названия ведет происхождение фамилия Чернышевского). Как материалист и атеист Чернышевский сложился во время учебы в Петербургском университете, преодолев рели-
гиозные воззрения периода обучения в саратовской духовной семинарии. Сохранившиеся его семинарские сочинения («О сущности мира», «Обманывают ли нас чувственные органы?», «Смерть есть понятие относительное») свидетельствуют о том, что в юности он не был атеистом.
Первую известность
Чернышевскому принесла магистерская
диссертация «Эстетические
Главное философское
произведение Чернышевского — «
Принципом философского воззрения на человека, по Чернышевскому, служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма. Он считает, что если бы в человеке была какая-то иная натура, сущность, чем та, которую мы наблюдаем и знаем, то она как-нибудь проявила бы себя. Но этого не происходит, значит, какой-либо другой натуры в человеке нет.
Антропологический
материализм Чернышевского с
идеалистической точки зрения подверг
критике профессор Киевской духовной
академии П. Д. Юркевич. В статье «Из
науки о человеческом духе» (1860) он
отрицал возможность
объяснения человека
с помощью одних только данных
естествознания. Юркевич критикует
Чернышевского не за то, что тот
ограничивает изучение психических
явлений областью физиологии. Он не
согласен прежде всего с материалистической
идеей единства человеческого организма.
Человеческое существо, по Юркевичу, всегда
будет рассматриваться двояко: в
опыте внешнем познается его
тело и органы, в опыте внутреннем
— психические переживания. Вообще
природа имеет свою логику (как
и дух). В явлениях природы открывается
ее «материализм». С этой стороны
она и исследуется
В работе «Критика философских
предубеждений против общинного
владения» (1858) Чернышевский излагает
собственную трактовку
Диалектика вечной
смены форм у Чернышевского служит
отправным пунктом при
Чернышевский оказал
значительное влияние на формирование
«традиционного миросозерцания левой
интеллигенции» (Н. А. Бердяев). Его романом
«Что делать?» (1863), написанным в Петропавловской
крепости, зачитывались многие поколения
революционеров в России, Европе и
Америке. Особую известность русскому
мыслителю принесло его политическое
мученичество — арест по ложному
обвинению, заключение (1862), осуждение
на каторгу и пожизненную
Народничество
Идеи Герцена
и Чернышевского оказали
Народничество прошло
путь от разрозненных кружков до сплоченных
организаций революционных
Начало оформлению
идеологии народничества было положено
работами Петра Лавровича Лаврова
(1823—1900) «Исторические письма» (1868—1869)
и Николая Константиновича
Своеобразие социального
познания, по Лаврову и Михайловскому,
состоит в том, что общественные
явления изучают ученые, конкретные
личности, обладающие определенными
представлениями о добре и
зле, желательном и нежелательном.
Социальные науки при таком подходе
приобретают характер аксиологических
дисциплин. Остается лишь очистить их
от «дурного» субъективизма, произвола
суждений и оценок и должным, критическим
образом отобрать положительное, отвергнув
все отрицательное. Сфера положительного,
по Михайловскому, охватывает идеалы социальной
справедливости (солидарности), а вторая
сфера — «идолы» и