Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:15, шпаргалка
1. Основні концепції походження філософії. Предмет і завдання філософії.
2. Культурно-історичні передумови виникнення філософії.
3. Головні функції філософії як способи вирішення її завдань.
Классический психоанализ
Экзистенциализм, или философия
существования - одн из самых популярных
и влиятельных течений
На формирование современной
философии существования
Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии - это Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.), Карл Ясперс (1883-1969 гг) Во Франции - Жан Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю 1913-1960), В России - Лев Шестов, (1866-1938). Николай Бердяев (1874-1948).
Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.
Центральные вопросы экзистенциализма
- существование человека, смысл
его жизни и судьбы в мире -
необычайно созвучны любому, задумывающемуся
над своим бытием, человеку. Вот
почему экзистенциализм столь
Экзистенциализм исходит
из субъекта, полагая, что существование
предшествует сущности. У Ж. П. Сартра
и других субъектом, у которого существование
предшествует сущности, является человек
или, как говорит М. Хайдеггер, человеческая
реальность". Другими словами, экзистенциальные
проблемы - этo вопросы самого факта
существования каждого человека
и переживание своего способа
существования. Существование, или
экзистенция - это нечто невыразимое
в понятиях, то, что никогда не
является объектом, ибо человек не
в состоянии взглянуть на себя
со стороны. Существование не поддается
рациональному постижению, и единственная
возможность познать его
Для экзистенциалиста у человека нет определения (сущности) до его существования - личностного бытия, направленного к ничто (смерти) и сознающего, переживающего свою конечность. Это означает, что человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется - входит в область подлинных сущностей и смыслов. С точки зрения экзистенциалистов, человек потому и не поддается научному определению, что он первоначально ничего собой не представляет, он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его индивидуальное, личностное бытие. Человек станет человеком лишь позже.
Человек есть лишь то, что
он сам из себя делает. Он есть ничто
иное как его проект самого себя,
и он существует лишь настолько, насколько
сам себя осуществляет. Вдумаемся
в его смысл: человек вступает
в жизнь и сам определяет свой
облик, вне которого ничего нет. Только
действительность идет в счет. Трус
ответственен за свою трусость, лжец за
свою ложь и т. д. Иначе говоря, человек
сам делает себя и свою жизнь. Именно
он сам стал трусом, лжецом, подлецом.
В этом смысле следует прислушаться
к экзистенциалистским
Второй принцип сартровского экзистенциализма: человек ответственен не только за себя, он отвечает и за всех людей.
Разъясняя этот принцип своей философии Ж.-П. Сартр, подчеркивает, что всякий субъект (человек), о котором идет речь, не есть строго индивидуальный субъект. С точки зрения Ж.-П. Сартра, истина постижения человека как себя самого не может быть никакой другой, кроме "Cogito ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, я существую"). Дух обретает силу бытия в каждом отдельном человеке. Однако в "cogito" человек открывает не только себя самого, он открывает и других людей. Иначе говоря, через "Я мыслю" человек постигает себя перед лицом другого, и другой человек так же достоверен для него, как и он сам. Для того, чтобы выяснить какую-либо истину о себе самом, человек должен пройти через другого. Другой необходим для собственного существования человека и для самопознания человека.
Таким образом, человек открывает целый мир, который называется интер-субъектом. Только в этом интер-субъектном мире и решает человек, чем является он сам и чем являются другие люди.
Человек своим поступком
(действиями) создает определенный
образ человека, который он выбирает,
ибо выбирая себя, он выбирает человека
вообще. Как говорит Ж.-П. Сартр, человек
своим поступком "толкает на тот
или иной путь жизни не только себя
самого, но и все человечество. Атеистический
экзистенциализм исходит из положения:
Богa нет, а поэтому человеку все
позволено. Иначе говоря, человек
живет в мире, где религиозная
надежда умерла, а поэтому человеку
как бы надо жить без высшего смысла
и благодати. С точки зрения Ж.-П.
Сартра, А. Камю и других атеистических
экзистенциалистов это
Человеческое бытие, согласно
экзистенциалистам, - совершенно уникальная
реальность, к которому неприменимы
никакие нечеловеческие мерки причинно-следственных
связей, ничто внешнее не властно
над человеком, он есть причина самого
себя. Вот почему в экзистенциализме
человек свободен, ибо свобода - это
сама экзистенция. Экзистенция является
"обиталищем" человеческой свободы,
а потому человек - это свобода, и
он осужден быть свободным. Основанием
свободы в экзистенциализме является
то, что человек сам себя создает,
и он ответственен за все, что делает.)
Вместе с тем, в характеристике свободы
человека экзистенциализмом следует
видеть некоторые особенности его
религиозного и атеистического направлений.
Так, для религиозных
Можно сказать, что свобода
в экзистенциалистской
- возможность выбора человеком самой цели, или свобода его воли;
- возможность достичь человеком поставленной цели, или свобода его действия.
Важно в этой связи обратить
внимание на экзистенциалистский подход
к проблеме выбора человека, ибо
в этом подходе сконцентрировано,
можно сказать, кредо этой философии.
Так, в философии Ж.-П. Сартра человек
отличен от всех природных существ,
именно своей способностью выбирать
самого себя, быть самим собой к
нести ответственность перед
собой за свой выбор. Другими словами,
выбор человека у Ж.-П. Сартра не сообразовывается
ни с какими социальными нормами
и установлениями, но и выбирая
себя, человек одновременно выбирает
и все человечество. За каждой принятой
позицией или каждым частным обязательством
можно различить
Хотя человек, по Ж.-П. Сартру, не может не выбирать, так как давление обстоятельств, в которых он находится, вынуждает его обязательно делать какой-либо выбор, тем не менее этот выбор неизбежно осуществляется в определенной ситуации. Человек осуществляет выбор, бытие-в-мире с другими. Подчеркнем, что общение индивида, связь его с другими индивидами составляет структуру его собственного бытия. Человеческое бытие в экзистенциализме, в частности у К. Ясперса, есть суть того, что человек не сущесвует просто как отдельный индивид, а только благодаря общности взаимного сознательного понимания "мы". Иными словами, люди одновременно я свободны, и порабощены.. Человек и его выбор (воля и действие) обусловлены определенной ситуацией и бытием других. При этом, экзистенциалисты, в частности М. Хайдеггер, исходят из того, что не человек владеет свободой как свойством, а напротив, свобода как экзистентное бытие наличного изначально владеет человеком, и только она гарантирует человеку и человечеству соотнесенность с сущим. Иначе говоря, сама свобода человека - это основание бытия, его допущение, истина сущего. Это значит, что человек в каждом случае (например, вступать ли ему в партию коммунистов или в партию фашистов, жениться или остаться холостым), что бы он ни делал, он не может не взять на себя полную ответственность за свое решение (выбор и действие) любой проблемы Последнее обстоятельство позволяет как нельзя лучше понять, что для экзистенциализма свобода в каждом конкретном случае не может иметь другой цели, кроме себя самой Человек преследует конкретные цели, предполагающие наличие абстрактного стремления к свободе, но эта свобода реализуется в конкретном действии Человек желает свободы вообще ради свободы в каждом отдельном случае.
Свобода в экзистенциализме предстает как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность и обречен быть свободным - быть самим собой Конечно, человек может отказаться от своей свободы. Но отказаться от свободы - это отвергнуть свою личность, что значит поступать и думать так, как поступают и думают все При этом мир, в который погружается человек, как говорит об этом М. Хайдеггер, - это "ман" (в немецком языке "man" - неопределенно-личное местоимение), то есть по существу безличный мир, в котором все анонимно, где каждый изолирован от других, усреднен и становится объектом действия. Это такой мир, где никто ничего не решает, а поэтому и не несет ни за что ответственности, Человеку в таком мире не на кого надеяться, ибо, по Сартру, он сам по себе, как сам по себе мир
Разрушением объективированного, безличного мира "ман", согласно философии экзистенциализма, является подлинное человеческое общение, или экзистенциальная коммуникация - прорыв одного индивида к другому, единение людей и понимание их друг другом. Для А. Камю, например, подлинное общение - это объединение людей в бунте против абсурдного мира.
Разрушению мира "ман" способствует и творчество человека Однако мир "ман" постоянно стремится разрушить экзистенциальную коммуникацию, сломать творческий процесс.
Отстаивая свободу человека, экзистенциалисты связывают ее с полной ответственностью человека как личности за свою экзистенцию (Никто не умрет вместо меня, - говорил Ж. -П. Сартр)
Понятно, считает Ж.-П. Сартр,
свобода как определение
Всe это означает, что у
экзистенциалистов свобода